(автор А.А. Плешаков) издательство «Просвещение» 2014 г.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала |
План | Факт (обос-но-ва-ние) |
1 четверть |
1 (1) | 01.09 | | Мир глазами астронома. | Урок введения в новую тему | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. | Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома |
2 (2) | 03.09 | | Планеты Солнечной системы. | Урок-исследо-вание | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. | Характеризовать планеты Солнечной системы. Рассказывать об изучении планет астрономами. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земливокруг своей оси и вокруг Солнца |
3 (3) | 08.09 | | Звёздное небо – великая книга природы. | Урок-исследо-вание | Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. | Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. |
4 (4) | 10.09 | | Мир глазами географа. | Комбини-рованный урок | Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. | Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. |
5 (5) | 15.09 | | Мир глазами историка Стартоваядиагности-ка | Комбини-рованный урок . | Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села) | Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. |
6 (6) | 17.09 | | Когда и где? | Урок развития умений и навыков | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях | Понимать, что означают слова и выражения:«век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой |
7 (7) | 22.09 | | Мир глазами эколога | Комбини-рованный урок | Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения.Изучать экологический календарь. | Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы и пути их решения. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу. |
8 (8) | 24.09 | | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 | Урок-экскурсия | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений. | Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы |
9 (9) | 29.09 | | Сокровища Земли под охраной человека. Всемирное наследие | Комбини-рованный урок | Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах | Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России |
10 (10) | 01.10 | | Презентация проектов. | Урок-исследо-вание | Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги. | Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения |
11 (1) | 06.10 | | Равнины и горы России. | Комбини-рованный урок | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Готовить материалы к выставке «Где мы были» | Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике. |
12 (2) | 08.10 | | Моря, озёра и реки России. | Урок развития умений и навыков | Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока. | Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское .Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. |
13 (3) | 13.10 | | Природные зоны России. | Урок-исследо-вание | Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. | Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности |
14 (4) | 15.10 | | Зонааркти-ческих пустынь. | Урок-исследо-вание | Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. | Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. |
15 (5) | 20.10 | | Тундра. | Урок-исследо-вание | Находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь. | Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. |
16 (6) | 22.10 | | Леса России. | Урок-исследо-вание | Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения. | Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представите-лей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах. |
17 (7) | 27.10 | | Лес и человек. Проверочная работа №1 | Урок-экскур-сия | С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по план. | Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Называть заповедники и национальные парки лесных зон. Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике. |
18 (8) | 29.10 | | Зона степей. | Урок-исследо-вание | Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. | Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. |
2 четверть |
19 (9) | 10.11 | | Растения и животные степи. Экскурсия № 2 | | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах. | Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы. |
20 (10) | 12.11 | | Пустыни. | Урок-исследование | Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.Изготавливать макет участка пустынь. | Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли». |
21 (11) | 17.11 | | У Чёрного моря. | Урок-исследо-вание | Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. | Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть растения и животных. |
22 (1) | 19.11 | | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 | Урок-экскурсия | Наблюдать объекты и явления природы.Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах | Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы |
23 (2) | 24.11 | | Наш край. | Комбини-рованный урок | Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. | Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края. Рассказывать о родном крае. |
24 (3) | 26.11 | | Поверхность нашегокрая | Комбини-рованныйурок | Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. | Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка». |
25 (4) | 01.12 | | Водные богатства нашего края | Урок-исследо-вание | Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять планописания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе). | Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде |
26 (5) | 03.12 | | Наши подземные богатства. | Урок-практика | Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае-мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. | Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств |
27 (6) | 08.12 | | Земля - кормилица | Урок изучения нового материала | Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. | Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв |
28 (7) | 10.12 | | Жизнь леса. | Урок-исследование | Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. | Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса. |
29 (8) | 15.12 | | Жизнь луга. | Комбини-рованый урок | Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с живот-ными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растени-ях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаи-мопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения эколо-гических связей по вине человека, предлагать пути реше-ния экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». | Рассказывать о природном сообществе луга. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга. Приводить примеры представите-лей разных групп растений и жи-вотных луга, раскрывать особен-ности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга. |
30 (9) | 17.12 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагности-чекая работа | | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Оценивать свои достижения |
31 (10) | 22.12 | | Жизнь в пресных водах. | Урок-исследо-вание | Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. | Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у водоёма. Рассказывать об охране пресноводных растений и животных. Рассказывать о болотах и об их охране. |
32 (11) | 24.12 | | Растение-водство в нашем крае. | Урок-исследо-вание | Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. | Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть сорта культурных растений. Называть отрасли растениеводст-ва в родном крае. Называтьправила ухода за культурными растениями |
33 (12) | 29.12 | | Животно-водство в нашем крае | | Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, ха-рактерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяй-ственными животными | Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии |
3 четверть |
34 (13) | 12.01 | | Презентация проектов. | Урок-проект | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
|
35 (1) | 14.01 | | Начало истории человечест-ва | Урок изучения нового материала | Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона. | Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». |
36 (2) | 19.01 | | Мир древности: далёкий и близкий | Урок изучения нового материала | Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. | Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» |
37 (3) | 21.01 | | Средние века: время рыцарей и замков | Урок изучения нового материа-ла | Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. | Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» |
38 (4) | 26.01 | | Новое время: встреча Европы и Америки | Урок изучения нового материа-ла | Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время. | Понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Называтьвыдающихся людей нового времени. Работать с географической картой |
39 (5) | 28.01 | | Новейшее время: история продолжа-ется сегодня. | Урок изучения нового материа-ла | Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать ооб освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах | Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков. Называтьвыдающихся людей новейшего времени. |
40 (6) | 02.02 | | Презентация проектов. | Урок-проект | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрос-лых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотог-рафии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. | Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
41 (1) | 04.02 | | Жизнь древних славян | Урок изучения нового материа-ла | Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. | Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян. |
42 (2) | 09.02 | | Во времена Древней Руси | Урок изучения нового материа-ла | Прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками | Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение» |
43 (3) | 11.02 | | Страна городов | Урок формиро-вания умений и навыков | Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. | Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси. |
44 (4) | 16.02 | | Из книжной сокровищ-ницы Древней Руси | Урок изучения нового материала | Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. | Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры |
45 (5) | 18.02 | | Трудные времена на Русской земле | Урок изучения нового материа-ла | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского | Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев |
46 (6) | 25.02 | | Русьрасправляя-ет крылья | Урок форми-рования умений и навыков | Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления | Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. |
47 (7) | 02.03 | | Куликов-ская битва | Урок изучения нового материа-ла | Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей. | Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России |
48 (8) | 04.03 | | Иван Третий | Урок изучения нового материа-ла | Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. | Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига. |
49 (9) | 09.03 | | Мастера печатных дел | Урок-исследо-вание | Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века. | Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники». |
50 (10) | 11.03 | | Патриоты России | Урок изучения нового материа-ла | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения. | Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение». |
51 (11) | 16.03 | | Пётр Великий Проверочная работа №2 | Урок-исследо-вание | Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почемуПётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра |
52 (12) | 18.03 | | Михаил Васильевич Ломоносов | Комбини-рованный урок | Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова. | Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры |
4 четверть |
53 (13) | 30.03 | | Екатерина Великая. | Комбинированный урок | Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке | Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове |
|
54 (14) | 01.04 | | Отечественная война 1812 года | Комбини-рованный урок | Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе. | Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Объяснять значение выражения «Отечественная война». |
55 (15) | 06.04 | | Страницы истории XIX века | Комбини-рованный урок | В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе. | Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. |
56 (16) | 08.04 | | Россия вступает в XX век | Комбини-рованный | Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век. | Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях |
57 (17) | 13.04 | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | Комбини-рованный | Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. | Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмот-ностью, об изменениях в жизни города и деревни |
58 (18) | 15.04 | | Великая война и великая Победа | Урок изучения нового материа-ла | Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы | Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война» |
59 (19) | 20.04 | | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 | Урок изучения нового материа-ла | Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. | Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. |
60 (20) | 22.04 | | Презентация проектов. | Урок-проект | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). | Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
61 (1) | 27.04 | | Основной закон России и права человека | Урок изучения нового материа-ла | Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе. | Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция» |
62 (2) | 29.04 | | Мы – граждане России | Урок изучения нового материа-ла | Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) | Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь |
63 (3) | 04.05 | | Славные символы России | Урок развития умений и навыков | Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России. | Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества |
64 (4) | 06.05 | | Такие разные праздники | Урок-исследование | Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников. | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников |
65 (5) | 11.05 | | Итоговая диагностическая работаза второе полугодие | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять задания; проверять свои знания | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания |
66 (6) | 13.05 | | Путешест-вие по России | Урок-путешес-твие | Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках. | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России. |
67 (7) | 18.05 | | Путешест-вие по России | Урок-путешес-твие | Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осмат-ривать памятники истории и культу-ры. Рассказывать по личнымвпечатлени-ям о разных уголках России, демон-стрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах Рос-сии |
68 (8) | 20.05 | | Презентация проектов | Урок-конференция | Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений |
Итого 68 часов |