РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы А.А.Плешакова М., Просвещение 2017 год.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. Количество часов в неделю 2 ч.
Изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
-целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально
-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса в 4 классе являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, городу Улан-Удэ Республики Бурятия, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
4) адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
5) прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Выпускник научится:
-Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
-что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
-некоторые современные экологические проблемы;
-природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России;
- что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Критерии и нормы оценки знаний
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Виды и формы контроля описаны в разделе «Виды и формы промежуточного, итогового контроля».
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа
Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом ошибки при постановке опята, приводящие к неправильному результату
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических)
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; неточности обозначений и подписей
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату
- неточности в определении прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов
-неточности при нахождении объекта на карте
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Оценивание теста
Оценка «5» - ученик правильно ответил на 90 -100% вопросов
Оценка «4» - ученик правильно ответил на 89 – 76% вопросов
Оценка «3» - ученик правильно ответил на 75 – 50% вопросов
Оценка «2» - ученик правильно ответил на 49% и меньше.
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.
В процессе изучения истории, воспитания гражданственности и патриотизма учащихся учителями используются краеведческие материалы, материалы историко-краеведческого музея. Например, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были проведены в республике, наглядно показать, продемонстрировать найденные предметы, экспонаты: предметы быта, орудия труда, украшения и т.д. Всё это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народам. Эти предметы прекрасно дополняют учебник. Для более эмоционального восприятия темы можно предложить ученикам принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. Широко используется материал о Великой Отечественной войне, где рассказывается о судьбе наших земляков, героях ВОВ, героях России их подвигах и т.д.
На уроках окружающего мира с детьми проводятся экскурсии в лес, на речку, школьный и городской музеи; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, концертов с выступлением заслуженных артистов в Республике Бурятия.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I.
Земля и человечество (9)
Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения астронома.
Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.
Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве.
Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца.
Раздел 2. «Природа России» (10 ч.)
Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике. Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь.
Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.
Называть условия, необходимые для жизни живых организмов.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.
Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.
Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля».
Раздел 3. Родной край-часть большой страны(15ч.)
Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы.
Показывать на политико-административной карте России родной край.
Знакомиться с картой родного края.
Рассказывать о родном крае. Называть формы земной поверхности родного края.
Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.
Рассказывать об охране поверхности края.
Объяснять значения слов: «овраг», «балка». Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы.
Объяснять значение выражения «природное сообщество».
Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных
Моделировать цепи питания
Раздел 4. Страницы всемирной истории(5ч.)
Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.
Использовать «ленту времени». Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.
Использовать «ленту времени».
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды». Рассказывать о Новом времени в истории Европы,
Понимать значение развития предпринимательства.
Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.
Называть выдающихся людей нового времени.
Работать с географической картой
Раздел 5. Страницы истории России(20ч)
Показывать на карте территории расселения древних славян.
Рассказывать о жизни древних славян. Называть столицу Древней Руси.
Понимать значение принятия Русью христианства.
Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение». Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.
Объяснять значение летописи об основании Москвы.
Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси.
Раздел 6. Современная Россия (10 ч.)
Рассказывать о федеральном устройстве России.
Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.
Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция». Называть права и обязанности гражданина.
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.
Приводить примеры праздников. Представлять результаты проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку своих достижений
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата | Кол-во | Из них | Домашнее задание |
Теор. | Практ. |
1. | Земля и человечество (9 ч.) Мир глазами астронома. | 4.09. | 1 | 0.5 | 0,5 | с.4-8 |
2. | Планеты Солнечной системы. | 6.09. | 1 | 0.5 | | с.9-15 |
3. | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 11.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.16-21 |
4. | Мир глазами географа. | 13.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.22-28 |
5. | Мир глазами историка | 18.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.29-35 |
6. | Когда и где? | 20.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.36-40 |
7. | Мир глазами эколога | 25.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.41-47 |
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 27.09. | 1 | | 1 | с.48-53 |
9. | Международная Красная книга. Тест «Земля и человечество» | 2.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.54-56 |
10. | Природа России (10 ч.) Равнины и горы России | 4.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.60-65 |
11. | Моря, озёра и реки России. | 9.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.66-70 |
12. | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | 11.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.71-75 |
13. | Тундра. | 16.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.76-83 |
14. | Леса России. | 18.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.84-94 |
15. | Лес и человек | 23.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.95-102 |
16. | Зона степей. | 25.10. | 1 | | | с.103-109 |
17. | Пустыни. | 30.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.110-117 |
18. | У Чёрного моря. | 8.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.118-125 |
19. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | 13.11. | 1 | | | с.126-134 |
20. | Родной край – часть большой страны (12 ч.) Наш край. | 15.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.135-138 |
21. | Поверхность нашего края | 20.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.139-144 |
22. | Водные богатства нашего края | 22.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.145-148 |
23. | Наши подземные богатства. | 27.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.149-159 |
24. | Земля - кормилица | 29.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.160-163 |
25. | Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса | 4.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.164-169 |
26. | Жизнь луга. | 6.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.170-177 |
27. | Жизнь в пресных водах. | 11.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.178-186 |
28. | Экскурсия к водоему | 13.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
29. | Растениеводство в нашем крае. | 18.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.187-194 |
30 | Животноводство в нашем крае | 20.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.195-203 |
31. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны» | 25.12. | 1 | | | С.206 |
32. | Страницы Всемирной истории (6ч.) Начало истории человечества | 27.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.4-7 |
33. | Мир древности: далёкий и близкий | 10.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.8-14 |
34. | Средние века: время рыцарей и замков | 15.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.15-21 |
35. | Новое время: встреча Европы и Америки | 17.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.22-27 |
36. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 22.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.28-32 |
37. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян | 24.01. | 1 | | | с.33-39 |
38. | Страницы истории России (18ч.) Во времена Древней Руси | 29.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.40-45 |
39. | Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси | 31.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.46-53 |
40. | Трудные времена на Русской земле | 5.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.55-58 |
41. | Русь расправляет крылья | 7.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.59-64 |
42. | Куликовская битва | 12.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.65-69 |
43. | Иван Третий | 14.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.70-74 |
44. | Мастера печатных дел | 19.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.75-81 |
45. | Патриоты России | 21.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.82-86 |
46. | Пётр Великий | 26.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.87-93 |
47. | Михаил Васильевич Ломоносов | 28.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.94-100 |
48. | Екатерина Великая. | 5.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.101-104 |
49. | Отечественная война 1812 года | 7.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.105-111 |
50. | Страницы истории XIX века | 12.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.112-121 |
51. | Россия вступает в XX век | 14.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.122-126 |
52. | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 19.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.127-135 |
53. | Великая Отечественная война и Великая Победа | 21.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.136-139 |
54. | Страна, открывшая путь в космос. | 2.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.140-146 |
55. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» | 4.04. | 1 | | | с.140-146 |
56. | Современная Россия (6ч.) Основной закон России и права человека. | 9.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.147-152 |
57. | Мы – граждане России. Славные символы России | 11.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.153-163 |
58. | Такие разные праздники | 16.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.164-167 |
59. | Путешествие по России | 18.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.168-174 |
60. | Проверим себя и оценим свои достижения | 23.04. | 1 | | | с.175-179 |
61. | Презентация проектов | 25.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.216-219 |
62. | Байкал чудо природы.(7ч.) Байкал- чудо природы. Изучение нового материала | 30.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.180-185 |
63. | Чудеса Байкальской воды. | 7.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.186-196 |
64. | Над водой и под водой. Птицы Байкала | 14.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | с.197-203 |
65. | Птицы побережья | 16.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | сообщение |
66. | Рыбы Байкала. Байкальская нерпа. | 21.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | сообщение |
67. | По заповедным тропам Байкала. | 23.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | сообщение |
68. | Экологические проблемы Байкала и побережья. | 28.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Защита проекта |
IV.СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
1. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Дополнительная литература
1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне,
Методические пособия
Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 4 класс.
Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 4 класс (DVD)