СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

  • Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты:

  • Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


3. Содержание учебного предмета, курса.


На данную рабочую программу отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Количество часов примерной программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы. Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса музыки. Программа включает в себя следующие разделы:

Россия — Родина моя (5ч).

      Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
      Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.

День, полный событий (4ч).

      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
      Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«О России петь — что стремиться в храм» (4ч).

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
      Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч).

      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
      Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.

В музыкальном театре (6ч).

      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
      Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

В концертном зале (6ч).

      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
      Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч).

            Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
      Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
      Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.




4. Календарно-тематическое планирование.



№ п/п

Раздел программы, количество часов.

Номер урока данного раздела.

Тема урока.

Основные виды деятельности обучающихся.

Раздел 1.

«Россия – Родина моя» (5ч).

1


1

Мелодия — душа музыки.

- П. Чайковский симфония № 4,2 часть. «Все начинается со школьного звонка», В.Суслова.

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Знать понятия:

- мелодия, симфония;

- романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент;

- кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи;

- кантата, набат, вступление;

- опера, хоровая сцена, певец-солист.

Уметь:

- внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

- определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

2


2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

- «Благословляю вас леса», П. Чайковский, сл. А.Толстого;

- «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого; - «Романс» Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».

3


3

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава.

-«Радуйся, Росско земле». Кант на заключение Ниш тадного мира (1721 г.). Неизвестный автор 18 век;

- «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век.

4


4

С.Прокофьев Кантата «Александр Невский».

- «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому»;

- С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском».

5


5

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля…

Да будет во веки веков сильна...

- Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам;

- Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься».

Раздел 2.

«День, полный событий» (4ч).

6


1

Утро.

-«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1);

-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского (диск 1,2 класс).

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать – художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Знать понятия:

- песенность, повтор, лад, тембр;

- выразительность, изобразительность, контраст;

- мелодия, соло.

Уметь:

- и делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами;

- определять на слух основные жанры музыки;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

7


2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

-«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А. Барто; - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка; - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта».

8


3

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.

-«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского;

-«Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского.

9


4

Вечер. Обобщающий урок.

- «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева;

- «Прогулка». Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Раздел 3.

«О России петь – что стремиться в храм» (4ч).

10


1

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

-«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта; - «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова;

- «Скажи художник», М.Протасова, сл. Н. Бромлей.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Знать понятия:

- древнейший;

- величание, старинные распевы.

Уметь:

- размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий;

- правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками;

- петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию.

11


2

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

-«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной;

– «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини;

-«Снежная песенка», Д. Львова-Компанейца.

12


3

Вербное воскресенье. Вербочки.

- «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра.


13


4

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

- Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Раздел 4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч).

14


1

Настрою гусли на старинный лад...(былины). Былина о Садко и Морском царе.

- «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова;

- «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие);

- Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова;

- «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Принимать участие

В традиционных праздниках народов России.

Знать понятия:

- былина, певец-сказитель, гусли;

- былинный напев;

- масленица, хоровод;

- повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- народную музыку.

15


2

Певцы русской старины (Баян.Садко). Лель мой Лель...

-«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие);

- «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

16


3

Звучащие картины.

- Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова, слова И.Устюжанина.

17


4

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

- Масленичные русские народные песни.

Раздел 5.

«В музыкальном театре» (6ч).

18


1

Опера «Руслан и Людмила».

- Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

Знать понятия:

- сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано;

- опера, миф, лира;

- опера, ария, сопрано, шествие, каватина;

- мюзикл, современные интонации, ритм.

Уметь:

- проявлять навыки вокально-хоровой работы;

- петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией;

- определять на слух основные жанры музыки;

- особенности мюзикла.

Знать и понимать творчество П.Чайковского.

19


2

Опера «Орфей и Эвридика».

- Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

20


3

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

- Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

21


4

Полна чудес могучая природа... «Океан – море синее». В заповедном лесу.

- Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.

22


5

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

- Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

23


6

В современных ритмах(мюзикл).

- Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной;

- Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыб­ников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6.

В концертном зале (6ч).

24


1

Музыкальное состязание (концерт).

- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский;

- «Веснянка»-украинская народная песня.

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных и зарубежных исполнителей

Знать понятия:

- композитор, исполнитель, слушатель, концерт;

- деревянно-духовые музыкальные инструменты;

- скрипач, виртуоз;

- струнно-смычковые инструменты;

- сюита, тема, вариационное развитие.

Уметь:

- делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности;

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно;

- определять на слух основные жанры музыки.

25


2

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).

- Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах;

- Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюк;

- «Волшебный смычок», норвежская народная песня;

-«Скрип­ка». Р. Бойко, слова И. Михайлова;

-Мелодия. П.Чайковский;

- Каприс № 24. Н. Паганини.

26


3

Звучащие картины.

-Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

Исполнение песен.

27


4

Сюита «Пер Гюнт».

Странствия Пера Гюнта.

Севера песня родная.

- Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

- Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

28


5

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал симфонии.

- Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен;

- Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

29


6

Мир Бетховена.

Обобщающий урок.

- Соната № 14 («Лунная»).

1-я часть (фрагмент);

- Л. Бет­ховен.Контрабас;

- К Элизе;

- Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Раздел 7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6ч)

30


1

Чудо музыка. Острый ритм – джаза.

- Мелодия. П. Чайковский;

- Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова;

- Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки.

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Знать понятия:

- оркестр, финал, вариации;

- песенность, танцевальность, лад;

- кантата, хор, симфонический оркестр;

- фортепианная, симфоническая, вокальная музыка;

- музыкальная речь, лирические чувства;

- опера, симфония, песня;

- ода, кант, гимн, симфония, опера.

Уметь:

- размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- определять сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

31


2

Люблю я грусть твоих просторов.

Мир Прокофьева.

- Шествие солнца. С. Прокофьев;

- Мелодия. П. Чайковский;

- Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет».

32


3

Певцы родной природы.

- Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ;

- Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести

А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;

- Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака;

- Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

33


4

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

- Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт;

- Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт;

- Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен;

- Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

34


5

Обобщающий урок.

- Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александ­ровой.

35


6

Экскурсия в лес. Слушание пения птиц.















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!