1.Пояснительная записка
1.1.Нормативные документы
Рабочая программа по музыке в 8 классе составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель, 1 час в неделю-35 часов за год.
1.2. Цели с учетом специфики предмета :развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
1.3.Цели, задачи, планируемые результаты курса:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Личностные результаты:
—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты:
—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
Предметные результаты:—постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
—освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве;
—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
1.4.Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы
Главная тема 8 класса ≪Традиция и современность в музыке≫ обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен.
Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся ≪вечные темы≫ искусства — мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника ;
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Формы и методы контроля.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса в форме итоговых тестов в конце изучения каждой темы.
Методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве .
2. Общая характеристика предмета, образовательная область
Предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных уменийи навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства.
3.Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Музыка» в 8 классе отводится 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
—в формировании и воспитании у обучающихся верыв Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
—в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
—в формировании основ художественного мышления;
—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие
5.Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
знать специфику музыки как вида искусства;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
понимать особенности искусства различных эпох;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
уметь:
аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных науроках в 5, 6, 7 классах);
обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проекта
6.Содержание учебного предмета
Тема года:«Традиция и современность в музыке» (35часов)
О традиции в музыке .(3ч.)Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века.
Школьный романс. Е. Крылатов, слова В. Просторовой. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского. Т.Хренникова «Московские окна»,
Сказочно-мифологические темы(6ч.)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса».
Разучивание: Город. Слова и музыка А. Якушевой. Я.Дубравин «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», «Поезд юности». О. Иванов, слова Л. Ошанина.
Мир человеческих чувств (10ч)
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли.
Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг». «Весеннее танго» Слова и музыка В. Миляева. «Березы». И. Матвиенко, слова М. Андреева. (Из репертуара группы «Любэ»).
В поисках истины и красоты (7ч)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник».
Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» , И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight), Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала». Песня об органисте. Слова и музыка М. Анчарова. Уголок России. В. Шаинский, слова Е. Шевелевой. Старая сказка. Слова и музыка В. Туриянекого.
О современности в музыке (7ч)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.
Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».
Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева
Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч).
Резерв времени – 1 час.
7.Тематическое планирование (35 часов)
Содержание курса | Модуль учебника | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века | О традиции в музыке (3ч.) | -Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетомнике). -Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) -Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы. - Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и средств выражения. - Понимать характерные особенности музыкального языка. - Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной Школы -Исследовать разнообразие музыки XX века. -. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). -. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. |
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». | Сказочно- мифологические темы(6ч) | - Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культу- ры народов. - Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы. - Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной Школы - Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и средств выражения. - Понимать характерные особенности музыкального языка. -. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы - Исследовать разнообразие музыки XX века. - Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике). - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы - Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. -Понимать характерные особенности музыкального языка |
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. | Мир человеческих чувств (10ч). | - Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. -Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм. - Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания. - Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта) -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. - Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. |
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость» | В поисках истины и красоты(7ч). | -Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. - Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. -Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона. - Понимать характерные особенности музыкального языка. - Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. - Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке - Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды. - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и формы. -Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. -. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада | О современности в музыке(8ч) | - Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. - Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). - Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. -Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений - Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей. -Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. -Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. - Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме. |
Резерв времени – 1 час | | |
8. Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | Средства обучения, элементы содержания | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | План | Факт |
1 четверть – 9 часов |
О традиции в музыке – 3 ч. |
1 | Музыка «старая» и «новая» | 1 | Знать/ уметь: Рассуждать втрех направлениях, связанных с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. | понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума; творческий подход к решению различных учебных реальных жизненных проблем | Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; | -Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетомнике). -Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) - Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной Школы -Исследовать разнообразие музыки XX века. | Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие. X. Родриго «Пастораль» | и финала Концерта № 4 для гобоя с оркест- | ром Л. А. Лебрена). | Разучивание и исполнение песен: Т.Хренникова «Московские окна», Школьный романс. Е. Крылатов, слова В. Просторовой. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского. Художественный материал: Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы | | |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 1 | Знать/ уметь: Сравнивать и анализировать традиции и новаторство в деятельности человека. Применять к искусству понятия «старое» и «новое» (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы | расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения | Обобщенное представле-ние о художественных ценностях произведений разных видов искусства; —наличие предпо-чтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; | -Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы. - Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. -Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев в учебнике). | | |
3 | Живая сила традиции | 1 | Знать/ уметь: Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере образа летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». | Формировать общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, долг и т. д.); Воспринимать и оце- нивать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и средств выраже-ния. Осваивать стилевые черты русской классиче-ской музыкальнойшколы | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; | - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и средств выражения. - Понимать характерные особенности музыкального языка. -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. | | |
Сказочно-мифологические темы – 6 ч. |
4 | Искусство начинается с мифа | 1 | Знать/ уметь: Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» | общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников. | - Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культу- ры народов. - Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы. | Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» Разучивание и исполнение песен: Я.Дубравин «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», «Поезд юности». О. Иванов, слова Л. Ошанина. Город. Слова и музыка А. Якушевой. Художественный материал: Поэзия: А.Толстой «Благословляю вас, леса». Репродукции картин: Боттичелли «Рождение Венеры», Васнецова, Поленова, декорации Бакста к балетам и операм. Ресурсы сети Интернет. | | |
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» | 1 | Знать/ уметь: на примере оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» влияние сказочно мифологической темы на музыкальный язык оперы. | общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы | наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; | - Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной Школы - Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и средств выражения. - Понимать характерные особенности музыкального языка. | | |
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | 1 | Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать воплощение образа языческой Руси на примере балета И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культтанца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). | Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума; | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | -. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы - Исследовать разнообразие музыки XX века. | | |
7-8 | «Благословляю вас, леса...» | 2 | Знать/ уметь: воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения на примере К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: | творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем; расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие | обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; | - Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике). - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы | | |
9 | Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок. | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | -Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. -Понимать характерные особенности музыкального языка | | |
Мир человеческих чувств-10ч. |
10 | Мир человеческих чувств в музыке. | 1 | Знать/уметь: анализировать: произведения К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна. Утонченность выразительно- изобразительных характеристик музыкального образа произведения. | Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров. | - Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. - Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. | Слушание: Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагмент; Романс С.Рахманинова «Здесь хорошо», Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли. вокальная пьеса Д.Шостаковича «Бессмертие». Разучивание и исполнение: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; Березы. И. Матвиенко, слова М. Андреева. ( группа «Любэ»). Б. Окуджава. Песня о Моцарте Художественный материал: Поэзия: Ф.Тютчев «Слезы людские, о слезы людские...», Цветаева « Вы, идущие мимо меня…» Репродукции картин: Врубеля, Микеланджело, Уткина и др.. Ресурсы сети Интернет. | | |
11 | Образы радости в музыке | 1 | Знать/уметь выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). | Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. -Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях | Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. -Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм. - Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания. | | |
12 | «Мелодией одной звучат печаль радость» | 1 | Знать/уметь: воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционально- го содержания. На примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. -Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм. - Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания. | | |
13 | «Мелодией одной звучат печаль радость» | 1 | Знать/ уметь: Воспринимать и сравнивать одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова «Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями). | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности . | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | - Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов ; -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. | | |
14 | «Слезы людские, о слезы людские...» | 1 | Знать/ уметь: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека на примере образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). | Формирование аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | - Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. | | |
15 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 1 | Знать/ уметь: Воспринимать, осознавать чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности . Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | - Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. | Слушание: Бетховен Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая»; Н. Римский-Корсаков, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Разучивание и исполнение: В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг», «Весеннее танго» Слова и музыка В. Миляева. Художественный материал: Цветаева « Вы, идущие мимо меня…» Репродукции картин: Врубеля, Микеланджело, Уткина и др.. Ресурсы сети Интернет. | | |
16 | Заключитель-ный урок четверти. | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров | -Анализировать прослушанные музыкальные произведения; -слушать и исполнять музыку. | | |
17 | Два пушкинских образа в музыке | 1 | Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. | Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | - Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов ; -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. | | |
18 | Два пушкинских образа в музыке | 1 | Знать/ уметь: воспринимать и сравнивать два пушкинских образа, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | - Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. - Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. | | |
19 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». Итоговое тестирование. | 1 | Знать/ уметь : воспринимать и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. | обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; | - Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. -Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. - Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений. | | |
В поисках истины и красоты – 7 ч. |
20 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | 1 | Знать/ уметь анализировать и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с увертюрой П. Чайковского . | Научатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей -прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; | -закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; | -Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. - Понимать характерные особенности музыкального языка. - Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. | Слушание музыки: М.Глинка «Херувимская песнь» Никольский «Отче наш…», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола»; А.Лядов «Рождество Твоё, Христе Боже наш…», П.Чайковский «Ангел вопияше», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник», Р. Щедрин «Запечатленный ангел» Разучивание и исполнение песен: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне, И.С.Бах, соло альта И.С. Бах «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала». «Песня об органисте». Слова и музыка М. Анчарова. «Уголок России». В. Шаинский, слова Е. Шевелевой. «Старая сказка». Слова и музыка В. Туриянекого. Художественный материал: Репродукции картин с изображением храмов, библейских сюжетов, иллюстраций Библии. Литературные тексты молитв, хоралов. Поэзия: А.Толстой « Благовест», Б. Пастернак «Рождественская звезда», В Жуковский, поэма «Светлана» (фрагмент). Пасхальные и рождественские песни (литературные тексты). Литература: Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Ж и в о п и с ь Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный мастер XV в. Рождество; Н. Кожин. Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии. | | |
21 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 1 | Знать/ уметь Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов музыкального образа в пьесе . К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение) | понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; | - Понимать характерные особенности музыкального языка. - Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. - Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке | | |
22 | Мир духовной музыки | 1 | Знать/ уметь Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | -Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. - Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. -Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона. | | |
23 | Колокольный звон на Руси | 1 | Знать/ уметь понимать роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | -Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. - Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. -Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона. | | |
24 | Рождественская звезда | 1 | Знать/ уметь значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; | - Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке - Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды. - Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре- ния единства содержания и формы. | | |
25 | От Рождества до Крещения | 1 | Знать/ уметь Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Ж и в о п и с ь Н. Кожин. Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии. | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; | -Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. - Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике). | | |
26 | «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня. Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок четверти. | 1 | Знать/ уметь Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов. | слушать собеседника и вести диалог; участво-вать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же пробле-му; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обра-ботки, анализа, организа-ции, передачи и интерп-ретации информации в соответствии с коммуни-кативными и познавате-льными задачами и технологиями предмета | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | -Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. -Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике). | | |
О современности в музыке-8 ч |
27 | Как мы понимаем современность | 1 | Знать/ уметь Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве | опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | - Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. - Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). - Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме. | Слушание: пьеса А. Онеггера «Пасифик 231». Разучивание и исполнение: музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; Художественный материал: П о э з и я М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. | | |
28 | Вечные сюжеты | 1 | Знать/ уметь анализировать содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»: | пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; | - Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. - Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» и «Сад сна любви» «Турангалилы-симфонии; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 Г.Свиридов, «Любовь святая» музыкаМ.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильму «Раба любви». Разучивание песен: Д. Герман «Привет, Долли!»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия». | | |
29 | Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана | 1 | Знать/ уметь анализировать многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле- симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). | принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | - Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. -Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | | |
30 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | 1 | Знать/ уметь воспри-нимать и анализировать взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструм-го состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» | опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | - Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. -Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений | Слушание музыки: балет Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка».(фрагменты) Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; или И. Грибулина. Прощальная. Художественный материал: Репродукции картин К. Юона, А. Осмеркина и др.. Ресурсы сети Интернет. | | |
31 | Новые области в музыке XX века (джазовая музы- ка) | 1 | Знать/ уметь : Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле Блюз» Дж. Гершвина. | обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | - Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей. -Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. -Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. | | |
32 | Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке | 1 | Знать/ уметь воспринимать и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...» Знать/ уметь воспринимать и анализировать полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего. | использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. - Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). - Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме. | | |
33 | «Любовь ни- когда не перестанет | 1 | Знать/ уметь воспринимать и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова. | слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета | формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | -Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. - Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). - Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме. | | |
34 | Подводим итоги. Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок. | 1 | Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. | выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями | формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. | -Анализировать прослушанные музыкальные произведения; -слушать и исполнять музыку; -высказывать своё мнение и отстаивать его. | Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Исполнение песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; или И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева | | |
Резерв времени – 1 час |
9. Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п\п | Дата | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:
1. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»: история создания, герои, сюжет
2. Балет И.Стравинского «Весна священная»: история создания, герои, сюжет
3. Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»: история, создания, герои, сюжет
4. Как появились на Руси колокола?
5. Что такое «колядки»?
6. Что такое «мистерия»?
7. И.С.Баха «Страсти по Матфею»: история создания и сюжет
8. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»: история создания, герои, сюжет
9. История создания Л.Бетховеном «Лунной» сонаты
10. История создания Л.Бетховеном «Патетической» сонаты
11. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет
12. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители
13. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители
14. Популярные песни советских лет и их авторы
15. М.Таривердиев – высокий мастер лирической музыки
16. Э.Артемьев и его смелые музыкальные эксперименты в кино
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс: http://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс: http://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс: http://www.predanie.ru/music/
Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/
Использование медиаресурсов:
CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» –
«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.
«Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» -
«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.
Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.
Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.
Учебно-методический комплект
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015.
2. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
7. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
8. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
9. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Технические средства обучения
-Компьютер (или ноутбук)
-Музыкальная панель
-Микрофон
-Мультимедийный проектор
-Интерактивная доска
-Флеш-накопитель.