Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР Директор школы ____________Т.И.Падило ___________В.А.Бугаев Протокол № 1 от 27.08.2015г Приказ № 120 от 31.08.2015 г.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Обществознание. Модуль
«Граждановедение. Брянская область»
в 5 а, б, в классах.
Учитель: Давыдова Н.В.
Рассмотрено на заседании Методического совета
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по обществознанию, методических рекомендаций Департамента образования и науки Брянской области на 2014-2015, 2016 учебный год., примерным тематическим планированием к учебному пособию и структурой учебного пособия Я.В. Соколова «Граждановедение. Брянская область», примерного тематического планирования учебного курса «Граждановедение. 5 класс», подготовленного БИПКРО в 2012 году. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данный модуль является начальной ступенью для изучения курса Обществознание в последующих классах
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:
Соколов Я. В. Граждановедение. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Цель данного курса – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой Родине. Ученики должны учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. Программа составлена исходя из следующих задач обучения граждановедения в основной школе:
-Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;
-Воспитание активной гражданской позиции;
-Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;
-Уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;
-Воспитание граждан правового демократического государства;
-Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;
-Формирование гражданственности.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы гражданского образования. Рабочая программа рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала (самостоятельно открывать новые знания и строить деятельность учеников на уроке по алгоритму: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата).
В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.
Данный курс содержит материал, способствующий развитию гражданственности и патриотизма учащихся, осознанию себя будущим активным участником преобразований родной Брянщины, превращения её в передовой регион РФ.
Отдельные компоненты содержания направлены на более глубокое усвоение содержание нынешних социальных ролей – сына или дочери, учащегося основной школы, участника правоотношений и т.д. Одновременно раскрываются элементы содержания будущих социальных ролей – труженика, семьянина, налогоплательщика, избирателя и т.д.
Содержание курса направлено на развитие мотивации к активному участию в основных сферах общественной жизни в Брянской области.
Модуль «Граждановедение. Брянская область. 5 класс» выполняет две основные функции:
-информационно-методическая функция позволяет всем участникам общеобразовательного процесса получить представление о целях, гражданско-правовом содержании, общей стратегии гражданско-правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
-организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения гражданственности, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения) и авторской рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплекта:
-Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.
-Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2015.
-Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., «Просвещение», 2015
-Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2014.
-Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2015.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Авторская программа Л.Н. Боголюбова рассчитана на 35 часов, данная рабочая программа на 17,5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель). Уменьшение количества часов произошло за счет конкретизации содержания предметных тем.
В связи с производственной необходимостью возможно внесение коррективов.
II. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
III. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по обществознанию, с учетом регионального компонента на 2015-2016 учебный год и учебным планом МБОУ Выгоничской СОШ имени Павла Зайцева. Поэтому изучение курса «Обществознание. Модуль Граждановедение. Брянская область» в 5 классе рассчитано в 2015-2016 учебном году на 1,5 часа в неделю
(52, 5 часа за учебный год из расчета 35 учебных недель ), из них - 1 час на изучение регионального модуля «Граждановедение. Брянская область» и обществознание - 0,5часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7)Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
V. Содержание учебного предмета «Обществознание».
№ п/п | Наименование раздела, главы | Количество часов |
Модуль «Граждановедение. Брянский край» - 35 часов |
1 | Мы и наш край | 6 |
2 | Ваше общее образование | 8 |
3 | Твой дом отчий | 6 |
4 | Наша власть | 6 |
5 | Наши достоинства и недостатки | 9 |
«Обществознание» -17,5 часов |
1 | Человек | 2 |
2 | Семья | 3 |
3 | Школа | 3 |
4 | Труд | 2 |
5 | Родина | 5 |
6 | Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество». | 2,5 |
| Итого | 52,5 |
Содержание модуля «Граждановедение. Брянская область».
Введение. Знакомство с предметом «Граждановедение. Брянская область».
Раздел 1. Мы и наш край. Место Брянской области на карте России, значение её природных богатств и ресурсов для
развития края и страны. Символы Брянска и Брянской области.
Раздел 2. Ваше общее образование Знакомство с Законом РФ «Об образовании». Ступени образования.
Для чего люди учатся? Твоя будущая профессия. Профессии нужные родному городу.
Раздел 3. Твой отчий дом Психологический климат в семье. Ты в своей семье. Что от нас ожидают родители.
Тренинг для детей и родителей «Когда все вместе»
Раздел 4. Наша власть. Что такое власть и чему она служит. Как устроена наша власть. Руководители нашего государства и региона. Школьные законы и порядки.
Раздел 5. Наши достоинства и недостатки. Твоя воспитанность. Твоя культура. Твой характер.
Итоговое занятие. Экскурсия по родному краю.
Содержание программы учебного предмета «Обществознание»
Курс для 5 класса содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам и темам курса .
Глава I. Человек
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество».
VI. тематическое планирование
- Модуль «Граждановедение. Брянская область»
№ уро- ка | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата план/факт |
5а | 5б | 5в |
Раздел I. Мы и наш край | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
личностные | метапредметные | предметные |
Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявить учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Должны выразить гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю. | Познавательные: должны осуществить поиск необходимой информации; самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: должны будут ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определят цели и личностно значимую проблему урока; будут действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. | Научатся: работать с текстом учебника; объяснять, почему Брянщина лучший уголок России; описывать любимые уголки родного края и набор символов, имеющихся у Брянской области. Получат возможность научиться: анализировать процессы модернизации; высказывать собственное мнение; сравнивать визитные карточки, их значение; работать в группах и парах; составлять семейный герб. |
1 | Брянщина – лучший уголок России | Раскрывают на конкретных примерах, почему Брянщина – лучший уголок России. Анализируют процесс модернизации. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами процессы модернизации на Брянщине | | | |
2 | Практическое занятие «Брянщина – лучший уголок России» | Работают в группах по выполнению предложенных проблем. | | | |
3 | Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок города» | Описывают любимые уголки родного края и оценивают выполненные проекты | | | |
4 | Наши символы | Сравнивают разные визитные карточки, объясняют их значение, описывают набор символов, имеющихся у Брянской области. | | | |
5 | Конкурс семейной геральдики | Представляют семейные гербы, сравнивают их, Выражают собственную точку зрения на значение и необходимость конструирования фамильных гербов. | | | |
6 | Моя визитная карточка | Описывают сведения о себе, качества личности, анализируют свои достижения. Работают в группах с целью - определить критерии оценивания макетов визитной карточки. | | | |
Раздел II. Ваше общее образование. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
личностные | метапредметные | предметные |
Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявить учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Должны определить внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понять необходимость учения, выраженного в преобладании учебно - познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Познавательные: должны воспроизвести по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сформулировать ответы на вопросы учителя; использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: должны принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: должны спланировать решение учебной задачи, выстроить алгоритм действий; скорректировать деятельность, внести изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Научатся: определять мотивы и значение обучения детей в школе; познакомятся с формами самообразования, самоопределения, многообразным миром профессий; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения; организовывать собственную учебную деятельность; проводить простейшие исследования, интервьюирование одноклассников, родителей, бабушек и дедушек, соц. опросы., выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; анализировать приобретаемый опыт. |
7 | Твоя основная школа | Сравнивают учебу в начальной и основной школе. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами отличия уровней образования. Анализируют причины необходимости основного образования. | | | |
8 | Наша школьная реформа – практическое занятие. | Исследуют несложные практические ситуации, связанные со школьной жизнью. Описывают и оценивают собственные предложения по осуществлению изменений в школьной жизни. Анализируют и характеризуют важность школьной реформы. | | | |
9 | Для чего люди учатся. | Выражают собственную точку зрения о значение образования для человека. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами причины для чего люди учатся. Анализируют какие преимущества получает в жизни Человек (с большой буквы) | | | |
10 | Образование в моей семье – практическое занятие | Характеризуют процесс образования. Исследуют исторические факты и жизненные ситуации о роли образования в разное время. Работают в группах по проблеме организации проведения и содержания соц. опроса среди членов своей семьи. | | | |
11 | Твоя будущая профессия | Объясняют что такое самоопределение? Описывают уровни образования. Характеризуют и конкретизируют примерами возможные варианты получения профессии. Анализируют признаки идеальной профессии Выражают собственную точку зрения по вопросу «Какая профессия кажется Вам идеальной?» | | | |
12 | Практическая работа «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего поселка» | Определяют цель социологического и действия, описывают свои действия, анализируют результаты и делают выводы. | | | |
13 | Путешествие в мир профессий | Описывают и оценивают свои профессиональные предпочтения в будущем. Высказывают собственную точку зрения на роль профессии в жизни человека. | | | |
14 | Проект «Подготовка к моей будущей профессии» | Представляют и оценивают проекты. | | | |
Раздел III. Твой отчий дом. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
личностные Должны проявить эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Должны проявить гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | метапредметные Познавательные: должны самостоятельно выделить и сформулировать цели; анализировать вопросы, сформулировать ответы. Коммуникативные: должны участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: должны принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план последовательности действий | предметные Научатся: определять роль семьи в жизни человека и общества; раскрывать признаки родительской власти; характеризовать семейные отношения и разные модели воспитания. Получат возможность научиться: анализировать практические ситуации, связанные с отношениями в семье и находить способы преодоления семейных конфликтов; работать в группах со СМИ и выявлять социальные проблемы семьи; высказывать собственное мнение, суждения; выполнять проекты и создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
15 | Ты в своей семье | Показывают на конкретных примерах роль семьи в жизни ребенка Сравнивают виды власти. Раскрывают признаки родительской власти. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражают собственную точку зрения о возможных способах предотвращения семейных ссор. | | | |
16 | Психологический практикум «Список претензий и способы их преодоления» | Анализируют предложенные ситуации. Описывают способы преодоления конфликтов в семье. Характеризуют и конкретизируют примерами из собственной жизни. | | | |
17 | Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей» | Представляют и оценивают проекты. Описывают варианты и модели воспитания в разных странах в разные исторические периоды. | | | |
18 | Что от нас ожидают родители | Анализируют соц. опрос и жизненные ситуации. Описывают ожидания своих родителей. Характеризуют и конкретизируют примерами из учебного пособия ожидания всех родителей. Высказывают собственную позицию, почему родители имеют право рассчитывать на заботу своих детей? | | | |
19 | Проект «Мой неожиданный подарок родителям» | Представляют проекты, описывают свои впечатления и впечатления родителей от неожиданного подарка. | | | |
20 | Общественные слушания «Решение социальные проблем семьи» | Работают в группах, анализируют разные жизненные ситуации и выявляют социальные проблемы семьи. Предлагают и аргументируют возможные способы по решению «своей» проблемы. | | | |
Раздел IV. Наша власть |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
личностные Должны будут применить правила делового сотрудничества; сравнить разные точки зрения; оценить собственную учебную деятельность; выразить положительное отношение к процессу познания. Должны выразить устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | метапредметные Познавательные: должны установит причинно - следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: должны спланировать цели и способы взаимодействия; обменяться мнениями, выслушать друг друга, понять позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовать действия с партнером. Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | предметные Научатся: определять значение государственной власти в жизни человека и общества; описывать устройство государственной власти Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, СМИ; анализировать схемы, Устав школы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения |
21 | Что такое власть и чему она служит | Объясняют смысл понятия «государственная власть». Называют задачи государственной власти. Объясняют значение ее для страны и граждан. Приводят примеры. | | | |
22 | Практическая работа «Изучение устава школы и наши дополнения в устав» | Анализируют устав школы, называют права и обязанности учащихся. Предлагают и аргументируют свои дополнения или изменения. | | | |
23 | Диспут «О власти и властителях» | Работают в группах, анализируют разные жизненные ситуации и выявляют проблемы. Рассуждают о проблемах в политической сфере обществе. | | | |
24 | Как устроена наша власть | Описывают устройство разных уровней власти в России, Брянской области, Выгоничском районе. Иллюстрируют примерами значимость этой власти для человека и общества. | | | |
25 | Моя губернаторская программа | Исследуют и оценивают собственные возможности и способности в умении убеждать партнера. | | | |
26 | Общественные слушания «Как улучшить власть?» | Исследуют простые жизненные ситуации. Работают в группах, предлагают и аргументируют возможные варианты повышения эффективности деятельности властей. | | | |
Раздел V. Наши достоинства и недостатки |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
личностные Должны проявить заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выразить положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Осмыслят гуманистические традиции и ценности современного общества. Должны выразить гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | метапредметные Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; учесть разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; сформулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учесть установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществить пошаговый контроль | предметные Научатся: объяснять понятия: воспитание, воспитанность, самовоспитание, культура, культурные ценности, характер, положительные и отрицательные его черты; роль чтения в культурном развитии личности Получат возможность научиться: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
27 | Твоя воспитанность | Объясняют что такое воспитание и воспитанность. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение воспитания, воспитанности, самовоспитания. Выявляют позитивные результаты воспитанности. | | | |
28 | Психологический практикум: «Уровень твоей воспитанности». Моя программа самовоспитания | Исследуют и оценивают собственный уровень воспитанности, возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в результате самовоспитания знаний и ценностей. | | | |
29 | Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города» | Работают в группах и обсуждают актуальные проблемы по теме. Предлагают возможные пути по их решению. | | | |
30 | Твоя культура | Объясняют что такое культура человека, материальные и культурные ценности. С опорой на примеры сравнивают последствия проявления культуры и бескультурье, невоспитанности. Объясняют роль чтения в культурном развитии личности. Высказывают собственную позицию о том, что мешает культурному развитию некоторых детей. | | | |
31 | Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая» | Отвечают на вопросы краеведческой викторины. Оценивают результаты. | | | |
32 | Культурные традиции родного края. | Проводят экскурс в историю, Знакомят с музейными экспонатами. | | | |
33 | Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере | Объясняют что такое характер. Называют положительные и отрицательные черты характера. Определяют какую роль черты характера играют в жизни человека. Исследуют особенности своего характера. | | | |
34 35 | Итоговое занятие. Экскурсия по родному краю. | Приводят примеры проявления патриотизма. | | | |
«Обществознание»
№ уро-ка | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты изучения учебного предмета | Дата план/факт |
личностные | метапредметные | предметные | 5а | 5б | 5в |
Глава I. Человек - 2 часа |
1 | Загадка человека | Раскрывают на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивают свойства человека и животных | осмыслят гуманистические традиции и ценности современного общества | Познавательные: должны осуществить поиск необходимой информации; самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: должны будут ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определят цели и личностно значимую проблему урока; будут действовать с учетом выделенных учителем ориентиров | Должны будут научиться: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получить возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
2 | Отрочество — особая пора жизни | Описывают отрочество как особую пору жизни. Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости | Должны будут выразить свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявить учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Познавательные: должны воспроизвести по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сформулировать ответы на вопросы учителя; использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: должны принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: должны спланировать решение учебной задачи, выстроить алгоритм действий; скорректировать деятельность, внести изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | | | |
Глава II. Семья – 3 часа |
3 | Семья и семейные отношения | Показывают на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражают собственную точку зрения на значение семьи | Должны будут применить правила делового сотрудничества; сравнить разные точки зрения; оценить собственную учебную деятельность; выразить положительное отношение к процессу познания | Познавательные: должны самостоятельно выделить и сформулировать цели; анализировать вопросы, сформулировать ответы. Коммуникативные: должны участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: должны принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план последовательности действий | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно - правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
4 | Семейное хозяйство | Характеризуют совместный труд членов семьи. Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывают собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | Должны сохранить мотивацию к учебной деятельности; проявить интерес к новому учебному материалу; выразить положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Познавательные: выявят особенности и признаки объектов; приведут примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: будут взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: спрогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; примут и сохранят учебную задачу | Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
5 | Свободное время | Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризуют значимость здорового образа жизни | Должны проявить заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выразить положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Познавательные: должны установит причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: должны спланировать цели и способы взаимодействия; обменяться мнениями, выслушать друг друга, понять позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовать действия с партнером. Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
Глава III. Школа – 3 часа |
6 | Образование в жизни человека | Исследуют несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывают ступени школьного образования | Должны определить внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понять необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
7 | Образование и самообразование | Характеризуют учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявляют позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для человека. Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний | Должны сохранить мотивацию к учебной деятельности; проявить интерес к новому учебному материалу; выразить положительное отношение к процессу познания; адекватно понять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Познавательные: должны ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
8 | Одноклассники, сверстники, друзья | Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрируют примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивают собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | Должны проявить эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Познавательные: должны будут использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: должны принять и сохранить учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
Глава IV. Труд – 2 часа |
9 | Труд - основа жизни | Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризуют особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различают материальную и моральную оценку труда. Приводят примеры благотворительности и меценатства. Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | Должны выразить устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: должны допустить возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и сориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: поставить учебную задачу; определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составить план и последовательность действий | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
10 | Труд и творчество | Различают творчество и ремесло. Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Должны выразить адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | Познавательные: самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учесть разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; сформулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учесть установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществить пошаговый контроль | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
Глава V. Родина – 5 часов |
11 | Наша Родина — Россия | Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризуют особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного. Приводят примеры проявлений патриотизма | Должны выразить гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: должны допустить возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и сориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: поставить учебную задачу; определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составить план и последовательность действий | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
12 | Государственные символы России | Описывают основные государственные символы Российской Федерации. Знают текст гимна РФ. Используют дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составляют собственные информационные материалы о Москве столице России | Должны выразить гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: должны принять участие в коллективном обсуждении проблем; проявить активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценить правильность выполнения действия | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
13 | Гражданин России | Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданин». Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ. Называют основные обязанности граждан РФ. Приводят примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводят примеры и дают оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Должны выразить гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Познавательные: выберут наиболее эффективные способы решения задач; будут контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаряться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно постараются воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
14 | Мы – многона- циональ- ный народ | Характеризуют и конкретизируют примерами этнические и национальные различия. Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Должны осознать свою этническую принадлежность; проявить гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Познавательные: должны ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задать вопросы, сформулировать свои затруднения; предложить помощь и сотрудничество). Регулятивные: принять и сохранить учебную задачу; учесть выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
Итоговое повторение и защита проектов «Человек и общество» - 2,5 часа |
15 | ПОУ по теме «Родина» | Выполняют тестовые задания. Работают в парах по взаимо и самоконтролю. Анализируют и оценивают результаты тестирования. | Должны осознать свою этническую принадлежность; проявить гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Познавательные: должны поставить и сформулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | | | |
16- 17,5 | ПОУ по теме «Человек и общество» | Выступают с защитой проектов, рецензируют и оценивают результаты. | Должны проявить доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | | | |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.
Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990
Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002
Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999
1. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ «ВЛАДОС», 2001.
2. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
3. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
4. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 кл. – М. : Просвещение, 2010.
7. Прутченков, А. С. Наедине с собой : психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
8. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
9. Правовое воспитание школьников. 5–9 кл. : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2007.
10. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
11. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М. : Вита, 2003.
12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Литература для ученика:
Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990
Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.
Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000
Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.
Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.
Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.
Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.
Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.
Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995.
Интернет-ресурсы:
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).