________________Ю.М. Герасимов
Приказ от _____________ № ____
Программа разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории. Предназначена для организации и проведения уроков по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
2019-2020 г.
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Обучающиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;
Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Оценивать поступки героев, их поведение с точки зрения нравственных ценностей;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства
Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и фольклора, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
№ п/п | Наименование разделов | Основное содержание программы | Формы организации учебной деятельности |
1 | В мире культуры | Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией. Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека. Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности, традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека. | I. Индивидуальная форма работы: - анализ источников информации; выполнение творческих заданий; - выполнение индивидуального проекта и др. II. Фронтальная форма работы: - устные ответы на вопросы. |
2 | Нравственные ценности российского народа | Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: Священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов. Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы. Труд как ценность в истории религий. Иудаизм, буддизм о трудолюбии как нравственном состоянии человека. Примеры трудовых подвигов в истории. Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы. Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье. Любовь - главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье. Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в иудаизме, буддизме. Родители и дети. | I. Индивидуальная форма работы: - анализ источников информации; выполнение творческих заданий; - выполнение индивидуального проекта и др. II. Фронтальная форма работы: - устные ответы на вопросы. III. Групповая работа: - работа в малых группах (работа над проектом). |
3 | Религия и культура | Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря. Зарождение иудаизма и буддизма. История иудаизма и буддизма , духовные ценности. Мухаммед. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры. | I. Индивидуальная форма работы: - анализ источников информации; выполнение творческих заданий; - выполнение индивидуального проекта и др. II. Фронтальная форма работы: - устные ответы на вопросы. III. Групповая работа: - работа в малых группах (работа над проектом). |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | Средства обучения | Основные виды деятельности | Виды контроля |
план | факт |
Глава1. В мире культуры. 5 часов |
1 | Многонациональная культура России | 1 | 4.09 | 4.09 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники | Беседа, устный опрос |
2 | Источники нравственности, традиции, обычаи в религии . | 1 | 11.09 | 11.09 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Фронтальный опрос |
3-4 | Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. | 2 | 18.09 25.09 | 18.09 25.09 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Беседа, устный опрос |
5 | Обобщающий урок« В мире культуры» | 1 | 2.10 | 2.10 | | | презентации |
Глава 2. Нравственные ценности. 12 часов |
6-7 | Подвиги воинов – представителей разных народов в годы Великой Отечественной войны | 2 | 9.10 16.10 | 9.10 16.10 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Индивидуальные письменные задания |
8-9 | Трудолюбие как важное нравственное качество человека | 2 | 23.10 6.11 | 23.10 6.11 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Устный опрос |
10 | Примеры трудовых подвигов в истории. | 1 | 13.11 | 13.11 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники | Устный опрос |
11 | Труд как ценность в истории религий. | 1 | 20.11 | 20.11 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Индивидуальные письменные задания |
12 13 | Отношение к природе у разных народов мира. | 2 | 27.11 4.12 | 27.11 4.12 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Защита индивидуальных проектов | Проектная работа |
14 | Заповедники как форма охраны природы . | 1 | 11.12 | 11.12 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Решают проблемные задания | Устный опрос |
15 | Семейные традиции трудового воспитания у народов мира | 1 | 18.12 | 18.12 | | Защита индивидуальных проектов | Проектная работа |
16 | Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в иудаизме, буддизме. | 1 | 25.12 | 25.12 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Устный опрос |
17 | Повторительное обобщение по теме: «Нравственные ценности российского народа». | 1 | 15.01 | 15.01 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Решают проблемные и познавательные задания | Индивидуальные письменные задания |
Глава3. Религия и культура .17 часов |
18 19 | История возникновения иудаизма | 2 | 22.01 29.01 | 22.01 29.01 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Устный опрос |
20 | Общая характеристика иудаизма. | 1 | 5.02 | 5.02 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Индивидуальные письменные задания |
21 | Иудаизм в России | 1 | 12.02 | 12.02 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Защита презентаций | |
22 | Обобщающий урок по главе «История иудаизма» | 1 | 19.02 | 19.02 | | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Беседа, устный опрос |
23 | Основы вероисповедания | 1 | 26.02 | 26.02 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | презентация |
24-25 | Обычаи, культурные традиции | 2 | 4.03 11.03 | 4.03 11.03 | | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | |
26 | Праздники | 1 | 18.03 | 18.03 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Работают с иллюстрациями, анализируют текстовые источники, решают познавательные задания | Фронтальный опрос |
27 | Обобщающий урок по главе «Духовные основы иудаизма» | 1 | 1.04 | 1.04 | | | Беседа, фронтальный опрос |
28 29 | История буддизма | 2 8.04 15.04 | 8.04 15.04 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Анализируют материалы СМИ, текстовые источники | Устный опрос беседа |
30 | Общая характеристика буддизма | 1 | 22.04 | 22.04 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения, анализируют высказывания участников беседы, добавляют, приводят доказательства | Устный опрос |
31 | Буддизм в России | 1 | 29.04 | 29.04 | Наглядно-иллюстративный материал и презентации | Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения, анализируют высказывания участников беседы, добавляют, приводят доказательства | Устный опрос, подготовка презентаций |
32 | Основы вероисповедания | 1 | 6.05 | 6.05 | Наглядно-иллюстративный материал учебника и презентации | Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения, анализируют высказывания участников беседы, добавляют, приводят доказательства | Беседа |
33 | Обычаи, культурные традиции | 1 | 13.05 | 13.05 | | Защита презентаций, рефератов | Презентации, беседа |
34 | Праздники | 1 | 20.05 | 20.05 | | | |