МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол № от августа 2015 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол № от августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от августа 2015 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
Рабочая программа
по музыке
8 класс 35 часов ( 1 час в неделю) |
|
учитель: Земисева Ассоль Юрьевна
г. Кимовск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 17 ч.
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество
сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 18 ч.
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2010/2012 учебном году в 8 классе закончить программу. «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
Цели и задачи
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи программы- обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Образовательные технологии.
Личностно-ориентированное развивающее обучение на основе деятельностного подхода к обучению
Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. ,
Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Групповые технологии.
Программное и учебно – методическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
| | | | Авторы программы: | | Критская Е.Д., |
8 | 1 | | | Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007. | Учебник, тетрадь «Музыка 8 класс» | Сергеева Г.П., Методическое пособие. |
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса Понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
Знать:
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно - симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
Уметь:
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Музыкальный материал для слушания | Требование к уровню подготовки учащихся |
Жанровое многообразие музыки (17 часов) |
1 | Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Бах Токката и фуга ре минор в классическом звучании и современной обработке | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры |
2 | Современные обработки классических произведений | Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя. | Бах Токката и фуга ре минор, Бетховен Соната № 14, Моцарт Симфония № 40 в современной обработке | Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений |
3 | Жанровое многообразие музыки | Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки | Г.Свиридов, Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс, Вальс, Военный марш) Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» | Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь: - приводить примеры различных музыкальных жанров; - проводить интонационно-образный анализ музыки |
4 | Песня – самый демократичный жанр музыки | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма | А. Пахмутовой «Надежда», И.Матвиенко, М.Дунаевского, А.Ермолова | Знать: - понятия: куплетная форма, строение песни; - виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла); - исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль) |
5 | Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня | | М. Глинка «Иван Сусанин», А. Бородин «Князь Игорь», Богатырская симфония, Л. Афанасьев «Земля родимая» | |
6,7 | Проникновение фольклора в современную музыку | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др. | Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня, Кубанцы | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством |
8 | Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. | Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи. | Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» Ф.Шуберт Серенада Херувимская песнь (знаменный распев) П.Чесноков Всенощное бдение Бах Высокая месса | Знать: - особенности духовной и светской песни; - понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса |
9, 10 | Тема любви – вечная тема в искусстве | Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена | Бетховен Соната №14 | Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки |
Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль | Прокофьев «Ромео и Джульетта» | Знать драматургия развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов |
11 | Иоганн Штраус – король вальса | Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. | Штраус, вальсы (Сказки венского леса, На прекрасном, голубом Дунае, из оперетты Летучая мышь) | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; |
12 | Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» | Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М. Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | М.Глинка Вальс-фантазия Е.Дога Вальс Э. Колмановский «Вальс о вальсе». | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов |
13,14 | Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. | А.Хачатурян Вальс (Маскарад) Г.Свиридов Вальс (Метель) С.Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир» Э. Колмановский «Вальс о вальсе». | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, приёмы развития музыки; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов |
15,16 | Интонации и ритмы марша | история создания марша «Прощание славянки» | Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен», «Прощание славянки», И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Веселые ребята». | |
17 | Выдающиеся исполнительские коллективы | Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов | видео: хор п/у В.Минина, Хор Турецкого, оркестр «Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк –ры Дж. Ласта, П. Мориа | Знать: - отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - сравнивать стиль исполнения |
Музыкальный стиль (18 часов) |
18 | Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз | Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз).творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза | Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс» | Знать понятия: джаз, симфоджаз,блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;и их отличительные черты; - характерные признаки и историю развития джазовой музыки; - понятия: - состав джазового оркестра Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки |
19 | Рок-опера | Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. | Более глубокое изучение рок-оперыА.Рыбникова «Юнона и Авось». Образ Резанова в исполнении Н.Караченцова, Д.Певцова, В.Ракова | Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - выявлять средства музыкальной выразительности |
20, 21 | Авторская песня | Углубленное знакомство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни | Б.Окуджава «Нам нужна одна победа», Ю.Визбор «Солнышко лесное», В.Егоров, Т.и С.Никитины «Школьный романс». | Знать: - историю развития авторской песни; - особенности и жанры авторской песни. |
22, 23 | Духовная музыка | Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского | Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» | Знать: - понятие: духовная музыка; - что лежит в основе музыки православной и католической церквей. - основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт Уметь приводить музыкальные примеры |
Бортнянский «Тебе поем», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный» |
24 | Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений | | Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством | |
25 | Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке | Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А. Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | Вивальди «Времена года» | Знать: - понятие: инструментальный концерт; - особенности стиля барокко. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения |
26 | Характерные признаки музыкального классицизма | Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством | Гайдн Симфония № 45, Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №3 М.Глинки Арагонская хота | Знать понятия «Венская классическая школа», состав классического симфонического оркестра . Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов. |
27 | «…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке | Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители. | Паганини Каприс №24 С.Баневич «Дорога» | Знать: - выразительные возможности скрипки, её создателей и современных исполнителей. |
28 | Творческий стиль С.Рахманинова | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации | Рахманинов Рапсодия на тему Паганини | Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений |
29,30 | Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев | фрагменты оперы Мусоргского «Борис Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор «Расходилась, разгулялась…») | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки |
31 | Всегда современный Чайковский | Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора | фрагменты оперы «Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром | Чайковский, биография |
32 | Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига | Роль музыки в годы ВОВ, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры | А. Александров «Священная война», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», Блантер «Катюша», | Знать: - основные моменты творчества композиторов военных лет и их песни |
33 | Музыка кинематографа | Роль музыки в кино и на телевидении | А.Петров «Я шагаю по Москве», А. Зацепин «Песенка про медведей», К. Молчанов «Журавлиная песня» | Уметь: - называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам; - проводить интонационно-образный анализ; - определять форму музыкального произведения |
34 | Традиции и новаторство в тв-ве С. Прокофьева. Стилизация и полистилистика. | Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки. | Прокофьев Классическая симфония К. Молчанов «Журавлиная песня» | Знать: - основные моменты творчества Прокофьева, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; - определять приёмы музыкального развития и жанры |
35 | Обобщающий урок. | | Музыка для слушания по желанию уч-ся | Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять приёмы музыкального развития и жанры |