МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2018 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО Пр. № ___
Колмакова Е.С._____________ от «31» августа 2018 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Класс: 11
Учитель: Чупрова Мария Александровна, учитель истории и обществознания
Срок действия рабочей программы: 2018- 2019 уч. год
с. Могойто
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 г. N 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
Программа по обществознанию для 9-11 классов. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»
Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 9-11 классов на 2018-2019 уч. гг.
Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Программа по обществознанию для 9-11 классов. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
2. Обществознание. 11 класс: учебник для ОО. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. Издательство «Просвещение» – 2014 г.
Цели и задачи учебного курса:
Цель: Сформировать представления о сферах общества: экономической, духовной, социальной.
Задачи:
1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2 часа в неделю)
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
План | Факт |
| Раздел 1. Экономическая жизнь общества | 28 | | | |
1-2 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества. В том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни. | 1 неделя | |
3-4 | Экономика: наука и хозяйство | 2 | Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовый внутренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры. | 2 неделя | |
5-6 | Экономический рост и развитие | 2 | Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла. | 3 неделя | |
7-9 | Рыночные отношения в экономике | 3 | Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь , поведение основных участников экономики. Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного вида. | 4 неделя 5 неделя | |
10-11 | Фирмы в экономике | 2 | Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчетами издержек и прибыли производителем. Называть основные виды налогов на предприятии. | 5 неделя 6 неделя | |
12-14 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 3 | Раскрывать роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса, выявляя их общие черты и различия. Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности. | 6 неделя 7 неделя | |
15-16 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента. Называть основные принципы маркетинга. Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок. Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке. | 8 неделя | |
17-18 | Экономика и государство | 2 | Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике. Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества. Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики. Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества. Находить и извлекать социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников различного типа. | 9 неделя | |
19-21 | Финансы в экономике | 3 | Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Объяснять действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками. Различать деятельность различных финансовых институтов. Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп. | 10 неделя 11 неделя | |
22-23 | Занятость и безработица | 2 | Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия. Различать виды и причины безработицы. Объяснять значение понятия «занятость». Приводить примеры особенностей труда молодежи. Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда. | 11 неделя 12 неделя | |
24-25 | Мировая экономика | 2 | Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития. | 12 неделя 13 неделя | |
26-27 | Экономическая культура | 2 | Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально-экономических ситуаций. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики. | 13 неделя 14 неделя | |
28 | Контрольная работа «Экономическая жизнь общества» | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение контрольных работ. | 14 неделя | |
| Раздел 2. Социальная сфера. | 16 | | | |
29-30 | Социальная структура общества | 2 | Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности. | 15 неделя | |
31-32 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире. | 16 неделя | |
33-34 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Объяснять значение понятия «нация». Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументировано показывать влияние этнических факторов на государственное развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства. | 17 неделя | |
35-37 | Семья и быт | 3 | Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта. | 18 неделя 19 неделя | |
38-39 | Гендер – социальный пол | 2 | Объяснять значение понятия «гендерные стереотипы» и «гендерная роль». Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины гендерных конфликтов. Называтьфакторы, влияющие на освоение гендерной роли, и приводить их примеры. | 19 неделя 20 неделя | |
40-41 | Молодежь в современном обществе | 2 | Характеризовать молодежь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодежных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях рынка труда. Называть особенности молодежных субкультур в России. | 20 неделя 21 неделя | |
42-43 | Демографическая ситуация в современной России. | 2 | Характеризовать состояние динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованном суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем. | 21 неделя 22 неделя | |
44 | Контрольная работа «Социальная сфера» | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение контрольных работ. | 22 неделя | |
| Раздел 3. Политическая жизнь общества. | 26 | | | |
45-47 | Политика и власть | 3 | Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти. | 23 неделя 24 неделя | |
48-50 | Политическая система | 3 | Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России. | 24 неделя 25 неделя | |
51-52 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления. | 26 неделя | |
53-54 | Демократические выборы | 2 | Объяснять значение понятий «избирательный процесс» Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампании. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя. | 27 неделя | |
55-57 | Политические партии и партийные системы | 3 | Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Раскрыватьна примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе. | 28 неделя 29 неделя | |
58-59 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита» Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать их оценку. Характеризовать функции политической элиты и ее значение в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Извлекатьи систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории. | 29 неделя 30 неделя | |
60-61 | Политическое сознание | 2 | Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Даватьоценку роли СМИ в современной политической жизни. | 30 неделя 31 неделя | |
62-63 | Политическое поведение | 2 | Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм». Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовыми способами решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение. | 31 неделя 32 неделя | |
64-65 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса. | 32 неделя 33 неделя | |
66-67 | Заключение. Взгляд в будущее | 2 | Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества. Даватьоценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вывозов, способах борьбы с ними. | 33 неделя 34 неделя | |
68 | Контрольная работа «Политическая жизнь общества» | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение контрольных работ. | 34 неделя | |
69-70 | Повторительно-обобщающие уроки по курсу. | 2 | Решать задания ЕГЭ. Анализировать решения заданий. | 35 неделя | |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;
Список литературы
Для учащихся:
1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014 г.
Для учителя:
1. Учебник: Обществознание: базовый уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2016.
3. Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2016.
4. Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2017.
5. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «РУСТЕСТ», 2016.
6. Единый государственный экзамен 2017. Обществознание: учебно-тренировочные. материалы для подготовки учащихся. – ФИПИ-Центр, 2017.
7. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2017. Обществознание. – М. : Федеральный центр тестирования, 2017.
8. А.Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию. М.: Айрис. Пресс.,2016-2017.
9. Е. Домашек. Обществознание в таблицах и схемах. Ростов н/Д, Феникс. 2017.
10. Единый государственный экзамен 2017. Обществознание. Учебно - тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- Центр, 2016-2017.