Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Владивостока»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
научно- методическим советом Директор МБОУ «Гимназия №1»
МБОУ «Гимназия №1 »г. Владивостока г. Владивостока
Протокол №______________
от ___________________20_________ _______________ Е. Е. Артеменко
Председатель НМС
_____________________Л. Ю. Букина «_____» ________________ 20___г.
Рабочая программа
по предмету литературное чтение (обучение грамоте)
для 1 класса
на 2015 -2016 учебный год
Составитель:
Хегя Ольга Александровна
г. Владивосток
2015г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обучению грамоте
Концепция
Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс) разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с рекомендациями Примерной программы по учебному предмету «Обучение грамоте и развитию речи» по "Букварю" Т.М.Андриановой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
со спецификой авторской программы "Обучение грамоте и развитие речи по "Букварю" Т.М.Андриановой.
Программа: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т.М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Автор: Т.М. Андрианова.
Название: Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)
Место издания и год: М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Обоснованность
При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитываются не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения). Коммуникативная направленности обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, так как именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности обучающихся. В учебных пособиях предлагаются задания на развитие способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв, алфавитной лентой, материалами тренинговых страниц, именуемых в учебнике «Читальным залом». Развитие эмоциональной и духовно-нравственной сфер детей происходит в процессе слушания и обсуждения детских книг, совместной деятельности по подготовке заданий, предусмотренных учебными пособиями. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение звуков, слогов, слов, предложений, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает в задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний не в стандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от обучающихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности обучающихся, которая предполагается по завершению каждого из двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору обучающихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями). В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню заданий и умений обучающихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть обучающихся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми обучающиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь, прописи и методические рекомендации для учителя.
Образовательная область
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Место и роль курса
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования
Программа Обучение грамоте рассчитана на 198 учебных часов.
по «Букварю» - 88 часа , 4 часа в неделю: подготовительный (добуквенный) период (14 часов) и основной (букварный) период (74 часов)
по «Прописям» - 110ч – 5ч в неделю. (добуквенный) период (16 часов) и основной (букварный) период (87 часов) . Закрепление изученного 7 часов
Цели, задачи учебного предмета
Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:
- помочь обучающимся овладеть механизмом чтения и письма;
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литература, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для обучающихся уровне при решении следующих задач.
1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучению чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой и согласного звука.
В обучении грамоте выделяется два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительного расширить объём доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечивают:
- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребёнка к прочитанному.
Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение над словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Обучающимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогут развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у обучающихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.
В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство обучающихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.
Активизации и обогащению словарного запаса детей способствует грамматико-орфографическая пропедевтика, которая предусматривает ознакомление обучающихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1-4 классах в курсе «Русский язык».
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание курса позволяет организовать целеноправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности обучающихся:
слушания - восприятие и понимание звучащей речи;
говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;
чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.
Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи обучающихся.
Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; обучающихся при работе в паре; диалог, заключённые в букварных текстах).
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков обучающихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В тоже время, работая в паре, обучающиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же обусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования обучающихся. На доступном учебном материале:
- понимать содержание и главную мысль произведения;
- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
- извлекать из текста интересную и полезную для себя информацию.
Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство обучающихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.
На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит обучающихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» обучающихся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению обучающимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного.Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 ч)
Подготовительный (добуквенный) период (30ч)
Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.
Основной (букварный) период (173 ч)
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Текст.
Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.
Орфография.
Речевая деятельность.
Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Программа «Письмо с открытыми правилами»
- Обучение первоначальному письму;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;
- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;
Механизмы ключевых компетенций учащихся
Проанализировать образец;
Проанализировать материал и орудия действия;
Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения;
(15 правил: посадка на стуле, положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе, положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)
4. Проанализировать исполнительные операции;
5. Составить план выполнения задания;
6.Обеспечить самоконтроль за выполнением задания
с одновременным анализом и коррекцией.
Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:
1) вводный (подготовка к письму),
2) основной (букварный период),
3) заключительный (послебуквенный).
К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.
Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;
Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.
Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.
Ключевые компетенции обучающихся
Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принци:пы:
- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительныхсвойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.
В целом начальный курс русского языка представлен как савокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса
«Обучение грамоте и развитие речи».
Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.В обучение грамоте различают два периода:подготовительный (добукварный) и основной (букварный).Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.
Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).
Типы уроков:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок- игра- импровизация.
урок изучения и первичного закрепления знаний
урок закрепления новых знаний и выработка умений
урок обобщения и систематизации знаний
Урок комплексного использования знаний
Урок проверки, оценки и контроля знаний
Гимназический компонент программы
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Механизмы ключевых компетенций
Введение вновь изучаемой буквы по схеме:
1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.
2. Знакомство с её героем. Рассматривание картинки в букваре.
3. Выделение конкретного звука.
4. характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.
5. Тренировочные упражнения.
6. обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.
7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.
Чтение читающими детьми текстов сказок;
Работа с алфавитной лентой;
Работа с маршрутным листом;
Работа с условными графическими обозначениями, значками, цветной маркировкой заданий;
Работа со стихотворным и прозаическим текстом;
Работа с загадками, ребусами, анаграммами;
Работа в рабочей тетради;
Работа с пословицами и поговорками;
Различные виды разбора (звука, слова, предложения);
Составление предложения, текста;
Письмо под диктовку;
Комментирование орфограмм;
Пересказ текста, работа с текстом;
Участие в диалоге.
Виды и формы контроля:
Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал», где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Рабочая программа по обучению грамоте
Предмет: обучение грамоте. 1 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: общеобразовательная
УМК: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т.М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.
1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
Количество часов в неделю по программе:
чтение 4
Количество часов в неделю по учебному плану:
чтение 4
Количество часов в год: 92
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (92 Ч)
Круг чтения
Наша речь (14ч.)
Алфавит (74ч.+4 резервных часа)
Список литературы:
Учебники и учебные пособия:
1.Т.М.Андрианова. «Букварь». - М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
2.Т.М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». – М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
Методические пособия для учителя:
1.Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Букварь» и прописям. - М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
Список литературы для чтения
A. Барто
«Игрушки», «Мы с Тамарой», «Девочка — рёвушка», «Девочка чумазая», «Медвежонок — невежа», «Вовка — добрая душа»
С. Маршак
«Почта», «Багаж», «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Вот такой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», сборник«Плывёт, плывёт кораблик»
С.В. Михалков «Про мимозу», «Фома», «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор»,«Дядя Степа — ветеран», «Прививка», «Чистописание», «36 и 5»;
B. Драгунский «Заколдованная буква»;
К. Чуковский «Радость», «Телефон», «Путаница», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»;
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»; Л.Пантелеев «Буква ТЫ»;
В. Маяковский «История Власа-лентяя и лоботряса», «Что такое хорошо…»; стихотворения русских поэтов о зиме
Внеклассное чтение (читать дома заранее, иметь один из текстов на уроке, можно читать другие произведения по данной теме)
Стихи о буквах и азбуке. С.Маршак «Про всё на свете», Б.Заходер «Мохнатая азбука», «Остров Гдетотам».
Жизнь дана на добрые дела. Л.Толстой «Котёнок», К.Ушинский «Дедушка», «Рассказы и сказки».
О милосердии. В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Осеева «Просто старушка», «Навестила».
О честности. Н.Носов «Огурцы», Л.Пантелеев «Честное слово». Классное чтение (заранее не читать)
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Обучение грамоте по «Букварю» Т.М.Андриановой. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
Учебно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема , раздел | Кол-во часов | Основной метод | Объект контроля | Межпредметные связи |
1 | Наша речь. | 14ч | объяснительно-иллюстративный беседа игра | Наш общий язык — русский. Мы живем в России. Язык мимики и жестов. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы. | окр.мир музыка ИЗО |
2 | Алфавит | 74+ 4 | объяснительно-иллюстративный беседа игра работа с книгой практический | Эта тема имеет 37 подтем: 1—34 подтемы соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную подтему, отражающую вторую роль мягкого знака в русском языке «Разделительный мягкий знак». 35. Алфавит. 36. Необычные азбуки. 37. Из истории букварей. Эта тема имеет 37 подтем: | окр.мир музыка ИЗО технология физическая культура математика |
№ | тема урока | тип урока | форма работы | объект контроля |
Наша речь (14ч.) |
1 | Здравствуй, школа! Б. с.3; Р.Т.с.3. | усвоение новых знаний | коллективная | умение договариваться |
2 | Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики. Б. с.4-5 | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | умение сотрудничать с учителем и одноклассниками |
3 | Мы живём в России. Наш общий язык – русский. Б.с.6-8; Р.Т.с.4. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение сотрудничать с учителем и одноклассниками |
4 | Как мы общаемся. Язык мимики и жестов. Б.с.9; Р.Т.с.4. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение сотрудничать с учителем и одноклассниками |
5 | Как зарождалась речь. Б.с.10. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | слово как единица речи, умение выделять слово |
6 | Устная и письменная речь. Б.с.11; Р.Т.с.5. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение различать речь |
7 | Предложение. Б.с.12; Р.Т.с.5. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение слышать начало и конец предложения ,чертить схемы. |
8 | Знаки препинания. Б.с.13; Р.Т.с.6. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Составление предложений по схемам. |
9 | Предмет и слово. Б.с.14; Р.Т.с.7. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | интонация, деление слова на слоги |
10 | Слоги. Б.с.15; Р.Т.с.8. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | интонация, деление слова на слоги |
11 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Б.с.16-17; Р.Т.с.9. | усвоение новых знаний | наглядная словесная | различие гласных и согласных звуков |
12 | Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Б.с.16-17; Р.Т.с.10. | усвоение новых знаний | фронтальная наглядная словесная | мягкость и твёрдость согл.звуков |
13 | Ударение. Ударный слог. Б.с.18; Р.Т.с.11 | . усвоение новых знаний | фронтальная | умение ставить ударение |
14 | Звуки и буквы. Б.с.19; Р.Т.с.12 | . усвоение новых знаний | фронтальная | классификация букв |
| Внеклассная деятельность учащихся. Проект. Б. с.20-21. | | индивидуальная | Проект «Наша речь». |
| Алфавит (74ч.+4 резервных часа) | | | |
15 | Звук [а]. Буквы А, а. Б.с.22-24; Р.Т.с.13. Русская народная сказка «Репка» (гимназический компонент-ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | классификация букв |
16 | Звук [у]. Буквы У, у. Б.с.25; Р.Т.с.13.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Составление предложений. |
17 | Закрепление по теме «Звук [а]. Буквы А, а. Б.с.26; Р.Т.с.14.Звук [у]. Буквы У, у». . Русская народная сказка «Колобок» (ГК) | обобщение и систематизация знаний | фронтальная групповая индивидуальная | описание героя |
18 | Обычные буквы – специальные знаки. Б.с.27; Р.Т.с.14. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Составление предложений. |
19 | Звуки [м], [м,]. Буквы М, м. Б.с.28; Р.Т.с.15. Русская народная сказка «Теремок» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная наглядная словесная | переживания героя |
20 | Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н. Б.с.29; Р.Т.с.15. Русская народная сказка «Лиса и Журавль» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная наглядная словесная | умение соблюдать интонацию |
21 | Большая буква в именах людей и кличках животных. Б.с.30; Р.Т.с.16.Русская народная сказка «Маша и Медведь» (ГК) | обобщение и систематизация знаний | фронтальная групповая индивидуальная | слово как единица речи |
22 | Закрепление по теме «Звуки [м], [м,]. Буквы М, м. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н». Б.с.31; Р.Т.с.16. | обобщение и систематизация знаний | фронтальная наглядная словесная | умение читать слогами |
23 | Звук [о]. Буквы О, о. Б.с.32; Р.Т.с.17.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Составление предложений с данными словами. |
24 | Звук [э]. Буквы Э, э. Б.с.33; Р.Т.с.17. | усвоение новых знаний | фронтальная наглядная словесная | умение читать словом |
25 | Использование слов он, она, оно. Б.с.34; Р.Т.с.18.А.Барто «Игрушки». (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение читать словом |
26 | Закрепление по теме «Звук [о]. Буквы О, о. Звук [э]. Буквы Э, э». Б.с.35; 46-47; Р.Т.с.18.А.Барто «Медвежонок -невежа » (ГК) | комбинированный | фронтальная наглядная словесная | Составление рассказа |
27 | Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Б.с.36; Р.Т.с.19.А.Барто «Мы с Тамарой» (ГК) | усвоение новых знаний | наглядная словесная | Составление чистоговорок. |
28 | Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л. Б.с.37; Р.Т.с.19.А.Барто «Девочка - рёвушка», «Медвежонок-невежа» (ГК) | усвоение новых знаний | наглядная словесная | умение различать слова «невежа» и «невежда» |
29 | Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л». Б.с.38; Р.Т.с.20. | обобщение и систематизация знаний | фронтальная наглядная словесная | умение отвечать на вопросы |
30 | Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л». Б.с.39; Р.Т.с.20. | обобщение и систематизация знаний | фронтальная наглядная словесная | Разгадывание ребусов. |
31 | Звук [ы]. Буква ы. Б.с.40; Р.Т.с.21 А.Барто «Вовка – добрая душа» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная . | чтение наизусть |
32 | Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и. Б.с.41; Р.Т.с.21. Любимое стихотворение А.Барто (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | умение применять знания в своей жизни |
33 | Закрепление по теме «Звук [ы]. Буква ы. Звук [и]. Буквы И, и». Б.с.42; 46-47; Р.Т.с.22. С.Я.Маршак «Почта» (ГК) | тренинг | фронтальная групповая | Составление предложений с данными словами. |
34 | Слова с противоположным значением. Б.с.43; Р.Т.с.22. С.Я.Маршак «Детки в клетке» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Пантомима. |
35 | Звук [й,]. Буквы Й, й. Б.с.44; Р.Т.с.23 С.Я.Маршак «Багаж» (ГК) . | усвоение новых знаний | фронтальная групповая наглядная | умение иллюстрировать |
36 | Закрепление по теме «Звук [й,]. Буквы Й, й». Б.с.45; Р.Т.с.23. | обобщение и систематизация знаний | фронтальная групповая | Разгадывание ребусов. |
37 | Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Б.с.48; Р.Т.с.24. С.Я.Маршак «Усатый - полосатый» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Составление предложений с данными словами. |
38 | Звуки [п], [п,]. Буквы П, п. Б.с.49; Р.Т.с.24. С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | умение задавать вопросы |
39 | Закрепление по теме «Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п,]. Буквы П, п». Б.с.50; Р.Т.с.25. | тренинг | фронтальная групповая словесная | парные согласные |
40 | Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,]. Б.с.51; Р.Т.с.25. С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный » (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | различение парных звонких и глухих согласных |
41 | Звуки [в], [в,]. Буквы В, в. Б.с.52; Р.Т.с.26. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | составление рассказа Разыгрывание ситуации. |
42 | Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Б.с.53; Р.т.с.26. Любимое стихотворение С.Я.Маршака(ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Разучивание стихотворения. |
43 | Закрепление по теме «Звуки [в], [в,]. Буквы В, в. Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф». Б.с.54; 56-57; Р.Т.с.27.С. В.Михалков «Про мимозу» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая | различение парных звонких и глухих согласных |
44 | Закрепление по теме «Звуки [в], [в,]. Буквы В, в. Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф». Б.с.55; Р.Т.с.27 С.В.Михалков «Фома» (ГК) | .обобщение и закрепление знаний | фронтальная групповая словесная наглядная | Составление предложений с данными словами. |
45 | Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Б.с.58; Р.Т.с.28. С.В.Михалков «А что у Вас?» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Чтение стихотворения по ролям. |
46 | Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Б.с.59; Р.Т.с.28. С.В.Михалков«Дядя Степа» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | понятие «сборник» |
47 | Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к». Б.с.60; Р.Т.с.29. | обобщение и закрепление | фронтальная групповая словесная | различение парных звонких и глухих согласных |
48 | Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к». Б.с.61; Р.Т.с.29. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | различение парных звонких и глухих согласных |
49 | Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. Б.с.62; Р.Т.с.30. С.В.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая. | выразительное чтение |
50 | Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т. С. Б.с.63; Р.Т.с.30. В.Михалков, «Дядя Степа и Егор» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая [т], [т,] и буквами Т и т, обозначающими эти звуки на письме. | различение парных звонких и глухих согласных |
51 | Закрепление по теме «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т». Б.с.64; 74-75; Р.Т.с.31. | тренинг | фронтальная групповая индивидуальная | Рассказ о своём друге. |
52 | Большая буква в географических названиях. С.В. Михалков «Дядя Степа - ветеран» Б.с.65; Р.Т.с.31(ГК) | .комбинированный | фронтальная групповая наглядная | собственные им.сущ. |
53 | Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Б.с.66; Р.Т.с.32. С.В.Михалков «Прививка», «Чистописание», «36 и 6» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Составление рассказа о добрых делах. |
54 | Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Б.с.67; Р.Т.с.32. В.Драгунский «Заколдованная буква» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Подобрать рифмы к словам. |
55 | Сочетание букв жи-ши Б.с.68; Р.Т.с.33.. К.И.Чуковский «Радость» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | сочетание жи-ши |
56 | Закрепление по теме «Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Звук [ш]. Буквы Ш, ш». Б.с.69; Р.Т.с.33. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | выразительное чтение |
57 | Звуки [з], [з,]. Буквы З, з. Б.с.70; Р.Т.с.34. К.И.Чуковский «Телефон» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | выразительное чтение |
58 | Звуки [с], [с,]. Буквы С, с. Б.с.71; Р.Т.с.34 .К.И.Чуковский «Путаница» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | осознанность слушания |
59 | Закрепление по теме «Звуки [з], [з,]. Буквы З, з. Звуки [с], [с,]. Буквы С, с». Б.с.72; Р.Т.с.35. К.И.Чуковский «Муха-цокотуха» (ГК) | обобщение и систематизация | фронтальная групповая индивидуальная | выразительное чтение переживания за героя |
60 | Слова: в, на, за, над, под, к, с и др. Б.с.73; Р.Т.с.35. К.И.Чуковский «Мойдодыр» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | предлоги русского языка |
61 | Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е, е и Ё, ё Б.с.76; Р.Т.с.36.. К.И.Чуковский «Айболит» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | буква, дающая два звука |
62 | Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков. Б.с.77; Р.Т.с.36. К.И.Чуковский «Айболит» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Разучивание стихотворения. |
63 | Диалог. Речевой этикет Б.с.80; Р.Т.с.37.. К.И.Чуковский – сказочник. (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Придумывание и разыгрывание сценок. |
64 | Закрепление по теме «Буквы Е, е и Ё, ё». Б.с. 81; Р.Т.с.37. В.Маяковский «Что такое хорошо» (ГК) | комбинировааный | фронтальная групповая индивидуальная | обозначение мягкости согласных |
65 | Сочетание звуков [й,у]. Буквы Ю, ю. Б.с.82; Р.Т.с.38. В.Маяковский «Кем быть» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Разучивание стихотворения. |
66 | Сочетание звуков [й,а]. Буквы Я, я. Б.с.83; Р.Т.с.38. Л.Пантелеев «Буква ты» (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Чтение по ролям. |
67 | Устное народное творчество. Русские народные песни. Б.с.84; Р.Т.с.39. | комбинировааный | фронтальная групповая индивидуальная | жанры унт. |
68 | Закрепление по теме «Буквы Ю, ю и Я, я. Б.с.85; Р.Т.с.39.Потешки, дразнилки, заклички и т.д. | тренинг | фронтальная групповая индивидуальная | Разучивание стихотворения. |
69 | Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука. Б.с.86; Р.Т.с.40. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | обозначение мягкости согласных. |
70 | Закрепление по теме «Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука». Б.с.87; Р.Т.с.40. | закрепление знаний | фронтальная групповая индивидуальная | обозначение мягкости согласных. |
71 | Разделительный мягкий знак – ь. Б.с.88; Р.Т.с.41. Стихи русских поэтов о зиме. (ГК) | тренинг | фронтальная групповая индивидуальная | разучивание стихотворений |
72 | Две роли мягкого знака в русском языке. Б.с.89; Р.Т.с.41 .Стихи о Новом годе. (ГК) | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная. | Разучивание стихотворения. |
73 | Буква ъ. Разделительный твёрдый знак. Б.с.90; Р.Т.с.42.Читальный зал «Лис и мышонок», «Кто как спит» | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная твёрдым знаком. | роль разделительного Ъ в русском языке |
74 | Закрепление по теме «Разделительный твёрдый знак». Читальный зал «Волк и сова», «Заяц и черепаха» Б.с.91; Р.Т.с.42. | закрепление знаний | фронтальная групповая индивидуальная | роль разделительного Ъ в русском языке |
75 | Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. Читальный зал «Лисята», «Заяц - беляк» Б.с.92; Р.Т.с.43. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение находить научные сведения в тексте. |
76 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц. Читальный зал «Ёж», «Медвежонок» Б.с.93; Р.Т.с.43. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | умение задавать вопросы к тексту |
77 | Закрепление по теме «Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. Звук [ц]. Буквы Ц, ц». Читальный зал «Сказка в сказке» Б.с.94; Р.Т.с.44. | обобщение | фронтальная групповая индивидуальная | умение задавать вопросы к тексту |
78 | Весёлые путаницы. Закрепление по теме «Буквы Х, х . Буквы Ц, ц». Б.с.95; Р.Т.с.44Б.Заходер «Кит и кот» | .комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | Придумывание путаницы. |
79 | Звук [ч,]. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов. Читальный зал «Загадки» Б.с.96; Р.Т.с.45. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая | Прямое и переносное значение слов |
80 | Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щу. Б.с.97; Р.Т.с.45. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная. | Разучивание считалки. |
81 | Закрепление по теме «Шипящие согласные звуки». Б.с.98; Р.Т.с.46. Б.с.99; Р.Т.с.46 | обобщение и систематизация знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Разучивание стихотворения и выразительное чтение. |
82 | Алфавит. Необычные азбуки. Стихотворения о буквах, азбуке. Б.с.100; Р.Т.с.47. Б.с.101; Р.Т.с.47. С. Маршак «Про всё на свете», Б.Заходер «Мохнатая азбука», «Птичья школа». (ГК) | обобщение и систематизация знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Разучивание стихотворения (по выбору). |
83 | Из истории букварей. Б.с.102-103; Р.Т.с.47. | усвоение новых знаний | фронтальная наглядная словесная | Выразительное чтение. |
| Внеклассная работа. Проект учащихся. Б.с.104-105. | | | Проект по теме «Алфавит». |
84. | Сказки-диалоги о животных Б.с.106-107.. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок. |
85. | Сказки-диалоги о животных. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (ГК) | драматизация | фронтальная групповая индивидуальная | Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок. |
86. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок. |
87 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (ГК) | драматизация | фронтальная групповая индивидуальная | Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок. |
88. | Ребятам о зверятах. Б.с.108-110. | усвоение новых знаний | фронтальная групповая индивидуальная | Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни. |
89. | Вн. чтение «Жизнь дана на добрые дела». Из старинных книг. Л.Толстой, К.Ушинский(ГК) | обобщение | фронтальная групповая индивидуальная | Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни. |
90 | О милосердии В.Катаев «Цветик - семицветик», В.Осеева «Волшебное слово» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни. |
91. | О честности Н.Носов «Огурцы», Пантелеев «Честное слово» (ГК) | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | |
92 | Сказка в сказке | комбинированный | фронтальная групповая индивидуальная | Обобщить знания детей о сказках |