1. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: музыка 5-8 классы:
-Авторская программа «Музыка» 5-8 классы Т.С.Критская, Г.С.Сергеева. Москва «Просвещение» - 2015.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа п. Зун- Мурино Тункинского района Республики Бурятия
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа п. Зун- Мурино Тункинского района Р. Бурятия
Рабочая программа по «Музыке» предназначена для реализации на учащихся 8 класса. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
Национально- региональный компонент в изучении по предмету «Музыка»раскрывается 4-мя часами в конце учебного года по разделу «Музыкальная культура Бурятии».
Актуальность программы: Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость добавление часов программу по музыкальной и духовной культуре Бурятии.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностными результатами изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметным результатом изучения предмета «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Использовать мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
Народные и современные жанры.
Понятия: джаз, симфоджаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг; и их отличительные черты;
Драматургию развития рок-оперы.
Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
О музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Распознавать особенности музыкального языка.
Музыкальное произведение различных жанров и стилей классической и современной музыки
Отечественные и зарубежные исполнительские коллективы как хоровые, так и оркестровые
уметь:
Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
Проанализировать свою творческую работу;
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
Воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
Анализировать многообразие связей музыки.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.
Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
Сравнивать стиль исполнения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
3. Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс (35 ч)
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (17ч)
Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально- образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека, многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи.
Танец. Разнообразие танцев разных времён и народов( ритуальные, обрядовые, бальные, салонные идр.) .Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров ( опера, балет, соната, сюита и др.) Жанры маршевой музыки ( военный\, сказочно-фантастический , траурный, праздничный, церемонный и др.)
Раздел 2. Музыкальный стиль камерной эпохи (18 ч)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своебразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Обобщение взаимодействий музыки с другими видами искусства( литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания.
Стили и направления современной популярной музыки( рэп, эстрада, авторская песня. фолк-рок, джаз, и др.). Известные композиторы и исполнители- интерпретаторы.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» . 8 класс, 35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Жанровое многообразие музыки | 17 | Проверочная работа № 1 |
2 | Музыкальный стиль камерной эпохи | 14 | Проверочная работа № 1 |
| Музыкальная культура Бурятии | 4 | Проект «Исполнительские коллективы Бурятии» |
| | | |
| ИТОГО | 35 | |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание |
План | Факт |
Жанровое многообразие музыки 17 часов |
1 | 1 | Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век | Привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке | | | |
2 | 2 | Современные обработки классических произведений | Подобрать примеры классики в современном образе | | | |
3 | 3 | Жанровое многообразие музыки | Подобрать Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» | | | |
4 | 4 | Песня – самый демократичный жанр музыки | Наизусть тексты песен А.Пахмутовой, И.Матвиенко, | | | |
5 | 5 | Патриотическая тема в музыке | Найти материал о фольклорных коллективах | | | |
6 | 6 | Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня | Подобрать материал о фольклорных коллективах | | | |
7 | 7 | Проникновение фольклора в современную музыку | Подготовить сообщение Фольклор | | | |
8 | 8 | Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. | Подготовить сообщение Вокальные жанры | | | |
9 | 9 | Тема любви – вечная тема в искусстве | Подготовить сообщение «Бетховен, биография» | | | |
10 | 10 | Тема любви – вечная тема в искусстве | Сообщение «История создания балета» | | | |
11 | 11 | Иоганн Штраус – король вальса | Подготовить сообщение Штраус, биография | | | |
12 | 12 | Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» | Подготовить сообщение Глинка, биография | | | |
13 | 13 | Вальс, как музыкальная иллюстрация | Подготовить сообщение Хачатурян, биография | | | |
14 | 14 | Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению | Прослушать произведение А.Хачатурян «Вальс» | | | |
15 | 15 | Интонации и ритмы марша | Подготовить сообщение «История создания марша» | | | |
16 | 16 | Интонации и ритмы марша | История создания марша «Прощание славянки» | | | |
17 | 17 | Выдающиеся исполнительские коллективы | История создания «Свадебного марш | | | |
Музыкальный стиль камерной эпохи 18 часов |
18 | 1 | Джаз. Корни и истоки. Симфоджаз | Выполнить задание Джаз, отличительные черты | | | |
19 | 2 | Рок-опера | История создания | | | |
20 | 3 | Рок-опера | История развития авторской песни | | | |
21 | 4 | Авторская песня | История развития авторской песни | | | |
22 | 5 | Авторская песня В.Высоцкий, Б.Окуджава, | Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть | | | |
23 | 6 | Духовная музыка | Записать этапы развития духовной музыки | | | |
24 | 7 | Духовная музыка | Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» | | | |
25 | 8 | Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений | Привести примеры | | | |
26 | 9 | Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке | Познакомиться с сонетами Вивальди | | | |
27 | 10 | «…И музыка, которой нет конца…» ЭпохаРомантизма в музыке | Выполнить задание Паганини, биография; | | | |
28 | 11 | Творческий стиль С.Рахманинова | Выполнить задание Рахманинов, биография | | | |
29 | 12 | Историческая хроника А.Пушкин | | | | |
30 | 13 | Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» | Выполнить задание Мусоргский, биография | | | |
31 | 14 | Всегда современный Чайковский | Выполнить задание Чайковский, биография | | | |
32 | 15 | Музыкальная культура Бурятии. Введение. | Выполнить задание «Разнообразие бурятского фольклора» | | | |
33 | 16 | Выдающиеся деятели культуры РБ | Реферат «Композитор нашего края- Д. Аюшеев» | | | |
34 | 17 | Песенное богатство родного края. | Исполнение песен бурятских композиторов. | | | |
35 | 18 | Обобщающий урок. | Музыка для слушания по желанию уч-ся. | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект «Музыка 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашекова Е.Д.Критской:
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Музыка» Москва «Просвещение,2014
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
Литература для учащихся
Учебник «Музыка. 8-9 класс», М., Просвещение, 2014г.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с. Дугаров Д. С. Бурятские народные песни / Д. С. Дугаров. – Улан-Удэ, 1964. стр.22-27
Искусство Бурят-Монгольской АССР, сб. – М., 1940.
Искусство Бурятской АССР. – Улан-Удэ, 1959.
Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. - Улан-Удэ, 1988.
Куницын О. Музыка Советской Бурятии / О. Куницын. Изд-во: Советский композитор, Улан-Удэ, 1990.
Музыкальная культура автономных республик РСФСР. – М., 1957.
Найдаков В. С. Музыкальная культура Бурятии / В. С. Найдаков. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1967.
Технические средства обучения
Компьютер
Микрофоны
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
Классическая музыка: http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
27