Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа
Милютинского района Ростовской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол от 27.08..2019 г. № __ Председатель МС ______/______________ / | Принято на заседании Педагогического совета Протокол от 29.08..2019г. №1 | Утверждаю Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ ________ /Т.Н. Буряченко/ Приказ от 29.08.2019 г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Разработала
Учитель Дунайцева Ольга Михайловна.
первая категории
х.Степано-Савченский
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется в соответствии с учебником "Окружающий мир. 2 класс"Плешаков А.А.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Окружающий мир является для младших школьников значимой частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." (И.С. Тургенев).
Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системы обществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Систематический курс окружающего мира представлен в программе следующими содержательными линиями:
Земля и Солнце;Глобус и карта;Формы земной поверхности;Земля – наш общий дом;Части света;Наша маленькая планета Земля.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
На изучение русского языка во втором классе в учебном плане школы отводится 68 часов в год,34 недели, 2 учебных часа в неделю .
Результаты освоения учебной программы по курсу «Окружающий мир»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны :
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (11ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Экскурсии | Проверочные работы |
1. | Где мы живем | 4 | 1 | 1 |
2. | Природа | 20 | 1 | 1 |
3. | Жизнь города и села | 10 | 1 | 1 |
4. | Здоровье и безопасность | 11 | | 1 |
5. | Общение | 7 | | 1 |
6. | Путешествия | 16 | 1 | 1 |
| итого | 68 | 4 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ | Тема урока | К-во часов | дата | |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) |
1 | Родная страна. | 1 | 3.09 | | | | |
2 | Город и село. | 1 | 5.09 |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | 10.09 | | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём? | 1 | 12.09 |
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа. | 1 | 17.09 | | |
6 | Явления природы. Как измеряют температуру? | 1 | 19.09 | |
7 | Что такое погода. | 1 | 24.09 | | |
8 | В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями неживой и живой природе. | 1 | 26.09 | |
9 | В гости к осени (урок). Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | 1 | 1.10 | |
10 | Звёздное небо. | 1 | 03.10 |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 | 08.10 |
12 | Про воздух и про воду. | 1 | 10.10 |
13 | Вода, её распространение в природе. | 1 | 15.10 |
14 | Какие бывают растения. | 1 | 17.10 | |
15 | Какие бывают живот | 1 | 22.10 |
16 | Невидимые нити. | 1 | 24.10 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 5.11 | |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | 7.11 | |
19 | Комнатные растения. | 1 | 12.11 | | |
20 | Животные живого уголка. | 1 | 14.11 | | |
21 | Про кошек и собак. | 1 | 19.11 |
22 | Красная книга. | 1 | 21.11 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 26.11 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 28.11 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 | Что такое экономика. | 1 | 03.12 | | |
26 | Из чего что сделано. | 1 | 05.12 | |
27 | Как построить дом. | 1 | 10.12 |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | 12.12 | |
29 | Культура и образование. | 1 | 17.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | 19.12 | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | 24.12 | |
32 | В гости к зиме (урок). | 1 | 26.12 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 9.01 | |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | 14.01 |
Раздел «Здоровье и безопасность» (11ч) |
35 | Строение тела человека. | 1 | 16.01 | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 21.01 | | | |
37 | Режим питания и разнообразие пищи. | 1 | 23.01 | |
38 | Берегись автомобиля! Практическая работа | 1 | 28.01 |
39 | Школа пешехода | 1 | 30.01 |
40 | Школа пешехода | 1 | 04.02 | |
41 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. | 1 | 6.02 |
42 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. | 1 | 11.02 |
43 | Правила безопасного поведения в воде и в лесу. | 1 | 13.02 |
44 | Опасные незнакомцы. | 1 | 18.02 | | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 20.02 | | |
Раздел «Общение» ( 7 ч) |
46 | Наша дружная семья. | 1 | 25.02 | | |
47 | Проект «Родословная». | 1 | 27.02 | |
48 | В школе. | 1 | 03.03 |
49 | Правила вежливости. | 1 | 5.03 |
50 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1 | 10.03 | | |
51 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 12.03 |
52 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 17.03 | |
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
53 | Посмотри вокруг. | 1 | 19.03 | | |
54 | Ориентирование на местности. | 1 | 31.03 |
55 | Формы земной поверхности. | 1 | 2.04 | | |
56 | Водные богатства. богатства родного края. Красота моря. | 1 | 7.04 |
57 | В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы. | 1 | 9.04 | |
58 | В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе. | 1 | 14.04 | |
59 | Россия на карте. | 1 | 16.04 |
60 | Проект «Города России». | 1 | 21.04 |
61 | Путешествие по Москве. | 1 | 23.04 |
62 | Московский Кремль. | 1 | 28.04 |
63 | Город на Неве. | 1 | 30.04 |
64 | Путешествие по планете. | 1 | 7.05 |
65 | Путешествие по материкам. | 1 | 12.05 |
66 | Проверочная работа по теме «Путешествия» | 1 | 14.05 |
67 | Презентация проектов «Страны мира» | 1 | 19.05 |
68 | Впереди лето. | 1 | 21.05 | |
Лист коррекции
Класс предмет | Название раздела, темы | Дата проведения | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
7