ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по предмету музыка.
Программа адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс музыки по УМК авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
Согласно учебному плану школы на изучение музыки в 7 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
В связи с выпадением ___________ уроков на праздничные дни, количество учебных часов сокращено на _______ часов. Материал данных уроков включен в уроки № ___________. Таким образом, содержание курса будет выдано за ________ уроков за счет уплотнения учебного материала.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года на заключительном уроке в форме урока-концерта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА
По окончании курса школьники научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусаю, выражать свое отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральна спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией. называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
— применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 18 ч. |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, курса, темы урока | Кол-во часов | Примечание (домашнее задание) | Дата |
планир | фактич |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки 18 ч. |
1 | Классика и современность | 1 | с.6-7 | 07.09 | |
2 | В музыкальном театре. Опера Входной контроль (тестирование) | 1 | с. 8-11 | 14.09 | |
3 | Опера M. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | с. 12-17 | 21.09 | |
4 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 1 | с. 18-21 | 28.09 | |
5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 1 | с. 22-25 | 05.10 | |
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров с. 26-27 | 12.10 | |
7 | Балет Б. И. Тищенко «Ярославна» | 1 | с. 28-29 | 19.10 | |
8 | Балет Б. И. Тищенко «Ярославна» | 1 | с. 30 - 35 | 26.10 | |
9 | Героическая тема в русской музыке (Тестирование) | 1 | Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего с. 36-39 | 02.11 | |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы» | 1 | с. 40-43 | 09.11 | |
11 | Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 1 | с. 44-47 | 16.11 | |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 1 | с. 48-51 | 23.11 | |
13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 1 | с. 52-53 | 30.11 | |
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита» | 1 | с. 54-61 | 07.12 | |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | с. 62-69 | 14.12 | |
16 | Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» (Тестирование) | 1 | с.70-71 | 21.12 | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1 | с. 74-75 | 28.12 | |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | с. 76-81 | 11.01 | |
Мир образов камерной и симфонической музыки 17 ч. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 17 ч. |
19 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | с. 84-87 | 18.01 | |
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | Составление вступления для ведущего концерт из полюбившихся произведений камерной музыки с. 88-91 | 25.01 | |
21 | Камерная инструментальная, музыка: этюд | 1 | Выполнение рисунков к одному из полюбившихся музыкальных сочинений с. 92-93 | 01.02 | |
22 | Транскрипция | 1 | с. 94-97 | 08.02 | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | с. 98-99 | 15.02 | |
24 | Соната Л. Бетховен соната № 8 «Патетическая» | 1 | с. 102-105 | 01.03 | |
25 | Соната № 2 С. Прокофьева | 1 | с. 106-109 | 15.03 | |
26 | Симфоническая музыка Й. Гайдн симфония № 103 «С тремоло литавр» | 1 | с. 110-113 | 22.03 | |
27 | Симфония № 40 В. Моцарта. Симфония № 5 Л. Бетховена | 1 | с. 114-117 с. 120-123 | 29.03 | |
28 | Симфония № 1 «Классическая» С. С. Прокофьева | 1 | с. 118-119 | 05.04 | |
29 | Симфония № 1 В. Калинникова | 1 | с. 126 - 129 | 12.04 | |
30 | Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича | 1 | с. 132-135 | 19.04 | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси (Тестирование) | 1 | с. 136-137 | 26.04 | |
32 | Инструментальный концерт | 1 | с. 138-141 | 03.05 | |
33 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | с. 142-143 | 10.05 | |
34 | Пусть музыка звучит! | 1 | с. 144-149 | 17.05 | |
35 | Урок-концерт | 1 | | 24.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Дата планируемая | Причина переноса | Дата фактическая |
| | | |
| | | |