СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Обществознанию" 5-9 класс ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для  5-9  классов  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы   основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, с учетом  авторской программы по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Обществознанию" 5-9 класс ФГОС.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Метелевская средняя общеобразовательная школа»

Купинского района Новосибирской области















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

разработана

в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования


5 – 9 классы











Программу составила:

Сидоренко О.А.













Срок реализации программы:

2015 – 2020 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, с учетом авторской программы по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова.


Сроки реализации программы: 2015 – 2020 год (5 – 9 классы).


Программе соответствует предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова:

1. Обществознание 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций

Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.иванова и др. ; под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2017.

2. Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.

Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.иванова и др. ; под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2017.

3. Обществознание 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.

Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.иванова и др. ; под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2016.

4.Обществознание 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.

Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.иванова и др. ; под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2018.

9. Обществознание 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.

Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.иванова и др. ; под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2018.

Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.


Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.


Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.


Общая характеристика учебного предмета


«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, — антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


Место предмета «Обществознание» в учебном плане

Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план школы. На изучение курса с 5 – 9 класс отводится 175 ч., то есть по 1 часу в неделю в каждой параллели:

5 класс – 35 ч.

6 класс – 35 ч.

7 класс – 35 ч.

8 класс – 35 ч.

9 класс – 34 ч.

Каждая тема курса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Контроль знаний учащихся планируется провести в соответствии с положением о внутришкольном контроле, в котором предусмотрено три вида контроля: текущий (фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами, устные и письменные ответы, таблицы, решение задач, решение кроссвордов, написание реферата, доклада, эссе), промежуточный (самостоятельные работы, тестовые задания), итоговый (тестирования по типу ГИА (ОГЭ) (8, 9класс), контрольная работа). Основной формой контроля является тестирование. Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.

Курс «Обществознание» тесно связан и опирается на ранее изученный предмет «Окружающий мир», который является пропедевтическим для изучения обществознания.







1.Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ООО.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;


знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

17. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



































2. Содержание учебного курса

5 класс

Тема 1. Человек (5 часов)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Практикум по теме «Человек».

Тема 2. Семья (7 часов)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Семья».

Тема 3. Школа (7 часов)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Практикум по теме «Школа»

Тема 4. Труд (5 часов)

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Практикум по теме «Труд».

Тема 5. Родина (11 часов)

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Практикум по теме «Родина».

6 класс

Тема 1. Человек в социальном измерении (13 часов)

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Практикум по теме «Человек в социальном измерении».

Тема 2. Человек среди людей (11 часов)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практикум по теме «Человек среди людей».

Тема 3. Нравственные основы жизни (9 часов)

Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Практикум по теме «Нравственные основы жизни».


7 класс

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

Тема 3. Человек и природа (6 часов)

Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Практикум по теме «Человек и природа».

8 класс

Тема 1. Личность и общество (6 часов)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Практикум по теме «Личность и общество».

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

Тема 3. Социальная сфера (5 часов)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Социальная сфера».

Тема 4. Экономика (14 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Практикум по теме «Экономика».

9 класс

Тема 1. Политика (11 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Практикум по теме «Политика».

Тема 2. Право (22 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Практикум по теме «Право».










3. Тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение каждого раздела и темы.

5 класс


п/п

Название

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

Глава 1. Человек - 5 ч.

1

Загадка человека

1

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

2

Человек - биологическое существо

1

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных.

3

Отрочество – особая пора жизни

1

Описывать отрочество как особый период жизни человека.

4

Самостоятельность – показатель взрослости.


1

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

5

Практикум по теме «Человек»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов.

Глава 2. Семья – 7 ч.

6

Семья и семейные отношения

1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

7

Отношения между поколениями.

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичные для разных стран и исторических периодов. Выражать свою точку зрения на значение семьи.

8

Семейное хозяйство

1

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

9

Рациональное ведение хозяйства

1

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

10

Свободное время

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

11

Значимость здорового образа жизни

1

Характеризовать значимость здорового образа жизни

12

Практикум по теме «Семья»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 3. Школа – 7 ч.

13

Образование в жизни человека

1

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

14

Система образования в нашей стране

1

Описывать ступени школьного образования в нашей стране. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

15

Образование и самообразование

1

Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

16

Умение учиться

1

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

17

Одноклассники. Сверстники. Друзья.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

18

Дружный класс

1

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

19

Практикум по теме «Школа»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 4. Труд – 5 ч.

20

Труд – основа жизни

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

21

Труд – условие благополучия человека

1

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

22

Труд и творчество

1

Различать творчество и ремесло.

23

Творческий труд

1

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

24

Практикум по теме «Труд»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 5. Родина - 11ч.

25

Наша Родина – Россия

1

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного..

26

Что значит быть патриотом

1

Приводить примеры проявлений патриотизма

27

Государственные символы России

1

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.

28

История государственных символов

1

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

29

Москва – столица России

1

Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России

30

Гражданин России

1

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

31

Права и обязанности граждан России

1

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

32

Гражданственность

1

Приводить примеры и давать оценку проявлений гражданственности, представленным в СМИ.

33

Мы – многонациональный народ

1

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

34

Многонациональная культура России

1

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

35

Практикум по теме «Родина»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов


Тематический план.

6 класс


п/п

Название

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

Глава 1. Человек в социальном измерении - 13 ч

1

Человек - личность

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

2

Качества сильной личности

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

3

Человек познает мир

1

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

4

Способности человека

1

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

5

Человек и его деятельность

1

Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

6

Связь между деятельности и формированием личности

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

7

Потребности человека

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.

8

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

1

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

9

Духовный мир человека

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

10

На пути к жизненному успеху

1

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

11

Важность взаимопонимания и взаимопомощи

1

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

12

Практикум по теме «Качества сильной личности»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

13

Повторение по теме «Человек в социальном измерении»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 2. Человек среди людей – 11 ч.

14

Межличностные отношения

1

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

15

Сотрудничество и соперничество

1

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

16

Человек в группе

1

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры указанных групп.

17

Лидеры

1

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства

18

Групповые нормы

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

19

Общение

1

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

20

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

1

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Оценивать собственное умение общаться

21

Конфликты в межличностных отношениях

1

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.

22

Конструктивное разрешение конфликта

1

Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

23

Практикум по теме «Межличностные отношения»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

24

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 3. Нравственные основы жизни – 9 ч.

25

Человек славен добрыми делами

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра.

26

Золотое правило морали

1

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

27

Будь смелым

1

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости в критических и житейских ситуациях.

28

Смелость и отвага

1

Оценивать отважные подвиги человека, их смелость.

29

Человек и человечность

1

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

30

Гуманизм - уважение и любовь к людям

1

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ.

31

Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

1

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем.

32

Практикум по теме «Золотое правило морали»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

33

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

34

Итоговое повторение по теме «Человек среди людей»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной, духовной сфере; уметь применять знания в практике

35

Итоговое повторение по теме «Человек в социальном измерении»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной, духовной сфере; уметь применять знания в практике


Итого

35



Тематический план.

7 класс


п/п

Название

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе - 14 ч

1

Что значит жить по правилам

1

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни

2

Общественные нравы, традиции и обычаи

1

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни

3

Права и обязанности граждан

1

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4

Права ребенка и их защита

1

Называть права ребенка и характеризовать способы защиты. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.

5

Почему важно соблюдать законы

1

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

6

Закон и правопорядок в обществе

1

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

7

Защита Отечества

1

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

8

Важность подготовки к исполнению воинского долга

1

Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.

9

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека

1

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения дисциплины.

10

Преступления и проступки

1

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения.

11

Ответственность за нарушение законов

1

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

12

Кто стоит на страже закона

1

Называть правоохранительные органы России. Различать сферу деятельности правоохранительных органов.

13

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.


1

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

14

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 2. Человек в экономических отношениях – 14 ч.

15

Экономика и ее основные участники

1

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности.

16

Основные участники экономики- потребители, производители

1

Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

17

Мастерство работника

1

Описывать составляющие квалификации работника.

18

Заработная плата и стимулирование труда

1

Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.

19

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.

20

Что и как производить

1

Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.

21

Виды и формы бизнеса

1

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.

22

Условия успеха в предпринимательской деятельности

1

Сравнивать формы организации бизнеса. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.

23

Обмен, торговля, реклама

1

Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности.

24

Реклама в современной экономике

1

Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации.

25

Деньги, их функции

1

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.

26

Экономика семьи

1

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг.

27

Обязательные и произвольные расходы

1

Различать произвольные и обязательные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

28

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

1

Объяснять основные понятия, экономические ситуации.

Глава 3. Человек и природа – 6 ч.

29

Воздействие человека на природу

1

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.

31

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества

1

Характеризовать смысл экологической морали.

32

Закон на страже природы

1

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.

33

Участие граждан в природоохранительной деятельности

1

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

34

Практикум по теме «Человек и природа»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

35

Итоговое повторение по теме «Человек в экономических отношениях»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической сфере; применять знания на практике


Итого

35






Тематический план.

8 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

Глава 1. Личность и общество - 6 ч.

1

Что делает человека человеком?

1

Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности

2

Человек, общество, природа

1

Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общества.

4

Развитие общества

1

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

5

Как стать личностью

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

6

Практикум по теме «Личность и общество»

1

Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 2. Сфера духовной культуры – 8 ч.

7

Сфера духовной жизни

1

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского общества. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.

8

Мораль

1

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

9

Долг и совесть

1

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.

10

Моральный выбор – это ответственность

1

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

11

Образование

1

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.

12

Наука в современном обществе

1

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

13

Религия как одно из форм культуры

1

Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

14

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 3. Социальная сфера – 5 ч.

15

Социальная структура общества

1

Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения.

16

Социальные статусы и роли

1

Называть позиции, определяющий статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку. Описывать основные социальные роли старших подростков.

17

Нации и межнациональные отношения

1

Знать и правильно использовать понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.

18

Отклоняющееся поведение

1

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

19

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 4. Экономика – 14 ч.

20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

21

Главные вопросы экономики

1

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

22

Собственность

1

Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности.

23

Рыночная экономика

1

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

24

Производство – основа экономики

1

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

25

Предпринимательская деятельность

1

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

26

Роль государства в экономике

1

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

27

Распределение доходов

1

Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов граждан. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

28

Потребление

1

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

29

Инфляция и семейная экономика

1

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

30

Безработица, её причины и последствия

1

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

32

Практикум по теме «Экономика»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической сфере; уметь применять знания в практике

33

Повторение по теме «Экономика»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

34

Повторение по теме «Социальная сфера»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной сфере; уметь применять знания в практике

35

Итоговое повторение по теме «Личность и общество»

1

Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической, духовной сфере; уметь применять знания в практике


Итого

35








Тематически план.

9 класс

п/п

Название

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

Глава 1. Политика - 11 ч.

1

Политика и власть

1

Характеризовать власть и политику как социальные явления

2

Государство

1

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства.

3

Политические режимы

1

Сопоставлять типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

4

Правовое государство

1

Раскрывать принципы правового государства.

5

Гражданское общество и государство

1

Раскрывать сущность гражданского общества.

6

Местное самоуправление

1

Характеризовать местное самоуправление.

7

Участие граждан в

политической жизни

1

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

8

Политические партии и движения

1

Называть признаки политической партии показать их на примере одной из партий РФ.

9

Роль политических партий в жизни общества

1

Характеризовать проявления многопартийности.

10

Практикум по теме «Политика и власть»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

11

Практикум по теме «Политика»

1

Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

Глава 2. Право – 22 ч.

12

Роль права в жизни общества и государства

1

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства.

13

Правоотношения и субъекты права

1

Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

14

Разновидности правовых норм. Основные отрасли права.

1

Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

15

Правонарушения и

юридическая ответственность

1

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений.

16

Право и закон

1

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Объяснять отли­чие права от других соци­альных норм. Комментиро­вать некоторые определе­ния права.

17

Правоохранительные органы

1

Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

18

Конституция Российской Федерации


1

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.

19

Призна­ки и особенности Конститу­ции как основного закона страны

1

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции.

20

Основы

конституционного строя РФ

1

Объяснять принципы правового государства в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

21

Формы прав­ления, государственного устройства

1

Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

22

Права и свободы человека и гражданина

1

Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы.

23

Декларация прав че­ловека и гражданина

1

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

24

Гражданские правоотношения

1

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителя.

25

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

26

Семейные правоотношения

1

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа.

27

Административные правоотношения

1

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения.

28

Уголовно-правовые отношения

1

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности

несовершеннолетних.

29

Социальные права

1

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики РФ.

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права.

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование, применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

32

Практикум по теме «Право»

1

Объяснять основные понятия и юридические ситуации.

33

Повторение по теме «Право»

1

Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов

34

Итоговое повторение по теме «Политика и право»

1

Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов


Итого

34


















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные материалы

УМК: предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Издательство «Просвещение».

Учебники издательства «Просвещение»

Состав УМК

Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Учебник. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 5 класс.

Л. Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс.


Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 6 класс.

Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.


Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс.

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс.


Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.

Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс.

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.


Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.

Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс.

Коваль Т. В. Обществознание. Тестовые задания. 9 класс.

Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс.


Программы


Л. Н. Боголюбов, Н. И. городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.




Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Литература для учителя обществознания:

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007 г.

Балашов, Л. Е. Практическая философия [Текст] / Л. Е. Бала­шов. — М., 2001.

Безбородое, А. Б. Обществознание: учеб. [Текст] / А. Б. Безборо­дов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие [Текст] / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

Каверин, Б. И. Обществознание [Текст] / Б. И. Каверин, П. И. Чи­жик. - М., 2007.

Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах [Текст] / A. И. Кравченко. - М., 2008.

Кравченко, А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений [Текст] / А. И. Кравчен­ко. - М., 2004.

Кравченко, А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений [Текст] / А. И. Крав­ченко. — М., 2000.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие [Текст] / С. А. Морозова. - СПб., 2001.


Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ре­сурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — граж­данам школьного возраста.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духов­ная жизнь общества. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Меж­дународный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экоси­стема». http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семей­ная политика). http://www.ihtik.lib.ru /encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Обществознание»

5 класс

Результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, явятся:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



6 класс

Результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявятся в:



  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. Использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. Объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  7. Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

7 класс

Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию явятся:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно мотивационной.



8 - 9 классы

Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию явятся:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Система оценки планируемых результатов 5-9 классы

Стартовая диагностика

Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».

Тематические контрольные тестирования, проектная деятельность по классам.



Текущий контроль.

В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение проектной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Формы промежуточной аттестации:

Устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания, проектная деятельность.

Формы итоговой аттестации: контрольное тестирование, защита проектов.

Итоговая оценка.

Итоговая оценка по обществознанию выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных тестирований, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итогового контрольного тестирования либо защита проекта.



Оценка проектной и исследовательской деятельности

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.



Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!