СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в учебном плане МАОУ СОШ №30 предусмотрено изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область в восьмом классе представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Художественная культура народов России».

Данный курс имеет культурологическую направленность , раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития  участвовали различные религии.

Цели и задачи изучения  курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30



Утверждена приказом директора №384-од от 30.08.2019 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от 28.08.2019 г.











Рабочая программа

основного общего образования


по предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Художественная культура народов России»



для 8 класса


на 2020/2021учебный год














  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Пояснительная записка.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в учебном плане МАОУ СОШ №30 предусмотрено изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область в восьмом классе представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Художественная культура народов России».

Данный курс имеет культурологическую направленность , раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

Цели и задачи изучения курса.

Основной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобщение обучающихся к культурному, традиционному наследию народов нашей страны и их религии, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и готового вести конструктивный диалог с представителями других культур и народов для общественного блага.

Общая цель определяет задачи учебного предмета:

  • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;

  • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества, мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

  • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

  • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

  • формирование гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;

  • воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 на 2020/2021 учебный год, на изучение данного предмета в восьмом классе отводится 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.

Учебно-методический комплект

Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Искусство. Музыка. 8 класс. Дрофа, 2019

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева История России. В 2-х частях. 6-8 класс, «Просвещение», 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса личностными и метапредметными результатами освоения содержания программы по ОДНКНР являются:

Личностные результаты:

  • уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, вере, к культуре, религии, традициям, ценностям народов России;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметныерезультаты:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты

В результате изучения предмета основы духовно-нравственной культуры народов России

Ученик научится

  • Знать особенности языка различных видов религий и искусств;

  • Определять основные виды и жанры искусства;

  • Различать шедевры Российской художественной культуры;

  • Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения;

  • Рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

  • Характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»,нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.);

Ученик получит возможность:

  • Оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»,свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
    намечать способы саморазвития;

  • Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства

  • Пользоваться различными источниками информации о Российской многонациональной культуре;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации);

  • Организовывать личный и коллективный досуг, самостоятельное художественное творчество.

  • Выражать собственные суждения о произведениях классики и современного искусства;

  1. Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В мире культуры

Культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Искусство в жизни современного человека. Величие многонациональной российской культуры. Любовь и уважение к Отечеству.Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Религия и культура

Религии народов России и их основатели. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурные традиции буддизма. Культура ислама. Иудизм и культура. Культурное наследие христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Особенности православного календаря. Религия и мораль

Искусство как универсальный способ общения

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода- искусство общения. Искусство- проводник духовной энергии. Художественные послания предков. Символы в жизни и искусстве. Красота в искусстве и жизни

Изобразительное искусство народов России

Отражение в произведениях изобразительного искусства общечеловеческих идей о нравственности и эстетике. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Древнерусская иконопись

Своеобразие музыкальной культуры народов России

Музыкальные инструменты народов России.Мир духовной музыки. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Звучащий цвет и зримый звук. В песне душа народа. Православная музыка сегодня.

Театр народов России

Рождение русской народной драмы.В театрах народов России. Искусство кукольного театра.

Идеал человека в культуре народов России

Понятие об идеале. Идеал человека в религиях народов России. Святые и святость. Наши великие соотечественники.

  1. Тематическое планирование.

п/п

Раздел учебного курса

Темы, кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

В мире культуры- 4 часа

Культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека - 1ч

Изучают понятия духовно-нравственной культуры,

особенности языка различных видов искусства.

Учатся узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

Познают величие многонациональной российской культуры

Искусство в жизни современного человека- 1ч

Величие многонациональной российской культуры- 1ч

Любовь и уважение к Отечеству- 1ч

2.

Религия и культура- 6 часов

Религии народов России и их основатели- 1ч

Узнают особенности различных видов религий, о роли религий в развитии образования на Руси и в России.

Знакомятся с вкладом религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Узнают особенности религиозной веры. Причины возникновения религии. Формы религии и их наличие в современных культах.

Узнают основные нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России.

Культурные традиции буддизма- 1ч

Культура ислама

Иудизм и культура- 1ч

Культурное наследие христианства- 1ч

Религия и мораль- 1ч

4.

Искусство как универсальный способ общения- 6 часов

Роль искусства в сближении народов- 1ч

Формируют проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности.

Сравнивают главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводят аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Искусство художественного перевода- искусство общения- 1ч

Искусство- проводник духовной энергии- 1ч

Художественные послания предков

Символы в жизни и искусстве- 1ч

Красота в искусстве и жизни- 1ч

5.

Изобразительное искусство народов России- 3 часа

Отражение в произведениях изобразительного искусства общечеловеческих идей о нравственности и эстетике - 1ч

Изучают произведения изобразительного искусства народов России.

Создают по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

Оценивают поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

Используют информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач

Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России - 1ч

Древнерусская иконопись- 1ч

6.

Своеобразие музыкальной культуры народов России- 6 часов

Музыкальные инструменты народов России- 1ч

Прослушивают музыку разных народов России. Осмысляют роль церковной музыки.

Знакомятся с такими понятиями как гармония, композиция, симметрия, пропорция, ритм. Обсуждают изменения эмоционального состояния, логики развития музыкальной мысли, выраженной композитором, после прослушивания произведения.

Мир духовной музыки- 1ч

Мотивы пути и дороги в русском искусстве- 1ч

Звучащий цвет и зримый звук- 1ч

В песне душа народа- 1ч

Православная музыка сегодня- 1ч

7.

Театр народов России- 4 часа

Рождение русской народной драмы- 1ч

Знакомятся с театральной культурой народов России. Узнают роль театрального искусства в формировании нравственных качеств личности.

В театрах народов России- 1ч

Роль театра в формировании нравственных качеств личности.

Искусство кукольного театра- 1ч

8.

Идеал человека в культуре народов России- 5 часов

Понятие об идеале- 1ч

Знакомятся с отдельными эпизодами истории России и великими людьми; раскрывают смысл понятия «патриотизм».

Идеал человека в религиях народов России- 1ч

Святые и святость- 1ч

Наши великие соотечественники- 1ч

Наши великие соотечественники- 1ч


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

УМК: Музыка 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Т.И.Науменко, В.В.Алеев Искусство. Музыка 2019 год..

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева История России. В 2-х частях. 6-8 класс, «Просвещение», 2018

Список научно-методической литературы:

  • «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф», 2008г.

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  • «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  • Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  • Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  • «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  • Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  • Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  • Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  • Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  • «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  • «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  • «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  • Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  • Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  • Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  • Песенные сборники.

  • Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  • Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Интернет- ресурсы:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

4. Технические средства обучения:

1) Мультимедийная установка.

2) Компьютер.

3) Интерактивный диск «Музыка 8 класс»

5. Учебно-практическое оборудование:

1) Дидактический раздаточный материал

2) Таблицы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!