Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Обществознание» для 5 – 9 классов
Учитель: Макаренкова Ольга Анатольевна (5а, 5б, 6а, 6б, 9а, 9б).
Учитель: Худякова Елена Викторовна (7а, 7б, 7в, 8а, 8б, 8в).
Данная рабочая программа по обществознанию для 5 – 9 классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 7».
Учебного плана и календарного учебного графика МБОУ «СШ № 7» на 2017 – 2018 учебный год.
Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 – 9 классов основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Цели обучения:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений;
овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5 – 9-ых классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 34 часа за учебный год, включая часы на промежуточный итоговый контроль и 4 резервных часа на практические и тому подобные работы. Большинство тем программы 5 класса разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек и социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени и будет реализована в течение 2017 – 2018 учебного года.
Классы | 5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 7в, 8а, 8б, 8в, 9а, 9б |
Количество часов: | Всего | I п/г | II п/г | В неделю |
34 | 16 | 18 | 1 |
Контрольные работы | 5 – 7 классы | 8 – 9 классы | 5 – 7 классы | 8 – 9 классы | 5 – 7 классы | 8 – 9 классы |
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2017 – 2018 учебного года. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Обществознание» должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками.
Обучающийся получит сведения:
о социальных свойствах человека, о его месте в системе общественных отношений;
о значении правовых норм и демократических ценностей;
о закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
о различных подходах к исследованию роли экономики в развитии человека и общества;
об основных социальных институтах и процессах;
о важнейших достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Обучающийся научится:
характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;
описывать основные социальные объекты, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
взаимодействовать с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
Обучающийся получит возможность научиться:
конспектировать информацию, выделять главное;
использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);
классифицировать, систематизировать информацию — составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
правильно применять специальные термины и понятия;
связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Обществознания»
Особое внимание рабочая программа уделяет направленности учебного процесса на реализацию требований стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии опенки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обществознание» 5 класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Организационный модуль (1 ч.) Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Человек (4 ч.) Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Семья (6 ч.) Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа (5 ч.) Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Труд (5 ч.) Труд — основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина (7 ч.) Наша Родина — Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России. Гражданин Отечества - достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Уроки-практикумы (5 ч.)
Контрольно-обобщающие уроки (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обществознание» 6 класс (34 ч.)
Введение (1 час)
Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Человек-личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познает мир. Понятие человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.
Глава II. Человек среди людей (10 часов)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как побелить обиду.
Глава III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм-уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Уроки-практикумы (5 ч.)
Контрольно-обобщающие уроки (2 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обществознание» 7 класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч.)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Правоотношения в обществе.
Глава II. Человек в экономических отношениях (14 ч.)
Экономика и ее основные участки.
Производство и труд.
Бизнес – собственники и наемные работники.
Стоимость — потребительная и меновая. Цена товара. Бартер. Рынок, рыночное хозяйство. Торговля, торговые организации.
Экономика семьи
Глава III. Человек и природа (4 ч.)
Воздействие человека на природу. Ответственное отношение к природе. Последствия безответственного отношения к природе. Браконьерство. Экологическая мораль.
Охрана природы. Правила природопользования. Биосферные заповедники и национальные парки. Государственный контроль за выполнением природоохранных законов. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Участие граждан в защите природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обществознание» 8 класс (34 ч.)
Введение (1ч.)
Задачи и содержание курса «Обществознание. 8 класс». Науки, изучающие общество.
Глава I. Личность и общество (6 ч.)
Человек – существо биосоциальное. Деятельность как способ самореализации.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека. Роль природы в жизни человека и общества. Экологические проблемы.
Значения понятия общество. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Социальные нормы. Типология обществ.
Эволюционный характер развития общества. Отличия реформ от революций. Человечество в XXI в. Глобализация, ее последствия. Социальный прогресс.
Личность и индивидуальность. Процесс становления личности. Что оказывает влияние на личность, агенты социализации. Мировоззрение и жизненные ценности.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Духовная сфера жизни общества, ее особенности. Культура личности и общества.
Мораль, ее нормы и ценности. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.
Долг. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть как регулятор поведения и моральный самоконтроль.
Моральный выбор. Свобода выбора и ответственность, их взаимосвязь. Моральные знания и практическое поведение человека. Оценка и самооценка.
Образование. Связь между образованием и конкурентоспособностью страны. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Основные виды религиозных объединений и организаций, их роль в жизни современного общества. Принцип свободы совести.
Глава III. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества, основания стратификации. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Признаки и виды социальных групп. Социальные конфликты. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Гендерные роли.
Соотношение понятий нация и этнос. Значение национальных традиций. Межнациональные отношения. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
Отклоняющееся поведение, его разновидности.
Глава IV. Экономика (13 ч.)
Потребности и ресурсы. Основные виды ресурсов экономики. Экономический выбор. Экономические и свободные блага. Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики. Противоречия между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей. Экономическая эффективность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Право собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Защита прав собственности.
Рынок, условия его функционирования. Конкуренция. Рыночное равновесие. Спрос и предложение на рынке. Цена как регулятор спроса и предложения.
Производство, его роль в экономике. Товары и услуги. Ресурсы, необходимые для осуществления производства. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Содержание и функции предпринимательства. Функции предпринимательства в обществе. Цели фирмы, ее организационно-правовые формы. Малый бизнес, его роль в экономике.
Экономические проблемы, регулируемые государством. Государственное регулирование экономики. Государственный бюджет. Налоги.
Источники доходов населения. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя в Российской Федерации.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Причины роста цен в рыночной экономике. Банковские услуги. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Безработица, ее причины. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Международное разделение труда. Обменные курсы валют. Особенности политики протекционизма и свободной торговли.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Обществознание» 9 класс (34 ч.)
Введение (1 час)
Раздел 1. Политика (8 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право (20 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства, Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Уроки-практикумы (2 ч.)
Контрольно-обобщающие уроки (4 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Обществознание» 5 класс
№ | Тема | К/ч |
1 | Вводный урок | 1 |
Глава I. Человек (5 ч.) |
2 | Загадка человека | 2 |
3 | Отрочество – особая пора | 2 |
Глава II. Семья (5 ч.) |
4 | Семья и семейные отношения | 1 |
5 | Семейное хозяйство | 1 |
6 | Свободное время | 2 |
Глава III. Школа (5 ч.) |
7 | Образование в жизни человека | 2 |
8 | Образование и самообразование | 2 |
9 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 |
Глава IV. Труд (5 ч.) |
10 | Труд – основа жизни | 2 |
11 | Труд и творчество. Проектная деятельность | 2 |
Глава V. Родина (11 ч.) |
12 | Наша Родина - Россия | 2 |
13 | Государственные символы России | 2 |
14 | Гражданин России | 2 |
15 | Мы – многонациональный народ | 2 |
16 | Уроки-практикумы и обобщающие уроки | 7 |
| Общее количество часов | 34 |
Темы контрольных работ (5 класс)
№ | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1 по теме: «Человек. Семья» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Школа. Труд» | 1 |
3. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 |
| Итого: | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Обществознание» 6 класс
№ | Раздел / Тема урока | К/ч |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение | 1 |
Раздел I. Человек в социальном измерении (11 ч. + 1 ч.) |
2 | Человек – личность | 2 |
3 | Человек познаёт мир | 2 |
4 | Человек и его деятельность | 2 |
5 | Потребности человека | 2 |
6 | На пути к жизненному успеху | 2 |
Раздел II. Человек среди людей (9 ч. + 1 ч.) |
7 | Межличностные отношения | 2 |
8 | Человек в группе | 2 |
9 | Общение | 2 |
10 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
Раздел III. Нравственные основы жизни (7 ч. + 4 ч.) |
11 | Человек славен добрыми делами. Проектная деятельность | 2 |
12 | Будь смелым | 2 |
13 | Человек и человечность | 2 |
14 | Уроки-практикумы и обобщающие уроки | 6 |
15 | Контрольная работа | 3 |
| Итого: | 34 |
Темы контрольных работ (6 класс)
№ | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1: «Человек в социальном измерении» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Человек среди людей» | 1 |
3. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 |
| Итого: | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Обществознание» 7 класс
№ | Раздел / Тема урока | К/ч |
1 | Введение | 1 |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч.) |
2 | Что значит жить по правилам | 1 |
3 | Права и обязанности граждан | 2 |
4 | Почему важно соблюдать законы | 1 |
5 | Защита Отечества | 2 |
6 | Для чего нужна дисциплина | 1 |
7 | Виновен – отвечай | 1 |
8 | Кто стоит на страже закона | 2 |
9 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
Глава II. Человек в экономических отношениях (13 ч.) |
10 | Экономика и её основные участники | 2 |
11 | Мастерство работника | 1 |
12 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 |
13 | Виды и формы бизнеса | 2 |
14 | Обмен. Торговля. Реклама. Проектная деятельность | 2 |
15 | Деньги. Функции денег | 2 |
16 | Экономика семьи | 1 |
17 | Практикум по теме: «Человек и экономика» | 1 |
Глава III. Человек и природа (7 ч.) |
18 | Человек – часть природы | 2 |
19 | Охрана природы – охрана жизни | 2 |
20 | Законы на страже природы | 2 |
21 | Итоговое обобщение по темам курса | 1 |
22 | Контрольная работа | 3 |
| Итого | 34 |
Темы контрольных работ (7 класс)
№ | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Человек и экономика» | 1 |
3. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 |
| Итого: | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Обществознание» 8 класс
№ | Раздел / Тема урока | К/ч |
1 | Введение | 1 |
Раздел I. Личность в обществе (4 ч.) |
2 | Быть личностью | 1 |
3 | Общество | 1 |
4 | Развитие общества | 1 |
Раздел II. Сферы духовной культуры (8 ч.) |
5 | Сферы духовной жизни | 1 |
6 | Мораль | 1 |
7 | Долг и совесть | 1 |
8 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
9 | Образование | 1 |
10 | Наука в современном обществе | 1 |
11 | Религия | 1 |
Раздел III. Экономика (13 ч.) |
12 | Экономика и её роль в обществе | 1 |
13 | Главные вопросы экономики | 1 |
14 | Собственность | 1 |
15 | Рыночная экономика | 1 |
16 | Производство – основа экономики | 1 |
17 | Предпринимательство. Проектная деятельность | 1 |
18 | Роль государства в экономике | 1 |
19 | Распределение доходов | 1 |
20 | Потребление | 1 |
21 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
22 | Безработица, её причины и последствия | 1 |
23 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
Раздел IV. Социальная сфера (5 ч.) |
24 | Социальная структура общества | 1 |
25 | Социальные статусы и роли | 1 |
26 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
27 | Отклоняющееся поведение | 1 |
28 | Контрольные и обобщающие уроки | 7 |
| Итого | 34 |
Темы контрольных работ (8 класс)
№ | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1 по теме: «Личность. Сферы духовной культуры» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Экономика» | 1 |
| Итого: | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Обществознание» 9 класс
№ | Раздел / Тема урока | К/ч |
Введение (1 ч.) |
1 | Человек. Природа. Общество | 1 |
Раздел I. Политика (8 ч. + 1ч.) |
2 | Политика и власть | 1 |
3 | Государство | 1 |
4 | Политические режимы | 1 |
5 | Правовое государство | 1 |
6 | Гражданское общество и государство | 1 |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
8 | Политические партии и движения | 1 |
Раздел II. Право (23 ч. + 1 ч.) |
9 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 |
10 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
11 | Правонарушения и юридическая ответственность | 2 |
12 | Правоохранительные органы. Проектная деятельность | 1 |
13 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя | 2 |
14 | Права и свободы человека и гражданина | 2 |
15 | Гражданские правоотношения | 1 |
16 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 |
17 | Семейные правоотношения | 2 |
18 | Административные правоотношения | 1 |
19 | Уголовно-правовые отношения | 2 |
20 | Социальные права | 1 |
21 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 |
22 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
23 | Уроки-практикумы и обобщающие уроки | 4 |
24 | Контрольные уроки | 2 |
| Итого: | 34 |
Темы контрольных работ (9 класс)
№ | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1 по теме: «Политика» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Право» - промежуточная аттестация | 1 |
| Итого: | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа рассчитана на использование следующих УМК:
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2013.
Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2014.
Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2014.
Котова О.А. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2015.
Котова О.А. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2016.
Котова О.А. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2016.
Примерной программы основного общего образования. Обществознание. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание» 6 – 11 классы в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева «Обществознание» 5 – 9 классы в сборнике: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
Городецкая Н.И. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2013.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2014.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2014.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова и др.:
5 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова и др.:
6 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова и др.:
7 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова и др.:
8 класс. – М.: ВАКО, 2017.
Боголюбов Л.Н. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
Сорокина Е.Н. Рабочие программы по обществознанию. 5 класс к УМК Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Городецкой и др. – М.: Просвещение, 2014.
Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград: Учитель, 2015.
Буйволова И.Ю. Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград: Учитель, 2015.
Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5, 6, 7 классы: учебное пособие / Д.Н. Жадаев, Р.А. Брехач. – Ростов н/Д.: Легион, 2011.
Королькова Е.С., Коваль Т.В. Обществознание. 5 класс: экспресс-диагностика – М.: Экзамен, 2014.
Калачева Е.Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс – М.: Экзамен, 2015.
Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 5 – 6 классы. – М.: Национальное образование, 2013.
Компьютер
Видеопроектор
Демонстрационный экран для проектора
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к учебнику «Обществознание. 5 класс» Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2013.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к учебнику «Обществознание. 6 класс» Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2014.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к учебнику «Обществознание. 7 класс» Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2014.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к учебнику «Обществознание. 8 класс» Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2014.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к учебнику «Обществознание. 9 класс» Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2015.
5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(34 часа)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Формы контроля | Д/з |
Введение (1 ч.) |
1 | Как работать с учебником. (Нормы оценивания) | 1 | | | Беседа | стр. 5 – 8 |
Раздел I. Человек (5 ч.) |
2 3 | Загадка человека | 2 | | | Схема | § 1 |
4 5 | Отрочество – особая пора жизни | 2 | | | Устный опрос | § 2 |
6 | Практикум по теме: «Человек» | 1 | | | Решение задач | |
Раздел II. Семья (4 ч. + 1 ч.) |
7 | Семья и семейные отношения | 1 | | | Таблица | § 3 |
8 | Семейное хозяйство | 1 | | | Экспресс-опрос | § 4 |
9 10 | Свободное время (Подготовка к к/р) | 2 | | | Творческие задания | § 5 |
11 | Контрольная работа по теме: «Человек. Семья» | 1 | | | Контрольная работа | ---------- |
Раздел III. Школа (7 ч.) |
12 13 | Образование в жизни человека (Работа над ошибками) | 2 | | | Фронтальный опрос | § 6 |
14 15 | Образование и самообразование | 2 | | | Текст с ошибками | § 7 |
16 17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | | | Творческие задания | § 8 |
18 | Практикум по теме: «Школа» | 1 | | | Решение задач | |
Раздел IV. Труд (5 ч.) |
19 20 | Труд – основа жизни | 2 | | | Сообщения | § 9 |
21 22 | Труд и творчество. Проектная деятельность | 2 | | | Сообщения | § 10 |
Раздел V. Родина (9 ч. + 2 ч.) |
23 24 | Наша Родина – Россия (Подготовка к к/р) | 2 | | | Устный опрос | § 11 |
25 | Контрольная работа по теме: «Школа. Труд» | 1 | | | | |
26 27 | Государственные символы России (Работа над ошибками) | 2 | | | Творческое задание | § 12 |
28 29 | Гражданин России | 2 | | | Беседа | § 13 |
30 31 | Мы – многонациональный народ (ПТ) (Подготовка к к/р) | 2 | | | Сообщения | § 14 |
32 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | | | Контрольная работа | |
33 | Практикум по теме: «Родина» (Работа над ошибками) | 1 | | | Решение задач | |
34 | Обобщающий урок по темам курса | 1 | | | Беседа | |
6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 часа)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Д/з |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение. (Нормы оценивания) | 1 | | | стр. 5 – 8 |
Раздел I. Человек в социальном измерении (11 ч. + 1 ч.) |
2 3 | Человек – личность | 2 | | | § 1 |
4 5 | Человек познаёт мир | 2 | | | § 2 |
6 7 | Человек и его деятельность | 2 | | | § 3 |
8 9 | Потребности человека | 2 | | | § 4 |
10 11 | На пути к жизненному успеху | 2 | | | § 5 |
12 | Практикум по теме: «Человек в социальном измерении» (Подготовка к к/р) | 1 | | | |
13 | Контрольная работа по теме: Человек в социальном измерении» | 1 | | | |
Раздел II. Человек среди людей (9 ч. + 1 ч.) |
14 15 | Межличностные отношения (Работа над ошибками) | 2 | | | § 6 |
16 17 | Человек в группе | 2 | | | § 7 |
18 19 | Общение | 2 | | | § 8 |
20 21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | | | § 9 |
22 | Практикум по теме: «Человек среди людей» (Подготовка к к/р) | 1 | | | |
23 | Контрольная работа по теме: «Человек среди людей» | 1 | | | |
Раздел III. Нравственные основы жизни (7 ч. + 4 ч.) |
24 25 | Человек славен добрыми делами. (Работа над ошибками) Проектная деятельность | 2 | | | § 10 |
26 27 | Будь смелым | 2 | | | § 11 |
28 29 | Человек и человечность | 2 | | | § 12 |
30 | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни» (Подготовка к к/р) | 1 | | | |
31 | Промежуточная аттестация. Контрольная работ | 1 | | | |
32 | Обобщение по теме: «Человек и общество» (Работа над ошибками) | 1 | | | |
33 | Обобщение по теме: «Человек в системе общественных отношений» | 1 | | | |
34 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | | | |
7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 часа)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Формы контроля | Д/з |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение (Нормы оценивания) | 1 | | | Беседа | стр.3 – 6 |
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч. + 1 ч.) |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | | | Схема | § 1 |
3 4 | Права и обязанности граждан | 2 | | | Таблица | § 2 |
5 | Почему важно соблюдать законы | 1 | | | Сообщения | § 3 |
6 7 | Защита Отечества | 2 | | | Схема Презентации | § 4 |
8 | Для чего нужна дисциплина | 1 | | | Устный опрос | § 5 |
9 | Виновен – отвечай | 1 | | | Фронтальный опрос | § 6 |
10 11 | Кто стоит на страже закона | 2 | | | Схема, Сообщения | § 7 |
12 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Творческие задания | |
13 | Контрольная работа: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | | | Контрольная работа | ----- |
Раздел II. Человек в экономических отношениях (13 ч. + 1 ч.) |
14 15 | Экономика и её основные участники (Работа над ошибками) | 2 | | | Беседа | § 8 |
16 | Мастерство работника | 1 | | | Сообщения | § 9 |
17 18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | | | Решение задач | § 10 |
19 20 | Виды и формы бизнеса | 2 | | | Сообщения | § 11 |
21 22 | Обмен. Торговля. Реклама. Проектная деятельность | 2 | | | Творческие задания | § 12 |
23 24 | Деньги. Функции денег | 2 | | | Сообщения | § 13 |
25 | Экономика семьи | 1 | | | Устный опрос | § 14 |
26 | Практикум по теме: «Человек и экономика» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Решение задач | |
27 | Контрольная работа: «Человек и экономика» | 1 | | | Контрольная работа | ----- |
Раздел III. Человек и природа (6 ч. + 1 ч.) |
28 29 | Человек – часть природы (Работа над ошибками) | 2 | | | Творческие задания | § 15 |
30 31 | Охрана природы – охрана жизни | 2 | | | Сообщения Презентации | § 16 |
32 | Законы на страже природы (Подготовка к к/р) | 1 | | | Фронтальный опрос | § 17 |
33 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | | | |
34 | Итоговое обобщение по темам курса (Работа над ошибками) | 1 | | | Беседа | ----- |
8 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 часа)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Формы контроля | Д/з |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение (Нормы оценивания) | 1 | | | Беседа | с.3 – 5 |
Раздел I. Личность в обществе (4 ч.) |
2 | Быть личностью | 1 | | | Устный опрос | § 1 |
3 | Общество | 1 | | | Схема | § 2 |
4 | Развитие общества | 1 | | | Индивидуальные карточки | § 3 |
5 | Обобщающий урок: «Личность в обществе» | 1 | | | Тест | |
Раздел II. Сферы духовной культуры (8 ч. + 1ч.) |
6 | Сферы духовной жизни | 1 | | | Сообщения | § 4 |
7 | Мораль | 1 | | | Сообщения | § 5 |
8 | Долг и совесть | 1 | | | Творческие задания | § 6 |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | | | Работа с текстом | § 7 |
10 | Образование | 1 | | | Составить план-конспект | § 8 |
11 | Наука в современном обществе | 1 | | | Индивидуальные карточки | § 9 |
12 | Религия | 1 | | | Сообщения | § 10 |
13 | Обобщение темы: «Сферы духовной культуры» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Решение задач | |
14 | Контрольная работа: «Сферы духовной культуры» | 1 | | | Контрольная работа | ---- |
Раздел III. Экономика (13 ч. + 1 ч.) |
15 | Экономика и её роль в обществе (Работа над ошибками) | 1 | | | Схема | § 11 |
16 | Главные вопросы экономики | 1 | | | Сообщения | § 12 |
17 | Собственность | 1 | | | Презентации | § 13 |
18 | Рыночная экономика | 1 | | | Фронтальный опрос | § 14 |
19 | Производство – основа экономики | 1 | | | План | § 15 |
20 | Предпринимательство. Проектная деятельность | 1 | | | Решение задач | § 16 |
21 | Роль государства в экономике | 1 | | | Устный опрос | § 17 |
22 | Распределение доходов | 1 | | | Схема | § 18 |
23 | Потребление | 1 | | | Конспект | § 19 |
24 | Инфляция и семейная экономика | 1 | | | Таблица | § 20 |
25 | Безработица, её причины и последствия | 1 | | | Сообщения | § 21 |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | | | Конспект | § 22 |
27 | Обобщение темы: «Экономика» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Решение задач | |
28 | Контрольная работа: промежуточная аттестация | 1 | | | Контрольная работа | ------- |
Раздел IV. Социальная сфера (5 ч. + 1 ч.) |
29 | Социальная структура общества (Работа над ошибками) | 1 | | | Схема | § 23 |
30 | Социальные статусы и роли | 1 | | | Сообщения | § 24 |
31 | Нации и межнациональные отношения | 1 | | | Таблица, презентации | § 25 |
32 | Отклоняющееся поведение | 1 | | | Конспект | § 26 |
33 | Обобщение темы: «Социальная сфера» | 1 | | | Диспут | |
34 | Итоговое обобщение по темам курса | 1 | | | Беседа | ------ |
9 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 ч.)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Д/з |
Введение (1 ч.) |
1 | Человек. Природа. Общество. (Нормы оценивания) | 1 | | | |
Раздел I. Политика (8 ч. + 1ч.) |
2 | Политика и власть | 1 | | | § 1 |
3 | Государство | 1 | | | § 2 |
4 | Политические режимы | 1 | | | § 3 |
5 | Правовое государство | 1 | | | § 4 |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | | | § 5 |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 | | | § 6 |
8 | Политические партии и движения | 1 | | | § 7 |
9 | Практикум по теме: «Политика» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Стр.61 - 64 |
10 | Контрольная работа по теме: «Политика» | 1 | | | ------ |
Раздел II. Право (23 ч. + 1 ч.) |
11 | Роль права в жизни человека, общества и государства (Работа над ошибками) | 1 | | | § 8 |
12 | Правоотношения и субъекты права | 1 | | | § 9 |
13 14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 2 | | | § 10 |
15 | Правоохранительные органы. Проектная деятельность | 1 | | | § 11 |
16 17 | Конституция Российской Федерации Основы конституционного строя | 2 | | | § 12 § 13 |
18 19 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | | | § 14 § 15 |
20 | Гражданские правоотношения | 1 | | | § 16 |
21 22 | Право на труд Трудовые правоотношения | 2 | | | § 17 |
23 24 | Семейные правоотношения | 2 | | | § 18 |
25 | Административные правоотношения | 1 | | | § 19 |
26 27 | Уголовно-правовые отношения | 2 | | | § 20 |
28 | Социальные права | 1 | | | § 21 |
29 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 | | | § 22 |
30 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | | | § 23 |
31 | Практикум по теме: «Право» (Подготовка к к/р) | 1 | | | Стр. 192 - 198 |
32 | Контрольная работа: «Право» - промежуточная аттестация | 1 | | | ------- |
33 | Обобщающий урок по теме: «Право» (Работа над ошибками) | 1 | | | |
34 | Итоговое обобщение по темам курса | 1 | | | ------ |