Рабочая программа
по научно-исследовательской деятельности обучающихся
Рассмотрено на заседании
методического объединения
историко-правоведческого цикла
Протокол №от «»сентября 2017 г.
Москва 2017 г.
Содержание.
Планируемые результаты изучения курса…………………………………….……….3
Содержание курса……………………………………………………………….………6
Тематический план…………………………………………………………………………………..…13
Планируемые результатыкурса
Пояснительная записка.
Актуальность.
Главная задача современного образования— это формирование у обучающихсяспециальных навыков, а также развитие у них ключевых умений и знаний, необходимых в исследовательском поиске.
Научно-исследовательская деятельность - по определению ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования. (Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.)
Умение организовать исследовательскую работу предполагает наличие следующих умений: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Каждое исследование обладает своими особенностями. Прежде чем преступить к работе исследователь выделяет характер проблемы. Ставит цели и задачи своей будущей работы, намечает пути и поиски конкретного материала. Здесь особенно важно учесть уровень оснащённости исследования и своих возможностей.Исходя из стремительных изменений в обществе, изменяем самого характера образовательной среды важно развивать и совершенствовать новые способы образования и педагогические технологии. В связи с этим актуальным является научно-исследовательская деятельность обучающихся, нацеленная на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Особенно важным в современных условиях информационного пространства становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель программы: Формирование умений ориентироваться в различных научных гипотезах, развивать способность выдвигать и разрабатывать собственную версию. Получение опыта созидательной деятельности, результатом которой становится конкретный интеллектуальный продукт.
Задачи:
ознакомление обучающихся с основными компонентами научно-исследовательской деятельности;
овладение обучающимисянаучными методами познания, углубление и творческое усвоение изучаемого материала;
изучение методики и способов самостоятельного решения научных проблем.
Перечень планируемых результатов обучения по научно-исследовательской деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы курса:
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;
способностью презентационных навыков, умением выступать на аудиторию.
Указание места курса в структуре образовательной программы
Изучение курса предполагает освоение теоретических знаний в области научно-исследовательской работы и ряда практических умений, выполнение которых позволит обучающимся грамотно подойти к научной проблеме своей работы. Учитывая специализацию нашего Кадетского корпуса, содержание факультатива сориентировано, прежде всего на проведение научно-исследовательской работы по праву, обществознанию и истории, однако, усвоение представленных в нем общих принципов и подходов к организации данной деятельности могут использоваться обучающимися для осуществления исследований и в других научных областях.
2. Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе (3 часа)
Тема 1.1. Специфика организации, занятий, общие требования кобучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.
Тема 1. 2. Определение основных компонентов научной работы.Этапы выполнения научной работы.
Раздел 2. Информационные ресурсы научно-исследовательской работы (8 часов)
Тема 2.1.Понятие об источниках информации для научной работы.Основы методики работы с источниками информации.
Тема 2. 2. Библиографические ресурсы научного исследования. Общие библиографические издания.Каталоги библиотек.
Тема 2. 3. Энциклопедии и справочные издания.Интернет-ресурсы в научном исследовании.
Тема 2. 4. Цитаты и их использование.
Тема 2. 5. Эссе, как краткая формулировка проблемы исследования.
Тема 2. 6.Специфика работы исследователя с периодической печатью.
Тема 2. 7. Экскурсия в городскую библиотеку.
Раздел 3. Организация научно- исследовательской деятельности. (3 часа)
Тема 3.1. Выбор темы исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Тема 3.2.Объект исследования. Цели и задачи исследования.
Тема 3. 3. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.
Раздел 4. Методы научного исследования. (4 часа)
Тема 4. 1. Характеристика методов научного исследования. Эмпирические методы.
Тема 4. 2. Теоретические методы.
Тема 4. 3. Организация опытно-экспериментальной работы.
Тема 4. 4. Статистическая обработка результатов исследования.
Раздел 5. Основы логики текста. (5 часов)
Тема 5. 1. Основные приемы сохранения информации.
Тема 5.2. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации.
Тема 5. 3. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование.
Тема 5. 4 План и конспект литературного источника.
Тема 5. 5. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.
Раздел 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы. (4 часа)
Тема 6. 1. Структура научной работы.
Тема 6. 2. Оформление научного текста.
Тема 6. 3. Оформление формул, табличного и иллюстративного материала.
Тема 6. 4. Оформление списка использованной литературы.
Раздел 7. Публичная презентация результатов научного исследования. (4 часа)
Раздел 7. 1. Общая характеристика публичной речи.
Раздел 7. 2. Публичные выступления и методы воздействия на аудиторию.
Раздел 7. 3. Подготовка публичного выступления.
Раздел 7. 4. Основные формы научной речи. Способы ее организации в автореферате выступления.
Раздел 8. Практическая направленность в научно-исследовательской деятельности. (3 часа)
Тема 8. 1. Компьютерный практикум.
Тема 8. 2. Анализ научно-исследовательских работ.
| 3. Тематический план | |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
| Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе. | 3 |
1 | Тема 1.1. Специфика организации, занятий, общие требования к обучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности. | 1 |
2 | Тема 1. 2. Определение основных компонентов научной работы. Этапы выполнения научной работы. | 2 |
| Раздел 2. Информационные ресурсы научно-исследовательской работы. | 8 |
3 | Тема 2.1. Понятие об источниках информации для научной работы. Основы методики работы с источниками информации. | 1 |
4 | Тема 2. 2. Библиографические ресурсы научного исследования. Общие библиографические издания. Каталоги библиотек. | 2 |
5 | Тема 2. 3. Энциклопедии и справочные издания. Интернет-ресурсы в научном исследовании. | 1 |
6 | Тема 2. 4. Цитаты и их использование. | 1 |
7 | Тема 2. 5. Эссе, как краткая формулировка проблемы исследования. | 1 |
8 | Тема 2. 6. Специфика работы исследователя с периодической печатью. | 1 |
9 | Тема 2. 7. Экскурсия в городскую библиотеку. | 1 |
| Раздел 3. Организация научно- исследовательской деятельности. | 3 |
10 | Тема 3.1. Выбор темы исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. | 1 |
11 | Тема 3.2. Объект исследования. Цели и задачи исследования. | 1 |
12 | Тема 3. 3. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. | 1 |
| Раздел 4. Методы научного исследования. | 4 |
13 | Тема 4. 1. Характеристика методов научного исследования. Эмпирические методы. | 1 |
14 | Тема 4. 2. Теоретические методы. | 1 |
15 | Тема 4. 3. Организация опытно-экспериментальной работы. | 1 |
16 | Тема 4. 4. Статистическая обработка результатов исследования. | 1 |
| Раздел 5. Основы логики текста. | 5 |
17 | Тема 5. 1. Основные приемы сохранения информации. | 1 |
18 | Тема 5.2. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. | 1 |
19 | Тема 5. 3. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. | 1 |
20 | Тема 5. 4 План и конспект литературного источника. | 1 |
21 | Тема 5. 5. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации. | 1 |
| Раздел 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы. | 4 |
22 | Тема 6. 1. Структура научной работы. | 1 |
23 | Тема 6. 2. Оформление научного текста. | 1 |
24 | Тема 6. 3. Оформление формул, табличного и иллюстративного материала. | 1 |
25 | Тема 6. 4. Оформление списка использованной литературы. | 1 |
| Раздел 7. Публичная презентация результатов научного исследования. | 4 |
26 | Раздел 7. 1. Общая характеристика публичной речи. | 1 |
27 | Раздел 7. 2. Публичные выступления и методы воздействия на аудиторию. | 1 |
28 | Раздел 7. 3. Подготовка публичного выступления. | 1 |
29 | Раздел 7. 4. Основные формы научной речи. Способы ее организации в автореферате выступления. | 1 |
| Раздел 8. Практическая направленность в научно-исследовательской деятельности. | 3 |
30 | Тема 8. 1. Компьютерный практикум. | 2 |
31 | Тема 8. 2. Анализ научно-исследовательских работ. | 1 |
Всего: | 34 |