ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Музыка» для пятого класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, примерной программой общего образования по музыке «Музыка 5-8 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020).
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 8 классе 1 час в неделю (35 часов).
Основное содержание программы Раздел 1 - «Классика и современность» (16 ч)
Раскрываются следующие содержательные линии: продолжение освоения проблемы
«классика в современной жизни». Углубление понимания разнообразных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Расширение представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки (симфония), об особенностях музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства.
Раздел 2 - «Традиции и новаторство в музыке» (19 ч)
Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок- опера), жанров инструментальной музыки для симфонического и камерного оркестров, об особенностяхмузыки в хоровых циклах.
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
По окончании 8 класса Учащиеся научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно- эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение, создание проектов и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Выпускник научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицировании
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира, народное музыкальное творчество;
понимать особенности языка западноевропейской музыки
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Музыка» для 8 класса. (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Москва. «Просвещение» 2018 г.)
Фонохрестоматия для 8 класса. «Комплекс уроков по музыке.CD». (Критской Е.Д., Сергеевой.)
Календарно-тематическое планирование 8 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол -во часо в | Дата прове дения |
| Раздел I – «Классика и современность» | 16 | 8 А | 8 Б | 8 В |
1. | Классика в нашей жизни | 1 | 03.09 | 03.09 | 03.09 |
2. | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. | 1 | 10.09 | 10.09 | 10.09 |
3. | Опера «Князь Игорь». Портрет половцев. «Плач Ярославны». | 1 | 17.09 | 17.09 | 17.09 |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление «Стон русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». | 1 | 24.09 | 24.09 | 24.09 |
5. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 | 01.10 | 01.10 | 01.10 |
6. | Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви. | 1 | 08.10 | 08.10 | 08.10 |
7. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 1 | 15.10 | 15.10 | 15.10 |
8. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | 1 | 22.10 | 22.10 | 22.10 |
9. | Обобщающий урок | 1 | 29.10 | 29.10 | 29.10 |
10. | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь сюиты». | 1 | 12.11 | 12.11 | 12.11 |
11. | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…Музыка к фильму «Властелин колец». | 1 | 19.11 | 19.11 | 19.11 |
12. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта. | 1 | 26.11 | 26.11 | 26.11 |
13. | Симфония №5 П. Чайковского. | 1 | 03.12 | 03.12 | 03.12 |
14. | Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. | 1 | 10.12 | 10.12 | 10.12 |
15. | Музыка-это огромный мир, окружающий человека. | 1 | 17.12 | 17.12 | 17.12 |
16. | Обобщающий урок. | 1 | 24.12 | 24.12 | 24.12 |
| Раздел II – «Традиции и новаторство в музыке» | 19 | | | |
17. | Музыканты- извечные маги | 1 | 14.01 | 14.01 | 14.01 |
18. | И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина. Развитие традиций оперного спектакля. | 1 | 21.01 | 21.01 | 21.01 |
19. | Опера «Кармен» Ж. Безе. Самая популярная опера в мире. | 1 | 28.01 | 28.01 | 28.01 |
20. | Опера «Кармен» Ж. Безе. Самая популярная опера в мире. | 1 | 04.02 | 04.02 | 04.02 |
21. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | 11.02 | 11.02 | 11.02 |
22. | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | 18.02 | 18.02 | 18.02 |
23. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 | 25.02 | 25.02 | 25.02 |
24. | Современный музыкальный театр. Величие мюзиклы мира. | 1 | 04.03 | 04.03 | 04.03 |
25 | Классика в современной обработке. | 1 | 11.03 | 11.03 | 11.03 |
26. | Обобщающий урок. | 1 | 18.03 | 18.03 | 18.03 |
27. | В концертном зале. Симфония №7. «Ленинградская» Д. Шостаковича. | 1 | 01.04 | 01.04 | 01.04 |
28. | В концертном зале. Симфония №7. «Ленинградская» Д. Шостаковича. | 1 | 08.04 | 08.04 | 08.04 |
29. | Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. | 1 | 15.04 | 15.04 | 15.04 |
30. | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. | 1 | 22.04 | 22.04 | 22.04 |
31. | Неизвестный Свиридов. «О России петь, что стремиться в храм…» | 1 | 29.04 | 29.04 | 29.04 |
32. | Неизвестный Свиридов. «О России петь, что стремиться в храм…» | 1 | 06.05 | 06.05 | 06.05 |
33. | Свет фресок Дионисия-миру. «Фрески Дионисия» Р. Щедрина. | 1 | 13.05 | 13.05 | 13.05 |
34. | Музыкальные завещания потомкам.«Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена» Р. Щедрина. | 1 | 20.05 | 20.05 | 20.05 |
35 | Обобщающий урок. Пусть музыка звучит! | 1 | 24.05 | 24.05 | 24.05 |