Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Б.И. Рябцева»
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» | «Согласовано» и «Принято» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей | на заседании педсовета | директор МБОУ |
естественнонаучного цикла________________________ | протокол №__1____ | «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши |
протокол № 1 | от «31» августа 2018г. | _________Ловцова В.Ф. |
от «31» августа 2018г. | | приказ №______ |
____________________ | | от «____»____________2018г. |
(подпись руководителя МО) | | |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-х_ классов
Разработал:
учитель истории и обществознания
Ринус Любовь Сергеевна
2018 год
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);
ООП ООО МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в 5 классе отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.
Учебник: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. Основы религиозных культур народов России. М.: «Русское слово».
2. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
понимать и принимать личностные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
соблюдать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к старшим и младшим;
культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
-основным нравственным и этическим понятиям;
-правилам поведения в обществе.
- умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формированию ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формированию целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе
уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к старшим и младшим;
культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
основным нравственным и этическим понятиям;
правилам поведения в обществе.
умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
3. Содержание учебного предмета.
Введение. 1час.
Раздел 1. Православие. 6 часов.
Тема 1. Вводный урок. Православие в Древней Руси.
Крещение Руси. Появление монашества. Строительство церквей и монастырей. Митрополит Иларион. Киево – Печорский монастырь. Евангелские заветы – основа христианской жизни.
Тема 2. Православие в Московской Руси.
Роль Владимирского княжества в сохранении православия в период монгольского нашествия. Митрополит Петр. Москва – центр русского православия. Роль церкви в жизни русского государства в XIII – XV веках. Троицкий монастырь. Сергий Радонежский. Автокефалия Русской Церкви. Нил Сорский. Илсиф Волоцкий.
Тема 3. Православие при царях и императорах России.
Патриарх всея Руси Иов. Отношения церкви и государства. Патриарх Гермоген. Народное ополчение. Патриарх Никон. Учреждение Синода. Серафим Саровский. Оптина пустынь. Амвросий Оптинский. -
Тема 4. От Советской России до современности.
Гонения на церковь. Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь Заграницей. Патриарший Местоблюститель Сергий.Русская Православная Церковь в современной России.
Тема 5.Православие в традициях русского народа.
Крестные родители. Именины. Христианская молитва. Христианское чтение. Милосердие.
Тема 6. Дом и семья в православии.
Красный угол. Домострой. «Малая церковь». Пост. Всероссийский день семьи, любви и верности.
Раздел 2. Ислам. 3 часа.
Тема 1. История ислама в России.
Появление ислама. Распространение веры. Веротерпимость. Указ 1773 года «О терпимости всех исповеданий»Открытие медресе.
Тема 2.Ислам в современной России.
Возрождение мусульманских традиций. Центральное Духовное управление мусульман России. Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа.
Коран. Семья – «Домашняя школа».
Раздел 3. Иудаизм. 3 часа.
Тема 1. История иудаизма в России.
Появление и развитие иудаизма в России.
Иудейские кагалы. Раввин. Московская хоральная синагога.Иудаизм в СССР и современной России.Гонения на иудеев. Холокост. Еврейский антифашистский комитет. Федерация еврейских общин России. Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
Семья – важнейшая ценность иудейской общины.
Раздел 4. Буддизм. 3 часа.
Тема 1. История буддизма в России.
Религия калмыков, бурят, тувинцев. Хурулы – буддийские храмы. Буддизм в СССР и современной России. Всесоюзный собор буддистов 1927г. Центральное духовное управление буддистов. Традиционная буддистская сангху России. Духовное управление буддистов.Буддизм в культуре и традициях народов России. Ламы. Праздники буддистов.
Итоговое повторение курса Повторение темы «Традиционные религии России». 1 час.
Итоговый урок.1час.
3. Тематическое планирование.
№ пп | Тема урока. | Количество часов |
1 | Вводный урок. | 1 |
Раздел 1. Православие. 6 часов. |
2 | Православие в Древней Руси. | 1 |
3 | Православие в Московской Руси. | 1 |
4 | Православие при царях и императорах России. | 1 |
5 | От Советской России до современности. | 1 |
6 | Православие в традициях русского народа. | 1 |
7 | Дом и семья в православии. | 1 |
Раздел 2. Ислам. 3часа. |
8 | История ислама в России. | 1 |
9 | Ислам в современной России. | 1 |
10. | Дом и семья в исламе. | 1 |
Раздел 3. Иудаизм. 3 часа. |
11 | Появление и развитие иудаизма в России | 1 |
12 | Иудаизм в СССР и современной России | 1 |
13 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народов | 1 |
Раздел 4. Буддизм. 3 часа. |
14 | Появление и развитие буддизма в России | 1 |
15 | Буддизм в СССР и современной России | 1 |
16 | Буддизм в культуре и традициях еврейского народов | 1 |
17 | Повторение темы «Традиционные религии России» | 1 |
11