СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 8 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Алеева , Науменко на 35 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 8 классе»


1.Пояснительная записка


1.1.Нормативные документы

Рабочая программа по музыке в 8 классе составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель, 1 час в неделю-35 часов за год.


1.2. Цели с учетом специфики предмета :развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.


1.3.Цели, задачи, планируемые результаты курса:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Личностные результаты:

—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты:

—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

Предметные результаты:—постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

—освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве;

—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.


1.4.Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы

Главная тема 8 класса Традиция и современность в музыке обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен.

Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся ≪вечные темы≫ искусства — мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника ;

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.


    1. Формы и методы контроля.


Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.

Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.  

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса в форме итоговых тестов в конце изучения каждой темы.



Методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве .



2. Общая характеристика предмета, образовательная область


Предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных уменийи навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства.



3.Место учебного предмета в учебном плане


На изучение предмета «Музыка» в 8 классе отводится 35 часов в год (по 1 часу в неделю).


4.Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете


Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

—в формировании и воспитании у обучающихся верыв Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

—в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

—в формировании основ художественного мышления;

—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие


5.Результаты освоения учебного предмета


В результате изучения музыки в 8 классе ученик должен


знать/понимать:

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • понимать особенности искусства различных эпох;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.



уметь:

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных науроках в 5, 6, 7 классах);

  • обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;

  • понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проекта

6.Содержание учебного предмета

Тема года:«Традиция и современность в музыке» (35часов)

О традиции в музыке .(3ч.)Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века.

Школьный романс. Е. Крылатов, слова В. Просторовой. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского. Т.Хренникова «Московские окна»,


Сказочно-мифологические темы(6ч.)

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».

Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса».

Разучивание: Город. Слова и музыка А. Якушевой. Я.Дубравин «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», «Поезд юности». О. Иванов, слова Л. Ошанина.


Мир человеческих чувств (10ч)

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли.

Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг». «Весеннее танго» Слова и музыка В. Миляева. «Березы». И. Матвиенко, слова М. Андреева. (Из репертуара группы «Любэ»).


В поисках истины и красоты (7ч)

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».

Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник».

Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» , И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight), Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала». Песня об органисте. Слова и музыка М. Анчарова. Уголок России. В. Шаинский, слова Е. Шевелевой. Старая сказка. Слова и музыка В. Туриянекого.


О современности в музыке (7ч)

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.

Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».

Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева

Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч).

Резерв времени – 1 час.






7.Тематическое планирование (35 часов)

Содержание курса

Модуль учебника

Характеристика видов деятельности обучающихся

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.

«Стилевые направления музыкального искусства 20 века

О традиции в музыке (3ч.)

-Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетомнике).

-Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

-Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

Школы

-Исследовать разнообразие музыки XX века.

-. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

-. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».


Сказочно- мифологические темы(6ч)


- Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культу-

ры народов.

- Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.


- Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

Школы

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

-. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы

- Исследовать разнообразие музыки XX века.

- Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике).

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания и формы

- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

-Понимать характерные особенности музыкального языка

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Мир человеческих чувств (10ч).

- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

-Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

- Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

В поисках истины и красоты(7ч).


-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей

культуры народа.

- Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

-Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного

звона.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

- Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке

- Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и формы.

-Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

-. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада


О современности в музыке(8ч)


- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

- Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные

и живописные произведения к изучаемой теме.

-Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

- Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

-Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

-Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.

Резерв времени – 1 час





























































8. Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты



Основные виды учебной деятельности

Средства обучения, элементы содержания




Дата

предметные

метапредметные

личностные

План

Факт

1 четверть – 9 часов

О традиции в музыке – 3 ч.

1

Музыка «старая»

и «новая»


1

Знать/ уметь:

Рассуждать втрех направлениях, связанных с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.


понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;


творческий подход к решению различных учебных реальных жизненных проблем

Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;


-Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетомнике).

-Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

- Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

Школы

-Исследовать разнообразие музыки XX века.


Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие.

X. Родриго «Пастораль»

и финала Концерта № 4 для гобоя с оркест-

ром Л. А. Лебрена).

Разучивание и исполнение песен: Т.Хренникова «Московские окна»,

Школьный романс. Е. Крылатов, слова В. Просторовой.

Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского.

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь


И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы



2

Настоящая музыка

не бывает

«старой»


1

Знать/ уметь:

Сравнивать и анализировать традиции и новаторство в деятельности человека. Применять к искусству понятия «старое»

и «новое» (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы



расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения

Обобщенное представле-ние о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпо-чтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;


-Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев в учебнике).



3

Живая сила

традиции

1

Знать/ уметь: Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере образа


летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».


Формировать общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, долг и т. д.);

Воспринимать и оце-


нивать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и средств выраже-ния. Осваивать стилевые черты русской классиче-ской музыкальнойшколы

наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное


мышление, творческое воображение;



- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.



Сказочно-мифологические темы – 6 ч.

4

Искусство начинается

с мифа


1

Знать/ уметь:

Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения

Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко»

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.


- Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культу-

ры народов.

- Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.


Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...»


Разучивание и исполнение песен: Я.Дубравин «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея»,

«Поезд юности». О. Иванов, слова Л. Ошанина.

Город. Слова и музыка А. Якушевой.



Художественный материал:

Поэзия: А.Толстой «Благословляю вас, леса».

Репродукции картин:

Боттичелли «Рождение Венеры», Васнецова, Поленова, декорации Бакста к балетам и операм. Ресурсы сети Интернет.





5

Мир сказочной

мифологии: опера

Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»


1

Знать/ уметь: на примере оперы

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.


общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;


- Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

Школы

- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и средств выражения.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.




6

Языческая Русь

в «Весне

священной» И. Стравинского







1

Знать/ уметь:

Воспринимать и оценивать воплощение образа языческой Руси на примере балета

И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культтанца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;


обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

-. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы

- Исследовать разнообразие музыки XX века.




7-8

«Благословляю

вас, леса...»


2

Знать/ уметь: воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения на примере

К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»:

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

- Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев,представленных в учебнике).

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания и формы




9

Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок.








1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

-Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

-Понимать характерные особенности музыкального языка




Мир человеческих чувств-10ч.

10

Мир человеческих чувств в музыке.


1

Знать/уметь: анализировать: произведения К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна. Утонченность выразительно-


изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. Использование разных источников информации; стремление к


самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее


стилей, форм и жанров.

- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

- Воспринимать и сравнивать разнообразные


по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Слушание: Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагмент;

Романс С.Рахманинова

«Здесь хорошо»,

Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли.

вокальная пьеса Д.Шостаковича «Бессмертие».


Разучивание и исполнение: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; Березы. И. Матвиенко, слова М. Андреева. ( группа «Любэ»). Б. Окуджава. Песня о Моцарте



Художественный материал:

Поэзия: Ф.Тютчев «Слезы

людские, о слезы

людские...», Цветаева « Вы, идущие мимо меня…»

Репродукции картин:

Врубеля, Микеланджело, Уткина и др..

Ресурсы сети Интернет.



11

Образы

радости

в музыке


1

Знать/уметь выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека. Осознавать

многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной

радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).


Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

-Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

- Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.




12

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»










1

Знать/уметь:

воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания. На примере

Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.


Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

-Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

- Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.




13

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»


1

Знать/ уметь:

Воспринимать и сравнивать

одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова

«Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств

выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями).

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .


Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов ;

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.




14

«Слезы

людские, о слезы

людские...»

1

Знать/ уметь:

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека на примере

образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).


Формирование аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.



15

Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты


1

Знать/ уметь:

Воспринимать, осознавать

чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».



Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов


Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.


Слушание: Бетховен Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая»; Н. Римский-Корсаков,

фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент;

Разучивание и исполнение: В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг», «Весеннее танго» Слова и музыка В. Миляева.

Художественный материал:

Цветаева « Вы, идущие мимо меня…»

Репродукции картин:

Врубеля, Микеланджело, Уткина и др..

Ресурсы сети Интернет.



16

Заключитель-ный урок четверти.










1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов


Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

-Анализировать прослушанные музыкальные произведения;

-слушать и исполнять музыку.



17

Два

пушкинских

образа

в музыке


1

Знать/ уметь: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.


Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей


Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов ;

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.




18

Два

пушкинских

образа

в музыке














1

Знать/ уметь:

воспринимать и сравнивать два пушкинских

образа, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.


Проявлять творческую инициативу

и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию


Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.



19

Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта». Итоговое тестирование.


1

Знать/ уметь :

воспринимать и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

- Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.



В поисках истины и красоты – 7 ч.

20

Подвиг

во имя свободы.

Л. Бетховен.

Увертюра

«Эгмонт»














1

Знать/ уметь анализировать и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с

увертюрой П. Чайковского .

Научатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей

-прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

-закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;


-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей

культуры народа.

- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.


Слушание музыки: М.Глинка «Херувимская песнь»

Никольский «Отче наш…», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,

Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано;

П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»;

С. Рахманинов «Колокола»;

А.Лядов «Рождество Твоё, Христе Боже наш…», П.Чайковский «Ангел вопияше», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»,

Р. Щедрин «Запечатленный ангел»

Разучивание и исполнение песен: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне, И.С.Бах, соло альта И.С. Бах «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала». «Песня об органисте». Слова и музыка М. Анчарова.

«Уголок России». В. Шаинский, слова Е. Шевелевой.

«Старая сказка». Слова и музыка В. Туриянекого.



Художественный материал:

Репродукции картин с изображением храмов, библейских сюжетов, иллюстраций Библии.


Литературные тексты молитв, хоралов. Поэзия: А.Толстой « Благовест», Б. Пастернак «Рождественская звезда», В Жуковский, поэма «Светлана» (фрагмент). Пасхальные и рождественские песни (литературные тексты).

Литература:

Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова.

Гоголь «Ночь перед Рождеством»


Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.











21

Мотивы пути

и дороги

в русском искусстве



















1

Знать/ уметь Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе .


К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)


понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;


- Понимать характерные особенности музыкального языка.

- Находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

- Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке




22

Мир духовной

музыки


















1

Знать/ уметь Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета


-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей

культуры народа.

- Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

-Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного

звона.




23

Колокольный

звон на Руси

























1

Знать/ уметь

понимать роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова.

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета


-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей

культуры народа.

- Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

-Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного

звона.




24

Рождественская звезда


















1

Знать/ уметь значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).


использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью


формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

- Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке

- Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-

ния единства содержания и формы.




25

От Рождества

до Крещения























1

Знать/ уметь Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.


использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;


-Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

- Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

(с учетом критериев, представленных в учебнике).



26

«Светлый

Праздник».

Православная

музыка сегодня.

Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок четверти.












1

Знать/ уметь Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов.



слушать собеседника и вести диалог; участво-вать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же пробле-му; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обра-ботки, анализа, организа-ции, передачи и интерп-ретации информации в соответствии с коммуни-кативными и познавате-льными задачами и технологиями предмета

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

-Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

-Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

(с учетом критериев, представленных в учебнике).



О современности в музыке-8 ч

27

Как мы понимаем современность


1

Знать/ уметь

Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве


опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;



становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.

Слушание:

пьеса А. Онеггера «Пасифик 231».

Разучивание и исполнение:

музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»;

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.




28

Вечные

сюжеты











1

Знать/ уметь

анализировать содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»:


пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).


Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» и «Сад сна любви» «Турангалилы-симфонии;

А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 Г.Свиридов, «Любовь святая» музыкаМ.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильму «Раба любви».

Разучивание песен: Д. Герман «Привет, Долли!»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».



29

Философские

образы XX века:

«Турангалила-

симфония»

О. Мессиана


1

Знать/ уметь анализировать

многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

- Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные

и живописные произведения к изучаемой теме.

-Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений




30

Диалог Запада

и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

1

Знать/ уметь воспри-нимать и анализировать взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный

фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструм-го состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка»

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

- Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные

и живописные произведения к изучаемой теме.

-Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений



Слушание музыки:

балет Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка».(фрагменты)

Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»;

А.Эшнай. Симфония № 2, II часть,



Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; или И. Грибулина. Прощальная.



Художественный материал:

Репродукции картин К. Юона, А. Осмеркина и др..

Ресурсы сети Интернет.





31

Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музы-

ка)

1

Знать/ уметь :

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.



обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

- Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

-Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

-Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.




32

Лирические

страницы

советской музыки. Диалог времен

в музыке

А. Шнитке


1

Знать/ уметь воспринимать и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

Знать/ уметь воспринимать и анализировать

полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего.

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.



33

«Любовь ни-

когда не перестанет

1

Знать/ уметь воспринимать и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.



слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.



34

Подводим

итоги. Итоговое тестирование. Заключитель-ный урок.

1

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.



выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.



-Анализировать прослушанные музыкальные произведения;

-слушать и исполнять музыку;

-высказывать своё мнение и отстаивать его.

Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Исполнение песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; или И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева




Резерв времени – 1 час


9. Лист корректировки календарно-тематического планирования



п\п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Причина корректировки
















































































Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:

1. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»: история создания, герои, сюжет

2. Балет И.Стравинского «Весна священная»: история создания, герои, сюжет

3. Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»: история, создания, герои, сюжет

4. Как появились на Руси колокола?

5. Что такое «колядки»?

6. Что такое «мистерия»?

7. И.С.Баха «Страсти по Матфею»: история создания и сюжет

8. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»: история создания, герои, сюжет

9. История создания Л.Бетховеном «Лунной» сонаты

10. История создания Л.Бетховеном «Патетической» сонаты

11. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет

12. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

13. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

14. Популярные песни советских лет и их авторы

15. М.Таривердиев – высокий мастер лирической музыки

16. Э.Артемьев и его смелые музыкальные эксперименты в кино



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс: http://www.predanie.ru/music/

Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/

Использование медиаресурсов:

  1. CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.

  2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» –

«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.

  1. «Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007

  2. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» -

«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.

  1. Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.

  2. Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.

Учебно-методический комплект

1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015.

2. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

        1. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

        2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

7. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

8. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

9. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Технические средства обучения

-Компьютер (или ноутбук)

-Музыкальная панель

-Микрофон

-Мультимедийный проектор

-Интерактивная доска

-Флеш-накопитель.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!