СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  2. Положения о рабочей программе учителя-предметника, реализующего ФГОС НОО.

  3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ворцинская основная общеобразовательная школа» на 2021-2026 годы.

  4. Учебного плана МБОУ "Ворцинская ООШ" на 2021-2022 учебный год.

5. Примерной Программы начального общего образования и Программы по окружающему миру к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов: А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение, 2014.

6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021-2022 учебный год.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).


Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.




















2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса «Окружающий мир»


В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • т.е. осуществлять обобщать, генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.



Предметные результаты:


В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при др.)проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

























3.Содержание учебного предмета, курса «Окружающий мир»


Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

4 класс (68ч)

Земля и человечество (9 ч)

Введение. Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край-часть большой страны (13ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, ры­боводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории (6ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (21ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравыДревнейРуси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (8 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.















4. Тематическое планирование 4 класс (68 ч)


п/п

Тема раздела, урока

Дата проведения

планируемая

фактическая

Раздел 1. Земля и человечество (9 часов)

1/1

Введение.



2/2

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.



3/3

Звездное небо – Великая книга Природы.



4/4

Мир глазами географа



5/5

Мир глазами историка.



6/6

Когда и где?



7/7

Мир глазами эколога.



8/8

Сокровища Земли под охраной человечества.



9/9

Проверим себя и свои достижения по разделу «Земля и человечество»



Раздел 2. Природа России (11часов)

10/1

Равнины и горы России



11/2

Моря, озера и реки России



12/3

Природные зоны России



13/4

Зона арктических пустынь.



14/5

Тундра.



15/6

Леса России.



16/7

Лес и человек.



17/8

Зона степей.



18/9

Пустыни.



19/10

У Черного моря.



20/11

Проверим себя и свои достижения по разделу «Природа России»



Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13часов)

21/1

Наш край



22/2

Поверхность нашего края.



23/3

Поверхность нашего края. (Экскурсия)



24/4

Водные богатства нашего края



25/5

Наши подземные богатства.



26/6

Земля-кормилица.



27/7

Жизнь леса.



28/8

Жизнь луга.



29/9

Жизнь пресного водоема.



30/10

Растениеводство в нашем крае.



31/11

Животноводство в нашем крае.



32/12

Наши проекты



33/13

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край –часть большой страны»



Раздел 4. Страницы всемирной истории (6 часов)

34/1

Начало истории человечества



35/2

Мир древности: далекий и близкий



36/3

Средние века: время рыцарей и замков



37/4

Новое время: встреча Европы и Америки



38/5

Новейшее время: история продолжается сегодня



39/6

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»





Раздел 5. Страницы истории отечества (21 часов)

40/1

Жизнь древних славян



41/2

Во времена Древней Руси



42/3

Страна городов



43/4

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси



44/5

Трудные времена на Русской земле



45/6

Трудные времена на Русской земле



46/7

Русь расправляет крылья



47/8

Куликовская битва



48/9

Иван III



49/10

Мастера печатных дел



50/11

Патриоты России



51/12

Петр Великий



52/13

Михаил Васильевич Ломоносов



53/14

Екатерина Великая



54/15

Отечественная война 1812 года



55/16

Страницы истории XIX века



56/17

Россия вступает в XX век



57/18

Страницы истории 20–30-х годов



58/19

Великая война и Великая Победа



59/20

Страна, открывшая путь в космос



60/21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории отечества»



Раздел 6. Современная Россия(8 ч)

61/1

Основной закон России и права человека



62/2

Мы- граждане России



63/3

Славные символы России



64/4

Такие разные праздники



65/5

Путешествие по России .



66/6

Наши проекты.



67/7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»



68/8

Повторение изученного за год.































Контрольно-измерительные материалы

Тест №1 по разделу «Земля и человечество»

Выбери верное высказывание:

1. Планеты Солнечной системы изучают ...

а) географы; б) химики; в) астрономы; г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

а) 7; б)9; в) 11.

3. Плутон - это ...

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн.

6. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды; б) Большое Магелланово облако; в) Млечный путь.

7. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

8. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

9. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке.

10. Различные участки Земли солнце нагревает ...

а) одинаково; б) по-разному.

11. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ...

а) отвесно; б)наклонно.

12. В умеренных поясах летом день ...

а) короче ночи; б) равен ночи; в) длиннее ночи.

13. Тропический пояс проходит через ...

а) Южный тропик; б) экватор; в) Южный полярный круг

14. Полярные пояса ограничены линиями ...

а) Северный и Южный тропики; б) Северный и Южный полярные круги.

Тест № 2 по разделу: «Природа России»

1. Наш город расположен на ...

а) Средне-Сибирском плоскогорье; б) Восточно-Европейской равнине; в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли ...

а) вулканы Камчатки; б) Кавказские горы; в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это ...

а) Саяны; б) Алтай; в) Кавказские горы; г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это ...

а) холмистая равнина; б) плоская равнина.

5. Ильменский заповедник расположен ...

а) на Кавказе; б) в Саянах; в) на Урале.

6. Самое большое по площади озеро России - это

а) Онежское; б) Байкал; в) Каспийское.

7. Река, впадающая в Каспийское море, - это ... а) Дон; б) Волга; в) Кама.

8. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ...

а) Енисей; б) Обь; в) Лена.

9. Самая длинная река России - это ...а) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей.

10. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря; б) Ладожское и Онежское озера.

11.Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

12. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тю­леней, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

13. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

14. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове.

15. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

16. Характерный признак зоны степей - это

а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

17. Пустыни России ...

а) каменные; б) песчаные; в) глиняные.

18. Субтропики России - это ...

а) обширная зона в центре страны; б) обширная зона на востоке страны; в) небольшая зона на побережье северных морей; г) небольшая зона на побережье Черного моря.

Тест № 3 по разделу «Родной край-часть большой страны»

1. Мой край расположен на материке...

а) Африка; б) Евразия; в) Австралия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...

а) лесов; б) тундра; в) степи; г) пустыни.

3. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

4. Мой край дает стране...

а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

5. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...

а) балка; б) холм; в) овраг.

6. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а) холм; б) гора; в) плоскогорье.

7. Горы, созданные людьми, называют...

а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.

8. Хранилища воды называют...

а) низменности; б) водоемы; в) плато.

9. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд.

10. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина.

11. В строительстве используются...

а) торф, железн. руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.






12. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

13. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

14. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.

15. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли.

16. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар;

б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник;

в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники.

а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков.

17. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...

а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей;

в) на дне много ила.

18. К овощным культурам относятся...

а) морковь, петрушка, томат;

б) капуста, абрикос, персик;

в) вишня, баклажан, патиссон


Тест № 4 по разделу «Страницы всемирной истории»

1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а) история Новейшего времени;

б ) история древнего мира;

в) первобытная история.

2. В глубине пещер первобытный человек изображал:

а) животных; б) людей; в) растительность.

3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а) Нил; б) Дон; в) Нева.

4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?

а) Рем; б) Ромул; в) Марс.

5. В Средневековье буддизм возник

а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.

6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.

7. Какой материк называют Новым Светом?

а) Африка; б) Америка; в) Антарктида.

8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?

а) Рафаэль Санти; б) Леонардо да Винчи; в) Даниэль Дефо.

9. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?

а) 1917; б) 1920; в) 1900.

10. Это техническое изобретение XX века:

а) паровоз; б) автомобиль; в) компьютер.

11. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов:

а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.










12. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

а) гладиаторские бои;

б) театральные представления;

в) конные бега.

13. Здание для молитв у христиан называется:

а) мусульманские мечети;

б) церкви, соборы;

в) буддистские храмы.

14. Книгопечатание появилось:

а) в Средневековье;

б) в Новое время;

в) в Древнем Египте.

15. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?

а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магеллан.

16. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?

а) Жюль Берн; б) Даниэль Дефо; в) Рафаэль Санти.

17. Кто был первым космонавтом?

а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) Валентина Терешкова.

18. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

а) атомное; б) химическое; в) бактериологическое.


Тест № 5 по разделу «Страницы истории Отечества»

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями; б) в одиночку; в) племенами.

3. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...

а) монголы; б) шведы; в) рыцари-крестоносцы.

4. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года; б) 20 мая 1242 года; в) 5 апреля 1421 года.

5. Около какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра; б) Дон; в) Волга.

6. Сражение на Куликовом поле состоялось...

а) 8 сентября 1380 года; б) летом 1380 года; в) осенью 1480 года.

7. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимо­сти Орды?

а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской; в) Иван III.

8. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...

а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Иване III.

9. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь; б) Грановитая палата; в) Успенский собор.

10. Французская армия вторглась в Россию в...

а) 1821 году; б) 1818 году; в) 1812 году.

11. В честь победы над Наполеоном был построен...

а) Петропавловский собор;

б) Храм Христа Спасителя;

в) Спасо-Преображенский собор.




12. Война 1812 года называется Отечественной потому, что...

а) главное сражение произошло под Москвой;

б) на войну поднялся весь народ;

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

13. Славянскую азбуку создали...

а) Кирилл и Мефодий;

б) Минин и Пожарский;

в) Иоганн Гутенберг.

14. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;

б) Киев;

в) Новгород.

15. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков;

б) А.В. Суворов;

в) М.И. Кутузов.

16. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914;

б) в 1917

в) в 1922.

17. В каком году появилось новое государство - СССР?

а) 1922;

б) 1917;

в) 1914.

18. Какое событие произошло в 1991 году?

а) Первый человек полетел в космос;

б) Советский Союз прекратил свое существование;

в) Запущен первый спутник земли.


Тест № 6 по разделу «Современная Россия»

  1. Что такое Конституция?

а) указ президента;

б) первый закон страны;

в) основной закон страны.

2. Когда была принята Конституция ?

а) 1993г; б) 1991г; в) 2003г.

3. Что означает в переводе с латинского Декларация?

а) указ; б) заявление; в) предложение.

4. Какой международный документ защищает права детей?

а) Конвенция о правах ребенка;

б) приказ президента;

в) Конституция.

5. Кто является главой нашего государства?

а) председатель;

б) монарх;

в) президент.

6. Парламентом страны является:

а) Федеральное собрание;

б) Государственная Дума;

в) Правительство г.Москвы.

7. Сколько палат составляют Федеральное собрание?

а) 2; б) 3; в) 1.

8. Законы принимает:

а) Правительство;

б) Государственная Дума;

в) Администрация Президента.

9. День Государственного флага России?

а) 22 июня; б) 12 декабря; в) 22 августа.






10. Что изображено на Государственном гербе России?

а) двуглавый лебедь;

б) двуглавый орел;

в) медведь.

11. Цвета Государственного флага России?

а) белый-синий-красный;

б) синий-белый-красный;

в) красный-белый-черный.

12. Музыку гимна написал ?

а) А.В.Александров;

б) С.В. Михалков;

в) народ.

13. 12 июня это:

а) День Гимна;

б) День России;

в) День Конституции.

14. При каком правителе Новый год в России стали отмечать 1 января?

а) Екатерина Великая;

б) Иван Великий;

в) Петр Первый.

15. В какой день на Красной площади в Москве проходит военный парад?

а) 9 мая;

б) 9 июня;

в) 1 января.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!