СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   курсу «Обществознание. Модуль

«Граждановедение. Брянская область»

 в 5 а, б, в классах.

 

Учитель: Давыдова Н.В.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию»


Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор школы ____________Т.И.Падило ___________В.А.Бугаев Протокол № 1 от 27.08.2015г Приказ № 120 от 31.08.2015 г.



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Обществознание. Модуль

«Граждановедение. Брянская область»

в 5 а, б, в классах.


Учитель: Давыдова Н.В.








Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол №1 от 28.08.2015 г.





2015 - 2016 учебный год


  1. Пояснительная записка


  • к модулю «Граждановедение. Брянская область».

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по обществознанию, методических рекомендаций Департамента образования и науки Брянской области на 2014-2015, 2016 учебный год., примерным тематическим планированием к учебному пособию и структурой учебного пособия Я.В. Соколова «Граждановедение. Брянская область», примерного тематического планирования учебного курса «Граждановедение. 5 класс», подготовленного БИПКРО в 2012 году. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данный модуль является начальной ступенью для изучения курса Обществознание в последующих классах

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:

Соколов Я. В. Граждановедение. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.

Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Цель данного курса – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой Родине. Ученики должны учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. Программа составлена исходя из следующих задач обучения граждановедения в основной школе:

-Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;

-Воспитание активной гражданской позиции;

-Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;

-Уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;

-Воспитание граждан правового демократического государства;

-Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;

-Формирование гражданственности.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы гражданского образования. Рабочая программа рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала (самостоятельно открывать новые знания и строить деятельность учеников на уроке по алгоритму: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата).

В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Данный курс содержит материал, способствующий развитию гражданственности и патриотизма учащихся, осознанию себя будущим активным участником преобразований родной Брянщины, превращения её в передовой регион РФ.

Отдельные компоненты содержания направлены на более глубокое усвоение содержание нынешних социальных ролей – сына или дочери, учащегося основной школы, участника правоотношений и т.д. Одновременно раскрываются элементы содержания будущих социальных ролей – труженика, семьянина, налогоплательщика, избирателя и т.д.

Содержание курса направлено на развитие мотивации к активному участию в основных сферах общественной жизни в Брянской области.

Модуль «Граждановедение. Брянская область. 5 класс» выполняет две основные функции:

-информационно-методическая функция позволяет всем участникам общеобразовательного процесса получить представление о целях, гражданско-правовом содержании, общей стратегии гражданско-правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

-организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения гражданственности, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

  • к учебному предмету «Обществознание»

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения) и авторской рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплекта

-Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.

-Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2015.

-Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2015

-Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2014.

-Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2015.

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Авторская программа Л.Н. Боголюбова рассчитана на 35 часов, данная рабочая программа на 17,5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель). Уменьшение количества часов произошло за счет конкретизации содержания предметных тем.

В связи с производственной необходимостью возможно внесение коррективов.


II. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

III. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.

Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по обществознанию, с учетом регионального компонента на 2015-2016 учебный год и учебным планом МБОУ Выгоничской СОШ имени Павла Зайцева. Поэтому изучение курса «Обществознание. Модуль Граждановедение. Брянская область» в 5 классе рассчитано в 2015-2016 учебном году на 1,5 часа в неделю

(52, 5 часа за учебный год из расчета 35 учебных недель ), из них - 1 час на изучение регионального модуля «Граждановедение. Брянская область» и обществознание - 0,5часа.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) Использование элементов причинно-следственного анализа;

2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


V. Содержание учебного предмета «Обществознание».

№ п/п

Наименование раздела, главы

Количество часов

Модуль «Граждановедение. Брянский край» - 35 часов

1

Мы и наш край

6

2

Ваше общее образование

8

3

Твой дом отчий

6

4

Наша власть

6

5

Наши достоинства и недостатки

9

«Обществознание» -17,5 часов

1

Человек

2

2

Семья

3

3

Школа

3

4

Труд

2

5

Родина

5

6

Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество».

2,5


Итого

52,5



Содержание модуля «Граждановедение. Брянская область».

Введение. Знакомство с предметом «Граждановедение. Брянская область».

Раздел 1. Мы и наш край. Место Брянской области на карте России, значение её природных богатств и ресурсов для

развития края и страны. Символы Брянска и Брянской области.

Раздел 2. Ваше общее образование Знакомство с Законом РФ «Об образовании». Ступени образования.

Для чего люди учатся? Твоя будущая профессия. Профессии нужные родному городу.

Раздел 3. Твой отчий дом Психологический климат в семье. Ты в своей семье. Что от нас ожидают родители.

Тренинг для детей и родителей «Когда все вместе»

Раздел 4. Наша власть. Что такое власть и чему она служит. Как устроена наша власть. Руководители нашего государства и региона. Школьные законы и порядки.

Раздел 5. Наши достоинства и недостатки. Твоя воспитанность. Твоя культура. Твой характер.

Итоговое занятие. Экскурсия по родному краю.


Содержание программы учебного предмета «Обществознание»

Курс для 5 класса содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам и темам курса .

Глава I. Человек

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.        

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Глава V. Родина

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество».







VI. тематическое планирование

  • Модуль «Граждановедение. Брянская область»

    уро-

    ка

    Тема урока

    Основные виды учебной деятельности

    Дата

    план/факт

    Раздел I. Мы и наш край


    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    личностные

    метапредметные

    предметные

    Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного от­ношения к учеб­ному процессу; проявить учебно- познавательный интерес к новому материалу и спосо­бам решения новой задачи.

    Должны выразить гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою малую Родину, народ и историю.

    Познавательные: должны осуществить поиск необходимой информации; самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

    Коммуникативные: должны

    будут ориентироваться

    на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.

    Регулятивные: определят цели и личностно значимую проблему урока; будут дейст­вовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Научатся: работать с текстом учебника; объяснять, почему Брянщина лучший уголок России; описывать любимые уголки родного края и набор символов, имеющихся у Брянской области.

    Получат возможность научиться: анализировать процессы модернизации; выска­зывать собственное мне­ние; сравнивать визитные карточки, их значение; работать в группах и парах; составлять семейный герб.


    1

    Брянщина – лучший уголок России

    Раскрывают на конкретных примерах, почему Брянщина – лучший уголок России.

    Анализируют процесс модернизации. Характеризуют и конкретизируют конкретными приме­рами процессы модернизации на Брянщине




    2

    Практическое занятие «Брянщина – лучший уголок России»

    Работают в группах по выполнению предложенных проблем.




    3

    Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок города»

    Описывают любимые уголки родного края и оценивают выполненные проекты




    4

    Наши символы

    Сравнивают разные визитные карточки, объясняют их значение, описывают набор символов, имеющихся у Брянской области.




    5

    Конкурс семейной геральдики

    Представляют семейные гербы, сравнивают их, Выражают собственную точку зрения на значение и необходимость конструирования фамильных гербов.




    6

    Моя визитная карточка

    Описывают сведения о себе, качества личности, анализируют свои достижения.

    Работают в группах с целью - определить критерии оценивания макетов визитной карточки.




    Раздел II. Ваше общее образование.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    личностные

    метапредметные

    предметные

    Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного от­ношения к учеб­ному процессу; проявить учебно - познавательный интерес к новому материалу и спосо­бам решения новой задачи.

    Должны определить внутреннюю по­зицию на уров­не положитель­ного отношения к образователь­ному процессу: понять необ­ходимость уче­ния, выражен­ного в преобла­дании учебно - познавательных мотивов и пред­почтении соци­ального способа оценки знаний

    Познавательные: должны воспроизвести по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сформулировать ответы на вопросы учителя; использовать

    знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

    Коммуникативные: должны принимать другое мнение и позицию, допускать существо­вание различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач.

    Регулятивные: должны спланировать решение учебной задачи, выстроить алгоритм

    действий; скорректировать деятельность, внести изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

    Научатся: определять мотивы и значение обучения детей в школе; позна­комятся с формами самообразования, самоопределения, многообразным миром профессий;

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения; организовы­вать собственную учеб­ную деятельность; проводить про­стейшие исследования, интервьюирование одноклассников, родителей, бабушек и дедушек, соц. опросы., выступать с подготов­ленными сообщениями, иллюстрировать их на­глядными материалами; анализировать приобретаемый опыт.


    7

    Твоя основная школа

    Сравнивают учебу в начальной и основной школе.

    Характеризуют и конкретизируют конкретными приме­рами отличия уровней образования. Анализируют причины необходимости основного образования.




    8

    Наша школьная реформа – практическое занятие.

    Исследуют несложные практические ситуации, связанные со школьной жизнью.

    Описывают и оценивают собственные предложения по осуществлению изменений в школьной жизни.

    Анализируют и характеризуют важность школьной реформы.




    9

    Для чего люди учатся.

    Выражают собственную точку зрения о значение образования для человека. Характеризуют и конкретизируют конкретными приме­рами причины для чего люди учатся. Анализируют какие преимущества получает в жизни Человек (с большой буквы)




    10

    Образование в моей семье – практическое занятие

    Характеризуют процесс образования.

    Исследуют исторические факты и жизненные ситуации о роли образования в разное время.

    Работают в группах по проблеме организации проведения и содержания соц. опроса среди членов своей семьи.




    11

    Твоя будущая профессия

    Объясняют что такое самоопределение?

    Описывают уровни образования.

    Характеризуют и конкретизируют приме­рами

    возможные варианты получения профессии.

    Анализируют признаки идеальной профессии Выражают собственную точку зрения по вопросу «Какая профессия кажется Вам идеальной?»




    12

    Практическая работа «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего поселка»

    Определяют цель социологического и действия, описывают свои действия, анализируют результаты и делают выводы.




    13

    Путешествие в мир профессий

    Описывают и оценивают свои профессиональные предпочтения в будущем.

    Высказывают собственную точку зрения на роль профессии в жизни человека.




    14

    Проект «Подготовка к моей будущей профессии»

    Представляют и оценивают проекты.




    Раздел III. Твой отчий дом.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    личностные

    Должны проявить эмпатию как осо­знанное понима­ние чувств дру­гих людей и сопереживание им, которые выража­ется в поступ­ках, направлен­ных на помощь и обеспечение благополучия.

    Должны проявить гума­нистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в пове­дении социаль­ным нормам.

    метапредметные

    Познавательные: должны самостоятельно выде­лить и сформулировать цели; анализировать вопросы, сформулировать ответы.

    Коммуникативные: должны участвовать в коллек­тивном обсуждении проблем; обменива­ться мнениями, понимать позицию партнера.

    Регулятивные: должны принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выде­лять и формулировать цель; составлять план последовательности действий

    предметные

    Научатся: определять роль семьи в жизни человека и общества; раскрывать признаки родительской власти; характе­ризовать семейные отношения и разные модели воспитания.

    Получат возможность научиться: анализировать практические ситуации, связанные с отношениями в семье и находить способы преодоления семейных конфликтов; ра­ботать в группах со СМИ и выявлять социальные проблемы семьи; высказывать соб­ственное мнение, сужде­ния; выполнять проекты и создавать иллюстрирован­ный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготов­ленными сообщениями, иллюстрировать их на­глядными материалами.

    15

    Ты в своей семье

    Показывают на конкретных примерах роль семьи в жизни ребенка

    Сравнивают виды власти.

    Раскрывают признаки родительской власти.

    Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исто­рических периодов.

    Выражают собственную точку зрения о возможных способах предотвращения семейных ссор.




    16

    Психологический практикум «Список претензий и способы их преодоления»

    Анализируют предложенные ситуации.

    Описывают способы преодоления конфликтов в семье. Характеризуют и конкретизируют приме­рами из собственной жизни.




    17

    Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей»

    Представляют и оценивают проекты.

    Описывают варианты и модели воспитания в разных странах в разные исторические периоды.




    18

    Что от нас ожидают родители

    Анализируют соц. опрос и жизненные ситуации.

    Описывают ожидания своих родителей. Характеризуют и конкретизируют приме­рами из учебного пособия ожидания всех родителей. Высказывают собственную позицию, почему родители имеют право рассчитывать на заботу своих детей?




    19

    Проект «Мой неожиданный подарок родителям»

    Представляют проекты, описывают свои впечатления и впечатления родителей от неожиданного подарка.




    20

    Общественные слушания «Решение социальные проблем семьи»

    Работают в группах, анализируют разные жизненные ситуации и выявляют социальные проблемы семьи. Предлагают и аргументируют возможные способы по решению «своей» проблемы.




    Раздел IV. Наша власть

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    личностные

    Должны будут применить пра­вила делового сотрудничества; сравнить раз­ные точки зре­ния; оценить собственную учебную дея­тельность; вы­разить положи­тельное отноше­ние к процессу познания.

    Должны выразить устойчивый учебно-познава­тельный интерес к новым общим способам решения задач.

    метапредметные

    Познавательные: должны установит при­чинно - следственные связи и зависимости между объектами.

    Коммуникативные: должны спланировать цели и способы взаимодействия; обменяться мнениями, выслушать друг друга, понять позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовать дей­ствия с партнером.

    Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные

    учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    предметные

    Научатся: определять значение государственной власти в жизни человека и общества; описывать устройство государственной власти

    Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника, СМИ; анализировать схемы, Устав школы; решать логические задачи; высказы­вать собственное мнение, суждения


    21

    Что такое власть и чему она служит

    Объясняют смысл понятия «государственная власть». Называют задачи государственной власти.

    Объясняют значение ее для страны и граждан.

    Приводят примеры.




    22

    Практическая работа «Изучение устава школы и наши дополнения в устав»

    Анализируют устав школы, называют права и обязанности учащихся.

    Предлагают и аргументируют свои дополнения или изменения.




    23

    Диспут «О власти и властителях»

    Работают в группах, анализируют разные жизненные ситуации и выявляют проблемы. Рассуждают о проблемах в политической сфере обществе.




    24

    Как устроена наша власть

    Описывают устройство разных уровней власти в России, Брянской области, Выгоничском районе.

    Иллюстрируют примерами значимость этой власти для человека и общества.




    25

    Моя губернаторская программа

    Исследуют и оценивают собственные возможности и способности в умении убеждать партнера.




    26

    Общественные слушания «Как улучшить власть?»

    Исследуют простые жизненные ситуации. Работают в группах, предлагают и аргументируют возможные варианты повышения эффективности деятельности властей.




    Раздел V. Наши достоинства и недостатки

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    личностные

    Должны проявить заин­тересованность

    не только в личном успехе, но и в ре­шении проблем­ных заданий всей

    группой; выразить положитель­ное отношение к процессу позна­ния; адекватно понимать причи­ны успешности/неуспешности учебной деятельности.

    Осмыслят гуманистические традиции и цен­ности современ­ного общества.

    Должны выразить гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю.

    метапредметные

    Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера, самостоятельно со­здать алгоритмы деятельности при ре­шении проблем различного характера.

    Коммуникативные: адекватно исполь­зовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач; учесть разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве; сфор­мулировать собственное мнение и пози­цию.

    Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учесть установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществить пошаго­вый контроль

    предметные

    Научатся: объяснять понятия: воспитание, воспитанность, самовоспитание, культура, культурные ценности, характер, положительные и отрицательные его черты; роль чтения в культурном развитии личности

    Получат возможность научиться: проводить про­стейшие исследования, интервьюировать родите­лей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрирован­ный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготов­ленными сообщениями, иллюстрировать их на­глядными материалами.; обсуждать вы­ступления учащихся; оцени­вать свои достижения и до­стижения других учащихся


    27

    Твоя воспитанность

    Объясняют что такое воспитание и воспитанность. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение воспитания, воспитанности, самовоспитания.

    Вы­являют позитивные результаты воспитанности.





    28

    Психологический практикум: «Уровень твоей воспитанности». Моя программа самовоспитания

    Исследуют и оценивают собственный уровень воспитанности, возможности его развития.

    Выявляют возможности практического применения получа­емых в результате самовоспитания знаний и ценностей.





    29

    Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города»

    Работают в группах и обсуждают актуальные проблемы по теме. Предлагают возможные пути по их решению.




    30

    Твоя культура

    Объясняют что такое культура человека, материальные и культурные ценности.

    С опорой на примеры сравнивают последствия проявления культуры и бескультурье, невоспитанности.

    Объясняют роль чтения в культурном развитии личности. Высказывают собственную позицию о том, что мешает культурному развитию некоторых детей.




    31

    Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая»

    Отвечают на вопросы краеведческой викторины. Оценивают результаты.




    32

    Культурные традиции родного края.

    Проводят экскурс в историю, Знакомят с музейными экспонатами.




    33

    Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере

    Объясняют что такое характер. Называют положительные и отрицательные черты характера. Определяют какую роль черты характера играют в жизни человека.

    Исследуют особенности своего характера.




    34

    35

    Итоговое занятие. Экскурсия по родному краю.

    Приводят примеры проявления патриотизма.




  • «Обществознание»

уро-ка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Дата

план/факт

личностные

метапредметные

предметные

Глава I. Человек - 2 часа

1

Загадка че­ловека


Раскрывают на конкретных примерах цели и ценность че­ловеческой жизни.

Характеризуют и конкретизируют конкретными приме­рами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивают свойства человека и животных

осмыслят

гуманистические

традиции и цен­ности современ­ного общества


Познавательные: должны осуществить поиск необходимой информации; самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: должны

будут ориентироваться

на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.

Регулятивные: определят цели и личностно значимую проблему урока; будут дейст­вовать с учетом выделенных учителем ориентиров

Должны будут научиться: называть отли­чие человека от животно­го; работать с текстом учебника.

Получить возможность научиться: анализировать

схемы и таблицы; выска­зывать собственное мне­ние, суждения






2

Отрочест­во — особая

пора жизни




Описывают отрочество как особую пору жизни.

Раскрывают на конкретных примерах значение самостоя­тельности как показателя взрослости

Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного от­ношения к учеб­ному процессу; проявить учебно- познавательный интерес

к новому материалу и спосо­бам решения новой задачи


Познавательные: должны воспроизвести по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сформулировать ответы на вопросы учителя; использовать

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: должны принимать другое мнение и позицию, допускать существо­вание различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач.

Регулятивные: должны спланировать решение учебной задачи, выстроить алгоритм

действий; скорректировать деятельность, внести изменения в процесс с учетом воз­никших трудностей.

Научатся: определять свое место среди сверст­ников и взрослых, пони­мать себя.

Получат возможность научиться: анализировать

свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах





Глава II. Семья – 3 часа

3

Семья и семейные отношения


Показывают на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исто­рических периодов.

Выражают собственную точку зрения на значение семьи

Должны будут применить пра­вила делового сотрудничества; сравнить раз­ные точки зре­ния; оценить собственную учебную дея­тельность; вы­разить положи­тельное отноше­ние к процессу познания


Познавательные: должны самостоятельно выде­лить и сформулировать цели; анализировать вопросы, сформулировать ответы.

Коммуникативные: должны участвовать в коллек­тивном обсуждении проблем; обменива­ться мнениями, понимать позицию партнера.

Регулятивные: должны принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выде­лять и формулировать цель; составлять план последовательности действий

Научатся: изучать исто­рию своей семьи; опреде­лять ее функции; характе­ризовать семейно - правовые отношения.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; ра­ботать с текстом учебни­ка; анализировать табли­цы; решать логические задачи; высказывать соб­ственное мнение, сужде­ния




4

Семейное хозяйство


Характеризуют совместный труд членов семьи. Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывают собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Должны сохранить мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявить интерес к ново­му учебному материалу; вы­разить положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимать причины успеш­ности/ неуспеш­ности учебной деятельности


Познавательные: выявят особенности и признаки объектов; приведут примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:

Коммуникативные: будут взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать дру­гое мнение и позицию, допускать суще­ствование различных точек зрения.

Регулятивные: спрогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; примут и сохранят учебную задачу

Научатся: характеризо­вать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с тек­стом учебника; решать логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения




5

Свободное

время




Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризуют значимость здорового образа жизни

Должны проявить заин­тересованность

не только в личном успехе, но и в ре­шении проблем­ных заданий всей

группой; выразить положитель­ное отношение к процессу позна­ния; адекватно понимать причи­ны успешности/

неуспешности

учебной деятельности


Познавательные: должны установит при­чинно- следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: должны спланировать цели и способы взаимодействия; обменяться мнениями, выслушать друг друга, понять позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовать дей­ствия с партнером.

Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Научатся: организовы­вать свое свободное время.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения





Глава III. Школа – 3 часа

6

Образова­ние в жиз­ни челове­ка



Исследуют несложные ситуации из жизни человека и об­щества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывают ступени школьного образования

Должны определить внутреннюю по­зицию на уров­не положитель­ного отношения к образователь­ному процессу: понять необ­ходимость уче­ния, выражен­ного в преобла­дании учебно- познавательных мотивов и пред­почтении соци­ального способа оценки знаний

Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения





7

Образова­ние и са­мообразо­вание


Характеризуют учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являют позитивные результаты учения.

С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для человека.

Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявляют возможности практического применения получа­емых в школе знаний


Должны сохранить мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявить интерес к ново­му учебному материалу; выра­зить положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понять причины успешности/ неуспеш­ности учебной деятельности


Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Научатся: организовы­вать собственную учеб­ную деятельность, позна­комятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения





8

Одноклас­сники, сверстни­ки, друзья


Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрируют примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.

Оценивают собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Должны проявить эмпатию как осо­знанное понима­ние чувств дру­гих людей и сопереживание им, которые выража­ется в поступ­ках, направлен­ных на помощь и обеспечение благополучия

Познавательные: должны будут использовать знаково-символические средства, в том числе

мо­дели и схемы для решения познаватель­ных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: должны принять и сохранить учебную задачу; планировать свои дейст­вия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Научатся: выстраивать свои отношения с одно­классниками.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение,

суждения




Глава IV. Труд – 2 часа

9

Труд - ос­нова жизни


Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризуют особенности труда как одного из основ­ных видов деятельности человека.

Различают материальную и моральную оценку труда.

Приводят примеры благотворительности и меценатства.

Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Должны выразить устойчивый учебно-познава­тельный интерес к новым общим способам решения задач

Познавательные: самостоятельно выде­лить и сформулировать познавательную

цель; использовать общие приёмы реше­ния задач.

Коммуникативные: должны допустить возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и сориентироваться на пози­цию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: поставить учебную задачу; определить последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составить план и последова­тельность действий

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения





10

Труд и творчест­во


Различают творчество и ремесло.

Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Должны выразить адек­ватное понима­ние причин успешности/ неуспешности учебной дея­тельности

Познавательные: самостоятельно со­здать алгоритмы деятельности при ре­шении проблем различного характера.

Коммуникативные: учесть разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве; сфор­мулировать собственное мнение и пози­цию.

Регулятивные: учесть установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществить пошаго­вый контроль

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение, суждения





Глава V. Родина – 5 часов

11

Наша Родина — Россия


Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризуют особенности России как многонациональ­ного государства.

Объясняют значение русского языка как государственного.

Приводят примеры проявлений патриотизма

Должны выразить гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю

Познавательные: самостоятельно выде­лить и сформулировать познавательную

цель; использовать общие приёмы реше­ния задач.

Коммуникативные: должны допустить возмож­ность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и сориентироваться

на позицию партнёра в общении и взаи­модействии.

Регулятивные: поставить учебную задачу; определить последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составить план и последова­тельность действий

Научатся: определять по­нятие «федерация»; объ­яснять, что значит быть патриотом.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказы­вать собственное мнение,

суждения




12

Государст­венные

символы

России


Описывают основные государственные символы Российской Федерации.

Знают текст гимна РФ.

Используют дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящен­ных государственным символам России.

Составляют собственные информационные материалы о Москве столице России

Должны выразить гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю


Познавательные: самостоятельно выде­лить и сформулировать познавательную

цель; использовать общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: должны принять участие в коллек­тивном обсуждении проблем; проявить

активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценить правильность выполнения действия

Научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;

работать с текстом учеб­ника; анализировать таб­лицы; решать логические задачи; высказывать соб­ственное мнение, суж­дения




13

Гражданин

России


Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданин».

Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ.

Называют основные обязанности граждан РФ.

Приводят примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей.

Приводят примеры и дают оценку проявлениям граж­данственности, представленным в СМИ

Должны выразить гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю


Познавательные: выберут наиболее эффективные способы решения задач; будут контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договаряться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно постараются воспринимать предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей

Научатся: определять пра­ва и обязанности граждани­на Российской Федерации.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; анализи­ровать таблицы; решать логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения




14

Мы – многона-

циональ-

ный народ


Характеризуют и конкретизируют примерами этниче­ские и национальные различия.

Показывают на конкретных примерах исторического про­шлого и современной жизни российского общества прояв­ления толерантного отношения к людям разных националь­ностей

Должны осознать свою

этническую при­надлежность;

проявить гума­нистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в пове­дении социаль­ным нормам

Познавательные: должны ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении про­блемы.

Коммуникативные: проявлять актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за­дач (задать вопросы, сформулировать свои

затруднения; предложить помощь и со­трудничество).

Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных наро­дов.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; анализи­ровать таблицы; решать

логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения





Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество» - 2,5 часа

15

ПОУ по теме

«Родина»


Выполняют тестовые задания. Работают в парах по взаимо и самоконтролю.

Анализируют и оценивают результаты тестирования.

Должны осознать свою

этническую при­надлежность;

проявить гума­нистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в пове­дении социаль­ным нормам

Познавательные: должны поставить и сформулировать цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно исполь­зовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Научатся: определять права и обязанности граж­данина Российской Феде­рации.

Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказывать собственное мнение, суждения





16-

17,5

ПОУ по теме «Человек и общество»


Выступают с защитой проектов, рецензируют и оценивают результаты.

Должны проявить доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопережива­ние им

Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Научатся: проводить про­стейшие исследования, интервьюировать родите­лей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрирован­ный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготов­ленными сообщениями, иллюстрировать их на­глядными материалами.

Получат возможность научиться: обсуждать вы­ступления учащихся; оцени­вать свои достижения и до­стижения других учащихся










VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.

Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990

Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002

Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999

1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2001.

2. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.

3. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 кл. – М. : Просвещение, 2010.

7. Прутченков, А. С. Наедине с собой : психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

8. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.

9. Правовое воспитание школьников. 5–9 кл. : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2007.

10. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

11. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М. : Вита, 2003.

12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

Литература для ученика:

Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990

Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.

Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000

Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.

Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.

Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.

Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.

Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.

Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995.

Интернет-ресурсы:

1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11

2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru

3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru

5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727

6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13

7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm

8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota














ПРИЛОЖЕНИЕ.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию


% выполнения

0-35


36-60


61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»




Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию


Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.










Критерии оценки мультимедийной презентации


СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

















Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию

(устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!