Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская средняя общеобразовательная школа»
Рузский р-н, д. Орешки
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Орешковская СОШ»
_____________________ М.Н.Храброва
«____»________________2021 г.
Приказ № 83 от 30.08.2021
М.П.
Рабочая программа(адаптированная)
по окружающему миру
с обучающимся с задержкой психоречевого развития
(индивидуальное обучение)
Зорин Андрей 3 класс
Составитель: Грунина О.А.
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2021-2022 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года)
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
СП 2.4.3648-20; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
СанПиН 1.2.3685-21; «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания предметной области «Окружающий мир» , утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;
учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Орешковская СОШ» №83 от 30.08.2021 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
рабочей программы воспитания МБОУ «Орешковская СОШ»;
Программа разработана во исполнение цели № 1 из распоряжения Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Для реализации программы используются пособия из УМК:
Для педагога:
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова (2019, 2020 год издания) для 3 класса.
Методическое пособие «Окружающий мир» А.А. Плешакова (2019, 2020 год издания) для 3 класса..Дидактические материалы.3 класс.
2.Для обучающегося:
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова (2019, 2020 год издания) для 3 класса.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Орешковская СОШ»на 2021-2022 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение обучающегося . На индивидуальное обучение по окружающему миру на дому в 3 классе выделено 0.5 часа в неделю (17 часов в год). В связи с этим сокращены часы для обучающегося .
Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения дистанционных образовательных технологий в МБОУ « Орешковская СОШ» созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды и обеспечивающей освоение обучающимся образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося:
-электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные | метапредметные | предметные |
Обучающийся получит возможность: ответственно относится к учебе, грамотно излагать свои мысли, критично мыслить, быть инициативным, находчивым Будет решать следующие жизненно-практические задачи: обучающиеся научатся познавать окружающий мир, получат знания по сохранению окружающего мира, получат навыки сохранения окружающего мира, научатся следить за сохранением своего здоровья. | Обучающийся научится: принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) Обучающийся получит возможность: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Обучающийся научится: компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства; компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы; группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства; группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства; некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе; строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены. Обучающийся получит возможность: развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека. |
Предметные результаты по итогам изучения каждой темы
Тема | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Как устроен мир | Обучающийся научится определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; | Обучающийся получит возможность научиться . |
Эта удивительная природа | Обучающийся научится: -осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; -различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; - классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; -пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, -обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, -приводить примеры растений и животных из Красной книги России; | Обучающийся получит возможность научиться: -проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование, - исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; |
Мы и наше здоровье | Обучающийся научится: - различать внешность человека и его внутренний мир | Обучающийся получит возможность научиться: -наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека |
Наша безопасность | Обучающийся научится: -устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека, - оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях, -вырабатывать правильную осанку, -выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней, -правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, -соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям | Обучающийся получит возможность научиться: -использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, -понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; -понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно |
Чему учит экономика | Обучающийся научится: -раскрывать роль экономики в нашей жизни, -понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стра, - обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; | Обучающийся получит возможность научиться: -объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; -понимать, как ведётся хозяйство семьи; -использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. |
Путешествие по городам и странам | Обучающийся научится: - находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, -находить на карте страны — соседи России и их столицы; | Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; -приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами |
Содержание программы учебного предмета
Как устроен мир (1 ч)
Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия. Что нас окружает?
Эта удивительная природа (3 ч)
Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы. Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (2 ч)
Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (2ч)
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия. Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (3 ч)
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (6 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Формы организации учебной деятельности
Урок, экскурсия, практическая работа, проект.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: |
Пр/раб | Тест | Проект |
1 | Как устроен мир | 1 | | | |
2 | Эта удивительная природа | 3 | 1 | | |
3 | Мы и наше здоровье | 2 | | 1 | |
4 | Наша безопасность | 2 | | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам | 6 | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 17 | 3 | 5 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планир. дата | Скоррект. дата |
| Как устроен мир (6 ч) | | |
| Природа. Человек. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Икт. | 02.09 | |
| Что такое экология?" Природа в опасности!" Тела, вещества, частицы. ИКТ. Пр. р. №1 | 16.09 | |
| Разнообразие веществ Воздух и его охрана Вода Пр. р №2 | 30.09 | |
| Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду. Как разрушаются камни. Что такое почва?ИКТ. Пр.р.№5 | 14.10 | |
| Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений Охрана растений.. ИКТ | 28.10 | |
| Разнообразие животных Кто что ест. Размножение и развитие животных Охрана животных .В царстве грибов. ИКТ. Проверочная работа. | 25.11 | |
| Великий круговорот жизни. Организм человека .Органы чувств.. Надёжная защита организма.Тест№ 1. | 09.12 | |
| Опора тела и движения. Наше питание. ИКТ. Проект " Школа кулинаров" Дыхание и кровообращение. | 23.12 | |
| Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Презентация проектов "Богатства, отданные людям. "Разнообразие природы родного края", "Школа кулинаров""ИКТ. | 20.01 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие. | 03.02 | |
| Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки.. Проект "Кто нас защищает" Опасные места.ИКТ. | 24.02 | |
| Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. Для чего нужна экономика. ИКТ. Проверочная работа. Природные богатства и труд людей основа экономики. Полезные ископаемые. | 10.03 | |
| Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность.ИКТ. Пр.р. . | 21.04 | |
| Что такое деньги. Проект "Экономика родного края". Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Золотое кольцо России. | 13.05 | |
| Золотое кольцо России. Города и их достопримечательности. ИКТ С.Ч. Наши ближайшие соседи. | 13.05 | |
| На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.ИКТ. | 27.05 | |
| Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Презентация проектов. "Кто нас защищает", "Экономика родного края", "Музей путешествий". Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 27.05 | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР_________________(Т.И.Серкова)
« » ________ 2021
12