Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плодовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ______________О.К.Чернова Протокол №___ от «___»__августа_2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________Л.П.Орлова «_____» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________Л.Ф.Радченко Приказ №_____ от «_____» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: основы духовно-нравственной культуры народов России
КЛАСС: 5-А, 5-Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1, за год 34
УЧИТЕЛЬ: Эмирсалиева Гульнар Нуриевна
КАТЕГОРИЯ: первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, работающего по системе учебников «Алгоритм успеха»: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 4-е издание, стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
с. Плодовое, 2018 г.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции о 03.08.2018);
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, работающего по системе учебников «Алгоритм успеха»: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013. Основы духовно-нравственной культуры народов России;
Учебного плана МБОУ «Плодовская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год, утверждённого 30.08.2018 г., протокол №14;
Годового учебного календарного графика МБОУ «Плодовская СОШ» на 2018/2019 учебный год
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 4-е издание, стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа за год, 1 час в неделю.
В образовательной деятельности учителя основ духовно-нравственной культуры народов России используются следующие сайты:
http//mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
http//www/edu.ru – Российское образование – федеральный портал
http//www.apkpro.ru/content – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
www.gumfak.ru – Электронная гуманитарная библиотека
www.gmir.ru – Государственный музей истории религий
http//ipkps.bsu.edu.ru – ОГАОУ ДПО БелИПКППС
https://drofa-ventana.ru – сайт издательства «Дрофа-Вентана-Граф»
Цели изучения учебного предмета в 5 классе:
- развитие представлений о знании нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, становление внутренней согласно своей совести.
Основные задачи учебного предмета в 5 классе:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- основы культурной истории многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности, формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | В мире культуры. | 4 |
2 | Нравственные ценности российского народа. | 14 |
3 | Религия и культура. | 8 |
4 | Как сохранить духовные ценности. | 3 |
5 | Твой духовный мир. | 2 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | К-во часов | Дата проведения |
5-А | 5-Б |
План | Факт | План | Факт |
I. В мире культуры (4 ч) |
1 | Величие многонациональной российской культуры | 2 | 05.09 | | 03.09 | |
2 | 12.09 | | 10.09 | |
3 | Человек – творец и носитель культуры | 2 | 19.09 | | 17.09 | |
4 | 26.09 | | 24.09 | |
II. Нравственные ценности российского народа (14 ч) |
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 | 03.10 | | 01.10 | |
6 | 10.10 | | 08.10 | |
7 | Жизнь ратными подвигами полна | 3 | 17.10 | | 15.10 | |
8 | 24.10 | | 22.10 | |
9 | 07.11 | | 06.11 | |
10 | В труде – красота человека | 1 | 14.11 | | 12.11 | |
11 | «Плод добрых трудов славен…» | 1 | 21.11 | | 19.11 | |
12 | Люди труда | 2 | 28.11 | | 26.11 | |
13 | 05.12 | | 03.12 | |
14 | Бережное отношение к природе | 1 | 12.12 | | 10.12 | |
15 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 4 | 19.12 | | 17.12 | |
16 | 26.12 | | 24.12 | |
17 | 16.01 | | 14.01 | |
18 | 23.01 | | 21.01 | |
19 | Обобщение: «Нравственные ценности российского народа». | 1 | 30.01 | | 28.01 | |
III. Религия и культура (8 ч) |
20 | Роль религии в развитии культуры | 1 | 06.02 | | 04.02 | |
21 | Культурное наследие христианской Руси | 2 | 13.02 | | 11.02 | |
22 | 20.02 | | 18.02 | |
23 | Культура ислама | 2 | 27.02 | | 25.05 | |
24 | 06.03 | | 04.03 | |
25 | Иудаизм и культура | 2 | 13.03 | | 11.03 | |
26 | 20.03 | | 18.03 | |
27 | Культурные традиции буддизма | 1 | 03.04 | | 01.04 | |
IV. Как сохранить духовные ценности (3 ч) |
28 | Забота государства о сохранение духовных ценностей | 2 | 10.04 | | 08.04 | |
29 | 17.04 | | 15.04 | |
30 | Хранить память предков | 1 | 24.04 | | 22.04 | |
V. Твой духовный мир (2 ч) |
31 | Что составляет твой духовный мир | 2 | 30.04 | | 29.04 | |
32 | 08.05 | | 06.05 | |
33 | Обобщение и систематизация знаний. Подготовка творческих проектов | 1 | 15.05 | | 13.05 | |
34 | Защита творческих проектов | 1 | 22.05 | | 20.05 | |
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения
«____»_________201 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________
«_____»___________201 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ___________________
«_____»________201 г. |
Лист коррекции
Рабочей программы учителя ________________________________
Ф.И.О.
по _________________________________________________
предмет
в __________________________________________________
класс
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Выводы о выполнении программы: |
Учитель________________________ (__________________________)
Подпись Ф.И.О.