СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 8 класса. УМК Сергеева, Критская.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 8 класс»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

имени Николая Викторовича Кордюкова



ОБСУЖДЕНО

на заседании МО

протокол №

от августа 2015 г.

ПРИНЯТО

на педсовете

протокол №

от августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от августа 2015 г.

Директор ________________

Ларюшкина Н.И.





Рабочая программа

по музыке



8 класс

35 часов ( 1 час в неделю)




учитель: Земисева Ассоль Юрьевна

г. Кимовск



2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.



Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 17 ч.

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество

сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).



Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 18 ч.

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2010/2012 учебном году в 8 классе закончить программу. «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева



Цели и задачи

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.





Задачи программы- обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.









Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

Образовательные технологии.

Личностно-ориентированное развивающее обучение на основе деятельностного подхода к обучению

Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. ,

Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Групповые технологии.































Программное и учебно – методическое оснащение учебного плана













Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя





Авторы программы:


Критская Е.Д.,

8

1



Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.

Учебник, тетрадь «Музыка 8 класс»

Сергеева Г.П., Методическое пособие.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса

Понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

Знать:

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно - симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.



Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса;













Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал для слушания

Требование к уровню подготовки учащихся

Жанровое многообразие музыки (17 часов)

1

Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Бах Токката и фуга ре минор

в классическом звучании и современной обработке

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить примеры

2

Современные обработки классических произведений

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя.

Бах Токката и фуга ре минор, Бетховен Соната № 14, Моцарт Симфония № 40 в современной обработке

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений

3

Жанровое многообразие музыки

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш)

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка.

Уметь:

- приводить примеры различных музыкальных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

4

Песня – самый демократичный жанр музыки

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека.

Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма

А. Пахмутовой «Надежда», И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова

Знать:

- понятия: куплетная форма, строение песни;

- виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

- исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)


5

Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня


М. Глинка «Иван Сусанин», А. Бородин «Князь Игорь», Богатырская симфония, Л. Афанасьев «Земля родимая»


6,7

Проникновение фольклора в современную музыку

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др.

Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

8

Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох.

Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи.

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»

Ф.Шуберт Серенада

Херувимская песнь (знаменный распев)

П.Чесноков Всенощное бдение

Бах Высокая месса

Знать:

- особенности духовной и светской песни;

- понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса


9,

10

Тема любви – вечная тема в искусстве

Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена

Бетховен Соната №14


Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль

Прокофьев «Ромео и Джульетта»

Знать драматургия развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов

11

Иоганн Штраус – король вальса

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном, голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь)

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

12

Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке»

Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М. Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

М.Глинка Вальс-фантазия

Е.Дога Вальс Э. Колмановский «Вальс о вальсе».

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

13,14

Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

А.Хачатурян Вальс (Маскарад)

Г.Свиридов Вальс (Метель)

С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»

Э. Колмановский «Вальс о вальсе».

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, приёмы развития музыки;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

15,16

Интонации и ритмы марша

история создания марша «Прощание славянки»

Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен», «Прощание славянки», И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Веселые ребята».


17

Выдающиеся исполнительские коллективы

Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов

видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж. Ласта, П. Мориа

Знать:

- отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- сравнивать стиль исполнения

Музыкальный стиль (18 часов)

18

Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз

Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз).творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза

Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители

Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс»

Знать понятия: джаз, симфоджаз,блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты;

- характерные признаки и историю развития джазовой музыки;

- понятия:

- состав джазового оркестра

Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки

19

Рок-опера

Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Более глубокое изучение рок-оперыА.Рыбникова «Юнона и Авось».

Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова

Знать драматургию развития рок-оперы.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- выявлять средства музыкальной выразительности

20, 21

Авторская песня

Углубленное знакомство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

Б.Окуджава «Нам нужна одна победа», Ю.Визбор «Солнышко лесное», В.Егоров, Т.и С.Никитины «Школьный романс».

Знать:

- историю развития авторской песни;

- особенности и жанры авторской песни.


22, 23

Духовная музыка

Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского

Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria»

Знать:

- понятие: духовная музыка;

- что лежит в основе музыки

православной и католической церквей.

- основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт

Уметь приводить музыкальные примеры


Бортнянский «Тебе поем», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный»

24

Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений


Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством


25

Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А. Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

Вивальди «Времена года»

Знать:

- понятие: инструментальный концерт;

- особенности стиля барокко.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

26

Характерные признаки музыкального классицизма

Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3

М.Глинки Арагонская хота

Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра .

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов.

27

«…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке

Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители.

Паганини Каприс №24

С.Баневич «Дорога»

Знать:

- выразительные возможности скрипки, её создателей и современных исполнителей.

28

Творческий стиль С.Рахманинова

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации

Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Знать понятие транскрипция.

Уметь:

- выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений

29,30

Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев

фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор «Расходилась, разгулялась…»)

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

31

Всегда современный Чайковский

Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром

Чайковский, биография

32

Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига

Роль музыки в годы ВОВ, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры

А. Александров «Священная война», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», Блантер «Катюша»,

Знать:

- основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни

33

Музыка кинематографа

Роль музыки в кино и на телевидении

А.Петров «Я шагаю по Москве», А. Зацепин «Песенка про медведей», К. Молчанов «Журавлиная песня»

Уметь:

- называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

- проводить интонационно-образный анализ;

- определять форму музыкального произведения

34

Традиции и новаторство в тв-ве С. Прокофьева.

Стилизация и полистилистика.

Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека.

Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки.

Прокофьев Классическая симфония

К. Молчанов «Журавлиная песня»

Знать:

- основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов;

- определять приёмы музыкального развития и жанры

35

Обобщающий урок.


Музыка для слушания по желанию уч-ся

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять приёмы музыкального развития и жанры




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!