ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
-
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
-
(природную и
-
социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
-
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
-
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
-
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
-
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
-
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
-
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие
роли
человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия
в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
-
раскрытие роли человека в природе и обществе;
-
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом
классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
-
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
-
определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
-
различать символы РФ;
-
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
-
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
-
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
-
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
-
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
-
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
-
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
-
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
-
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
-
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
-
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация).
-
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
-
создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.);
-
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
-
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
-
описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
-
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
-
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
-
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
-
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
-
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
-
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
-
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.
Содержание учебного предмета по разделам учебника
Где мы живём. Родная страна. РНК. Моя малая родина- Адыгея. Город и село. РНК. Майкоп-столица Адыгеи. Природа и предметы, созданные человеком. Природа в опасности!
Природа. Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. РНК. Полезные ископаемые в Адыгее. Про воздух. …И про воду. РНК. Водоемы Адыгеи.Какие бывают растения. РНК. Растения Адыгеи. Какие бывают животные. РНК. Животные в лесах Адыгеи.Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. РНК. Кавказский-биосферный заповедник. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Про кошек и собак. Красная книга. РНК. Красная книга Адыгеи.Будь природе другом!
Жизнь города и села. Что такое экономика. РНК. Экономическая обстановка в Республике. Из чего что сделано. Как построить дом. РНК. Дольмены. Жилище адыгов. Какой бывает транспорт. Все профессии важны. РНК. Работа и вакансии в Республике Адыгея. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение. Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. РНК. Адыгская этика и этикет.Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествие. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. . РНК. Рельеф Адыгеи (равнины, горы, предгорья). Водные богатства. РНК. Водоёмы родной республики. В гости к весне. ». РНК. Первоцветы в Адыгее. Россия на карте. РНК. Города Адыгеи- Майкоп, Адыгейск. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
-
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
-
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
-
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
-
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
-
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
-
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
-
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
-
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
-
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
-
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
-
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
-
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
-
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
-
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
-
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
-
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
-
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
-
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
-
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
-
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
-
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
-
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
-
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
-
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
-
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
-
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
-
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
-
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
-
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
-
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
-
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
-
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
-
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
-
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
-
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
-
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
-
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
-
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
-
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
-
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
-
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
2) Самоконтроль и самооценка:
-
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
-
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
-
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
-
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
-
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
-
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
-
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
-
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит возможность научиться:
-
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
-
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
-
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
-
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
-
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
-
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
-
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
-
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
-
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
-
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
-
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
-
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
-
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
-
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
-
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
-
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
-
соблюдать режим дня и питания;
-
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
-
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Где мы живем | 4 | | |
2 | Природа | 20 | | |
3 | Жизнь города и села | 10 | | |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | | |
5 | Общение | 7 | | |
6 | Путешествия | 18 | | |
Итого по разделу | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 6со |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Дома |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Где мы живем? – 2 ч |
1 | Родная страна. РНК. Моя малая родина- Адыгея. | 1 | | | | Урок "Россия - наша Родина" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-na-temu-rossiya-nasha-rodina-klass-1136116.html Презентация "Родная страна" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/urok_1_rodnaja_strana/237-1-0-64270 | с.4-7 |
2 | Город и село. Проект «Родной город». РНК. Майкоп-столица Адыгеи. | 1 | | | | Урок "Город и село" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/conspect/154855/ | С.8-11 |
Природа – 20ч |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | | | | Урок "Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними" (Инфоурок) https://infourok.ru/priroda-i-predmety-sozdannye-chelovekom-prirodnye-materialy-berezhnoe-otnoshenie-k-predmetam-vesham-uhod-za-nimi-6387508.html Урок "Природа и творчество. природные материалы. Листья и фантазии (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5365/conspect/167914/ | С.14-17 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | 1 | | | Итоговый урок по разделу "Где мы живём» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/223522/ | С.18-19 |
5 | Неживая и живая природа. | 1 | | | | Урок «Живая и неживая природа» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/ | С.24-27 |
6 | Явления природы. Практическая работа №1«Измерение температуры» | 1 | | 1 | | Урок «Явление природы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/ | С.30-31 |
7 | Что такое погода. | 1 | | | | Урок «Что такое погода» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/ | С.32- -35 |
8 | Экскурсия «В гости к осени». | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | |
9 | В гости к осени. | 1 | | | | Урок "В гости к осени» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/ Презентация "Годовой ход изменения растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-godovoj-hod-izmenenij-v-zhizni-rastenij-6445875.html | с.36-39 |
10 | Звёздное небо. | 1 | | | | Урок «Звёздное небо» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/ | С.40-43 |
11 | Заглянем в кладовые Земли. РНК. Полезные ископаемые в Адыгее. Практическая работа №2 с горными породами и минералами | 1 | | 1 | | Урок «Заглянем в кладовые Земли» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/ | С.44-47 |
12 | Про воздух… | 1 | | | | Урок "Про воздух и воду" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/ | С.48-51 |
13 | …И про воду. РНК. Водоемы Адыгеи. | 1 | | | | Урок "Про воздух и воду" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/ | С.52-55 |
14 | Какие бывают растения? Практическая работа № 3 «Сравнительное исследование трав,кустарников и деревьев» РНК. Растения Адыгеи. | 1 | | 1 | | Урок "Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы.» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/ Урок "Растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-rasteniya-1-klass-5110163.html Видеоурок "Разнообразие растений" https://www.youtube.com/watch?v=tpHgpEHwc5U | С.56-59 |
15 | Какие бывают животные? РНК. Животные в лесах Адыгеи. | 1 | | | | Урок "Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы.» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/ Урок «Царство Животные» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/bb301165-36be-4f7e-9dfd-af44a99792d4 | С.60-63 |
16 | Невидимые нити. | 1 | | | | Урок "Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы.» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/ | С.64-67 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. РНК. Кавказский-биосферный заповедник. | 1 | | | | Урок "Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы.» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/ Видеоурок "Дикорастущие и культурные растения" https://www.youtube.com/watch?v=YdGKNhBLjYA | С.68-71 |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | | | | Урок "Дикие и домашние животные" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-dikie-i-domashnie-zhivotnie-okruzhayuschiy-mir-klass-822260.html | С.72-75 |
19 | Комнатные растения. Практическая работа № 4 «Осваивание приемов ухода за комнатными растениями» | 1 | | 1 | | Урок "Комнатные растения, правила содержания и ухода" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-komnatnye-rasteniya-pravila-soderzhaniya-i-uhoda-1-klass-6253680.html Урок "Как ухаживать за комнатными растениями" (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-tema-kak-ukhazhivat-za-komnatnymi-r.html | С.76-79 |
20 | Животные живого уголка. | 1 | | | | Урок «Животные живого уголка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/ | С.80-83 |
21 | Про кошек и собак. | 1 | | | | Урок «Про кошек и собак» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/ | С.84-87 |
22 | Красная книга. РНК. Красная книга Адыгеи. | 1 | | | | Урок «Красная книга» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/ | С.88-91 |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | проект |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 1 | | | Итоговый урок по разделу «Природа» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/289903/ | - |
Жизнь города и села- 10 ч |
25 | Что такое экономика. РНК. Экономическая обстановка в Республике. | 1 | | | | Урок "Что такое экономика" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/start/156919/ | С.104-107 |
26 | Из чего что сделано. | 1 | | | | Урок "Из чего что сделано. " (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/ | С.108-111 |
27 | Как построить дом. РНК. Дольмены. Жилище адыгов. | 1 | | | | Урок "Как построить дом. " (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/ | С.112-115 |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | | | | Урок "Какой бывает транспорт. " (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/ | С.116-119 |
29 | Культура и образование. | 1 | | | | Урок "Культура и образование" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/ | С.120-123 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». РНК. Работа и вакансии в Республике Адыгея. | 1 | | | | Урок "Все профессии важны. Проект «Профессии»." (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/ | С.124-127 |
31 | Экскурсия «В гости к зиме». | 1 | | | | Презентация "Травы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-travi-klass-3045577.html Презентация "Годовой ход изменения растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-godovoj-hod-izmenenij-v-zhizni-rastenij-6445875.html | Нарисовать зиму |
32 | В гости к зиме. | 1 | | | | Урок "В гости к зиме" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/289934/ Презентация "Годовой ход изменения растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-godovoj-hod-izmenenij-v-zhizni-rastenij-6445875.html | С.130-133 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | | | | Итоговый урок по разделу «Жизнь города и села» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5962/start/295952/ | тест |
34 | Тематическая проверочная работа по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 1 | | | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» (Инфоурок) https://infourok.ru/proverochnaya-rabota-2-po-razdelu-zhizn-goroda-i-sela-2-klass-5263068.html | - |
Здоровье и безопасность-9 ч |
35 | Строение тела человека. | 1 | | | | Урок «Строение тела человека. Если хочешь быть здоров!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/ | С.4-7 |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | | | | Урок «Строение тела человека. Если хочешь быть здоров!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/ | С.8-11 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | | | | Урок «Берегись автомобиля!» (РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/ Урок "Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта" (Инфоурок) https://infourok.ru/pravila-bezopasnogo-povedeniya-passazhira-nazemnogo-transporta-6541212.html | С.12-13 |
38 | Школа пешеходов. Практическая работа. | 1 | | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Презентация "Мы пассажиры" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_pdd_my_passazhiry_2klass-232115 | С.14-17 |
39 | Домашние опасности. | 1 | | | | Презентация к уроку «Домашние опасности» (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayushego-mira-domashnie-opasnosti-2-klass-5852924.html Урок "Домашние опасности" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-domashnie-opasnosti-klass-3478216.html Видеоурок "Безопасное поведение в быту" https://ok.ru/video/1820321057481 | С.18-21 |
40 | Пожар! | 1 | | | | Урок «Домашние опасности. Пожар!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/ | С.22-25 |
41 | На воде и в лесу. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Урок «Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы.»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/ | С.26-29 |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Урок «Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы.»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/ | С.30-33 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 1 | | | Итоговый урок по разделу «Здоровье и безопасность» (РЭШ) .https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/ | тест |
Общение – 7 ч |
44 | Наша дружная семья. | 1 | | | | Урок «Наша дружная семья. Проектное задание «Родословная»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | С.42-47 |
45 | Проект «Родословная». | 1 | | | | Урок «Наша дружная семья. Проектное задание «Родословная»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | проект |
46 | В школе. | 1 | | | | Урок «В школе. Правила вежлисвоти». (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/ | С.48-51 |
47 | Правила вежливости. РНК. Адыгская этика и этикет. | 1 | | | | Урок "В школе. Правила вежливости" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/conspect/157360/ Видеоурок "Правила поведения в школе" https://ok.ru/video/332743771489 | С.52-55 |
48 | Ты и твои друзья. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | С.56-50 |
49 | Мы - зрители и пассажиры. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | С.60-63 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | | | | Урок "Заповедники родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-zapovedniki-rodnogo-kraya-1171404.html Презентация "Заповедники на карте Правила поведения в заповедниках" https://theslide.ru/uncategorized/zapovedniki-na-kartepravila-povedeniya-v-zapovednikahvyhodzapovedniki | тест |
Путешествие – 18 ч |
51 | Посмотри вокруг. | 1 | | | | Презентация "Ориентирование на местности" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_52_po_temeorientirovanie_na_mestnosti/237-1-0-66454 | С.70-73 |
52 | Ориентирование на местности. | 1 | | | | Презентация "Ориентирование на местности" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_52_po_temeorientirovanie_na_mestnosti/237-1-0-66454 | С.74-77 |
53 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | 1 | | 1 | | Практическая работа "Ориентирование на местности по компасу" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-na-temu-orientirovanie-po-kompasu-prakticheskoe-zanyatie-klass-518342.html | - |
54 | Формы земной поверхности. РНК. Рельеф Адыгеи (равнины, горы, предгорья). | 1 | | | | Урок "Земля как планета" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/zemlja_kak_planeta/237-1-0-22056 Презентация "Земля - планета солнечной системы" https://shareslide.ru/okruzhayushchiy-mir/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-zemlya-planeta-2 | С.78-81 |
55 | Водные богатства. РНК. Водоёмы родной республики. | 1 | | | | | С.82-85 |
56 | Экскурсия «В гости к весне». РНК. Первоцветы в Адыгее. | 1 | | | | Урок "Если хочешь быть здоров. Режим дня" (Открытый урок. 1 сентября) https://yandex.ru/search/?text=2+класс+Окружающий+мир+%09+Здоровый+образ+жизни.+Режим+дня%3A+чередование+сна%2C+учебных+занятий%2C+двигательной+активности&lr=101189 Презентация "Режим дня" https://compedu.ru/publication/urok-po-okruzhaiushchemu-miru-dlia-2-klassa-rezhim-dnia.html | - |
57 | В гости к весне. | 1 | | | | Урок и презентация "Разговор о правильном питании" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/579103 | С.86-89 |
58 | Россия на карте. | 1 | | | | Урок "Укрепляем здоровье - закаливанием" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6010/conspect/190574/ Презентация "Если хочешь быть здоров" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_36_po_teme_esli_khochesh_byt_zdorov/237-1-0-65635 | С.90-95 |
59 | Проект «Города России». РНК. Города Адыгеи- Майкоп, Адыгейск. | 1 | | | | Презентация "Закаливание. основа здорового существования" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-zakalivanie-osnova-zdorovogo-suschestvovaniya-kl-3287087.html | проект |
60 | Путешествие по Москве. | 1 | | | | Урок "Москва -столица - России" (Педсовет) https://pedsovet.su/load/241-1-0-26146 Презентация "Москва - столица нашей Родины" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-moskva-stolica-nashey-rodini-klass-474666.html | С.98-101 |
61 | Московский Кремль. | 1 | | | | Урок "Путешествие по Москве" (Педсовет) https://pedsovet.su/load/241-1-0-51817 Презентация "Достопримечательности Москвы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-dostoprimechatelnosti-moskvy-2-klass-4409854.html | С.102-107 |
62 | Город на Неве. | 1 | | | | Урок и презентация "Санкт-Петербург" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-sankt-peterburg-2-klass-4915888.html | С.108-113 |
63 | Путешествие по планете. | 1 | | | | Урок «Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проектное задание «Страны мира»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/ | С.114-123 |
64 | Путешествие по материкам. | 1 | | | | Урок «Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проектное задание «Страны мира»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/ | С.118-123 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | | | Урок «Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проектное задание «Страны мира»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/ | проект |
66 | Экскурсия «Впереди лето». | 1 | | | | Урок «Впереди лето!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/start/296045/ | - |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | | | | Итоговый урок по разделу «Путешествие» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3783/start/296201/ | тест |
68 | Проверочная работа по итогам обучения во 2 классе. | 1 | 1 | | | Урок "Итоговая контрольная работа по окружающему миру" (Инфоурок) https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-okruzhayuschemu-miru-za-klass-a-pleshakov-umk-shkola-rossii-1876839.html Урок "КИМ по окружающему миру" (Инфоурок) https://infourok.ru/kim-po-okruzhayushemu-miru-2-klass-6627618.html | - |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 6 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов Плешаков А. А., Плешаков С. А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы
Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru.
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова. 1 класс
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/.
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/.
Музеи России http://www.museum.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.