ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры «Комплексной программе физического воспитания» (А.В. Кизыма, 2004; В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2005; Я.Т.Гаврих, 2009), предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у детей совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Актуальность. Обусловлена проблемой подготовки школьников в условиях спортизации в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества влияющих на морфофункциональное развитие молодого поколения, отсюда не правильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, в последствии не редко приводящие к различным заболеваниям, что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта.. Незрелость основных функциональных регуляторных систем, нестабильность метаболических процессов, гетерохронное развитие органов и тканей (Р.И. Айзман, Л.А. Гиренко, В.Б. Рубанович 2002; В.А.Антонова 2006), обуславливают необходимость выявления оптимальных критериев, для физиологической регламентации нагрузок на детский организм в условиях спортивной деятельности (И.А. Аршавский. 1982; Р.М. Баевский, А.П. Берсеньева 2001).
Цель программы:
Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических упражнений.
Задачи программы:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании.
- обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к подготовке учащихся школы. Предлагаемая программа характеризуется:
- направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями детей , материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебно-тренировочного материала на целостное формирование мировоззрения школьников в области легкой атлетике и физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
-направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования детьми освоенных знаний, способов и физических упражнений в тренировочном процессе в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Форма контроля | Теория | Практика |
1.1 | 1.Знания о ФК и способы физкультурной деятельности -3ч Техника безопасности на уроке легкой атлетики при выполнение бега, прыжков, метания.. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой. Правила предупреждения травматизма. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах, ссадинах и потертостях. | 1 | | 1 | |
1.2 | Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Измерение ЧСС во время выполнения физ.упр.. Составление пульсовой кривой. | 1 | | 1 | |
1.3 | Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Составление режима дня. | 1 | | 1 | |
2.4 | 2.Легкая атлетика-16ч Специально беговые упражнения. Равномерный медленный бег до 8 мин. | 1 | | | 1 |
2.5 | Специально беговые упражнения. Высокий старт, бег с ускорением до 60 м. | 1 | | | 1 |
2.6 | Специально беговые упражнения. Бег 30 м с высокого старта. Челночный бег 3*10 | 1 | | | 1 |
2.7 | Бег 30 м с высокого старта Челночный бег 3*10 | 1 | Бег на время | | 1 |
2.8 | Бег 1000 м «Перестрелка» | 1 | учет времени | | 1 |
2.9 | Специальные прыжковые упражнения. Многоскоки – тройной, пятерной, десятерной прыжки в длину с места. Прыжок в длину с места | 1 | | | 1 |
2.10 | Прыжок в длину с места Многоскоки – тройной, пятерной, десятерной прыжки в длину с места. | 1 | Прыжок на рез-т | | 1 |
2.11 | Прыжок в длину с разбега (согнувшись). | 1 | | | 1 |
2.12 | Специально беговые упражнения. Низкий старт. Бег до 60 м из различных И.П. | 1 | | | 1 |
2.13 | Специально беговые упражнения. Низкий старт. Бег до 100 м с низкого старта под команду | 1 | | | 1 |
2.14 | Понятие «эстафетная палочка» Эстафета с использованием эстафетной палочки. | 1 | | | 1 |
2.15 | Кросс до 15 мин. Шестиминутный бег | 1 | Кол-во кругов | | 1 |
2.16 | Круговая эстафета Прыжки на скакалке | 1 | | | 1 |
2.17 | Метание мяча в горизонтальную, вертикальную цель с места и с 4-5 шагов. | 1 | | | 1 |
2.18 | Метание мяча в горизонтальную, вертикальную цель с места и с 4-5 шагов. | 1 | | | 1 |
2.19 | Преодоление полосы препятствий | 1 | | | 1 |
3.20 | 3.Подвижные игры-9ч Техника безопасности на уроках подвижными играми. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями ОРУ в парах. «Шишки - желуди - орехи» | 1 | | | 1 |
3.21 | Б: « Как избежать опасностей, травматизма при организации подвижных игр?». ОРУ в парах «Подвижная цель» | 1 | | | 1 |
3.22 | «Салки» в разных вариантах | 1 | | | 1 |
3.23 | «Перестрелка», «Два дракона» | 1 | | | 1 |
3.24 | «Петушиный бой» «Подвижная цель» | 1 | | | 1 |
3.25 | Мяч водящему», «Третий лишний» | 1 | | | 1 |
3.26 | Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. П/и «Зевака», «Зебра» | 1 | | | 1 |
3.27 | Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. П/и «Часовые и разведчики» «Выбей из квадрата» | 1 | | | 1 |
3.28 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | | | 1 |
4.29 | 4.Гимнастика-6ч Техника безопасности на уроках гимнастики. Строевые упражнения. ОРУ без предметов. Акробатика: группировка, кувырки вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа, стоя с помощью. | 1 | | | 1 |
4.30 | Страховка и помощь. Строевые упражнения. ОРУ со скакалкой. Седы и упоры | 1 | | | 1 |
4.31 | . ОРУ с гимнастическими палками. Опорный прыжок (на горку гимнастических матов, козла: вскок в упор на коленях и соскок взмахом рук) Акробатика | 1 | | | 1 |
4.32 | Акробатика: мост из упора стоя с помощью и самостоятельно, комбинация из освоенных элементов. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке выпадами, на носках, повороты прыжком на 90о, 180о, опускание в упор стоя на коленях | 1 | | | 1 |
4.33 | Танцевальные упражнения и развитие координационных способностей Подтягивание из виса (мальчики). Подтягивание из виса лежа (девочки | 1 | | | 1 |
4.34 | Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы. | 1 | | 1 | |
5.35 | .5.Тестирование и мониторинг здоровья. Самоконтроль при физических занятиях. | 1 | | 1 | |