Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа № 56 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____ / Тишова И В/ Протокол №____ от «___» _________ 2020__г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР ____ /Свобода И.М. / Протокол №____ от «___» _________ 2020__г | «Утверждено» Директор школы _______/Перинова В.В/ Приказ № ______ от «___» _________ 2020__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Митриковой Веры Дмитриевны
учителя начальных классов
по музыке для 2 «б» класса
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 2 класса разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным образовательным стандартом общего образования, утвержденного приказом Мин
образования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального стандарта начального общего образования»;
приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 г. №459«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”;
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2020-2021 учебный год.
Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».
Примерной программы учебников по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2014 г., который включён в федеральный перечень учебников.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия (заключения РАО № 01-5/7д-528 от 20.10.2010 и РАН №10106-5215/268 от 01.11.2010
Примерные программы начального общего образования. В 1 ч. изд.- М.:Просвещение, (Стандарты второго поколения)
Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс [Текст] : учеб .для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
Адресность
Программа составлена для учащихся 2 «Б» класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 «Б» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.
Основная цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Конкретные задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения предмета состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слушания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки во
2 классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю – 1 часа.
Основными формами организации образовательного процесса по музыке является:
традиционный урок;
урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театрализации, урок-проект, урок-викторина и др.)
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
технология формирования учебной самооценки;
технология формирования критического мышления;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, сочинение).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыки хорового пения ;
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного курса
1. Россия-Родина моя (3 ч.)
Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.
2. День, полный событий (6ч).
Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
3. О России петь - что стремиться в храм (7ч).
Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского, бурятского народа.
5.В музыкальном театре. (5ч).
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.
6.В концертном зале (3ч).
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6ч).
Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, метод проблемно- диалогического обучения, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, схемы, раздаточные материалы, компьютер с мультимедийным проектором и т.д.
Формы организации работы в классе: фронтальная, парная и групповая, работа по индивидуальным заданиям, коллективная.
Национально-региональный компонент
Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание – это использование совокупности музыкального опыта, накопленного народом, заложенных в нем традиций нравственного, эстетического, интеллектуального характера. Ценности бурятской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом. Исходными принципами при составлении национально-регионального компонента уроков музыки явились:
• доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;
• разнообразие материала и соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
• возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;
• развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;
• возможность использования на уроках музыки и во внеклассной работе.
Таким образом, национально-региональный компонент уроков музыки содержит:
• фонохрестоматию;
• информацию по истории национальных праздников;
• эпизоды из жизни композиторов;
• информацию о народных инструментах.
Тематическое планирование
по музыке
Класс 2 «б»
Учитель: Белобородова Ирина Викторовна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе авторской программы Е.Д. Критской.
Учебник: 1. Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2017.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 ч)
| № п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Примечание |
| | | | Очно | Заочно | |
| 1 | | 1.РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. Мелодия. | | | |
| 2 | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | | | |
| 3 | | Моя Россия. Гимн России. | | | |
| 4 | | «День, полный событий» Музыкальные инструменты. | | | |
| 5 | | Природа и музыка. | | | |
| 6 | | Танцы, танцы, танцы. | | | |
| 7 | | Эти разные марши. | | | |
| 8 | | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. | | | |
| 9 | | Обобщение тем «Россия - Родина моя» и «День, полный событий». | | | |
| 10 | | «О России петь - что стремиться в храм» Великий колокольный звон. | | | |
| 11 | | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | | | |
| 12 | | Молитва. | | | |
| 13 | | «С Рождеством Христовым!» | | | |
| 14 | | Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Обобщающий урок первого полугодия. | | | |
| 15 | | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | | | |
| 16 | | Разыграй песню. Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». | | | |
| 17 | | Музыка в народном стиле. | | | |
| 18 | | Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча. | | | |
| 19 | | «В музыкальном театре» Сказка будет впереди. | | | |
| 20 | | Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. | | | |
| 21 | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | | | |
| 22 | | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | | | |
| 23 | | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | | | |
| 24 | | «В концертном зале» Симфоническая сказка «Петя и волк. | | | |
25 | | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | | | |
| 26 | | Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40. | | | |
| 27 | | Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | | | |
| 28 | | Обобщение по теме: «В концертном зале» | | | |
| 29 | | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Волшебный Цветик-семицветик. И все это - Бах. | | | |
| 30 | | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | | | |
| 31 | | Музыка учит людей понимать друг друга. | | | |
| 32 | | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | | | |
| 33 | | Весна. Осень. Печаль моя светла. | | | |
| 34 | | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок по темам полугодия и года. | | | |