СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-х класов

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа подходит для преподованния ОДНКНР для 5-х классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР для 5-х класов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Б.И. Рябцева»

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области




«Рассмотрено»

«Согласовано» и «Принято»

«Утверждаю»

на заседании МО учителей

на заседании педсовета

директор МБОУ

естественнонаучного цикла________________________

протокол №__1____

«СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши

протокол № 1

от «31» августа 2018г.

_________Ловцова В.Ф.

от «31» августа 2018г.


приказ №______

____________________


от «____»____________2018г.

(подпись руководителя МО)








Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по учебному предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для обучающихся 5-х_ классов









Разработал:

учитель истории и обществознания

Ринус Любовь Сергеевна









2018 год

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);

ООП ООО МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в 5 классе отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

Учебник: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. Основы религиозных культур народов России. М.: «Русское слово».

  1. 2. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  1. • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  2. • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  3. • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  4. • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  5. • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  6. • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  7. • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  8. • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  1. • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  2. • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  3. • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  4. • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  5. • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  6. • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  7. • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  8. • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  1. • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  2. • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  3. • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  4. • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  5. • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  6. • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  7. • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  8. • готовность к выбору профильного образования.

  9. Выпускник получит возможность для формирования:

  10. • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  11. • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  12. • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  13. • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  14. • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  15. • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Выпускник научится:

  2. • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  3. • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  4. • планировать пути достижения целей;

  5. • устанавливать целевые приоритеты;

  6. • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  7. • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  8. • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  9. • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  10. • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

  11. Выпускник получит возможность научиться:

  12. • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  13. • построению жизненных планов во временно2й перспективе;

  14. • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  15. • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  16. • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  17. • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  18. • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  19. • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  20. • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  21. • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Выпускник научится:

  2. • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  3. • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  4. • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  5. • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  6. • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  7. • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  8. • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  9. • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  10. • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  11. • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  12. • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  13. • основам коммуникативной рефлексии;

  14. • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  15. • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  2. • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  3. • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  4. • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  6. • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  7. • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  8. • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  9. • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  10. • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  11. • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  12. • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Выпускник научится:

  2. • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  3. • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  4. • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  5. • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  6. • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  7. • давать определение понятиям;

  8. • устанавливать причинно-следственные связи;

  9. • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  10. • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  11. • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  12. • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  13. • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  14. • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  15. • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  16. • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  17. • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  18. Выпускник получит возможность научиться:

  19. • основам рефлексивного чтения;

  20. • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  21. • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  22. • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  23. • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  24. • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

  • определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

  • излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

  • устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

  • понимать и принимать личностные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • соблюдать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

  • уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к старшим и младшим;

  • культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

  • -основным нравственным и этическим понятиям;

  • -правилам поведения в обществе.

  • - умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • - навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Формированию ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формированию целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

  • уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к старшим и младшим;

  • культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

  • основным нравственным и этическим понятиям;

  • правилам поведения в обществе.

  • умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

  • строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях

  1. 3. Содержание учебного предмета.

Введение. 1час.

Раздел 1. Православие. 6 часов.
Тема 1. Вводный урок. Православие в Древней Руси.
Крещение Руси. Появление монашества. Строительство церквей и монастырей. Митрополит Иларион. Киево – Печорский монастырь. Евангелские заветы – основа христианской жизни.
Тема 2. Православие в Московской Руси.
Роль Владимирского княжества в сохранении православия в период монгольского нашествия. Митрополит Петр. Москва – центр русского православия. Роль церкви в жизни русского государства в XIII – XV веках. Троицкий монастырь. Сергий Радонежский. Автокефалия Русской Церкви. Нил Сорский. Илсиф Волоцкий.
Тема 3. Православие при царях и императорах России.
Патриарх всея Руси Иов. Отношения церкви и государства. Патриарх Гермоген. Народное ополчение. Патриарх Никон. Учреждение Синода. Серафим Саровский. Оптина пустынь. Амвросий Оптинский. -
Тема 4. От Советской России до современности.
Гонения на церковь. Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь Заграницей. Патриарший Местоблюститель Сергий.Русская Православная Церковь в современной России.
Тема 5.Православие в традициях русского народа.
Крестные родители. Именины. Христианская молитва. Христианское чтение. Милосердие.
Тема 6. Дом и семья в православии.
Красный угол. Домострой. «Малая церковь». Пост. Всероссийский день семьи, любви и верности.
Раздел 2. Ислам. 3 часа.
Тема 1. История ислама в России.
Появление ислама. Распространение веры. Веротерпимость. Указ 1773 года «О терпимости всех исповеданий»Открытие медресе.
Тема 2.
Ислам в современной России.
Возрождение мусульманских традиций. Центральное Духовное управление мусульман России. Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа.
Коран. Семья – «Домашняя школа».
Раздел 3. Иудаизм. 3 часа.
Тема 1. История иудаизма в России.
Появление и развитие иудаизма в России.
Иудейские кагалы. Раввин. Московская хоральная синагога.Иудаизм в СССР и современной России.Гонения на иудеев. Холокост. Еврейский антифашистский комитет. Федерация еврейских общин России. Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
Семья – важнейшая ценность иудейской общины.
Раздел 4. Буддизм. 3 часа.
Тема 1. История буддизма в России.
Религия калмыков, бурят, тувинцев. Хурулы – буддийские храмы. Буддизм в СССР и современной России. Всесоюзный собор буддистов 1927г. Центральное духовное управление буддистов. Традиционная буддистская сангху России. Духовное управление буддистов.Буддизм в культуре и традициях народов России. Ламы. Праздники буддистов.
Итоговое повторение курса Повторение темы «Традиционные религии России». 1 час.
Итоговый урок.1час.
3. Тематическое планирование.


пп

Тема урока.

Количество часов

1

Вводный урок.

1

Раздел 1. Православие. 6 часов.

2

Православие в Древней Руси.

1

3

Православие в Московской Руси.


1

4

Православие при царях и императорах России.

1

5

От Советской России до современности.

1

6

Православие в традициях русского народа.

1

7

Дом и семья в православии.

1

Раздел 2. Ислам. 3часа.

8

История ислама в России.

1

9

Ислам в современной России.

1

10.

Дом и семья в исламе.

1

Раздел 3. Иудаизм. 3 часа.

11

Появление и развитие иудаизма в России

1

12

Иудаизм в СССР и современной России

1

13

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народов

1

Раздел 4. Буддизм. 3 часа.

14

Появление и развитие буддизма в России

1

15

Буддизм в СССР и современной России

1

16

Буддизм в культуре и традициях еврейского народов

1

17

Повторение темы «Традиционные религии России»

1



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!