СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс по учебнику А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников в соответствии с ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена по учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности" 10 класс под редакцией А.Т.Смирнова в соответствии с требованиями ФГОС. Издательство "Просвещение", Москва, 2017 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10 класс по учебнику А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников в соответствии с ФГОС»


«Рассмотрено»

Руководитель МО



__________/Гришина Т.А./


Протокол № 1

«23» августа 2020г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР



________/Гришина Э.С./


«23» августа 2020г.

«Утверждаю» Директор МБОУ

«Школа №144»


________/Саидгараева Ф.А./


Приказ № 221 от

«29» августа 2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

за курс 10 класса

( 10А,10Б классы)

базовый уровень на 2020/2021 учебный год

МБОУ «Школа №144» Советского района г. Казани

Преподаватель-организатор ОБЖ: Майсейков Евгений Александрович

1 квалификационная категория

Утверждено на заседании педагогического совета,

протокол №1 от 29 августа 2020 года

Пояснительная записка.

При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Локальные акты образовательной организации:

- учебный план образовательной организации на 2020-2021 учебный год;

  • основная образовательная программа основного общего образования;

  • положение о рабочей программе учебного предмета, курса;

  • приказ руководителя организации об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;

- протокол ШМО о рассмотрении и согласовании рабочей программы;

* Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 10-11 классы;

* Авторской программы для учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакций А.Т.Смирнова, Москва, 2013 год



Общая характеристика предмета:

Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. С 10 класса практически реализуется главная цель изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.

Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.

Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Целью курса является: - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:

антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению

Результаты освоения курса:

программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках ФГОС основного общего образования в основной школе:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности



Требования к уровню подготовки учащихся:

            знать/понимать:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

правила безопасного поведения на воде;

о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

правила поведения в криминогенных ситуациях;

правила поведения на природе;

правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;

об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);



уметь: 

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- владеть навыками в области гражданской обороны;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе учебным планом предусмотрено 35 часов, Форма организации учебной деятельности – 1 час в неделю. Контрольных работ – 2. Структурно курс разделен на четыре раздела:

I - Основы комплексной безопасности;

II - Защита населения от чрезвычайных ситуаций;

III – Основы здорового образа жизни;

IV - Основы обороны государства.



Содержание курса


Раздел 1. Основы комплексной безопасности


Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1. Автономное существование человека в природной среде.

Автономное существование человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.2. Правила дорожного движения: обязанности участников дорожного движения.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.3. Правила дорожного движения: дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика.

Разновидности светофорного регулирования. Сигналы регулировщика. Группы дорожных знаков и дорожная разметка.

1.4. Правила дорожного движения: проезд перекрестков и железнодорожных переездов. Предупредительные сигналы транспорта. Правила перестроения транспортных средств. Проезд различных видов перекрестков. Проезд железнодорожных переездов.

1.5. Правила дорожного движения: ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Буксировка механических транспортных средств, перевозка пассажиров и грузов. Меры ответственности за нарушение правил дорожного движения.

1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва.

1.8 Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.9. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

1.10 Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно-опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России.

Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3.2 Военные угрозы национальной безопасности России.

3.3. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

Локальная война, региональная война, крупномасштабная война, вооруженный конфликт, ядерный вооруженный конфликт.

3.4. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России.

3.5 Международный терроризм как социальное явление.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

3.6. Наркотизм и национальная безопасность России.

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.


Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций


Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека.

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.


Раздел 3. Основы здорового образа жизни


Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

5.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное.

5.2 Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.

Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

5.3 Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.

5.4 Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм инфекционных заболеваний.

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие.

6.1. Здоровый образ жизни.

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

6.2. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

6.3 Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.



Раздел 4. Основы обороны государства.


Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

7.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

7.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

7.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

7.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

7.5. Средства индивидуальной защиты.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

7.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.


7.7. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.


Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества.

8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в.

Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

8.2. Памяти поколений — дни воинской славы России.

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

8.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.


Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.

9.1. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

9.2. Рода войск центрального подчинения.

Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение.

Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

9.3.Войска не входящие в виды и рода Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пограничные войска. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Войска гражданской обороны МЧС России.


Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

10.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.


Раздел 6. Основы военной службы (проводится на учебных полевых сборах)

Тема 11. Размещение и быт военнослужащих.

11.1. Размещение военнослужащих.

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды.

11.2. Распределение времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

11.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Тема 12. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда.

12.1. Суточный наряд, общие положения.

Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения.

12.2. Обязанности дневального по роте.

Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте.

12.3. Обязанности дежурного по роте.

Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

Тема 13. Организация караульной службы.

13.1. Организация караульной службы, общие положения.

Организация караульной службы, общие положения.

13.2. Часовой — лицо неприкосновенное.

Часовой, неприкосновенность часового

13.3. Обязанности часового.

Основные обязанности часового.

Тема 14. Строевая подготовка.

14.1. Строи и управление ими.

14.2. Строевые приемы и движение без оружия.

14.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

14.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

14.5. Строи отделения, развернутый строй, походный строй.

14.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема 15 Огневая подготовка.

15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.

15.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практические занятия).

Тема 16 Тактическая подготовка.

16.1. Современный бой.

Основные виды боя.

16.2. Обязанности солдата в бою.

Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою.

16.3. Действия солдата в бою.

Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников под редакцией А.Т.Смирнова, 10 класс, Москва, «Просвещение», 2018.

  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» В.С.Кузнецов, Г.А.Колодицкий, М.И.Хабнер, Методика преподавания предмета, 5 – 11 классы, Москва. «ВАКО», 2010.

  3. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.В.Клюев, А.П.Савин, Тесты для входного, текущего и тематического контроля, 10 – 11 классы, Ростов-на-Дону, «ЛЕГИОН». 2012

  4. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Поурочные разработки, 10 – 11 классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций, под редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение», 2014.

  5. «Основы военной службы», А.В.Клюев, Тесты, практические задания, 10 – 11 классы, Учебное пособие, Ростов-на-Дону, «ЛЕГИОН», 2011.

  6. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов, Тестовый контроль, 10 – 11 классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение», 2010.

  1. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.

  2. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2008

  3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005

  4. Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности(5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2007.

  5. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

  6. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

  7. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2007

  8. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 10-11 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001

  9. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. 10-11 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001

  10. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004г.

  11. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 10кл. М.: Дрофа, 2006

  12. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

  13. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

  14. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

  15. ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.

  16. ОБЖ: Поурочные планы. 5-11кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.

  17. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

  18. ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения.Волгоград ИД «Корифей», 2007

  19. Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.

  20. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2008

  21. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008

  22. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006


Технические средства обучения

1.Экспозиционный экран.

2.Персональный компьютер.

3.Мультимедийный проектор

4.Экранно-звуковые пособия

5.Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)

6.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

7.Презентации по темам раздела

8.Электронные тесты контроля знаний

9. Документ-камера









Календарно-тематическое планирование ОБЖ 10 А класс

урока

Количество часов

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Класс

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль I: Основы безопасности личности, общества и государства. (16 часов)

Раздел 1: Основы комплексной безопасности. (14 часов)

Тема 1: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (6 часов)

1

1

Автономное пребывание человека в природной среде.


10 А

10 Б



2

1

Обеспечение личной безопасности на дорогах.


10 А

10 Б



3

1

Пешеход, велосипедист, пассажир и водитель транспортного средства – равноправные участники дорожного движения.

10 А

10 Б



4

1

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

10 А

10 Б




5

1

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.

10 А

10 Б




6

1

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

10 А

10 Б



Тема 2: Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. (4 часа)

7

1

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

10 А

10 Б



8

1

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

10 А

10 Б



9

1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

10 А

10 Б



10

1

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

10 А

10 Б



Тема 3:Современный комплекс проблем безопасности социального характера. (4 часа)

11

1

Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.


10 А

10 Б



12

1

Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

10 А

10 Б



13

1

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

10 А

10 Б




14

1

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Контрольная работа.

10 А

10 Б




Раздел 2: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (2 часа)

Тема 4: Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. (2 часа)

15

1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

10 А

10 Б



16

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС), её структура и задачи.

10 А

10 Б



Модуль II: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов)

Раздел 3: Основы здорового образа жизни. (6 часов)

Тема 5: Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. (2 часа)

17

1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши до­призывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

10 А

10 Б



18

1

Основные инфекци­онные забо­левания, их классифи­кация и профилактика.


10 А

10 Б



Тема 6: Здоровый образ жизни и его составляющие. (4часа)

19

1

Здоровый образ жизни и его составляющие.


10 А

10 Б



20

1

Биологиче­ские ритмы и их влияние на работоспособность человека.


10 А

10 Б



21

1

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.


10 А

10 Б



22

1

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.


10 А

10 Б



Модуль III: Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 5: Основы обороны государства.

Тема 7: Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. (7 часов)

23

1

Гражданская оборона, ос­новные по­нятия и определения, задачи гражданской обороны.


10 А

10 Б









24

1

Современ­ные виды оружия и их по­ражающие факторы.


10 А

10 Б



25

1

Оповещение и информи­рование на­селения о чрезвычай­ных ситуа­циях воен­ного и мир­ного времени.

10 А

10 Б




26

1

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

10 А

10 Б



27

1

Средства индивиду­альной за­щиты


10 А

10 Б



28

1

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычай­ной ситуации.

10 А

10 Б



29

1

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.


10 А

10 Б



Тема 8: Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. (4 часа)

30

1

История создания Вооружен­ных Сил Российской Федерации.


10 А

10 Б



31

1

Памяти поколений – дни воин­ской славы России.





32

1

Организаци­онная струк­тура Вооруж­енных сил, руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск.

10 А

10 Б



33

1

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Контрольная работа.

10 А

10 Б



Тема 10: Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. (2 часа)

34

1

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.


10 А

10 Б



35

1

Дружба, вой­сковое това­рищество – основа бое­вой готовно­сти частей и подразде­лений


10 А

10 Б



Всего часов

35












Приложение №1


Критерий оценки качества знаний и умений по ОБЖ

(теория и практика совместно).

Отметка «5» ставится в случае:

— знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

 — умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

— отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

— знание всего изученного программного материала;

— умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

— незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3»

— знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

 — умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

 — наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

— знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;

— отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

—  наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 6.2. Устный ответ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

—  показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 —  умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

—  самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

—  показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

—  умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

—  не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

—  усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

—  материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

—  показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

—  допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

—  не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

—  испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

—  отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

—  обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

—  не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

—  не делает выводов и обобщений.

—  не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

—  или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

—  или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

Балл «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

Балл «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

Балл «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов

Балл «2» - соответствует работа, содержащая менее 50 % правильных ответов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!