Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Утверждаю»
директор МАОУ СОШ №35
Приказ №_________
от «____»___________20 г.
«Средняя общеобразовательная школа №35»
«Согласовано»
на МС школы
протокол №___________
от «____»___________20 г.
Руководитель МС
_________________________
Рассмотрено
на МО учителей начальных классов
протокол №___________
от «____»___________20 г.
Руководитель МО
_________________________
Рабочая программа
по _обучению грамоте (чтение)______
(наименование учебного предмета/курса)
1 класс__
(ступень образования/класс
2016-2017 уч.год__
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы Школа России_
(наименование программы
Программу составила: Лобанова О.И.
(Ф.И.О. учителя составившего программу)
г. Улан-Удэ
2016 г.
Пояснительная записка к программе по обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа учебного курса по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиямиФедерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015)
2.Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V
"Об образовании в Республики Бурятия"
3.Примерной ООП НОО
Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Русский язык» (Образовательная система «Школа России».
Вводный курс «Введение в школьную жизнь» позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.
Цели курса «Введение в школьную жизнь»:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования.
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
развитие умений слушания и говорения;
расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
приобретение и систематизация знаний о русском языке;
раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
формирование у детей чувства языка.
Достижение цели и реализация основных задач курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
звуковой состав и обозначение звуков буквами;
состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок);
грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения
Цели уроков обучения грамоте:
Формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
Развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
Пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:
- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;
- частотностью употребления этих букв в словах;
- особенностями начертания букв;
- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно - и двусложные слова.
Возможны комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого- звуковому и звукобуквенному анализу слов.
. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах «Букваря» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
С целью освоения всех видов речевой деятельности в букварный период концепция авторов учебника предполагает интегрированное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Программа интегрированного курса русского языка и литературного чтения рассчитана на 9 часов в неделю. Обучению чтению- 4ч, обучение письму -5ч. Общий объём учебного времени составляет 175 часов.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны научиться: осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Получат возможность научиться:
называть звуки, из которых состоит слово, характеризовать их, (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
находить корень в группе доступных однокоренных слов;
составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Содержание учебного предмета. (175 часов)
Добуквенный период. (14 ч.)
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.
Букварный период. (63ч.)
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.
После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
Содержание второго раздела «Букваря» («Учим буквы - учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца
Система языка.
Фонетика:
звуки речи в сопоставлении с буквами;
звуки гласные и согласные;
гласные звуки: ударные и безударные;
слог; слогообразующая роль гласных звуков;
ударение; ударный и безударный слог;
согласные звуки: звонкие и глухие;
согласные звуки: твердые и мягкие;
обозначение мягкости согласных звуков на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);
- ъ и ъ разделительные;
- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи- ши, ча ~ ща, чу — щу).
Лексика:
лексическое значение слова;
многозначные слова;
наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; работа над правильным словоупотреблением.
Словообразование:
Морфология:
Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:
слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?
слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?);
местоимения он, она, оно, они;
слова в единственном и множественном числе (один предмет - много предметов);
предлоги; различение предлогов и приставок.
Синтаксис и пунктуация:
понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль);
интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;
точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;
практическое знакомство с обращением;
- общее понятие о тексте.
Орфография:
заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- формирование орфографической зоркости.
Работа с текстом.
В работе с текстом выделяются три этапа:
Работа с текстом до чтения.
Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3.Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.
Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
-тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения.
Стандартизированная контрольная работа.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
№ | Тема | Количество часов | В том числе: |
Практические работы | Проверочные работы |
1. | « Добукварный период» | 14 | - вычленять звуки из слова; - производить слого - звуковой и звуковой анализ слов; - сравнивать звуки в похоже звучащих словах; - подбор слов, называющие предмет на рисунке; - рисовать схему - слова; - изображать предложения в виде схемы; - раскрашивание, рисование, штриховка. - проводить слого-звуковой и звуко - буквенный анализ слов; - замечать в ряде слов несоответствие междупроизношением и написанием; - развивать орфографическую зоркость; - проводить анализ печатного и письменного образца буквы, написание элементов букв, букв, слов, предложений; - списывать слова предложения, текстов с печатного образца; - писать под диктовку слова и предложения; | 1 четверть Проверочная работа №1 Пропись № 1 с. 28-29 2 четверть Проверочная работа №2 Пропись № 2-3 с. 6-7 3 четверть Проверочная работа №3 Пропись № 4-5 с.40-41 Проверочные диктанты |
2. | Основной этап «Учим буквы - учимся читать» | 63 |
3 | Послебукварный этап | 15 |
Учебно-тематическое планирование по курсу обучения грамоте
Предмет | Подготовительный период (4 учебные недели) | Букварный период (16 учебных недель) | Послебукварный период (3 учебные недели) | Итого | Основной курс (10 недель) | Итого |
Литературное чтение | 14 ч | 63ч | 15ч | 92 ч | 40ч | 132ч |
Русский язык | 20 ч | 80 ч | 15 ч | 115 ч | 50ч | 165ч |
Итого | 34 ч | 143 ч | 30 ч | 207 ч | 90ч | 297ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема, раздел | Кол час | Базовые знания | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Виды контроля |
Основные предметные умения | УУД |
1 | Первые дни ребёнка в школе. Добукварный период. | 14ч | Правила пользования книгой, тетрадью; -времена года; схемы слов, предложений, текстов; -гласные и согласные звуки; -что такое ударение; - правила поведения в театре; - театральные профессии; - известные сказки и сказочных героев; - разные виды штриховки. | Уметь: - находить нужную страницу, иллюстрацию; -ориентироваться на развороте «Букваря»; - перечислять календарные праздники; - работать со схемами слов, предложений; - устанавливать последовательность предложений в тексте; - выбирать нужную интонацию; - составлять текст по серии сюжетных картинок; - определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова; - ориентироваться на странице прописи и на строке прописи. | Регулятивные УУД: –определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; –учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией); -проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов; -соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); –слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; –договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: оценивать поступки, в том числе неоднозначные; разрешать моральные противоречия на основе важности исполнения роли «хорошего ученика», важности познания учебы. | участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости. предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Находить в стихотворении слова с заданным звуком. участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения; Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. | Устные ответы обучающихся Словесное описание иллюстраций Текущий. Фронтальный, индивидуальный; самостоятельнаяработа по росписи, письму Рассматривание и описание рисунков Графическое задание (составление схемы предложения, деление схемы слова на слоги) письмо под счет; анализ элементов по образцу Подбор слов к схеме. Итоговый контроль. Составление схем слов, слого-звуковой анализ, ударение |
2. | Основной этап. Изуче ние букв и звуков | 53ч + (5ч резерв) | Знать: - отличия букв от звуков; - приемы и последовательность правильного списывания текста; - правила правописания и применять их при письме; - названия и последовательность букв русского алфавита; Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух, жужжащее чтение. | Уметь: - обозначать букву соответствующей схемой; - писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдение гигиенических норм; - писать под диктовку слова и предложения; - сопоставлять слова, различающиеся одним звуком; - различать слова и предложения; - использовать на письме разделительный ъ, ь; - понимать прослушанный и прочитанный текст; - восстанавливать деформированный текст; - определять и объяснять значение слова в тексте; - различать однокоренные слова; - выделять в слове корень, приставку, суффикс; - образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; - классифицировать слова по вопросам кто? что? какой?... что делать?... - распознавать имена собственные; - распознавать предлоги; - отличать предлоги от приставок; - различать предложения, словосочетания, слова; - самостоятельно составлять предложения; - работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста; - отвечать на вопросы автора текста; - задавать вопросы автору текста с помощью учителя; - выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. | Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные: объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации; осознавать важность исполнения роли «хорошего ученика», познания учебы и нового; понимать важность бережного отношения человека к природе; уважать иное мнение, не допускать оскорбления людей. | Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертание заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и др.) Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: Группировать (классифицировать) слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н-м, р-л, с-ш и др.) | Устные ответы обучающихся написание изученных букв, слогов под диктовку; - анализ слов. Списывание слов с печатного образца Написание под диктовку Итоговый контроль. Тематический. Диктант Чтение слов, предложений и ответы на вопросы Тематический. Диктант словарных слов Диктант изученных букв, слов, слогов |
3. | После букварный период | 20ч | Герои произведения. Чтение по ролям. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине Нравственный смысл поступка Нравственный смысл поступка Инсценированные стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей Особенности стихотворения — небылицы Самостоятельное о заглавливание текста рассказа Приёмы заучивания стихотворений наизусть Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа Сравнение стихотворений и рассказов Планируемые результаты изучения | Уметь осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем произведения; определять главную тему и главную мысльсодержанием. Назвать героев произведения. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Определить качества характера Жени на основе представленного на доске Получат представления о России, Родине. Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать Небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, слушать рассказы учителя на основе иллюстрации, подбирать слова, близкие по смыслу к слову. Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, пересказывать прочитанное, объяснять смысл названия рассказов, соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Научатся: декламировать стихотворения С. Маршака, A. Барто, (читать наизусть), правильно, осознанно и выразительно читать небольшие стихотворения, рассуждать на заданную тему. Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой, разыгрывать диалог. | Установка на эстетические потребности, ценности, чувства (благородство души, стремление к добру и справедливости, к пониманию красоты, общечеловеческой духовности) Осознанное восприятие, интерпретация текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) Установка на эстетические потребности, ценности, чувства (благородство души, стремление к добру и справедливости, к пониманию красоты, общечеловеческой духовности Осознанное восприятие, интерпретация текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие. Анализ построения стихотворения: рифмы, их расположение, повторы, придающие стройность. Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие. Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие. Анализ построения стихотворения: рифмы, их расположение, повторы, придающие стройность, ритм, не рифмующаяся строчка. Уточнение представлений о герое литературного произведения. Сравнение произведений по настроению, сравнение литературных героев | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным Назвать героев произведения. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Определить качества характера Жени на основе представленного на доске Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации. Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения. Распределять роли. Разыгрывать диалог | Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением Определять уровень своих достижений на основе диагностичес кой работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения. Распределять роли. Разыгрывать диалог |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень):
ДОЛЖНЫ знать/понимать:
• звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
• признаки гласных (ударных и безударных) и согласных звуков (мягких и твердых, глухих и звонких);
• алфавит;
• структуру родной речи (иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове, предложении и тексте);
должны уметь:
• читать осознанно, правильно и выразительно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами;
• моделировать структурные единицы русского языка (звук, слово, слог, предложение, текст);
• различать на слух звуки речи;
• различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• заучивать наизусть небольшие стихотворения;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• различать рассказ и стихотворение.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• создавать несложные тексты в устной речи по интересующей школьника тематике;
• использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения в школе, классе, дома, со взрослыми, детьми;
• самостоятельно выбирать и читать книги;
• высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
• работать с различными источниками информации (словарями, справочниками).