Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2021- 2022 учебный год.
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 5-9 классов разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Примерная программа основного общего образования по обществознанию
Программы курса «Обществознание» для 5–9 классов. Л. Н. Боголюбова, Л.В. Ивановой
Рабочая программа по воспитанию МБОУ «Тубольская ООШ» 2021-2026гг.
Учебно – методического комплекта:
5-7 классы: Л. Н. Боголюбов, Л Ф. Иванова, Москва, Просвещение 2019г.
8 класс: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебников, Н. И. Городецкая, Москва. Просвещение 2019г.
9 класс: Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Москва. Просвещение 2019г.
В соответствии с учебным планом «МБОУ «Тубольская ООШ» на 2021-2022 учебный год устанавливается следующая продолжительность учебного года: 5-8 классы – 35 учебных недель, 9 класс – 34 учебные недели. В связи с этим, рабочая программа по обществознанию из расчета – 1 час в неделю: 5 кл.- 17часов, 6 кл.- 35 часов. 7 класс – 35 часов, 8 класс – 35 часов, 9 класс – 34 часов.
Программа написана с изменения: 5-.8 кл.- изменения в учебном плане. (5кл.-0,5 ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ООО.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1 .относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
17. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы
5 класс
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы
жизни».
6 класс
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы
жизни».
7 класс
Изучение курса «Обществознание. 7 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками.
Ученик должен знать (понимать):
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• значение правовых норм и демократических ценностей;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• различные подходы к исследованию роли экономики в развитии человека и общества;
• основные социальные институты и процессы;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;
• описывать основные социальные объекты, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;
• применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
• взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
Обучающийся получит возможность научиться:
• конспектировать информацию, выделять главное;
• использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);
• классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
• правильно применять специальные термины и понятия;
• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
8 класс
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
9 класс
Выпускник 9 класса научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина;
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержание рабочей программы
Содержание курса
5 класс 17 ч.
Введение 1 (ч)
Тема 1. Человек (2ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек».
Тема 2. Семья (2ч.)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья».
Тема 3. Школа (3ч)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Практикум по теме «Школа»
Тема 4. Труд (2ч)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд».
Тема 5. Родина (6ч)
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Родина». (1ч)
6 класс
Введение (1ч)
Тема 1. Человек в социальном измерении (11ч)
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
Тема 2. Человек среди людей (9ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей».
Тема 3. Нравственные основы жизни (7ч)
Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение (7ч)
7 класс
Введение (1ч)
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Тема 3. Человек и природа (5ч)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум по теме «Человек и природа».
Итоговое повторение (4ч)
8 класс
Введение (1ч)
Тема 1. Личность и общество (6ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум по теме «Личность и общество».
Тема 2. Сфера духовной культуры (8ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Тема 3. Социальная сфера (5ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Социальная сфера».
Тема 4. Экономика (13ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Практикум по теме «Экономика» (1ч)
Обобщающее повторение по теме «Экономика» (1 ч)
9 класс
Введение (1ч)
Тема 1. Политика (11ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Практикум по теме «Политика-(1ч)
Тема 2. Право (20ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практикум по теме «Право».(1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов |
| | |
1 | Введение | 1 |
Глава 1 Человек (2ч) |
2 | Загадка человека | 1 |
3 | Отрочество – особая пора жизни | 1 |
Глава 2 Семья (2ч) |
4 | Семейное хозяйство Семья и | 1 |
5 | Свободное время | 1 |
Глава 3. Школа.(3ч) |
6 | Образование в жизни человека | 1 |
7 | Образование и самообразование | 1 |
8 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 |
Глава 4. Труд.(2ч) |
9 | Труд – основа жизни | 1 |
10 | Труд и творчество. | 1 |
Глава 5.Родина (5ч) |
11 | Наша Родина-Россия. Защита проекта | 1 |
12 | Государственные символы России. | 1 |
13 | Гражданин России | 1 |
14 15 | Мы – многонациональный народ. | 1 1 |
16 | Практикум по теме «Родина» | 1 |
17 | Итоговое повторение | 1 |
6 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) |
2 3 | Человек – личность (ознакомление с новым материалом | 1 1 |
4 5 | Познай самого себя (комбиниро-ванный) | 1 1 |
6 7 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
8 9 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом | 1 1 |
10 11 | На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) | 1 1 |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний | 1 |
Глава II. Человек среди людей (9 часов) |
13 14 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
15 16 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
17 18 | Общение (комбинированный) | 1 1 |
19 20 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом | 1 1 |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний | 1 |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) |
22 23 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
24 25 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
26 27 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | 1 1 |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | 1 |
Итоговое повторение (7 часов) |
29 30 | ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | 1 1 |
31 32 | Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) | 1 1 |
33 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | 1 |
34 35 | Урок-конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) Контрольная работа | 1 1 |
7 класс
№ п/п | Тема | | |
Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Вводный урок | |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 12 |
Что значит жить по правилам | 1 |
Права и обязанности граждан | 2 |
Почему важно соблюдать законы | 2 |
Защита Отчества | 2 |
Для чего нужна дисциплина | 1 |
Виновен- отвечай | 1 |
Кто стоит на страже закона | 2 |
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | |
3 | Человек в экономических отношениях | 13 |
Экономика и ее основные участники | 2 |
Мастерство работника | 1 |
Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 |
Виды и формы бизнеса | 2 |
Обмен, торговля, реклама | 1 |
Деньги, их функции | 1 |
Экономика семьи | 2 |
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | |
4 | Человек и природа | 5 |
Человек- часть природы | 1 |
Охранять природу- охранять жизнь | 1 |
Закон на страже природы | 1 |
Практикум по теме «Человек и природа» | |
5 | Итоговое повторение | 4 |
6 | «Человек в экономических отношениях». Защита проектов | |
7 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | |
| итого | 35 |
8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
| | |
1. | Введение | 1 |
2. | Личность и общество (6 ч) Что делает человека человеком? | 1 |
3. | Человек, общество, природа | 1 |
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
5. | Развитие общества | 1 |
6. | Как стать личностью | 1 |
7. | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 |
8. | Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной жизни | 1 |
9. | Мораль | 1 |
10. | Долг и совесть | 1 |
11. | Моральный выбор — это ответственность | 1 |
12. | Образование | 1 |
13. | Наука в современном обществе | 1 |
14. | Религия как одна из форм культуры | 1 |
15. | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 |
16. | Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества | 1 |
17. | Социальные статусы и роли | 1 |
18. | Нации и межнациональные отношения | 1 |
19. | Отклоняющееся поведение. | 1 |
20. | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 |
21. | Экономика (15 ч) Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
22. | Главные вопросы экономики | 1 |
23. | Собственность | 1 |
24. | Рыночная экономика | 1 |
25. | Производство — основа экономики | 1 |
26. | Предпринимательская деятельность | 1 |
27. | Роль государства в экономике | 1 |
28. | Распределение доходов | 1 |
29. | Потребление | 1 |
30. | Инфляция и семейная экономика | 1 |
31. | Безработица, её причины и последствия | 1 |
32. | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
33. | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
34. | Практикум по теме «Экономика» | 1 |
35 | Обобщающее повторение по теме «Экономика» | 1 |
9 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Обществознание | |
| Вводный урок | 1 час |
| Глава I. Политика. | 11 часов+1 час практикума |
1. | Тема 1. Политика и власть. | 1 час |
2. | Тема 2. Государство. | 2 часа |
3. | Тема 3. Политические режимы. | 1 час |
4. | Тема 4. Правовое государство. | 2 часа |
5. | Тема 5. Гражданское общество и государство. | 2 часа |
6. | Тема 6. Участие граждан в политической жизни. | 2 часа |
7. | Тема 7. Политические партии и движения. | 1 час |
8. | Практикум по теме: «Политика». | 1 час |
| Глава 2. Право. | 20 часов + 1 час практикума |
9. | Тема 8. Роль права в жизни общества и государства. | 2 часа |
10. | Тема 9. Правоотношения и субъекты права. | 1 час |
11. | Тема 10. Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 часа |
12. | Тема 11. Правоохранительные органы. | 1 час |
13. | Тема 12. Конституция Российской Федерации. | 1 час |
14. | Тема 13. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 час |
15. | Тема 14. Права и свободы человека и гражданина. | 2 часа |
16. | Тема 15. Гражданские правоотношения. | 1 час |
17. | Тема 16. Право на труд. Трудовые правоотношения. | 2 часа |
18. | Тема 17. Семейные правоотношения. | 1 час |
19. | Тема 18. Административные правоотношения. | 1 час |
20. | Тема 19. Уголовно-правовые отношения. | 1 час |
21. | Тема 20. Социальные права. | 2 часа |
22. | Тема 21. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 час |
23. | Тема 22. Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 час |
24. | Практикум по теме: «Право». | 1 час |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема урока | Модуль «Школьный урок» | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение | | 1 | | |
Глава 1 Человек 2 ч. | | |
2 | Загадка человека | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | 1 | | |
3 | Отрочество – особая пора жизни | 1 | | |
Глава 2 Семья 2 ч. | | |
4 | Семейное хозяйство Семья и | применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; | 1 | | |
5 | Свободное время | 1 | | |
Глава 3. Школа. 3 ч. | | |
6 | Образование в жизни человека | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 1 | | |
7 | Образование и самообразование | 1 | | |
8 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | | |
Глава 4. Труд. 2 ч. | | |
9 | Труд – основа жизни | включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; | 1 | | |
10 | Труд и творчество. | 1 | | |
Глава 5.Родина 6 ч. | | |
11 | Наша Родина-Россия. Защита проекта | организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 1 | | |
12 | Государственные символы России. | 1 | | |
13 | Гражданин России | 1 | | |
14 15 | Мы – многонациональный народ. | 1 1 | | |
16 | Практикум по теме «Родина» | 1 | | |
17 | Итоговое повторение 1ч. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | Тема урока | Модуль «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | | 1 | | |
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | | | |
2 3 | Человек – личность (ознакомление с новым материалом | | 2 | | |
4 5 | Познай самого себя (комбиниро-ванный) | 2 | | |
6 7 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | 2 | | |
8 9 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом | 2 | | |
10 11 | На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) | 2 | | |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
Глава II. Человек среди людей (9 часов) | | | | |
13 14 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока | 2 | | |
15 16 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | 2 | | |
17 18 | Общение (комбинированный) | 2 | | |
19 20 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом | 2 | | |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | | | | |
22 23 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, | 2 | | |
24 25 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | 2 | | |
26 27 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | 2 | | |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | | |
Итоговое повторение (7 часов) | | | | |
29 30 | ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока | 2 | | |
31 32 | Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) | 2 | | |
33 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | 1 | | |
34 35 | Урок-конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) Контрольная работа | 2 | | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Тема урока | Модуль «Школьный урок» | кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение | | 1 | | |
| Вводный урок | | | |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | 12 | | |
3 | Что значит жить по правилам | 1 | | |
4 | Права и обязанности граждан | 2 | | |
5 | Почему важно соблюдать законы | 2 | | |
6 | Защита Отчества | 2 | | |
7 | Для чего нужна дисциплина | 1 | | |
8 | Виновен- отвечай | 1 | | |
9 | Кто стоит на страже закона | 2 | | |
10 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | | |
| Человек в экономических отношениях | -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 13 | | |
11 | Экономика и ее основные участники | 2 | | |
12 | Мастерство работника | 1 | | |
13 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 | | |
14 | Виды и формы бизнеса | 2 | | |
15 | Обмен, торговля, реклама | 1 | | |
16 | Деньги, их функции | 2 | | |
17 | Экономика семьи | 2 | | |
18 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | | |
| Человек и природа | инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы | 5 | | |
19 | Человек- часть природы | 2 | | |
20 | Охранять природу- охранять жизнь | 1 | | |
21 | Закон на страже природы | 1 | | |
22 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 | | |
| Итоговое повторение | организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 4 | | |
23 | «Человек в экономических отношениях». Защита проектов | 2 | | |
24 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 2 | | |
| итого | | 35 | | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока | Тема урока | Модуль «Школьный урок» | кол-во часов | Дата |
| |
| | | | план | факт |
1. | Введение | -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; | 1 | | |
2. | Личность и общество (6 ч) Что делает человека человеком? | 1 | | |
3. | Человек, общество, природа | 1 | | |
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | | |
5. | Развитие общества | 1 | | |
6. | Как стать личностью | 1 | | |
7. | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | | |
8. | Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной жизни | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; | 1 | | |
9. | Мораль | 1 | | |
10. | Долг и совесть | 1 | | |
11. | Моральный выбор — это ответственность | 1 | | |
12. | Образование | 1 | | |
13. | Наука в современном обществе | 1 | | |
14. | Религия как одна из форм культуры | 1 | | |
15. | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | | |
16. | Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества | -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | 1 | | |
17. | Социальные статусы и роли | 1 | | |
18. | Нации и межнациональные отношения | 1 | | |
19. | Отклоняющееся поведение. | 1 | | |
20. | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | | |
21. | Экономика (15 ч) Экономика и её роль в жизни общества | -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 1 | | |
22. | Главные вопросы экономики | 1 | | |
23. | Собственность | 1 | | |
24. | Рыночная экономика | 1 | | |
25. | Производство — основа экономики | 1 | | |
26. | Предпринимательская деятельность | 1 | | |
27. | Роль государства в экономике | 1 | | |
28. | Распределение доходов | 1 | | |
29. | Потребление | 1 | | |
30. | Инфляция и семейная экономика | 1 | | |
31. | Безработица, её причины и последствия | 1 | | |
32. | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | | |
33. | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | | |
34. | Практикум по теме «Экономика» | 1 | | |
35 | Обобщающее повторение по теме «Экономика» | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Разделы, темы | Модуль «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Вводный урок | | 1 час | | |
| Глава I. Политика. | -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; | 12 | | |
1. | Тема 1. Политика и власть. | 1 час | | |
2. | Тема 2. Государство. | 2 часа | | |
3. | Тема 3. Политические режимы. | 1 час | | |
4. | Тема 4. Правовое государство. | 2 часа | | |
5. | Тема 5. Гражданское общество и государство. | 2 часа | | |
6. | Тема 6. Участие граждан в политической жизни. | 2 часа | | |
7. | Тема 7. Политические партии и движения. | 1 час | | |
8. | Практикум по теме: «Политика». | 1 час | | |
| Глава 2. Право. | -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | 21 | | |
9. | Тема 8. Роль права в жизни общества и государства. | 2 часа | | |
10. | Тема 9. Правоотношения и субъекты права. | 1 час | | |
11. | Тема 10. Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 часа | | |
12. | Тема 11. Правоохранительные органы. | 1 час | | |
13. | Тема 12. Конституция Российской Федерации. | 1 час | | |
14. | Тема 13. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 час | | |
15. | Тема 14. Права и свободы человека и гражданина. | 2 часа | | |
16. | Тема 15. Гражданские правоотношения. | 1 час | | |
17. | Тема 16. Право на труд. Трудовые правоотношения. | 2 часа | | |
18. | Тема 17. Семейные правоотношения. | 1 час | | |
19. | Тема 18. Административные правоотношения. | 1 час | | |
20. | Тема 19. Уголовно-правовые отношения. | 1 час | | |
21. | Тема 20. Социальные права. | 2 часа | | |
22. | Тема 21. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 час | | |
23. | Тема 22. Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 час | | |
24. | Практикум по теме: «Право». | 1 час | | |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | 1 | | |
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) | | |
2 3 | Человек – личность (ознакомление с новым материалом | 1 1 | | |
4 5 | Познай самого себя (комбиниро-ванный) | 1 1 | | |
6 7 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
8 9 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом | 1 1 | | |
10 11 | На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) | 1 1 | | |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
Глава II. Человек среди людей (9 часов) | | |
13 14 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
15 16 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
17 18 | Общение (комбинированный) | 1 1 | | |
19 20 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом | 1 1 | | |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | | |
22 23 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
24 25 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
26 27 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | 1 1 | | |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | | |
Итоговое повторение (7 часов) | | |
29 30 | ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | 1 1 | | |
31 32 | Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) | 1 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | 1 | | |
34 35 | Урок-конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) Контрольная работа | 1 1 | | |