СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена  у к УМК "Школа России", "Окружающий мир", А.А. Плешаков

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР __________Кобыльникова Е.Э.

«___» _______20___г.



УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ «СОШ

№ 4 им. Ю.А. Гагарина»

от 31.08.2022 № ___


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»

городского округа «Котлас»





Рабочая программа педагога

по учебному предмету

«Окружающий мир»

3 класс

2022-2023 учебный год







Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Бачина Наталья Николаевна




Принято

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол от «___» __________202___ г. № 1

руководитель ШМО ___________ /Тросюк Е.Ю.






п. Вычегодский

2022 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

УМК:

  1. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2020 г.;

  2. Рабочая тетрадь: Соколова Н.А. Окружающий мир 3 класс, М.: «Экзамен», 2022 г.

Методические пособия:

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012;

  2. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение;

  3. Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов;

  4. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

Также используются изобразительные наглядные пособия – таблицы, географические и исторические карты.

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч (34 учебные недели).

РС составляет 10% от общего количества часов-7 часов.


Содержание учебного предмета


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

12


Итого:

Из них РС:

68

7



Как устроен мир? (7 ч.)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (19 ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч.)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (8 ч.)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч.)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (12 ч.)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Региональное содержание

На изучение регионального содержания отводится 10% учебного материала, что составляет 7 часов в год в каждом классе. Оно предусматривает знакомство учащихся с особенностями живой и неживой природы севера, правилами личной гигиены и особенностями питания в условиях севера.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • начальным навыкам адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • осознанию личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательному отношению к окружающим, стремлению прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилам поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правилам экологической безопасности в повседневной жизни;

  • работе на результат, бережному отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • целостному взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.






Тематическое планирование с указанием основных

видов учебной деятельности обучающихся


п/п

Тема урока

Ключевые воспитательные задачи

Количество часов


Раздел 1. «Как устроен мир» (7 часов)


1 (1)

Природа.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться).

- Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы.

- Демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях.

- Воспитание культуры общения.

- Воспитание культуры общения

1

2 (2)

Человек.

1

3 (3)

Общество.

1

4 (4)

Российская Федерация.

1

5 (5)

О чём расскажет план.

1

6(6)

Что такое экология.

1

7(7)

Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

1


Раздел 2. «Эта удивительная природа» (20 часов)


1 (8)

Звёздное небо – Великая книга Природы.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу.

- Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться).

- Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- Поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

- Поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.

- Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности.

- Воспитание культуры общения

- Формирование и развитие оценочных умений.

- Воспитание гуманности.

1

2 (9)

Тела, вещества, частицы.

1

3 (10)

Разнообразие веществ.

1

4 (11)

Воздух и его охрана.

1

5 (12)

Вода.

1

6 (13)

Превращения и круговорот воды.

1

8 (14)

Берегите воду!

1

9 (15)

Что такое почва.

1

10 (16)

Разнообразие растений. Р.С.№ 1

Лекарственные растения Архангельской области

1

11 (17)

Солнце, растения и мы с вами.

1

12 (18)

Размножение и развитие растений.

1

13 (19)

Охрана растений.

1

14 (20)

Разнообразие животных.

1

15 (21)

Кто что ест?

1

16 (22)

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

17 (23)

Размножение и развитие животных.

1

18 (24)

Охрана животных. Р.С.№2 Животные разных сообществ

1

19 (25)

В царстве грибов.

Р.С.№3 Лесные богатства Архангельской области

1

20 (26)

Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

1


Раздел 3. «Мы и наше здоровье» (10 часов)


1 (27)

Организм человека.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

- Подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

- Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности.

- Формирование и развитие оценочных умений.

1

2 (28)

Органы чувств.

1

3 (29)

Надежная защита организма.

1

4 (30)

Опора тела и движение.

1

5 (31)

Наше питание.

1

6 (32)

Наши проекты: «Школа кулинаров».

Р.С.№4 Приспособление человека к условиям жизни на Севере.

1

7 (33)

Дыхание и кровообращение

1

8 (34)

Умей предупреждать болезни. Р.С.№5 Профилактика заболеваний в условиях Севера

1

9 (35)

Здоровый образ жизни.

1

10 (36)

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

1


Раздел 4. « Наша безопасность» (8 часов)


1 (37)

Огонь, вода и газ.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться).

- Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы.

- Демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях.

- Воспитание культуры общения.

1

2 (38)

Чтобы путь был счастливым.

1

3 (39)

Дорожные знаки.

1

4 (40)

Наши проекты: « Кто нас защищает?»

1

5 (41)

Опасные места.

1

6 (42)

Природа и наша безопасность.

1

7 (43)

Экологическая безопасность.

1

8 (44)

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

1


Раздел 5. « Чему учит экономика» (12 часов)


1 (45)

Для чего нужна экономика.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться).

- Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы.

- Организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

- Поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.

- Формирование и развитие оценочных умений.

- Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности.

1

2 (46)

Природные богатства и труд людей-основа экономики.

1

3 (47)

Полезные ископаемые.

1

4 (48)

Растениеводство.

1

5 (49)

Животноводство.

1

6 (50)

Какая бывает промышленность

Р.С.№6 Народные промыслы Архангельской области

1

7 (51)

Наши проекты «Экономика родного края».

1

8 (52)

Что такое деньги.

1

9 (53)

Государственный бюджет.

1

10 (54)

Семейный бюджет.

1

11 (55)

Экономика и экология.

1

12 (56)

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».

1


Раздел 6. « Путешествия по городам и странам» (12 часов)


1 (57)

Итоговый тест.

- Установление доверительных отношений между учителем и учениками.

- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

- Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу.

- Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться).

- Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- Воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся.

- Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы.

- Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

- Подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

- Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности.

- Формирование и развитие оценочных умений

1

2 (58)

Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

1

3 (59)

Золотое кольцо России: Ярославль, Кострома, Иваново. Р.С.№7 Родной край – частица России.

1

4 (60)

Золотое кольцо России: Суздаль, Владимир, Углич и Плес. Наши проекты: «Музей путешествий».


1

5 (61)

Наши ближайшие соседи.

1

6 (62)

На севере Европы.

1

7 (63)

Что такое Бенилюкс.

1

8 (64)

В центре Европы.

1

9 (65)

По Франции и Великобритании (Франция).

1

10 (66)

На юге. Европы.

1

11 (67)

Всемирное наследие.

1

12 (68)

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

1


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


п/п

Дата

Тема урока

Формы и методы контроля


Раздел 1. «Как устроен мир» (7 часов)

1 (1)


Природа.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

2 (2)


Человек.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (3)


Общество.

Текущий опрос. Фронтальный опрос. Подготовка индивидуальных проектов.

4 (4)


Российская Федерация.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

5 (5)


О чём расскажет план.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6(6)


Что такое экология.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

7(7)


Наши проекты: «Богатства, отданные людям» Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Тест.


Раздел 2. «Эта удивительная природа» (20 часов)

1 (8)


Звёздное небо – Великая книга Природы.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.


2 (9)


Тела, вещества, частицы.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (10)


Разнообразие веществ.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

4 (11)


Воздух и его охрана.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

5 (12)


Вода.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6 (13)


Превращения и круговорот воды.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

8 (14)


Берегите воду!

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

9 (15)


Что такое почва.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

10 (16)


Разнообразие растений. Р.С.№ 1

Лекарственные растения Архангельской области

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Работа в группах.

11 (17)


Солнце, растения и мы с вами.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

12 (18)


Размножение и развитие растений.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

13 (19)


Охрана растений.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

14 (20)


Разнообразие животных.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

15 (21)


Кто что ест?

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

16 (22)


Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Создание индивидуальных проектов.

17 (23)


Размножение и развитие животных.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

18 (24)


Охрана животных. Р.С.№2 Животные разных сообществ

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

19 (25)


В царстве грибов.

Р.С.№3 Лесные богатства Архангельской области

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

20 (26)


Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Текущий опрос. Фронтальный опрос. Тест.


Раздел 3. «Мы и наше здоровье» (10 часов)

1 (27)


Организм человека.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

2 (28)


Органы чувств.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (29)


Надежная защита организма.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

4 (30)


Опора тела и движение.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

5 (31)


Наше питание.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6 (32)


Наши проекты: «Школа кулинаров».

Р.С.№4 Приспособление человека к условиям жизни на Севере.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Создание индивидуальных проектов.

7 (33)


Дыхание и кровообращение

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

8 (34)


Умей предупреждать болезни. Р.С.№5 Профилактика заболеваний в условиях Севера

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

9 (35)


Здоровый образ жизни.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

10 (36)


Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Тест.


Раздел 4. « Наша безопасность» (8 часов)

1 (37)


Огонь, вода и газ.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

2 (38)


Чтобы путь был счастливым.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (39)


Дорожные знаки.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

4 (40)


Наши проекты: « Кто нас защищает?»

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Создание индивидуальных проектов.

5 (41)


Опасные места.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6 (42)


Природа и наша безопасность.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

7 (43)


Экологическая безопасность.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

8 (44)


Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Тест.


Раздел 5. « Чему учит экономика» (12 часов)

1 (45)


Для чего нужна экономика.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

2 (46)


Природные богатства и труд людей-основа экономики.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (47)


Полезные ископаемые.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

4 (48)


Растениеводство.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

5 (49)


Животноводство.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6 (50)


Какая бывает промышленность

Р.С.№6 Народные промыслы Архангельской области

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

7 (51)


Наши проекты «Экономика родного края».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

8 (52)


Что такое деньги.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

9 (53)


Государственный бюджет.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

10 (54)


Семейный бюджет.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

11 (55)


Экономика и экология.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

12 (56)


Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Тест.


Раздел 6. « Путешествия по городам и странам» (12 часов)

1 (57)


Итоговый тест.

Итоговый контроль.

2 (58)


Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

3 (59)


Золотое кольцо России: Ярославль, Кострома, Иваново. Р.С.№7 Родной край – частица России.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

4 (60)


Золотое кольцо России: Суздаль, Владимир, Углич и Плес.

Наши проекты: «Музей путешествий».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

Создание индивидуальных проектов.

5 (61)


Наши ближайшие соседи.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

6 (62)


На севере Европы.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

7 (63)


Что такое Бенилюкс.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

8 (64)


В центре Европы.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

9 (65)


По Франции и Великобритании (Франция).

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

10 (66)


На юге Европы.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

11 (67)


Всемирное наследие.

Текущий опрос. Фронтальный опрос.

12 (68)


Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Текущий опрос. Фронтальный опрос.






































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольно-измерительный материал

по окружающему миру по разделам за 3 класс

Раздел № 1 «Как устроен мир».
  1. Ученики получили задание: разделить на царства представителей живой природы, изображенных на фотографиях.

Кто выполнил задание верно?

1) Сережа:

Царство растений: подорожник, ель, мухомор, лисичка.

Царство животных: стрекоза, волк, тигр, кузнечик.

2) Надя:

Царство растений: подорожник, ель.

Царство грибов: мухомор, лисичка.

Царство животных: стрекоза, кузнечик, волк, тигр.

3) Ира:

Царство растений: подорожник, ель.

Царство грибов: мухомор, лисичка.

Царство животных: волк, тигр.

Царство насекомых: стрекоза, кузнечик.

  1. Учительница попросила раскрыть ценность природы для людей. Кто прав?

1) Коля: «Природа – источник тепла, света, воздуха, воды, пищи».

2) Петя: «Природа – источник сырья для хозяйства человека».

3) Оля: «Природа – источник здоровья».

4) Денис: «Природа источник красоты».

5) Таня: «Природа – учитель доброты».

6) Все ребята.

  1. Учительница попросила продолжить фразу: «Внутренний мир человека – это…». Кто ответил верно?

1) Витя: «…сердце, легкие, желудок, печень и другие органы».

2) Нина: «…глаза, уши, рот, нос, руки, ноги.».

3) Олег: «…современные города, дороги, фабрики, заводы, автомобили, книги, компьютеры».

4) Денис: «…переживания человека, особенности его характера, человеческие качества».

  1. Ребята поспорили, какая наука изучает внутренний мир человека. Кто прав?

1) Сережа сказал: «Биология.»

2) Таня сказала: «Экология».

3) Нина сказала: «Психология»

  1. Учительница попросила кратко охарактеризовать место человека в мире. Кто ответил правильно и полно?

1) Денис: «Человек – часть природы».

2) Коля: «Человек – часть общества».

3) Даша: «Человек часть- природы и одновременно общества».

  1. Ребята получили задание: изобразить с помощью схемы связь, представленную на фотографии

Кто предложил верную схему?

неживое

живое

  1. Оля:

животные

растения

  1. Даша:



человек

растения

3) Денис:





Ребята получили задание: изобразить с помощью схемы связь, представленную на фотографии

Кто предложил верную схему

человек

природа

растения

неживое

  1. Витя:


животные

  1. Ира:


живое

3) Сережа:



  1. Ребята смастерили кормушки и стали подкармливать птиц. Какая схема правильно отображает эти связи?


  1. Во время прогулки по лесу Саша ел конфеты, а обёртки бросал в траву. «Там их будет не видно, - объяснял он, - ведь нельзя загрязнять природу». Полина тоже ела конфеты, но бумажки она положила в карман, принесла домой и выбросила в мусорное ведро.

Чьё отношение к природе можно назвать ответственным?

1) Отношение Саши 2) Отношение Полины

  1. Судьба какого вида животных даёт пример ответственного отношения людей к природе?



Раздел № 2 «Эта удивительная природа».

  1. Что изображено на рисунке?

1) Тела 2) Вещества 3) Частицы

  1. Кто дал верное описание поваренной соли?

1) Ира: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно соленое на вкус. В природе встречается под землёй, содержится в воде морей и некоторых озёр. Человек использует его в пищу».

2) Коля: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно сладкое на вкус. В природе содержится в растениях. Человек использует его в пищу».

  1. На уроке ребята решили узнать, что произойдет с поваренной солью, если её поместить в воду. Проделали опыт. В лабораторный стакан налили воды, насыпали щепотку крупной соли, помешали стеклянной палочкой. Сначала соль была хорошо видна, но постепенно стала невидимой. Попробовав жидкость на вкус, дети убедились, что она солёная. Какой вывод ученики могли сделать из этого опыта?

1)Соль исчезла.

2) Соль превратилась в воду.

3) Вода превратилась в соль.

4) Соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с частицами воды.

  1. Ребята получили задание: с помощью опыта установить, что происходит с воздухом при нагревании. Кто поставил опыт правильно?

1) Денис: 2) Лия:

  1. Учащиеся исследовали свойства воды. Учительница раздала детям разноцветные полоски бумаги. Что можно узнать с их помощью?

1) Прозрачна ли вода.

2) Имеет ли вода цвет.

3) Имеет ли вода запах.

  1. Собери модель круговорота воды в природе. Какие детали ты используешь?

1) 1 ,3 ,5 3) 2, 3, 5

2) 1 ,4, 6 4) 2, 4, 6

  1. Учительница попросила разделить на группы животных, изображенных на карточках. Кто выполнил задание верно?

1) Сережа: 1, 2 – птицы; 3, 4 – пресмыкающиеся; 5, 6 – звери.

2) Даша: 1, 2 – птицы; 3, 4 – земноводные; 5, 6 – животные.

3) Руслан: 1, 2 – птицы; 3, 4 – земноводные; 5, 6 – звери.

  1. Кто составил верную модель цепи питания?

1) Витя:

2) Оля:

3) Дина:

  1. Что это за растение?

1) купальница

2) ежеголовник

3) стрелолист

4) водокрас



  1. О чём можно узнать с помощью этих иллюстраций?

1) О способах питания животных.

2) О развитии животных.

3) О цепях питания.

4) О классификации животных.

Раздел № 3«Мы и наше здоровье».

  1. Отметь на рисунке органы, которые обеспечивают дыхание человека?

  1. Какая система органов человека обеспечивает движение крови в организме?

1) Опорно-двигательная система

2) Нервная система

3) Пищеварительная система

4) Кровеносная система

  1. Почему не рекомендуется читать в транспорте?

1) Можно увлечься и пропустить свою остановку.

2) Можно не заметить, как из твоего кармана что-нибудь украдут.

3) В транспорте книга «прыгает» перед глазами, и они быстро устают. От этого портиться зрение.

  1. Что делать при ожоге руки о горячий чайник?

1) Смазать обожжённое место йодом или зелёнкой.

2) Растереть больное место платком или полотенцем.

3) подержать руку под струёй холодной воды.

  1. Какие условные знаки подойдут для стенда «Хотим быть стройными!» и помогут выработать правильную осанку?

1) 2, 3, 6 2)1, 4, 5 3)1, 2, 3

  1. Какие продукты богаты белками?

1) Сметана и масло 2) Овощи и фрукты

3) Творог и рыба 4) Хлеб и картошка

  1. Ребята обсуждали, кто что предпочитает есть. Альберт рассказал, что очень любит часто пирожки, печенье, конфеты. Дина сказала, что ест много жареного и солёного. Петя сообщил, что предпочитает очень горячую пищу.

Кому вы посоветуете изменить свои привычки?

1) Альберту 3) Пете

2) Дине 4) Всем ребятам


  1. Как правильно закалятся летом?

1) В первый же день купаться не меньше часа и загорать 3 часа, чтобы закалиться быстрее.

2) Для начала надо быть в воде 10 минут, а на солнце минут 5, затем постепенно увеличивать время.

  1. Когда началась эпидемия гриппа, ребята стали обсуждать, как уберечься от этого заболевания. Кто из ребят прав?

1) Даша: «Надо заранее сделать прививку от гриппа».

2) Сережа: «Надо чаще мыть руки с мылом».

3) Оля «Надо дердаться подальше от людей, которые чихают или кашляют».

4) Витя: «Во время эпидении нужно носить медицинскую маску»

5) Все ребята.


  1. Какая фраза подойдет для плаката - напоминания, посвященного здоровому образу жизни?

1) Вести здоровый образ жизни – это значит никогда не болеть.

2) Вести здоровый образ жизни – это значит знать правила сохранения и укрепления здоровья.

3) Вести здоровый образ жизни – это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.

4) Вести здоровый образ жизни – это значит заниматься спортом.



Раздел № 4 «Наша безопасность».
  1. Какие условные знаки подсказывают действия в случае утечки газа?


1) 1, 3, 5, 9 2) 2, 4, 6, 8 3) 2, 5, 7, 10


  1. Как себя вести на пешеходном переходе, ожидая зелёного сигнала светофора?

1) Встать на самом краешке тротуара

2) Встать в середине тротуара, в нескольких шагах от края.

  1. До какого возраста запрещено ездить на велосипеде по дорогам??

1) До 10 лет; 3) До 14 лет;

2) До 12 лет; 4) До 18 лет.


  1. По воскресеньям Лия часто ездит с папой на машине в большой магазин за продуктами. Всю дорогу Лия рассказывает папе о событиях в школе, о своих подругах, о планах на следующую неделю. Правильно ли она поступает? Почему?

1) Да, потому что за разговором дорога кажется не тако длинной.

2) Да, потому что папа всё время на работе. Когда же еще поговорить?!

3) Нет, потому что запрещено отвлекать водителя во время движения.

  1. Учительница попросила ребят изготовить к уроку карточки с изображением дорожных знаков. Руслану было поручено сделать карточки с предупреждающими знаками, Оле – с запрещающими, Денису – с предписывающими. Кто из ребят выполнил задание верно?

1) Руслан:

2) Оля:

3) Денис:

  1. На какой знак можно переходить улицу?

1) 2)

  1. Ребята решили покатать с холма на санках. Тимур предложил кататься по пологому склону, а Петя – по крутому. Где кататься безопаснее?

1) Там, где предложил Тимур.

2) Там, где предложил Петя.

  1. Гроза застала ребят в поле. Сережа предложил спрятаться в зарослях кустарника, а Коля – под высоким раскидистым дубом. Кто оказался прав?

1) Сережа 2) Коля

  1. Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Альберт сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Ира возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники другие листья. Давай не будем трогать ягод». Чьё предложение правильное?

1) Предложение Альберта

2) Предложение Иры

  1. Что такое экологическая безопасность?

1) Это охрана всех растений и животных в природе.

2) Это безопасное поведение в природе – на водоёме, в лесу, в парке.

3) Это защита человека от вредного воздействия загрязнённой среды.

Раздел № 5 «Чему учит экономика»
  1. Какова роль экономики в нашей жизни?

1) Экономика обеспечивает нас продуктами питания, одеждой, жильём.

2) Экономика даёт нам деньги на всё необходимое.

3) Экономика удовлетворяет наши потребности, обеспечивая нас необходимыми товарами и услугами.

  1. Какова роль природных богатств в хозяйстве человека?

1) В наше время природные богатства не играют большой роли. Люди так много всего изобрели, например компьютеры, что уже могут обходиться без природных богатств.

2) Природные богатства остаются основой экономики. Ведь именно они служат источником материалов и энергии для нашего хозяйства. Никакой компьютер не заработает без электроэнергии, а её производят на электростанциях, используя природные богатства.

  1. Кто из ребят правильно привел пример отраслей промышленности?

1) Альберт назвал металлургию, машиностроение, растениеводство, пищевую промышленность.

2) Дина назвала электроэнергетику, лёгкую промышленность, животноводство, добывающую промышленность.

3) Петя назвал металлургию, машиностроение, электроэнергетику, химическую промышленность.

  1. Продукция каких отраслей представлена на фотографиях? (см. следующую страницу)

1) Машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.

2) Металлургия, электроэнергетика, лёгкая промышленность.

3) Добывающая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.


  1. Какую роль в экономике играют деньги?

1) За деньги люди покупают продукты и одежду.

2) Деньги платят людям за их труд.

3) С помощью денег происходит купля-продажа товаров и услуг.

  1. Какие деньги лучше взять с собой в туристическую поездку в одну из европейских стран?

  1. Что такое государственный бюджет?

1) Это план доходов и расходов государства.

2) Это установленные законом платежи, которые граждане и организации вносят в бюджет государства.

3) Это расходы государства на образование, здравоохранение, содержание армии и другие нужды.

  1. В семье Марины ежемесячные доходы примерно равны расходам. В семье Никиты доходы хотя и ненамного, но превышают расходы. Какая из этих семей может иметь сбережения?

1) Семь Марины

2) Семья Никиты

  1. Семья Даши имеет дачу в районе, где нет ни одного промышленного предприятия. Семья Вити имеет дачу в районе, где недавно был построен химический завод. В одном их этих районов планируется открытие санатория. Как вы думаете, в каком?

1) В районе, где живёт семья Даши.

2) В районе, где живёт семья Вити.

  1. Ребята побывали на экскурсии в красивом старинном городе.

Экскурсовод рассказал, что в районе выращивают много овощей и фруктов, разводят коров. В городе есть молочный завод, который производит молоко, сметану, творог.

Но недавно в городе открыли предприятие, которое перерабатывает отслужившие автомобильные аккумуляторы. При этом в окружающую среду попадают ядовитые отходы, содержащие свинец. Они накапливаются в основном в почве. К каким последствиям это может привести?

Руслан высказал своё мнение: «Ничего плохого не случится. Раз свинец скапливается в почве, вреда от него не будет».

Олег не согласился: «Из почвы опасные вещества попадут в растения, а значит, в овощи и фрукты. Это плохо отразится на здоровье жителей».

Нина поддержала его: «Свинец окажется и в траве, которую едят коровы, потом – в их молоке, а значит, и в продуктах молочного завода. Это тоже повредит здоровью горожан».

Чей прогноз верный?

1) Прогноз Руслана

2) Прогноз Олега и Нины

3) Только прогноз Олега

Раздел № 6 «Путешествие по городам и странам».

  1. Какие города Золотого кольца обозначены на карте номерами?

1) 1. Переславль-Залесский. 2. Кострома. 3. Суздаль

2) 1. Углич. 2. Ярославль. 3. Плёс

3) 1. Сергиев Посад. 2. Ростов. 3. Владимир.

  1. Где верно указаны достопримечательности города Владимира?

1) Троице-Сергиева лавра, театр имени Ф.Г. Волкова, Торговые ворота

2) Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота.

3) Горицкий монастырь, дом-музей И.И. Левитана, Музей деревянного зодчества.

  1. Как подписать фотографию для выставки?

1) Троице-Сергиева лавра

2) Ростовский кремль

3) Музей деревянного зодчества

  1. Определи, какие страны – соседи России обозначены на карте номерами.

1) 1. Белоруссия. 2. Азербайджан. 3. Монголия.

2) 1. Польша. 2. Китай. 3. Япония.

3) 1. Украина. 2. Казахстан. 3. Китай.

  1. Учительница попросила рассказать по политической карте Европы об Испании.

Вот рассказ Серёжи: «Испания – большая страна на юго-западе Европы. Её столица – город Мадрид. Испания граничит с Португалией, Францией и маленьким государством Андорра. С севера берега Испании омывает Бискайский залив Атлантического океана, с юга и юга-востока – Средиземное море».

С помощью политической карты проверь рассказ Сережи.

1) Сережа всё рассказал верно.

2) Сережа допустил ошибки.

3) Сережа всё рассказал неверно.

  1. Какая фотография не подойдет для выставки, посвященной странам севера Европы?

  1. Учительница попросила привести примеры достопримечательностей Италии.

Таня назвала Парфенон, Колизей, Пизанскую башню.

Денис назвал Колизей, Пизанскую башню, каналы Венеции.

Альберт назвал Лувр, Букингемский дворец, Колизей.

Кто из ребят ответил верно, кто допустил одну ошибку, кто – две ошибки?

1) Верно ответила Таня. Одну ошибку попустил Альберт, две – Денис.

2) Верно ответил Денис. Одну ошибку попустила Таня, две – Альберт.

3) Верно ответил Альберт. Одну ошибку попустил Денис, две – Таня.


  1. Узнай страну по названию:

«Название этой страны означает «низкие земли». Столица страны славится своими каналами, по которым плавают многочисленные катера с туристами. Любимое средство передвижения у жителей этой страны – велосипед, а любимый цветок – тюльпан. Еще страна славится вкусными сырами и старинными ветряными мельницами.»

1) Дания; 3) Швейцария

2) Германия; 4) Нидерланды (Голландия)


  1. Как подписать фотографию для выставки?



1) Собор Парижской Богоматери

2) Бранденбургские ворота

3) Тауэр

4) Парфенон

  1. Кто изображён на фотографии?


1) Это Тур Хейердал – норвежский путешественник и защитник природы.

2) Это Джеральд Даррелл – английский зоолог, писатель, защитник природы.

3) Это Жак-Ив Кусто – французский путешественник, исследователь океана.





Ответы к контрольно-измерительным материалам


Номер вопроса

Номер раздела


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

6

4

3

3

1

2

3

2

3

2

3

1

4

1

2

4

3

3

4

2

3

1

4

3

3

1

3

4

2

5

3

4

2

2

3

3

1

2

2

1

2

3

5

3

2

3

1

3

2

1

2

1

2

6

3

2

2

3

1

4

2

4

4

3
































ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Инструментарий для оценивания результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Особенности организации контроля по окружающему миру:

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, форсированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Тесты

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!