12
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир»
1 « Б» класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова
срок реализации: 1 год
Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № 59 от 29.08.2019)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2018 г. № 345)
И на основе других материалов:
1).Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
2).Авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. (Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочие программы. предметнаялиния учебников системы «Школа России». 1—4 классы :пособие для учителей общеобразоват. организаций /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 205 с.)
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по окружающему на ее реализацию отведено 66 часов.
Для проведения занятий по предмету «Окружающий мир» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 1 классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 33 недели (всего 66 часов). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ № 2в 1классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 33 недели (всего 66 часов). С учетом этого программа составлена на 66 часов учебного времени.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Изменения, внесенные учителем в авторскую программу:
Содержание программы соответствуют авторской программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Изменений нет.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные работы.
Устные проверки: беседа-полилог; рассказ-описание; рассказ-рассуждение.
Письменные работы : контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа; тесты; графические работы.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.
О формах, методах и средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; информационно – коммуникационные, исследовательские технологии (проблемно-поисковые).
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, проектный метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Окружающий мир»
в 1 классе на 2019- 2020 учебный год
Количество недельных часов- 2.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | дата |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС). |
1. | Задавайте вопросы! | 1 | 02.09 | |
ЧТО И КТО? (20 ЧАСОВ). |
2. | Что такое Родина? | 1 | 06.09 | |
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | 09.09 | |
4. | Что мы знаем о Москве? | 1 | 13.09 | |
5. | Проект «Моя малая Родина» | 1 | 16.09 | |
6. | Что у нас над головой? | 1 | 20.09 | |
7. | Что у нас под ногами? | 1 | 23.09 | |
8. | Что общего у разных растений? | 1 | 27.09 | |
9. | Что растет на подоконнике? | 1 | 30.09 | |
10. | Что растет на клумбе? | 1 | 04.10 | |
11. | Что это за листья? | 1 | 07.10 | |
12. | Что такое хвоинки? | 1 | 11.10 | |
13. | Кто такие насекомые? | 1 | 14.10 | |
14. | Кто такие рыбы? | 1 | 18.10 | |
15. | Кто такие птицы? | 1 | 21.10 | |
16. | Кто такие звери? | 1 | 25.10 | |
17. | Что окружает нас дома? | 1 | 07.11 | |
18. | Что умеет компьютер? | 1 | 11.11 | |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 15.11 | |
20. | На что похожа наша планета? | 1 | 18.11 | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | 22.11 | |
КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 ЧАСОВ). |
22. | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | 25.11 | |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 29.11 | |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 02.12 | |
25. | Как путешествует письмо? | 1 | 06.12 | |
26. | Куда текут реки? | 1 | 09.12 | |
27. | Откуда берутся снег и лед? | 1 | 13.12 | |
28. | Как живут растения? | 1 | 16.12 | |
29. | Как живут животные? | 1 | 20.12 | |
30. | Как зимой помочь птицам? | 1 | 23.12 | |
31. | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | 27.12 | |
32. | Откуда в снежках грязь? | 1 | 13.01 | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | 17.01 | |
ГДЕ И КОГДА? (11 ЧАСОВ). |
34. | Когда учиться интересно? | 1 | 20.01 | |
35. | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | 24.01 | |
36. | Когда придет суббота? | 1 | 27.01 | |
37. | Когда наступит лето? | 1 | 31.01 | |
38. | Где живут белые медведи? | 1 | 03.02 | |
39. | Где живут слоны? | 1 | 07.02 | |
40. | Где зимуют птицы? | 1 | 10.02 | |
41. | Когда появилась одежда? | 1 | 14.02 | |
42. | Когда изобрели велосипед? | 1 | 28.02 | |
43. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 02.03 | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | 06.03 | |
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (22 ЧАСА). |
45. | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | 13.03 | |
46. | Почему луна бывает разной? | 1 | 16.03 | |
47. | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | 20.03 | |
48. | Почему звенит звонок? | 1 | 21.03 | |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1 | 30.03 | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 03.04 | |
51. | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | 04.04 | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? | 1 | 06.04 | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 10.04 | |
54. | Зачем мы спим ночью? | 1 | 13.04 | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 17.04 | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 20.04 | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 24.04 | |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 | 27.04 | |
59. | Зачем нужны поезда? | 1 | 04.04 | |
60. | Зачем строят корабли? | 1 | 08.05 | |
61. | Зачем строят самолеты? | 1 | 11.05 | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 15.05 | |
63. | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 18.05 | |
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 22.05 | |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 23.05 | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | 25.05 | |
Таблица общего количества контрольных, практических и др. работ.
№ п/п | Формы контроля, практические работы, экскурсии, проекты. | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Проверочная тестовая работа | | 1 | 2 | 1 | 4 |
2 | Проекты | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература для учащихся:
А.А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.В 2 ч. – М.:«Просвещение», 2011
Дополнительная литература для учащихся:
А.А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. – М.:«Просвещение», 2019
А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова Окружающий мир. Тесты. 4 класс – М.: «Просвещение», 2016
От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. Для учащихся нач. кл./ А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение.
Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
Цифровые образовательные ресурсы.
Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование и приборы.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мултимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер;
Лупа;
Микроскоп;
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием программы (компас).
Дидактический материал.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения;
гербарии;
географические и исторические карты;
наборы предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной по программе.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ п\п | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |