Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ«Средняя
общеобразовательная школа № 4»
_______________ Н.Н.Лощинина
«_______»________________2018
приказ №____от ___________ 2018
Рабочая программа по обществознанию
(базовый уровень)
5 - Б класс
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна-
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2018 г.
Данная рабочая программа по обществознанию для 5-го класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Примерных программ по учебным предметам. Обществознание 5-9 класс. М., «Просвещение», 2015 г. Программы Обществознание. 5-9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.М., «Просвещение», 2015 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ( ФГОС ООО ) «Средняя общеобразовательная школа №4»
- Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2015.
Виноградова Н.Ф. Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф и др. /под ред. Боголюбова Л.Г, Ивановой Л.Ф Обществознание 6 класс Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014г
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015г.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Cодержание учебного предмета: 5 класс по ФГОС(34 часов) 1 час в неделю
Тема I. О человеке (6 ч)
Тема II. Общение и окружение человека. (19 ч)
Тема III. Наша Родина – Россия – Российская Федерация (9ч)
Формы организации учебных занятий:
1.Уроки «открытия» нового знания
2.Уроки отработки умений и рефлексии
3.Уроки общеметодологической направленности
4.Уроки развивающего контроля
5.Урок – игра
6.Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Виды деятельности:
-смысловое чтение
- поиск информации
-анализ информации
-работа с иллюстрацией
-работа с источником
- представление презентации
- подготовка выступления по теме
-проектная деятельность:
1. На кого я похож
2.Советы самому себе – как улучшить учебную деятельность
3. Народные умельцы
4. Мы – многонациональный народ
5. Государственные символы России.
6. Герб нашей школы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N урока |
Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения материала | Фактические сроки (и/или коррекция |
1 | Введение. | 03-09.09 | |
Глава 1. Человек.6ч. 1 час в неделю по учебному плану. |
2 | Загадка человека. | 10-14.09 | |
3 | Что такое наследственность? | 17-21.09 | |
4 | Отрочество - особая пора жизни. | 24-28.09 | |
5 | Самостоятельность – показатель взрослости. | 01-05.10 | |
6 | Учимся общаться. | 08-12.10 | |
7 | Практикум по главе «Человек» | 15-19.10 | |
Глава 2 Семья. 6ч. 1 час в неделю по учебному плану. |
8 | Семья и семейные отношения. | 22-26.10 | |
9 | Каким должен быть хозяин дома? | 05-09.11 | |
10 | Семейное хозяйство. | 12-16.11 | |
11 | Свободное время. | 19-23.11 | |
12 | Что такое хобби? | 26.11-30.11 | |
13 | Практикум по главе «Семья» | 03-07.12 | |
Глава 3. Школа. 6ч. 1 час в неделю по учебному плану. |
14 | Образование в жизни человека | 10-14.12 | |
15 | Образование. Чему и как учиться. | 17-21.12 | |
16 | Самообразование – путь к успеху. | 24-28.12 | |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 14-18.01 | |
18 | Какой ты, друг? | 21-25.01 | |
19 | Практикум по главе «Школа» | 28.01-01.02 | |
Глава 4. Труд. 6ч. 1 час в неделю по учебному плану. |
20 | Труд – основа жизни | 04-08.02 | |
21 | Богатство и бедность. | 11-15.02 | |
22 | Труд и творчество. | 18-22.02 | |
23 | Творчество в искусстве. | 25-28.02 | |
24 | Мастер и ремесленник. | 04-08.03 | |
25 | Практикум по главе «Труд» | 11-15.03 | |
Глава 5.Родина 9ч. 1 час в неделю по учебному плану. |
26 | Наша Родина-Россия | 18-22.03 | |
27 | Государственные символы России. | 01-05.04 | |
28 | Гражданин России | 08-12.04 | |
29 | Мы – многонациональный народ. | 15-19.04 | |
30 | Многонациональная культура России | 22-26.04 | |
31 | Обобщающее повторение по курсу. | 29.04-03.05 | |
32 | Работа с о словарем | 06-10.05 | |
33 | Защита проектов. | 13-17.05 | |
34 | Защита проектов | 20-24.05 | |
Итого – 34 ч.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей истории и обществознания
от «_____» ____________ 2018г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________________
Федорова М.А.
«_____» ____________ 2018 г.
14