СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов



«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 31.08.2020 170

_________Т.В.Колесникова



Рабочая программа

по окружающему миру

начального общего образования

для 4 класса



___68____ часов

Учитель:Дводненко О.А.




Программа разработана на основе программы курса «Окружающий мир»

(автор А.А. Плешаков) издательство «Просвещение» 2014 г.


2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении ФГОС НОО» (с изменениями);

  • Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;

  • Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»);

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.ИльиновМартыновского района Ростовской области;

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2020-2021 учебный год.


Рабочая программа курса рассчитана в 4 классе на 68 часов (2 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.У четвероклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком­муникативные универсальные учебные действия.


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


К оммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  • У четвероклассника продолжится формирование предметных результатовобучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • У четверклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


4 КЛАСС (66 ч)


Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.


Природа России (11 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.


Родной край – часть большой страны (13 ч)


Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.


Страницы всемирной истории (6 ч)

Страницы истории России (20 ч.)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.


Современная Россия (6 ч.)


Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные

результаты освоения

материала

План

Факт

(обос-но-ва-ние)

1 четверть

1

(1)

01.09


Мир глазами астронома.






Урок введения в новую тему


Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать о мире с точки зрения астронома


2

(2)

03.09


Планеты Солнечной системы.




Урок-исследо-вание

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Характеризовать планеты Солнечной системы.

Рассказывать об изучении планет астрономами.

Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земливокруг своей оси и вокруг Солнца


3

(3)

08.09


Звёздное небо – великая книга природы.


Урок-исследо-вание

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде.

Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран.

4

(4)

10.09


Мир глазами географа.




Комбини-рованный урок

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.


Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.

Понимать, что изучает география. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.

5

(5)

15.09


Мир глазами историка Стартоваядиагности-ка




Комбини-рованный урок .

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)

Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

6

(6)

17.09


Когда и где?




Урок развития умений и навыков

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

Понимать, что означают слова и выражения:«век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры».

Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой

7

(7)

22.09


Мир глазами эколога

Комбини-рованный урок

Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения.Изучать экологический календарь.

Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.

Называть экологические проблемы и пути их решения.

Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу.


8

(8)

24.09


Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

Урок-экскурсия

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений.

Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы


9

(9)

29.09


Сокровища Земли под охраной

человека.

Всемирное наследие

Комбини-рованный урок

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах

Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России


10

(10)

01.10


Презентация проектов.


Урок-исследо-вание

Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги.

Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида.

Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения

11

(1)

06.10


Равнины и горы России.




Комбини-рованный урок

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Готовить материалы к выставке «Где мы были»

Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике.


12

(2)

08.10


Моря, озёра и реки России.




Урок развития умений и навыков

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока.


Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское .Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур.

13

(3)

13.10


Природные зоны России.




Урок-исследо-вание

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон.


Называть природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

Показывать на карте природных зон области высотной поясности

14

(4)

15.10


Зонааркти-ческих пустынь.




Урок-исследо-вание

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.


Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.

15

(5)

20.10


Тундра.




Урок-исследо-вание

Находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь.


Показывать на карте природных зон зону тундры.

Называть природные особенности зоны тундры.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

Рассказывать о занятиях местного населения.

Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.


16

(6)

22.10


Леса России.




Урок-исследо-вание

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения.

Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги.

Приводить примеры представите-лей разных групп растений и животных леса.

Называть экологические связи в лесах.

17

(7)

27.10


Лес и человек.

Проверочная работа №1


Урок-экскур-сия

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения.

Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по план.


Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

Называть экологические проблемы зоны лесов.

Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России.

Называть заповедники и национальные парки лесных зон.

Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике.

18

(8)

29.10


Зона степей.




Урок-исследо-вание

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Показывать на карте природных зон зону степей.

Рассказывать о природных особенностях зоны степей.

Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения.

Называть заповедники степной зоны.


2 четверть

19

(9)

10.11


Растения и животные степи. Экскурсия № 2


Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.


Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы.

20

(10)

12.11


Пустыни.




Урок-исследование

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.Изготавливать макет участка пустынь.

Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.

Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком.

Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.

Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли».


21

(11)

17.11


У Чёрного моря.


Урок-исследо-вание

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Показывать на карте природных зон зону субтропиков.

Называть правила безопасности во время отдыха у моря.

Называть растения и животных.

22

(1)

19.11


Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3

Урок-экскурсия

Наблюдать объекты и явления природы.Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы

23

(2)

24.11


Наш край.


Комбини-рованный урок

Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.


Показывать на политико-административной карте России родной край.

Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае.


24

(3)

26.11


Поверхность нашегокрая

Комбини-рованныйурок

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.

Рассказывать об охране поверхности края.

Объяснять значения слов: «овраг», «балка».


25

(4)

01.12


Водные богатства нашего края

Урок-исследо-вание

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять планописания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе).

Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.

Называть источники загрязнения вод в регионе.

Называть правила поведения на воде

26

(5)

03.12


Наши подземные богатства.


Урок-практика

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае-мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.

Рассказывать об охране подземных богатств

27

(6)

08.12


Земля - кормилица

Урок изучения нового материала

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв.

Различать типы почв родного края.

Рассказывать об охране почв

28

(7)

10.12


Жизнь леса.


Урок-исследование

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы.

Объяснять значение выражения «природное сообщество».

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.


29

(8)

15.12


Жизнь луга.


Комбини-рованый урок

Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с живот-ными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растени-ях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаи-мопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество по плану.

Сравнивать природные особенности леса и луга.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения эколо-гических связей по вине человека, предлагать пути реше-ния экологических проблем.

Составлять памятку «Как вести себя на лугу».

Рассказывать о природном сообществе луга.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.

Приводить примеры представите-лей разных групп растений и жи-вотных луга, раскрывать особен-ности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Рассказывать о влиянии

человека на жизнь луга.

30

(9)

17.12


Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагности-чекая работа


Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Оценивать свои достижения

31

(10)

22.12


Жизнь в пресных водах.




Урок-исследо-вание

Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Рассказывать о природном сообществе пресных вод.

Моделировать цепи питания.

Называть правила поведения у водоёма.

Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.

Рассказывать о болотах и об их охране.

32

(11)

24.12




Растение-водство в нашем крае.


Урок-исследо-вание






Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур.

Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть сорта культурных растений.

Называть отрасли растениеводст-ва в родном крае.

Называтьправила ухода за культурными растениями

33

(12)

29.12


Животно-водство в нашем крае


Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах, ха-рактерных для региона).

Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяй-ственными животными

Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть породы домашних животных.

Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии

3 четверть

34

(13)

12.01


Презентация проектов.


Урок-проект

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов


35

(1)



14.01


Начало истории человечест-ва

Урок изучения нового материала

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона.

Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

36

(2)

19.01


Мир древности: далёкий и близкий

Урок изучения нового материала

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени».

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»

37

(3)

21.01



Средние века: время рыцарей и замков

Урок изучения нового материа-ла


Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

38

(4)

26.01


Новое время: встреча Европы и Америки

Урок изучения нового материа-ла


Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Называтьвыдающихся людей нового времени.

Работать с географической картой

39

(5)

28.01


Новейшее время: история продолжа-ется сегодня.


Урок изучения нового материа-ла


Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать ооб освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.

Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.

Называтьвыдающихся людей новейшего времени.


40

(6)

02.02



Презентация проектов.




Урок-проект

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрос-лых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотог-рафии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

41

(1)

04.02


Жизнь древних славян

Урок изучения нового материа-ла

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище.

Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян.

42

(2)

09.02


Во времена Древней Руси

Урок изучения нового материа-ла


Прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

43

(3)

11.02


Страна городов

Урок формиро-вания умений и навыков

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.

Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси.

44

(4)

16.02


Из книжной сокровищ-ницы Древней Руси

Урок изучения нового материала


Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль летописей для изучения истории России.

Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры

45

(5)

18.02


Трудные времена на Русской земле

Урок изучения нового материа-ла


Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

Выказывать своё отношение к личности Александра Невского

Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Описывать вооружение воинов:

древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев

46

(6)

25.02


Русьрасправляя-ет крылья

Урок форми-рования умений и навыков

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.


47

(7)

02.03


Куликов-ская битва

Урок изучения нового материа-ла

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей.

Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

48

(8)

04.03


Иван Третий

Урок изучения нового материа-ла

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

Понимать значение освобождения от монгольского ига.

49



(9)

09.03


Мастера

печатных дел

Урок-исследо-вание

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века.

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники».

50

(10)

11.03


Патриоты России

Урок изучения нового материа-ла

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение».

51

(11)

16.03


Пётр Великий

Проверочная работа №2

Урок-исследо-вание

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почемуПётра I называют Великим.

Рассказывать об основании града Петра

52

(12)

18.03


Михаил Васильевич Ломоносов

Комбини-рованный урок

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рассказывать о М.В. Ломоносове.

Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

4 четверть

53

(13)

30.03


Екатерина Великая.


Комбинированный урок

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке

Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове



54

(14)

01.04


Отечественная война 1812 года

Комбини-рованный урок

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Объяснять значение выражения «Отечественная война».

55

(15)

06.04


Страницы истории XIX века

Комбини-рованный урок

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.

Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.

56

(16)

08.04


Россия вступает в XX век

Комбини-рованный

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век.

Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях


57

(17)

13.04





Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Комбини-рованный

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмот-ностью, об изменениях в жизни города и деревни

58

(18)

15.04


Великая война и великая Победа

Урок изучения нового материа-ла


Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

59

(19)

20.04


Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

Урок изучения нового материа-ла


Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.


60

(20)

22.04


Презентация проектов.


Урок-проект

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

61

(1)

27.04


Основной закон России и права человека

Урок изучения нового материа-ла


Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.

Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

62

(2)

29.04


Мы – граждане России

Урок изучения нового материа-ла


Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь


63

(3)

04.05


Славные символы России

Урок развития умений и навыков

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России.

Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества

64

(4)



06.05


Такие разные праздники

Урок-исследование


Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь



профессиональных праздников.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Приводить примеры праздников

65

(5)

11.05


Итоговая диагностическая работаза второе полугодие

Контрольно-обобщающий урок

Выполнять задания; проверять свои знания

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

66

(6)


13.05



Путешест-вие по России


Урок-путешес-твие

Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах России.

67

(7)

18.05


Путешест-вие по России

Урок-путешес-твие

Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осмат-ривать памятники истории и культу-ры.

Рассказывать по личнымвпечатлени-ям о разных уголках России, демон-стрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах Рос-сии

68

(8)

20.05


Презентация проектов

Урок-конференция

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Представлять результаты проектной деятельности.

Формировать адекватную оценку своих достижений

Итого 68 часов




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 202___ года

№ _____





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 202___г.














1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!