СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНК НР 5-9 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНК НР 5-9 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

  

Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей  

________/Комратова В.Ю./

Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

_______/Алексеева А.А./

 

____________ г.

Утверждаю

Директор школы

 

 

__________/Батталов Р.Р./

Приказ №___

от ___________ г.

 

  


Рабочая программа

основного общего образования

курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 для 5-9 классов



Программа:

Примерная рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Республики Башкортостан)» для 5–9 классов общеобразовательной школы / Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018.

 

Учебники:

Виноградова Н.Ф., Власенко С.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – М.: «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2019. – 160 с.: ил.

Основы духовно – нравственной культуры народов России: 6-й класс: учебник / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. Москва: Просвещение, 2021. – 156: ил.

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России: 7-й класс : учебник для общеобразовательных организаций / М.В. Козлов, В.В. Кравчук, Е.С. Элбакян, О.Д. Федоров ; под ред. О.Ю. Васильевой. – Москва: Просвещение, 2021. – 176 с: ил., карты.

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России: 8-й класс: учебник для общеобразовательных организаций / М.В. Козлов, В.В. Кравчук, Е.С. Элбакян, О.Д. Федоров; под ред. О.Ю. Васильевой. – Москва: Просвещение, 2021. – 176 с. : ил., с., ил.

Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Культура Башкортостана: Учебник для 9 класса. – Уфа: Китап, 2008. – 312 с.: ил.



Составитель программы

 Гатиятуллина Алия Фидаилевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории




Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

– умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения принятых в современном обществе норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– способность объяснять и обосновывать с точки зрения принятых в современном обществе норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– умение самостоятельно определять и формулировать универсальные правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– готовность опираясь на эти правила, осуществлять возможный выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– способность чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда отвечает за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

– готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

– умение осуществлять поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

– способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

– развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Предметные результаты:

– Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; 2) воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,

нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:

-сознание целостности окружающего мира,

-расширение знаний о российской многонациональной

культуре, этнокультурах; формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции; использование полученных знаний в практической деятельности,

- способность к работе с информацией, представленной разными средствами; осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, района, области; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как

«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Решение перечисленных задач в ходе освоения предметного содержания курса ОДНК НР ведет к достижению, в конечном счете, важнейшего личностного результата, который и является основной целью введения данной предметной области: осознание себя гражданином России, россиянином, то есть, человеком, который готов в течение жизни осваивать культурные богатства своей страны при полном понимании значимости их национальных, региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие в судьбе России.


В результате изучения выпускник научится:

-характеризовать специфику нравственных норм и объяснять необходимость их соблюдения; применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе; приводить примеры основных видов деятельности человека, выделять их сущностные характеристики, объяснять роль мотивов в этой деятельности в целях самоанализа; оценивать на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни человека и общества;

-характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы человеческих потребностей, применяя эти знания для самоанализа;

-оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей и вредных привычек, угрожающих здоровью; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам их разрешения;

-объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать негативные последствия его наиболее опасных форм; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные, а также применять полученную информацию для определения собственной позиции;

-соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями, характеризовать и раскрывать на конкретных, близких к собственному жизненному опыту примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи, опираясь на собственный опыт семейной жизни; знать историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории страны; формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

-характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать критерии безопасных условий жизни; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов и выражать собственное отношение к этим способам; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из источников различного типа;

-моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в малой группе;

-понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами малой группы, характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о различных явлениях культуры;

-описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры, понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее сохранения;

-описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

-анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и в современной жизни; находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;

-описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним; раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;

-характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;

-характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать явления массовой культуры;

-выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им;

-выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере;

-характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации;

-раскрывать достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России;

-находить культурно приемлемые способы выражения уважения к героическому прошлому и достижениям своей страны;

-осознавать основы российской гражданской идентичности; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

-объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий гражданин» и «гражданство»;

-осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности;

-использовать полученные знания н приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей;

-извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире;

-характеризовать межнациональные отношения в современном мире и в России, видеть их основные проблемы;

-объяснять причины межнациональных конфликтов и предлагать пути их разрешения; осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов».

Выпускник получит возможность научиться:

-давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;

-сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;

-видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

-высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.

-давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;

-сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия; - составлять на основе полученной па уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.

-используя политическую и географическую карты описывать места проживания различных российских народов, объяснять, как природа и климат местности влияли на мировоззрение народа, его менталитет, быт, характер, формирование нравственных представлений, самооценку и оценивание окружающих людей;

-использовать материал источников для описания характеров народов нашей стран, их деятельности, прошлом и настоящем

-используя материалы по духовно-нравственной культуре России рассказывать об особенностях мировоззрения русского парода и других пародов России, как его нравственные ценности повлияли на историческое и политическое развитие нашей страны, еѐ прошлое и настоящее, помогли пережить драматические моменты истории, выстоять в сложнейших жизненных ситуациях;

-применять знания по основам духовно-нравственной культуры при изучении истории страны, истории родного края, обществознания, литературы, изобразительного искусства, музыки; при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края, страны и т. д.


Содержание программы

5класс

Россия – наша Родина. Страна, в которой мы живем – Россия. Президент Российской Федерации. Башкортостан как часть России. Глава Республики Башкортостан. Уфа – столица нашей республики.

Символы нашей Родины. Государственная символика России. Государственная символика Башкортостана.

Принцип уважения к государственным символам нашей Родины, символам других народов и стран.

Башкортостан – семья народов. Место Башкортостана на этнической карте России. Башкиры, как народ, давший название краю. Башкиры в общероссийской семье народов. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Башкортостана. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино. Дружба начинается с игры: игры народов нашей республики.

Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов Башкортостана: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, около домашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например, благопожелания ребенку); волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Уфы.

Природа нашей республики. Курай, башкирская лошадь, кумыс, башкирская пчела и башкирский мед, бишбармак, баурсак, чак-чак – символы нашего края.

В мире российской культуры. Величие российской культуры. Российская культура как результат усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Уважение к культурным ценностям разных народов – черта образованного человека. Выдающиеся деятели культуры России и Башкортостана: прошлое и современность.

Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать любимую». Славные страницы истории народов России. Фольклор народов России как носитель нравственных ценностей.

«Жизнь ратными подвигами полна». Ратные подвиги в истории России и нашего края. Вклад народов нашей страны в защиту Родины.

В труде – красота человека. Трудолюбие одно из важнейших качеств личности. Трудовые традиции народов России. «Плод добрых трудов славен…». Отношение к труду у представителей разных народов. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.

Бережное отношение к природе. Отношение к природе у представителей разных народов.

Любовь к природе как черта человека. Задача наших современников – сохранение природы. Заповедники. «Красная книга» России и Башкортостана.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Правила семейных отношений у разных народов. Семейные ценности – основа человеческого счастья. Семья – первый трудовой коллектив.

Духовные ценности российского народа. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранение памяти предков (на материале России и Башкортостана). Памятные места в истории нашего края.


Справедливость – основа жизни общества. Народная мудрость о справедливости. Взаимопомощь и коллективизм – без них невозможна победа.

Твой духовный мир. Содержание духовного мира. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии.

Нравственные качества личности.

Этикет и культура поведения. Этикет и поведение людей. История этикета. Особенности религиозного и светского этикета. Этикет в семье. Современный этикет (поведение в школе, быту и общественных местах).

Религия как часть мировой культуры. Вера и религия. Возникновение религий, их многообразие. Религии мира

– христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религия как важная составляющая мировой культуры.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане. Религиозные верования башкир в древности. Религиозные верования славян в древности. Язычество финно-угорских народов. Ислам в Башкортостане. Православие в Башкортостане.


6класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть культуры многонационального народа России. Гимн России. Его история. Гимн Башкортостана. Уважение к гимну – уважение к стране. Учим наизусть гимны России и Башкортостана. Ордена и медали России. Ордена и медали Башкортостана. Почетные звания. Награда – высокая оценка труда и отваги человека.

Башкортостан – семья народов. Народы, населяющие Башкортостан: общая характеристика. Происхождение этнонима «башкорт»: этнонимические легенды. Тюркские народы. Башкиры, татары, чуваши Башкортостана: история и современность, численность и расселение. Традиции и обычаи тюркских народов. Национальная кухня. Фольклор тюркских народов края – обрядовый, бытовой фольклор народов, сезонные праздники.

В мире культуры Башкортостана. Многообразие российской и башкортостанской культуры. Башкирский эпос

«Урал-батыр», «Акбузат», исторические предания и топонимические легенды (дети могут записать подобные легенды у своих бабушек и дедушек), мифические легенды, песни (песня «Урал»). Сказки, былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,

«Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях- осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (преданий о Киевских князей Олега и Ольгу, цикл былин об Илье Муромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов. Татарские мифические легенды, эпические произведения (дастаны).

Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском мифическом добром герое- великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре). Пословицы и поговорки народов Башкортостана о труде, дружбе, любви к семье, Родине.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Российское преломление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности в культуре тюркских, славянских, финно-угорских народов Башкортостана. Семейные ценности тюркских народов Башкортостана. Башкирский, татарский, чувашский фольклор о семейной жизни. Семейные обряды тюркских народов – свадьба, наречение имени – обрядовый фольклор.

Труд в народном творчестве башкир, татар, чувашей. Знатные люди – герои труда нашего края.

Участие народов Башкирии в военных действиях. Герои войн – представители тюркских народов. Участие народов нашего края в Отечественной войне 1812 года. «Северные амуры». Кахым-туря, Янтуря и его жена. Народы Башкирии в Первой мировой войне. Подвиг генерала Р.Ш. Сыртланова. Защита Отечества – священный долг в народной памяти башкир, татар, чувашей. Известные герои Отечественной войны 1812 г., Первой мировой, Великой Отечественной войн уроженцы вашей малой Родины. Жители нашего края – участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, Ближнем Востоке – солдаты, выполнившие свой долг перед Родиной.

Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки патриотизма как любви к родине. Моя малая родина – город, район, деревня. Родословная и принципы составления «генеалогического древа». Память о предках – память об истории. Башкирские шежере как память народа. Праздник шежере. Храним память о наших предках дома, в музее, архиве.

Твой духовный мир. Приоритет духовного над материальным – одна из нравственных ценностей народов России.

Не все можно купить, не все блага дороже совести. История народов России – пример победы духа.

Этикет и культура поведения. Мудрость народов, населяющих Башкортостан, о путешествиях и путешественниках. Вежливость и осторожность в дороге. Современный этикет путешественника и правила поведения на дороге, в автобусе, поезде, самолете, судне. Правила дорожного движения.


Ислам как часть мировой культуры. Возникновение ислама, его современное состояние. Сунниты и шииты – два основных направления ислама. Суфизм. Основы ислама. Нравственные ценности ислама.

Ислам в России. Духовное управление мусульман России – центр мусульман России. Уфа как исламская столица России. Значение ислама для укрепления российского государственности и развития российской культуры. Ислам в мировой культуре. Святыни ислама.

Ислам - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Ислам в Башкортостане.

Архитектурные памятники – мечети. Мусульманские праздники. Религиозный этикет. Как вести себя в мечети.


7класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть российской и мировой культуры. Герб России, его история. Герб России – главный символ нашей страны. Гербы субъектов Федерации. Герб Республики Башкортостан, его история. Гербы районов и городов Башкортостана.

Башкортостан – семья народов. Мозаика народов Башкортостана. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы) Башкортостана, их переселение в край. История и современность. Численность и расселение. Традиции и обычаи русских, украинцев, белорусов. Национальная кухня. Фольклор славянских народов края. Славянская культура – основа российской культуры.

В мире культуры Башкортостана. Поэты, писатели-просветители народов Башкортостана: С. Юлаев, М. Акмулла, М. Уметбаев – башкирского народа; Г. Тукай – татарского народа; К. Иванов – чувашского народа;


С.Т. Аксаков – русского народа; Я. Купала – белорусского народа; М. Рыльский – украинского народа; В. Пурьгине- Горбунова – мордовского народа; И. Осьмин – марийского народа; А.Н. Клабуков – удмуртского народа.

Музыкальная культура народов Башкортостана. Народные инструменты – курай, кубыз, домра, кыл-кубыз, скрипка, балалайка, барабан, гармонь. Культура музыкального народного творчества. Известные творческие коллективы Башкортостана, сохраняющие музыкальное творчество народов республики. Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные кураисты Башкортостана (Кубагуш-сэсэн, Баик-сэсэн, Ишмухамет Мурзакаев, Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Азат Аиткулов, Роберт Юлдашев).

Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство народной хореографии. Танцевальные коллективы нашей республики – хранители народной культуры танца. Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана имени Ф. Гаскарова.

Национальный костюм народов Башкортостана. Особенности народной одежды. Орнамент и вышивка. Украшения. Культура ношения народной одежды.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине – основная нравственная ценность народов России. Любовь к родной земле в фольклоре народов, населяющих Башкортостан. Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов Башкортостана.

Семья – начало формирования человека и гражданина. Ценность семейной жизни в истории и современности.

Защита семьи – забота общества и государства.

Труд во благо. Трудовой подвиг народов Башкортостана освоивших территорию края, построивших города и деревни, возделавших поля и леса.


Служение Отчеству – священный долг. Военная служба в прошлом и настоящем. Герои Башкортостана, защищавшие Родину от вражеских захватчиков. Служба в российской армии как почетная обязанность мужчин России.

Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки литературного творчества народов Башкортостана. Многонациональная литература народов Башкортостана, история и современность. Книга – носитель духовных ценностей. Как пишут книгу. Писатель, ученый – авторы книг. Память о прошлом – мемуары и дневники. Искусство изготовления книги. Библиотеки – хранилища знаний и культуры. Выдающиеся писатели и ученые нашего края.

Энциклопедии. Башкирская энциклопедия. Словари – хранилища языков. Многотомной свод «Башкирское народное творчество», как кладезь духовных ценностей башкир.

Средства массовой информации в прошлом и настоящем. Современная периодическая печать

Башкортостана. Основные республиканские издания: газеты «Республика Башкортостан»,

«Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», «Уфимские ведомости», «Уфимские вести» (на русском языке), «Башкортостан», «Киске Ӛфӛ», «Йәшлек», «Йәншишмә», журналы «Аманат», «Акбузат» (на башкирском языке), газета «Урал сасси» (на чувашском языке), газета «Кызыл таң», журнал «Әллүки» (на татарском языке), газета «Чолман» (на марийском языке). Работа журналиста.

Интернет-сайты – информационные ленты. Интернет-пространство как способ визуализации информации, расширения информационного поля.

Твой духовный мир. Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана. Народная мудрость о поддержке и взаимопомощи. Спасение людей, находящихся в опасности – долг любого человека.


Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека. Конституция России, Конституция Республики Башкортостан о защите прав и свобод человека. Россия – страна свободных людей. Вместе и уважая друг друга, созидаем будущее.

Этикет и культура поведения. Принципы поведения в общественных местах, отраженные в народной мудрости народов края. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения. Современные правила поведения за столом. Этикет в столовой, кафе, ресторане. Традиции и правила.


Православие как часть мировой культуры. Православие: история и современность. Основы православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении и укреплении российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение православия для российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные святыни. Храмы и монастыри. Православные праздники. Православие - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана.

Православие в Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края. Православный календарь. Религиозный этикет. Как вести себя в храме.


8класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – основа культуры современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг Башкортостана. Флаги, знамена, штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и городов Башкортостана.


Башкортостан – семья народов. Этническое многообразие Башкортостана. Финно-угорские народы. Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение, традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.

В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и современность театра в Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание спектакля – труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства нашей республики.

Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура. Спортивная жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта. Спорт как часть современной культуры.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих ценностей в культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности – основа существования общества. Гуманизм, милосердие к людям, животным – отличительная черта воспитанного человека. Народы Башкортостана о гуманизме и милосердии.

Любовь к Родине – основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в фольклоре марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.

Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о значении семьи и родственных связей в жизни человека и общества.

Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи финно-угров края, посвященные теме труда. Известные деятели труда – представители марийского, мордовского, удмуртского народов.


Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.

Духовные ценности народов Башкортостана. Изобразительное искусство как духовная ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере Шульган-Таш до картин современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки. Направления в живописи, графике, прикладном искусстве Башкортостана. Искусство фотографии. Архитектура Башкортостана. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.

Интернет-сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по музеям и галереям.

Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой народов России и всего мира.

Твой духовный мир. Нравственность в современном российском обществе. Пример проявления гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у отдельных людей, в том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик современного молодого человека.

Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов Башкортостана. Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, опере, концертном зале, картинной галерее.

Буддизм в Росси и Башкортостане. Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма. Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в Башкортостане.


Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм в Башкортостане.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. История язычества. Основы языческой веры, ее гармония с природой. Язычество в культуре народов России.

Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана.

Религиозные праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения в Священной роще


9класс

Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – культура наших предков. Храним свою культуру и уважительно относимся к культурам других народов. Президент России. Глава Республики Башкортостан. Административное устройство России и Башкортостана.

Башкортостан – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство, еѐ отражение в культуре и искусстве. Выдающиеся деятели нашего края – представители многонационального Башкортостана.

В мире культуры Башкортостана. Истоки музыкального творчества народов Башкортостана. Современное музыкальное творчество народов Башкортостана. Классическая музыка: опера, симфонии, музыка для балета и кино. Выдающиеся исполнительские коллективы Башкортостана. Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. Выдающиеся композиторы и исполнители Башкортостана (Газиз Альмухаметов, Нариман Сабитов, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Салават Низамутдинов, Радик Гареев, Аскар и Ильдар Абдразаковы, Светлана Аргинбаева).

Песенное творчество. Музыканты и поэты – создатели песен. Известные исполнители народных и авторских песен. Эстрадная музыка Башкортостана (Бахти Гайсин, Фарида Кудашева, Роза Сахаутдинова, Ильфак Смаков, Назифа Кадырова, Магафур Хисматуллин, Рим Хасанов, Айдар Галимов). Современные исполнители. Тема Родины, труда, дружбы народов в творчестве современных авторов и исполнителей песен.

Рок-музыка. Юрий Шевчук, Земфира. Башкирский рок. Группы «Дервиш-Хан», «Ант», «Далан», «Ак-Йондоз».

Этно-рок группы «Дервиш-Хан», «Караван-Сарай».

Джаз. Башкирский джаз. Марат Юлдыбаев и группа «Дустар», Олег Киреев и группа «Орлан». Современные джазовые фестивали.

Башкирское кино. Киностудия «Башкортостан». Известные деятели киноискусства: Амир Абдразаков, Малик Якшимбетов, Рияз Исхаков, Айсыуак Юмагулов, Айнур Аскаров, Булат Юсупов, Зухра Буракаева. Документальное кино, игровое кино. Киношколы. Женское кино Башкортостана.

Телевидение в Башкортостане. История и современность. Телерадиокомпании.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине, ценность семейной жизни, созидательный труд, служение Отечеству – в литературе, изобразительном искусстве Башкортостана. Созвучность с нравственно- духовными представлениями наших соседей – народов Татарстана, Удмуртии, Пермского края, Челябинской и Оренбургской областей. Дружба народов в труде и в быту – основа процветания России.

Опасность пропаганды национализма и сепаратизма в нашей многонациональной стране. Поддержка мира и согласия как нравственный долг каждого человека.

Духовные ценности народов Башкортостана. Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Башкортостана. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей М. Акмуллы («Назиданья», «Наш мир», «Башкиры мои, надо учиться!»), Р. Фахретдинова (Назидания детям, их родителям), М. Карима (поэзия «Я – россиянин!», «Европа- Азия», поэма «Черные воды», пьесы «Салават. Семь сновидений сквозь явь»; повести «Радость нашего дома», «Долгое- долгое детство»), Р. Гарипова (стихи «Родной язык», «Жаворонок», поэма «Поклонение 1937»), А. Гиниатуллина (повесть «Вот кончится война», рассказ «Страх») – башкирская литература, С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова внука»), М.А. Чванов – русская литература, Г. Тукая (стихи «Шурале», «Водяная», «Родной язык»), Г. Ибрагимова (рассказ «Чубарый»), Р. Миннуллина (стихи «Люблю вас, современники!», «Мы – Сак-Сук») – татарская, К. Иванова (поэма «Нарспи»), Г. Матвеева (поэмы «Чуваш») – чувашская литература, М. Сайгина (повесть «Материнское сердце»), А.С. Щеглова (рассказ «Факир») – мордовская литература, Ю. Андруховича («Московиада») – украинская литература, К. Герда (поэма «Керемет»), пьеса ««Туно» («Ворожея») – удмуртская литература, Янки Купала (поэма «Курган», драмы «Сон на кургане»), В.В. Быкова (повести «Пойти и не вернуться», «Болото») – белорусская литература.

Твой духовный мир. Башкортостан – как малая Родина и Россия как наша большая Отчизна. Историческое единство народов как основа современной жизни России. Неразрывность прошлого: история народов страны как одна судьба. Преемственность истории нашей Родины как нравственно-духовная ценность. Мы не можем отказаться от прошлого, опираясь на него, строим будущее. Ответственность современной молодежи за будущее страны.


Культура поведения и этикет. Открытость и тактичность как признак воспитанного человека. Современный этикет и поведение в школе, быту и общественных местах. Люди с ограниченными физическими возможностями – часть нашего общества. Помощь людям с ограниченными физическими возможностями, детям и пожилым – норма поведения современного человека.

Поведение в электронном публичном пространстве: интернет-сайты, блоги, чаты. Ответственность за то, что публикуешь в интернете. Культура общения в интернете. Виртуальное общение не заменит человеческого общения. Дружба и товарищество – твое богатство на всю жизнь.

Религия как часть мировой культуры. Роль религии в современном мире. Роль религии в формировании культуры российского общества. Традиционные конфессии и свобода совести в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Сохранение мира, взаимопонимание и уважение – важная задача для многонациональной и многоконфессиональной России.

Неорелигии (секты), психокульты – их синкретичность, противоречивость, опасность воздействия на людей.

Религиозная нетерпимость – опасное явление в жизни общества.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане. Религиозная терпимость – историческая традиция, заложенная нашими предками. Уважительное отношение к верующим и религии – положительная черта воспитанного человека.


Тематическое планирование 5 класс


№ урока

Раздел/тема

Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы

Примечание

1

В мире культуры.

8


2

Нравственные ценности российского народа.

10


3

Величие многонациональной культуры России и Башкортостана.

4


4

Религия и культура.

6


5

Как сохранить духовные ценности

3


6

Твой духовный мир

2



Итого

33




Тематическое планирование 6 класс


№ урока

Раздел/тема

Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы

Примечание

1

Символы нашей Родины

2


2

Башкортостан – семья народов

1


3

В мире культуры Башкортостана

4


4

Нравственные ценности народов Башкортостана

6


5

Духовные ценности народов Башкортостана

1


6

Твой духовный мир и культура поведения

2



Итого

16




Тематическое планирование 7 класс


№ урока

Раздел/тема

Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы

Примечание

1

Символы нашей Родины

1


2

В мире культуры Башкортостана

5


3

Нравственные ценности народов Башкортостана

3


4

Духовные ценности народов Башкортостана.

2


5

Твой духовный мир

2


6

Этика и культура поведения

2



Итого

15





Тематическое планирование 8 класс


№ урока

Раздел/тема

Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы

Примечание

1

Символы нашей Родины.

3


2

Башкортостан – семья народов.

2


3

В мире Культуры Башкортостана.

4


4

Духовные ценности народов Башкортостана

7



Итого

16



Тематическое планирование 9 класс


№ урока

Раздел/тема

Кол-во ч-в, отводимых на изучение раздела/темы

Примечание

1

Символы нашей Родины.

3


2

Башкортостан – семья народов.

1


3

В мире культуры Башкортостана.

6


4

Нравственные ценности народов Башкортостана.

3


5

Твой духовный мир и культура поведения.

3



Итого

16



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!