Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Орска»
Рассмотрено на заседании профильной секции Протокол № _1_ от _____________ Руководитель профильной секции __________________________ | Согласовано Зам. директора по УВР ___________________ Т.В. Лаврентьева ____________________ 2017 г. | Утверждаю: Директор школы ___________________ В.В. Литвинюк |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
2017г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы на основе которых разработана программа
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 года № 273)
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2015.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).
- Приказа МО и науки РФ от 31.12.2015г № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г № 373
- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
- Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «СОШ № 13 г. Орска»
- Учебного плана МОАУ «СОШ № 13 г. Орска»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5- 6 классах у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом и шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.
Описание места учебного предмета ОДНКНР в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного
общего образования в 5 классе в объёме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного
общего образования в 6 классе в объеме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОДНКНР в 5-6 классах
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР
5 класс
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР
6 класс
Раздел 1. Традиции народов России
Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность
Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России
Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность.
Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.
Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение. | 1ч |
В мире культуры-4ч |
2-3 | Величие многонациональной российской культуры | 2 |
4-5 | Человек – творец и носитель культуры | 2 |
Нравственные ценности-14ч |
6-7 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 |
8-9 | Жизнь ратными подвигами полна | 2 |
10-11 | В труде – красота человека | 2 |
12-13 | «Плод добрых трудов славен» | 2 |
14-15 | Люди труда | 2 |
16-17 | Бережное отношение к природе | 2 |
18-19 | Семья – хранитель духовных ценностей | 2 |
Религия и культура -10ч |
20-21 | Роль религии в развитии культуры | 2 |
22-23 | Культурное наследие христианской Руси. | 2 |
24-25 | Культура ислама | 2 |
26-27 | Иудаизм и культура | 2 |
28-29 | Культурные традиции буддизма | 2 |
Как сохранить духовные ценности-4ч |
30-31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 2 |
32-33 | Хранить память предков | 2 |
Твой духовный мир- 2ч |
34 | Что составляет твой духовный мир | 1 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение. | 1ч |
Традиции народов России-8ч |
2 | Влияние нации на формирование народности. | 1 |
3 | Традиции и обычаи русского народа | 1 |
4 | Традиции и обычаи татарского народа. | 1 |
5 | Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. | 1 |
6 | Традиции и обычаи башкирского народа. | 1 |
7 | Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. | 1 |
8 | Традиции и обычаи казахского народа. | 1 |
9 | Традиции и обычаи малых народов. | 1 |
Традиционные религии России-7ч. |
10 | Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. | 1 |
11 | Принятие христианства на Руси, влияние Византии. | 1 |
12 | Христианские конфессии. | 1 |
13 | Первые мусульманские государства на территории России. | 1 |
14 | Направления в исламе. | 1 |
15 | Народы России, исповедующие буддизм. | 1 |
16 | Течения в буддизме. | 1 |
Влияние культуры на личность-2ч. |
17 | Невозможность жизни человека вне культуры | 1 |
18 | Влияние характера личности на её вклад в культуру. | 1 |
Менталитет народов России-6ч. |
19 | Особенности менталитета русского народа. | 1 |
20 | Особенности менталитета украинского и белорусского народов. | 1 |
21 | Особенности менталитета татарского народа. | 1 |
22 | Особенности менталитета башкирского народа. | 1 |
23 | Особенности менталитета казахского народа. | 1 |
24 | Особенности менталитета малых народов России. | 1 |
Культура и нравственность.-10ч. |
25 | Законы нравственности – часть культуры общества | 1 |
26 | Роль семьи в жизни человека. | 1 |
27 | Православные Софийские соборы. | 1 |
28 | Совесть. | 1 |
29 | Честь. | 1 |
30 | Героизм. | 1 |
31 | Культура поведения человека. | 1 |
32 | Этикет в разных жизненных ситуациях. | 1 |
33-34 | Итоговые уроки | 2 |
| Итого | 34 |
Список литературы.
- ФГОС основного общего образования;
- «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Орска»
Рассмотрено на заседании профильной секции Протокол № _1_ от _____________ Руководитель профильной секции _________________ Г.М. Гряда | Согласовано Зам. директора по УВР ___________________ Т.В. Лаврентьева ____________________ 2018 г. | Утверждаю Директор школы ___________________ В.В. Литвинюк |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
5 -6 классы
(1 час в неделю, итого: 34 часа)
на 2018-2019 учебный год
2018 г.
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
№ | Тема занятий | Дата занятия |
5а | 5б | 5в |
1 | Введение. | | | |
В мире культуры-4ч | | | |
2-3 | Величие многонациональной российской культуры | | | |
4-5 | Человек – творец и носитель культуры | | | |
Нравственные ценности-14ч | | | |
6-7 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | | | |
8-9 | Жизнь ратными подвигами полна | | | |
10-11 | В труде – красота человека | | | |
12-13 | «Плод добрых трудов славен» | | | |
14-15 | Люди труда | | | |
16-17 | Бережное отношение к природе | | | |
18-19 | Семья – хранитель духовных ценностей | | | |
Религия и культура -10ч | | | |
20-21 | Роль религии в развитии культуры | | | |
22-23 | Культурное наследие христианской Руси. | | | |
24-25 | Культура ислама | | | |
26-27 | Иудаизм и культура | | | |
28-29 | Культурные традиции буддизма | | | |
Как сохранить духовные ценности-4ч | | | |
30-31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | | | |
32-33 | Хранить память предков | | | |
Твой духовный мир- 2ч | | | |
34 | Что составляет твой духовный мир | | | |
| Итого | | | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№ | Тема занятий | 6А | 6Б | 6В |
1 | Введение. | | | |
Традиции народов России-8ч | | | |
2 | Влияние нации на формирование народности. | | | |
3 | Традиции и обычаи русского народа | | | |
4 | Традиции и обычаи татарского народа. | | | |
5 | Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. | | | |
6 | Традиции и обычаи башкирского народа. | | | |
7 | Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. | | | |
8 | Традиции и обычаи казахского народа. | | | |
9 | Традиции и обычаи малых народов. | | | |
Традиционные религии России-7ч. | | | |
10 | Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. | | | |
11 | Принятие христианства на Руси, влияние Византии. | | | |
12 | Христианские конфессии. | | | |
13 | Первые мусульманские государства на территории России. | | | |
14 | Направления в исламе. | | | |
15 | Народы России, исповедующие буддизм. | | | |
16 | Течения в буддизме. | | | |
Влияние культуры на личность-2ч. | | | |
17 | Невозможность жизни человека вне культуры | | | |
18 | Влияние характера личности на её вклад в культуру. | | | |
Менталитет народов России-6ч. | | |
19 | Особенности менталитета русского народа. | | | |
20 | Особенности менталитета украинского и белорусского народов. | | | |
21 | Особенности менталитета татарского народа. | | | |
22 | Особенности менталитета башкирского народа. | | | |
23 | Особенности менталитета казахского народа. | | | |
24 | Особенности менталитета малых народов России. | | | |
Культура и нравственность.-10ч. | | | |
25 | Законы нравственности – часть культуры общества | | | |
26 | Роль семьи в жизни человека. | | | |
27 | Православные Софийские соборы. | | | |
28 | Совесть. | | | |
29 | Честь. | | | |
30 | Героизм. | | | |
31 | Культура поведения человека. | | | |
32 | Этикет в разных жизненных ситуациях. | | | |
33-34 | Итоговые уроки | | | |
| Итого | | | |