Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе рабочей программы по окружающему для 3 классов (автор Виноградова Н.Ф.), в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по окружающему миру.
Раздел 1. Планируемые результаты.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты. В соответствии со стандартами второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описание, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Раздел 2. Содержание учебного курса
Земля - наш общий дом (7 ч.)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю (4 ч.)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (26 ч.)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)
Название русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину (12 ч.)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Как трудились в старину (7 ч.)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Экскурсии
В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Раздел 3. Тематическое планирование
Количество часов:
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Учебник: Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Тетрадь: Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Проверочные работы | Тестирование | Проекты | Экскурсии Итоговая комплексная контрольная работа |
1 | Земля – наш общий дом. | 7 | 5 | 1 | | 1 | |
2 | Человек изучает Землю | 4 | 4 | | | | |
3 | Царства природы | 27 | 21 | 2 | 3 | | 1 |
4 | Наша Родина: от Руси до России | 9 | 8 | | 1 | | |
5 | Как люди жили в старину | 11 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Как трудились в старину | 10 | 7 | 1 | | | 1 1 |
| Итого: | 68 | 52 | 5 | 5 | 2 | 3 1 |
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | ОЗОЖ | ИКТ | Дата |
план | факт |
1 | Земля – наш общий дом 7ч | Где и когда ты живёшь | 1 | Формирование представлений о пространстве и времени. Время может быть настоящим, прошедшим и будущим. Для счёта лет в истории используются специальные термины | Иметь представление о пространстве и времени; Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, родного города. Соотносить год, век, арабские и римские цифры | Представление о смысле жизни | | | |
2 | Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела. | 1 | Тела живой и неживой природы. | Называть и различать тела живой и неживой природы; Иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3); объяснять значение Солнца для жизни на Земле; Характеризовать условия жизни на Земле; называть свойства воздуха, воды, состав почвы | | Презентация «Планеты Солнечной системы» http://viki.rdf.ru | | |
3 | Солнце - звезда. Планета Земля – шар. | 1 | Солнце – это звезда. Температура и возраст Солнца (таблица). Рассказ о Н. Копернике Составление таблицы «Земля – планета Солнечной системы». Работа в группах | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | | | |
4 | Значение Солнца для жизни на Земле | 1. | Условия, обеспечивающие жизнь организмов на Земле: свет, воздух, вода, почва. Проведение опытов | | Презентация учителя | | |
5 | Водная оболочка Земли. | 1 | Наблюдения за окр. миром человек использовал для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества | Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя | | | | |
6 | Воздушная оболочка Земли Проект «Земля – наш общий дом» | 1 | Практическая работа с глобусом, картой, планом. Меридианы и параллели, полюсы | | | | |
7 | Проверочная работа №1 | 1 | | | | | | |
8 | Человек изучает Землю 4 ч. | Человек познаёт мир. Как изображают землю. | 1 | Наблюдения за окружающим миром человек использовал для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества | Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя | | Презентация учителя | | |
9 | Географическая карта | 1 | | | | |
10 | Зачем нужен план | 1 | | | | |
11 | Чтобы не заблудиться в лесу | 1 | | | | |
12 | | Бактерии | 1 | Бактерии – примитивные живые существа. Особенности их жизни, места их обитания | Иметь представление об особенностях жизни и местах обитания бактерий | Уникальность и неповторимость всех форм жизни. | Презентация «Бактерии» http://viki.rdf.ru | | |
13 | Грибы. | 1 | Грибы – царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений | Называть особенности внешнего вида, строения грибов, отличия от растений | | Презентация «Грибы» http://viki.rdf.ru | | |
14 | | Тестирование №1 | 1 | | | | | | |
15 | Царства природы 27 ч. | Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия. | 1 | Расширение представлений о разнообразии флоры. Отдельные представители флоры, живущие в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.) Растения дикорастущие и культурные. | Составлять описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному; различать растения культурные и дикорастущие | | Презентация «Группы растений» http://viki.rdf.ru | | |
16 | Если бы на Земле не было растений… | 1 | Роль растений в природе и в жизни людей. Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений» Ядовитые растения | Раскрывать значение растений в природе и жизни человека | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Эмоции. | | | |
17 18 | Разнообразие растений на Земле | 2 | Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | Уметь классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) | | Презентация учителя | | |
19 | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | Ядовитые растения | | | Презентация учителя | | |
20 | Как живёт растение | 1 | Как живет растение. Отличия растений от животных. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Особенности питания растений | Называть отличия растений от животных; называть органы растений и их значение для роста и развития растения | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Характер. | | | |
21 | Органы растения. | 1 | | | | |
22 | Тестирование №2 | 1 | | | | | | |
23 | Размножение растений. | 1 | Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами | Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы | Строение репродуктивной системы мальчиков и девочек. | | | |
24 | Как долго живут растения | 1 | Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами | Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы | | | | |
25 | Культурные растения в жизни человека. | 1 | Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли | Раскрывать значение культурных растений в жизни человека; иметь представление о том, когда и почему возникло земледелие | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Общение. | | | |
26 | Красная книга России | 1 | Причины исчезновения растений. Красная книга России, ее значение. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. Отдельные представители растений оранжевых страниц Красной книги. | Объяснять необходимость бережного отношения человека к окр. среде; называть причины исчезновения растений. Соблюдать правила поведения в природе | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Самопознание, отношение к себе. | Презентация-клип «Красная книга» http://viki.rdf.ru | | |
27 | Проверочная работа №2 | 1 | | | | | | |
28 | | Роль животных в природе | 1 | Фауна – необходимая и важная составляющая природы. Взаимосвязи в мире природы. Необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней. Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания. | Раскрывать значение животных в природе; осознавать взаимосвязи в мире природы, необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней | | | | |
29 | Разнообразие мира животных | 1 | Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, внешнему виду и способам защиты. | Различать животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные) | Строение репродуктивной системы мальчиков и девочек. | Презентация учителя | | |
30 | Проверочная работа №3 | 1 | | | | | | |
31 | Животные – живые существа (организмы). Как животные ориентируются в окружающей среде. Как животные питаются и передвигаются. | 1 | Животные обладают умением ориентироваться в окр. мире. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, паразиты, всеядные) | Называть признаки живого организма Иметь представление о способах питания животных | | | | |
32 | Как животные дышат. Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | 1 | Способы передвижения животных. Органы дыхания животных: жабры, легкие, трахеи. | Называть признаки живого организма. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных; Классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения. Различать (соотносить) приспособления животных к среде обитания | Беседа о поведении в чрезвычайных ситуациях. | | | |
| Кровеносная система животных. Органы выделения животных. Размножение признак всех живых существ. Животные размножаются по-разному( из икринок, из яйца, их куколки, рождаются живыми) | | | |
33 34 | Беспозвоночные животные | 2 | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Особенности строения тела насекомых, пауков, червей, моллюсков, раков, улиток, осьминогов. | Иметь представление о группе беспозвоночных животных, Знать признаки насекомых | | Презентация учителя | | |
35 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся | 1 | Позвоночные животные Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы и звери (млекопитающие) | Различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного | | Презентация учителя | | |
36 | Птицы и млекопитающие (звери). | 1 | | Презентация учителя | | |
37 | Природное сообщество | 1 | Знакомство с понятием «природное сообщество». Пищевые цепи: как связаны в них живые существа | Иметь понятие о «природном сообществе». Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | Самоценность личности. | Презентации «Лес», «Луг», «Водоём» http://viki.rdf.ru | | |
38 | Почему люди приручили диких животных. О заповедниках. Тестирование №3 | 1 | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках. | Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; соблюдать правила поведения в природе | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Личность. | | | |
39 | Наша Родина: от Руси до России 9 ч | Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена | 1 | Методы изучения прошлого: раскопки, изучение берестяных грамот, древних предметов быта. Потомки восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Территория и города | Иметь представление о раскопках, археологах, берестяных грамотах. Работать с исторической картой; называть крупные города Древнерусского государства | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Конфликтные ситуации, поведение в конфликтных ситуациях. | Презентация «Древня Русь» http://viki.rdf.ru | | |
40 41 | Великие князья в Древней Руси Проект «Великие правители России» | 2 | Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | Соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе; Называть имена отдельных руководителей государства (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Николай II) Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника; Уметь сотрудничать; Работать с исторической и контурной картой Иметь элементарные представления о государственной власти | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Конфликтные ситуации, поведение в конфликтных ситуациях. | Презентация учителя | | |
42 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный Проект «Великие правители России» | 1 | Становление Москвы как столицы. Иван грозный – первый русский царь | Манипуляции в общении. | | | |
43 | Петр I Великий Проект «Великие правители России» | 1 | Петр I – император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | Манипуляции в общении. | Презентация «Пётр I» http://viki.rdf.ru | | |
44 | Екатерина II Великая Проект «Великие правители России» | 1 | Почему Екатерину II назвали Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой. | Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. Вербальное и невербальное общение. | Презентация учителя | | |
45 | Последний российский император Николай II Проект «Великие правители России» | 1 | Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления | Агрессия – формы проявления. | Презентация учителя | | |
46 | Советская Россия. СССР. | 1 | Революция 1917 г. Образование Советского Союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России. | Агрессия – формы проявления. | Презентация учителя | | |
47 | | Тестирование №4 | 1 | | | | | | |
48 | Как жили в старину 11 ч | Из истории имен | 1 | Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии. | Иметь представление о происхождении имен, отчеств, фамилий | | | | |
49 | Как выглядели, трудились и защищали Родину наши предки | 1 | Особенности внешнего вида славянина. Как выглядели люди в разные исторические эпохи. Труд славян в далекой древности. Защита Родины – долг славянина. | Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства); Иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд, досуг, защита Отечества, нравственные качества); Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох; Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох | Что значит победить другого человека. | | | |
50 | Как помогали друг другу славяне, как принимали гостей и как отдыхали. | 1 | Забота о ближнем – черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время. | Беседа о поведении в чрезвычайных ситуациях. | | | |
51 | Скажи, какой у тебя дом… Проверочная работа №4 О первых каменных постройках. Экскурсия. | 2 | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. Первые каменные постройки. Одежда людей разных сословий. | Связь дыхания и сознания. | | | |
52 | | | |
53 54 | По одёжке встречают… | 2 | Как оценить качество и количество своего здоровья. | Презентация учителя | | |
55 | Русская трапеза. Проект «Чай – наш любимый напиток» | 1 | Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. | История создания семейных праздников. | | | |
56 57 | Верования языческой Руси. Принятие христианства на Руси. | 1 1 | Языческие боги древних славян. Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | Беседа о поведении в чрезвычайных ситуациях. | Презентация учителя | | |
58 | | Тестирование №5 | 1 | | | | | | |
59 | Как трудились в старину 10 ч | Что создавалось трудом крестьянина | 1 | Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Труд мужчины, женщины, детей в крестьянской семье. | Различать понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «крепостной», «крепостное право», «помещик», «землевладелец» Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов); Иметь представление о ремеслах гончаров, ткачей, оружейников Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника | Семейные праздники в традициях народов. | Презентация учителя | | |
60 | Труд крепостных крестьян | 1 | Крепостное право в России: что оно дало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права | Семейные праздники в традициях народов. | | | |
61 | Что создавалось трудом ремесленников. Что такое ремесло | 1 | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремесел в России Гончарное ремесло – одно из самых древних. Значение труда гончаров. Гжельские изделия – пример таланта гончаров Ткачество, прядение, шитье с давних времен – обязанности женщин. Изготовление оружия и защитных доспехов – древнее ремесло славян. «Оружейные» города России | Этика проведения праздников. | | | |
62 | Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле | 1 | Этика проведения праздников. | Презентация учителя | | |
63 | О труде ткачей. Русские оружейники | 1 | Этика проведения праздников. | | | |
64 | Что создавалось трудом рабочего | 1 | Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Наличие полезных ископаемых – условие работы промышленных предприятий. Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны | Называть важнейшие события в истории развития страны и открытия в XIX- XX веках (строительство первой железной дороги, развитие пароходства, автомобилестроения, самолетостроения, достижения в космонавтике) Соответствовать требованиям к учащимся, оканчивающим 3 класс, уметь сотрудничать | Как оценить качество и количество своего здоровья. | | | |
65 | Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках. О пароходе. Об автомобиле. Экскурсия. | 1 | Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России. Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России | Беседа о поведении в чрезвычайных ситуациях. | Презентация учителя | | |
66 | Итоговая комплексная контрольная работа | 1 | Выполнение тестовых заданий по всему курсу 3 класса | | | | |
67 | Самолетостроение в России Проверочная работа №5 | 1 | Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. Современные самолеты и вертолеты | Связь дыхания и сознания. | | | |
68 | Время космических полетов Экологическая викторина | 1 | К.Э.Циолковский – «отец российской космонавтики». Эра космических полетов: первый искусственный спутник, первые космонавты | Как оценить качество и количество своего здоровья. | | | |
Раздел5. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 3 классе.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растений;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права, свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Раздел 6. Материально- техническое обеспечение учебного предмета
Методические и учебные пособия.
- Программа к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Окружающий мир: Методика обучения 3 – 4 классы. /Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.
Образовательные диски
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением/ В.В. Мещерякова.– М.: Издательство «Глобус», 20
Дидактический материал
Дидактический материал для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи» - М.: Вентана-Граф,2013