Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № 67 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по обществознанию
5 класс
Составитель программы:
Моисеенко Л. И.
Г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет обществознание изучается в 5 классе 1 час в неделю (34 часа в год)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России).
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
Выпускник получит возможность научиться:
Гражданин и государство
Выпускник научится:
объяснять примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета.
Человек и его индивидуальность.
Природа человека.
Человек в семейных отношениях
Роль семьи в развитии личности. Семейные отношения и роли в семье. Семейная история, традиции и обычаи. Семейные ценности. Забота и воспитание детей в семье. Общение в семье. Семейный бюджет.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Социальные нормы
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Социальная сфера жизни общества
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Россия – многонациональное государство.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
5А | 5Б | 5В | 5Г |
1 | Вводный урок | 1 | | | | |
| Тема 1 Человек | 5 | | | | |
2 | Загадка человека | 1 | | | | |
3 | Загадка человека | 1 | | | | |
4 | Отрочество-особая пора жизни | 1 | | | | |
5 | Отрочество-особая пора жизни | 1 | | | | |
6 | Практикум по теме «Человек» | 1 | | | | |
| Тема 2 Семья | 5 | | | | |
7 | Семья и семейные отношения | 1 | | | | |
8 | Семейное хозяйство | 1 | | | | |
9 | Свободное время | 1 | | | | |
10 | Учимся распределять своё время | 1 | | | | |
11 | Практикум по теме «Семья» | 1 | | | | |
| Тема 3 Школа | 6 | | | | |
12 | Образование в жизни человека | 1 | | | | |
13 | Образование в жизни человека | 1 | | | | |
14 | Образование и самообразование | 1 | | | | |
15 | Образование и самообразование | 1 | | | | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | | | | |
17 | Практикум по теме: "Школа" | 1 | | | | |
| Тема 4 Труд | 5 | | | | |
18 | Труд-основа жизни | 1 | | | | |
19 | Труд-основа жизни | 1 | | | | |
20 | Труд и творчество | 1 | | | | |
21 | Труд и творчество | 1 | | | | |
22 | Практикум по теме «Труд» | 1 | | | | |
| Тема 5 Родина | 9 | | | | |
23 | Наша Родина-Россия | 1 | | | | |
24 | Наша Родина-Россия | 1 | | | | |
25 | Государственные символы России | 1 | | | | |
26 | Государственные символы России | 1 | | | | |
27 | Гражданин России | 1 | | | | |
28 | Гражданин России | 1 | | | | |
29 | Мы-многонациональный народ | 1 | | | | |
30 | Мы-многонациональный народ | 1 | | | | |
31 | Практикум по теме «Родина» | 1 | | | | |
32 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | | | | |
33 | Защита проектов | 1 | | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | | |