муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей начальных классов Протокол №_____ от ____ ._______________.2021 г. Руководитель МО ______________ Туктамыш Е.А. | «СОГЛАСОВАНО» на заседании НМС МАОУ СОШ №6 с УИОП Протокол №____________ от ____ .__________.2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ № 6 с УИОП ___________ Гурьев Н.С. «___» ____________ 2021 г. |
Рабочая программа
по образовательному модулю
«Знакомые незнакомцы»
Классы: | 1 -4 |
Сроки реализации программы: | 4 года |
Программа образовательного модуля «Знакомые незнакомцы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
В 1 – 4 классе по 17 часов. Занятия проводятся одно полугодие 1 раз в неделю по 35 – 40 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах.
Все занятия по образовательному модулю проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать любовь к красоте родной природы, интереса к изучению животных. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию. Знать особенности лесных животных, их образ в народном творчестве. Предполагать, какая информация необходима. | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. |
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Осознавать себя частью живой природы. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья. Знать основы экологической культуры. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать | Составлять экологические модели. Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни. Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Дикие животные в русских народных сказках.
Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна». Серый хищник – волк. Хозяин леса – медведь. Мышка-норушка.
Родственные связи.
Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Рысь - родственник кошки. Тигр - самая большая кошка на Земле. Косуля - самый маленький европейский олень.
Загадки животного мира.
Любознательный зверёк – белка. Куница - охотник на белок. Сердитый недотрога - ёж. Подземный житель – крот. Бобр-строитель.
Пернатые жители.
Воробей - самая распространённая птица на Земле. Ворона - «интеллектуальная» птица. Сорока - белобока - «лесная сплетница».
2 класс
Лесные жители.
Лесной красавец – лось. Всеядное животное — барсук. Запасливый бурундук. Соболь - «дорогой» зверёк.
Птицы рядом с нами.
Галка - городская птица. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Наш добрый сосед - скворец. Любимая птица – снегирь. Ворон - красивая, умная птица.
Птичьи трели.
Соловей - «великий маэстро». Загадочная птица - кукушка. «Лесной доктор» - дятел. «Пернатая кошка» - сова. «Золотая птица» — иволга.
3 класс
Вода – источник жизни.
Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде в природе. Вода в жизни растений и животных. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Берегите воду!
Солнце и свет в нашей жизни.
Солнце, Луна, звезды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света.
Воздух и здоровье.
Воздух и здоровье человека. Практическое занятие «Гигиена в классе».
Погода и климат.
Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам. Почему нельзя..? Диалоги с природой. Место человека в мире природы. Практическое занятие «Юные экологи».
4 класс
Человек и природа.
Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. Экология и мы.
Неживое в природе.
Неживая природа. Вода и солнце. Почва – святыня наша.
Живое в природе.
Растения рядом. Комнатные растения. Дикорастущие растения луга, водоема и леса. Экологические связи неживой и живой природы.
Царство грибов.
Съедобные грибы. Несъедобные грибы. Микроскопические грибы.
Познавательная экология.
Жизнь на Земле. Динозавры – вымерший вид животных. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Раздел, тема | Количество часов |
Раздел 1. Дикие животные в русских народных сказках – 5 часов |
1. | Заяц - «Длинное ухо». | 1 |
2. | Лисица. «Лиса Патрикеевна». | 1 |
3. | Серый хищник – волк. | 1 |
4. | Хозяин леса – медведь. | 1 |
5. | Мышка-норушка. | 1 |
Раздел 2. Родственные связи – 4 часа |
6. | Кабан - дикий родственник домашней свиньи. | 1 |
7. | Рысь - родственник кошки. | 1 |
8. | Тигр - самая большая кошка на Земле. | 1 |
9. | Косуля - самый маленький европейский олень. | 1 |
Раздел 3. Загадки животного мира – 5 часов |
10. | Любознательный зверёк – белка. | 1 |
11. | Куница - охотник на белок. | 1 |
12. | Сердитый недотрога - ёж. | 1 |
13. | Подземный житель – крот. | 1 |
14 | Бобр-строитель. | 1 |
Раздел 4. Пернатые жители – 3 часа |
15. | Воробей - самая распространённая птица на Земле. | 1 |
16. | Ворона - «интеллектуальная» птица. | 1 |
17. | Сорока - белобока - «лесная сплетница». | 1 |
| ИТОГО: | 17 часов |
2 класс
№ | Раздел, тема | Количество часов |
Раздел 1. Лесные жители – 5 часов |
1. | Лесной красавец – лось. | 1 |
2. | Всеядное животное — барсук. | 1 |
3. | Запасливый бурундук. | 1 |
4. | Соболь - «дорогой» зверёк. | 1 |
5. | Обобщающий урок о диких животных. | 1 |
Раздел 2. Птицы рядом с нами – 6 часов |
6. | Галка - городская птица. | 1 |
7. | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. | 1 |
8. | Наш добрый сосед - скворец. | 1 |
9. | Любимая птица – снегирь. | 1 |
10. | Ворон - красивая, умная птица. | 1 |
11. | Обобщающее занятие о птицах. | 1 |
Раздел 3. Птичьи трели – 6 часов |
12. | Соловей - «великий маэстро». | 1 |
13. | Загадочная птица - кукушка. | 1 |
14. | «Лесной доктор» - дятел. | 1 |
15. | «Пернатая кошка» - сова. | 1 |
16. | «Золотая птица» — иволга. | 1 |
17. | Практическая работа « Путешествие в мир животных» | 1 |
| ИТОГО: | 17 часов |
3 класс
№ | Раздел, тема | Количество часов |
Раздел 1. Вода – источник жизни – 5 часов |
1. | Вода в моем доме и в природе. | 1 |
2. | Стихи, рассказы о воде в природе. | 1 |
3. | Вода в жизни растений и животных. | 1 |
4. | Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». | 1 |
5. | Берегите воду! | 1 |
Раздел 2. Солнце и свет в нашей жизни – 3 часа |
6. | Солнце, Луна, звезды – источники света. | 1 |
7. | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 1 |
8. | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света. | 1 |
Раздел 3. Воздух и здоровье – 2 часа |
9. | Воздух и здоровье человека. | 1 |
10. | Практическое занятие «Гигиена в классе». | 1 |
Раздел 4. Погода и климат – 7 часов |
11, 12. | Погода. Климат. | 2 |
13. | Предсказание погоды по народным приметам. | 1 |
14. | Почему нельзя..? | 1 |
15. | Диалоги с природой. | 1 |
16. | Место человека в мире природы. | 1 |
17. | Практическое занятие «Юные экологи». | 1 |
| ИТОГО: | 17 часов |
4 класс
№ | Раздел, тема | Количество часов |
Раздел 1. Человек и природа – 3 часа |
1. | Мы жители планеты Земля. | 1 |
2. | Мир вокруг. | 1 |
3. | Экология и мы. | 1 |
Раздел 2. Неживое в природе – 3 часа |
4. | Неживая природа. | 1 |
5. | Вода и солнце. | 1 |
6. | Почва – святыня наша. | 1 |
Раздел 3. Живое в природе – 4 часа |
7. | Растения рядом. | 1 |
8. | Комнатные растения. | 1 |
9. | Дикорастущие растения луга, водоема и леса. | 1 |
10. | Экологические связи неживой и живой природы. | 1 |
Раздел 4. Царство грибов – 3 часа |
11. | Съедобные грибы. | 1 |
12. | Несъедобные грибы. | 1 |
13. | Микроскопические грибы. | 1 |
Раздел 5. Познавательная экология – 4 часа |
14 | Жизнь на Земле. | 1 |
15. | Динозавры – вымерший вид животных. | 1 |
16. | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 1 |
17. | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 |
| ИТОГО: | 17 часов |