СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс (Виноградова Н.Ф.)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс (Виноградова Н.Ф.)»



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе :

  1. Программы комплексного учебного курса авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков,2016

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. - М.: «Вентана-Граф», 2013

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года:

(http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/);

 статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»;

 статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);

 статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам")

2. ФГОС НОО (standart.edu.ru);

3. ФГОС основного общего образования (standart.edu.ru);

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (standart.edu.ru);

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (standart.edu.ru);

6. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (http://минобрнауки.рф/новости/4136);

7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» (Приложение 1. «Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов»);

8. Письмо Минобрнауки РФ от 9.02.2012 г. №МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

9. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m69.html);

10. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html);

11. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html );

12. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/ )

13. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006)

14. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184948

15. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188536 )

16. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/)



Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.





Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.



Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т.п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы.

В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:

«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.

В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений.

Сочетание разных методов обучения:

  • чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают;

  • организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

  • отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

  • последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Целями и задачи предметной области «Духовно-нравственная культура народов России»:
  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям;

  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение учебного года: 35 часов (1 час резерв).

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, М.: «Вентана-графа».

Список литературы для учащихся:

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс, Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Полякова, М.: «Вентана-графа», 2016 год.



Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами.

Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; уважать чужое мнение; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

  • осознание ценности человеческой жизни.



В соответствии со стандартом начального общего образования в результате изучения курса основ мировых религиозных культур учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь

уметь;

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.

Система оценивания:

При преподавании курса ОДНКНР предполагается система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов предусмотрена в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме «Зачтено» - «Незачтено» в графе «Оценка за год». «Зачтено» ставится в случае:

  • посещения учебных занятий не менее 30%;

  • выполнения не менее 5 индивидуальных творческих или иных работ;

  • выполнения 3 коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

При оценивании достижений обучающихся во время изучении курса ОДНКНР предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио обучающихся. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание.











Учебно-тематический план

Наименование раздела

Часов

1

В мире Культуры

2

2

Нравственные ценности российского народа

16

3

Религия и культура

10

4

Как сохранить духовные ценности

3

5

Твой духовный мир

2

6

Проект

2


Итого:

35



Основное содержание курса

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения учащиеся научатся:

    • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

    • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

    • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

    • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

    • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

    • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    • Работать с историческими источниками и документами.



Контроль и критерии оценивания учащихся:

 Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.

  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • текущие проверочные работы;

  • «портфель» ученика.

 Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.

 Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

 Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

 Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.

Формы и средства контроля Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается система оценки. На основании рекомендательного Письма Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. № МД-883/03, предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Примерные темы творческих работ и заданий:

«Традиции моей семьи»

«История семейной реликвии»

«Мое родословное древо»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Памятники религиозной культуры в моем городе»

«Памятники в моем городе»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Профессиональное древо моей семьи»

«Профессиональная династия»

«Спасти и сохранить»

«Христианские святыни Белогорья»

«Христианские святыни России»

«Иудаизм в России»

«Ислам в России»

«Буддийские монастыри»

«Религия и искусство»



Критерии оценки проекта:

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

Достигнуто в высокой степени 3 балла

Достигнуто частично 2 балла

Достигнуто в малой степени 1 балл

Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов

Вывод: от 42 до 35 баллов – высокий уровень

от 34 до 21 балла - средний уровень

- ниже 21 балла - низкий уровень





























Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России на 5 класс (35 ч)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Планируемые результаты

Домашнее задание


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Величие многонациональной российской культуры.

ВНЗ

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Научиться рассказывать об учёных, деятелях литературы и искусства России разных исторических эпох и времён, их вкладе в многонациональную культуру России.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстраций учебника.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.

Стр.7-11

2.

Человек – творец и носитель культуры.

КУ

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Иметь общие представления о том, что в процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё, и это зависит от его таланта, способностей, упорства.

П: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

К: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Р: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, умения проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.

Стр.12-17

3-4.

Береги землю родимую, как мать любимую

КУ

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Научиться анализировать древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины, приводить примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

П: выполнять учебно-познавательные действия, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

К: доносить свою позицию до других, уметь слушать собеседника.

Р: составлять план и последовательность действий.

Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Стр.19-24

5-6.

Жизнь ратными подвигами полна.

КУ

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Научиться рассказывать о героических страницах истории нашей страны, приводить примеры участия церковнослужителей в организации защиты Отечества.

П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения, читать, извлекая нужную информацию.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Стр.25-35

7.

В труде – красота человека.

КУ

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.

Осознать, что трудолюбие как нравственное качество человека является основой трудовой деятельности.

П: искать и выделять необходимую информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Стр.36-40

8.

Плод добрых трудов славен

КУ

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Научиться определять главную мысль произведений фольклора о трудолюбии, отношении к труду.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Формирование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Стр.41-42

9-10.

Люди труда.

КУ

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Научиться выяснять, какие качества должны быть у человека, чтобы его труд был успешным, анализировать ситуации из жизни сверстников.

П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, делать обобщения, выводы.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, желания выполнять учебные действия.

Стр.43-48

11-12.

Бережное отношение к природе.

КУ

Актуализация и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Научиться бережно и рационально относиться к природе; иметь представление о том, как люди в древние времена одушевляли предметы и явления окружающего мира.

П: ориентироваться в своей системе знаний.

К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.

Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Формирование навыков анализа и сопоставления, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Стр.49-55

13-18




















Семья – хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей…






КУ

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?».

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.

Научиться понимать, что семья – первая «школа», где ребёнок получает уроки нравственности, знать историю своей семьи, её обычаи и традиции; научиться рассказывать о семейных ценностях в православии, исламе, буддизме и иудаизме.

П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, обсуждать проблемные вопросы.

К: формировать навыки речевых действий, формулировать собственные мысли; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека.

Стр.56-83

19.

Роль религии в развитии культуры.

КУ

Актуализация имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Научиться объяснять роль религии в развитии культуры и общества, уметь называть религиозные праздники, культовые сооружения.

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

К: формировать навыки речевых действий, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Стр.84-

20-22.

Культурное наследие христианской Руси.

КУ

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Иметь представление о том, как Древняя Русь приняла христианство; научиться рассказывать о влиянии церкви на образование и культуру; уметь называть исторических личностей, оказавших влияние на развитие культуры Руси.

П: обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.


Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать.

Стр.85-98

23-24.

Культура ислама.

КУ

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации.

Научиться рассказывать о возникновении религии ислама, раскрывать роль ислама в развитии мировой культуры; иметь представление об искусстве, литературе и архитектуре ислама.

П: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное.

К: правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Р: контролировать процесс и результаты деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, желания приобретать новые знания, умения.

Стр.99-108

25-26.

Иудаизм и культура.

КУ

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи».

Научиться рассказывать о возникновении религии иудаизма, о священной книге иудеев – Торе и Ветхом Завете; анализировать информацию учебника, представленную в виде текстов и репродукций картин.

П: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний.

К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, отвечать на поставленный вопрос.

Р: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Стр.109-119

27-28.

Культурные традиции буддизма.

КУ

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь».

Научиться рассказывать о возникновении религии буддизма, о народах России, исповедующих буддизм; раскрывать влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры.

П: ставить и формулировать проблемы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, делать обобщения, выводы.

К: формировать умение работать в малых группах.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование навыков анализа и сопоставления, взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.

Стр.120-127

29.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

КУ

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Иметь представления о том, как государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии; рассказывать о восстановлении на территории России памятников религиозной культуры.

П: уметь извлекать информацию, проверять её и находить дополнительную, используя справочную литературу.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.

Р: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, умения осознавать трудности и стремиться к их преодолению.

Стр.129-134

30-31.

Хранить память предков.

КУ

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

Научиться понимать, что без памяти нет нравственности, совести, уважать труд, обычаи, веру предков.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, расширять и углублять знания.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Стр.136-141

32-33.

Что составляет твой духовный мир.

КУ

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Научиться называть составляющие духовного мира человека, знать и соблюдать правила хорошего тона – этикет.

П: выполнять учебно-познавательные действия, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.

Р: прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, положительного отношения к процессу познания.

Стр.143-154

34-35

Защита творческих проектов.

КУ

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности.

Научиться представлять и защищать свои творческие проекты, оценивать свою работу и работы одноклассников.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

К: формировать навыки речевых действий, выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы.

Р: расширять и углублять знания по выбранной теме.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!