На данную рабочую программу отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Количество часов примерной программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы. Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса музыки. Программа включает в себя следующие разделы:
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
№ п/п | Раздел программы, количество часов. | Номер урока данного раздела. | Тема урока. | Основные виды деятельности обучающихся. |
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (5ч). |
1 | | 1 | Мелодия — душа музыки. - П. Чайковский симфония № 4,2 часть. «Все начинается со школьного звонка», В.Суслова. | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Знать понятия: - мелодия, симфония; - романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент; - кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи; - кантата, набат, вступление; - опера, хоровая сцена, певец-солист. Уметь: - внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер; - определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); - размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; - определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
2 | | 2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. - «Благословляю вас леса», П. Чайковский, сл. А.Толстого; - «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого; - «Романс» Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». |
3 | | 3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава. -«Радуйся, Росско земле». Кант на заключение Ниш тадного мира (1721 г.). Неизвестный автор 18 век; - «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век. |
4 | | 4 | С.Прокофьев Кантата «Александр Невский». - «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому»; - С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском». |
5 | | 5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна... - Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам; - Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься». |
Раздел 2. «День, полный событий» (4ч). |
6 | | 1 | Утро. -«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1); -«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского (диск 1,2 класс). | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать – художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Знать понятия: - песенность, повтор, лад, тембр; - выразительность, изобразительность, контраст; - мелодия, соло. Уметь: - и делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами; - определять на слух основные жанры музыки; - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. |
7 | | 2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. -«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А. Барто; - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка; - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта». |
8 | | 3 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. -«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского; -«Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского. |
9 | | 4 | Вечер. Обобщающий урок. - «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; - «Прогулка». Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. |
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (4ч). |
10 | | 1 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! -«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта; - «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова; - «Скажи художник», М.Протасова, сл. Н. Бромлей. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Знать понятия: - древнейший; - величание, старинные распевы. Уметь: - размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий; - правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками; - петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию. |
11 | | 2 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! -«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной; – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини; -«Снежная песенка», Д. Львова-Компанейца. |
12 | | 3 | Вербное воскресенье. Вербочки. - «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра. |
13 | | 4 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. - Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого. |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч). |
14 | | 1 | Настрою гусли на старинный лад...(былины). Былина о Садко и Морском царе. - «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова; - «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие); - Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова; - «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать участие В традиционных праздниках народов России. Знать понятия: - былина, певец-сказитель, гусли; - былинный напев; - масленица, хоровод; - повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль. Уметь: -определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; - исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; - народную музыку. |
15 | | 2 | Певцы русской старины (Баян.Садко). Лель мой Лель... -«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие); - «Волшебный смычок» норвежская народная песня. |
16 | | 3 | Звучащие картины. - Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова, слова И.Устюжанина. |
17 | | 4 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. - Масленичные русские народные песни. |
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6ч). |
18 | | 1 | Опера «Руслан и Людмила». - Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Знать понятия: - сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано; - опера, миф, лира; - опера, ария, сопрано, шествие, каватина; - мюзикл, современные интонации, ритм. Уметь: - проявлять навыки вокально-хоровой работы; - петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией; - определять на слух основные жанры музыки; - особенности мюзикла. Знать и понимать творчество П.Чайковского. |
19 | | 2 | Опера «Орфей и Эвридика». - Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. |
20 | | 3 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. - Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. |
21 | | 4 | Полна чудес могучая природа... «Океан – море синее». В заповедном лесу. - Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. |
22 | | 5 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. - Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. |
23 | | 6 | В современных ритмах(мюзикл). - Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; - Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. |
Раздел 6. В концертном зале (6ч). |
24 | | 1 | Музыкальное состязание (концерт). - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; - «Веснянка»-украинская народная песня. | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных и зарубежных исполнителей Знать понятия: - композитор, исполнитель, слушатель, концерт; - деревянно-духовые музыкальные инструменты; - скрипач, виртуоз; - струнно-смычковые инструменты; - сюита, тема, вариационное развитие. Уметь: - делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности; - размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание; - исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно; - определять на слух основные жанры музыки. |
25 | | 2 | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). - Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах; - Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюк; - «Волшебный смычок», норвежская народная песня; -«Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова; -Мелодия. П.Чайковский; - Каприс № 24. Н. Паганини. |
26 | | 3 | Звучащие картины. -Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; Исполнение песен. |
27 | | 4 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. - Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); - Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. |
28 | | 5 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал симфонии. - Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; - Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. |
29 | | 6 | Мир Бетховена. Обобщающий урок. - Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент); - Л. Бетховен.Контрабас; - К Элизе; - Весело. Грустно. Л. Бетховен. |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6ч) |
30 | | 1 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза. - Мелодия. П. Чайковский; - Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; - Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Знать понятия: - оркестр, финал, вариации; - песенность, танцевальность, лад; - кантата, хор, симфонический оркестр; - фортепианная, симфоническая, вокальная музыка; - музыкальная речь, лирические чувства; - опера, симфония, песня; - ода, кант, гимн, симфония, опера. Уметь: - размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности; - определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; - правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам; - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; - определять сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
31 | | 2 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. - Шествие солнца. С. Прокофьев; - Мелодия. П. Чайковский; - Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет». |
32 | | 3 | Певцы родной природы. - Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; - Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; - Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; - Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина. |
33 | | 4 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. - Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; - Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт; - Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен; - Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. |
34 | | 5 | Обобщающий урок. - Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. |
35 | | 6 | Экскурсия в лес. Слушание пения птиц. |