Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты Обучающийся научится:
— находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
— осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
— находить на карте страны — соседи России и их столицы;
— определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
— осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
— различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
— различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
— проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
— исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
— классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
— обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
— приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
— использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
— устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
— использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
— оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
— вырабатывать правильную осанку;
— выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
— понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
— правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
— соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
— понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избе- гать её;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
— раскрывать роль экономики в нашей жизни;
— осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
— различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
— понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
— объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
— понимать, как ведётся хозяйство семьи;
— обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
— рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
— приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
— использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
— понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
— планировать свои действия в течение урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
— контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные Обучающийся научится:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
— выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
— использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по различным признакам;
— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
— моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Коммуникативные Обучающийся научится:
— включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
— проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
— признавать свои ошибки, озвучивать их;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
— составлять рассказ на заданную тему;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
— овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
— проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
— формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историкокультурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
— целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
— формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
— внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
— осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
— этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
— мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) |
1 | Природа | 1 | | |
2 | Человек | 1 | | |
3 | Проект «Богатства, | 1 | | |
4 | Общество | 1 | | |
5 | Что такое экология | 1 | | |
6 | Природа в опасности | 1 | | |
| Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | | | |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | | |
9 | Воздух и его охрана | 1 | | |
10 | Вода | 1 | | |
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | | |
12 | Берегите воду | 1 | | |
13 | Что такое почва | 1 | | |
14 | Разнообразие растений | 1 | | |
15 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | | |
16 | Размножение и развитие растений | 1 | | |
17 | Охрана растений | 1 | | |
18 | Разнообразие животный | 1 | | |
1(19) | Кто что ест | 1 | | |
2(20) | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | | |
3(21) | Размножение и развитие животных | 1 | | |
4(22) | Охрана животных | 1 | | |
5(23) | В царстве грибов | 1 | | |
6(24) | Великий круговорот жизни | 1 | | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
7(25) | Организм человека | 1 | | |
8(26) | Органы чувств | 1 | | |
9(27) | Надёжная защита организма | 1 | | |
10(28) | Опора тела и движение | 1 | | |
11(29) | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | | |
12(30) | Дыхание и кровообращение | 1 | | |
13(31) | Умей предупреждать болезне | 1 | | |
14(32) | Здоровый образ жизни | 1 | | |
1(33) | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | | |
2(34) | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) |
3(35) | Огонь, вода и газ | 1 | | |
4(36) | Чтобы путь был счастливым | 1 | | |
5(37) | Дорожные знаки | 1 | | |
6(38) | Проект «Кто нас защищает | 1 | | |
7(39) | Опасные места | 1 | | |
8(40) | Природа и наша безопасность | 1 | | |
9(41) | Экологическая безопасность | 1 | | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) |
10(42) | Для чего нужна экономика | 1 | | |
11(43) | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | | |
12(44) | Полезные ископаемые | 1 | | |
13(45) | Растениеводство | 1 | | |
14(46) | Животноводство | 1 | | |
15(47) | Какая бывает промышленность | 1 | | |
16(48) | Проект «Экономика родного края « | 1 | | |
17(49) | Что такое деньги | 1 | | |
18(50) | Государственный бюджет | 1 | | |
19(51) | Семейный бюджет | 1 | | |
20(52) | Экономика и экология | 1 | | |
1(53) | Экономика и экология | 1 | | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч) |
2,3,4 (54,55, 56) | Золотое кольцо России | 3 | | |
5(57) | Проект «Музей путешествий | 1 | | |
6(58) | Наши ближайшие соседи | 1 | | |
7(59) | На севере Европы | 1 | | |
8(60) | Что такое «Бенилюкс | 1 | | |
9(61) | В центре Европы | 1 | | |
10-11 (62-63) | По Франции и Великобритании | 2 | | |
12(64) | На юге Европы | 1 | | |
13(65) | По знаменитым местам мира | 1 | | |
14(66) | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | | |
15-16 (67- 68) | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | | |
| | | | |
Оценочные и методические материалы
ТЕСТОВАЯ РАБОТА № 1
по теме «Как устроен мир?»
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.
2.К неживой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.К живой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5.Животные – это:
звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
из-за пожаров и стихийных бедствий;
из-за изменения климата на Земле;
из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
прозрачные; бесцветные; чистые.
8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
от использования воды в быту;
от использования воды в производстве;
от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.Что люди делают для спасения живой природы?
создают заповедники, ботанические сады;
создают бульвары и скверы;
создают фермы, пасеки и птицефермы.
10.Что такое заповедники?
заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
1.Подчеркни лишнее в каждом столбике:
дуб подосиновик комар
ёжик опята крот
земляника олень кит
берёза боровик кедр
12.К внутреннему миру человека относятся:
мечты, рост, возраст, характер, вес;
знания, настроение, характер, мысли, мечты;
руки, глаза, причёска, возраст, настроение.
13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:
способность думать воображение
способность хранить информацию мышление
способность представлять себе то, чего нет восприятие
способность получать информацию об окружающем память
14.Любое государство имеет:
свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;
свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;
государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.
15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:
Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
загрязнение воздуха;
истребление животных ради меха;
загрязнение водоёмов;
слив сточных вод;
исчезновение некоторых видов животных;
выбросы дыма от заводов и фабрик.
уменьшение количества лесов
17. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу