ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов с ОВЗ разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Адаптированная рабочая программа для 1-4 классов с ОВЗ предусматривает более детальный отбор принципов, форм и методов работы с учащимся. Для освоения программы учащимися предусмотрены особые методы и формы работы, позволяющие освоить курс. Такой способ организации образовательного пространства для воспитанника позволит работать на зону его ближайшего развития, корректировать уже имеющиеся недостатки развития школьника. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса. Предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Процесс обучения школьников по адаптированной программе имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала данной программы выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Общие цели начального образования с учётом специфики предмета: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используется учебно-методический комплекс «Школа России».
Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).
6. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).
8. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).
9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).
На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом начального общего образования в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
В авторскую программу изменения не внесены.
Формы и средства контроля
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В связи с тем, что в авторской программе А. В. Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011) не определено количество контрольных работ, при планировании и выполнении практической части учитываются рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области» (Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов).
Классы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формы контроля | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV |
Контрольная работа | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Комплексная контрольная работа | | | | 1 | | | | 1 | | | | 1 | | | | 1 |
Формы организации учебного процесса и их сочетания:
1 класс
С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников, используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, атакже нетрадиционные, формы проведения урока: урок – игра, урок – путешествие, уроки – викторины, урок – сказка.
2-4 классы
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (творческих мастерских, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
ПЛАНИРОВАННЫЕ результаты изучения учебного предмета, КУРСА
В конце 1 класса учащиеся будут:
знать о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
знать строение и назначение термометра;
знать название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
знать Луна - спутник Земли;
знать глобус - модель Земли;
знать условия жизни растений и животных;
знать характерные признаки времен года (продолжительность дня, вид осадков, состояние растений и животных); о значении совместного труда в обществе; правила поведения в общественных местах.
В результате изучения предмета учащиеся 2 класса:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения предмета учащиеся 3 класса научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличие грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п.разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картами, контурной картой.
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
В результате изучения предмета учащиеся 4 класса будут:
- знать Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
знать что изучает история, как историки узнают о прошлом. Как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
знать некоторые современные экологические проблемы;
знать природные зоны России;
знать особенности природы своего края: формы земной поверхности. Полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
знать важнейшие события и великих людей отечественной истории;
уметь распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения. А также сельскохозяйственных животных своего края; проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма. Доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
12. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
13. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1 класс
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
2 класс
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Природа, её разнообразие.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия ( 9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
тематическое планирование
1 КЛАСС
Количество часов в году: 66 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | 1 | Задавайте вопросы | 1 |
Раздел «Что и кто?» | 20 ч |
2 | 1 | Что такое Родина? | 1 |
3 | 2 | Что мы знаем о народах России. | 1 |
4 | 3 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | 4 | Проект №1 «Моя малая Родина» | 1 |
6 | 5 | Что у нас над головой? | 1 |
7 | 6 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | 7 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | 8 | Что растёт на подоконнике? | 1 |
10 | 9 | Что растёт на клумбе? | 1 |
11 | 10 | Что это за листья? | 1 |
12 | 11 | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | 12 | Кто такие насекомые? | 1 |
14 | 13 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | 14 | Кто такие птицы? | 1 |
16 | 15 | Кто такие звери? | 1 |
17 | 16 | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | 17 | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | 18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
20 | 19 | На что похожа наша планета? | 1 |
21 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта №1 «Моя малая Родина» | 1 |
Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 ч |
22 | 1 | Как живёт семья? Проект №2 «Моя семья» | 1 |
23 | 2 | Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | 4 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | 5 | Куда текут реки? | 1 |
27 | 6 | Откуда берутся снег и лед? | 1 |
28 | 7 | Как живут растения? | 1 |
29 | 8 | Как живут животные? | 1 |
30 | 9 | Как зимой помочь птицам? | 1 |
31 | 10 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 |
32 | 11 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта №2 «Моя семья» | 1 |
Раздел «Где и когда?» | 11 ч |
34 | 1 | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | 2 | Проект №3 «Мой класс и моя школа» | 1 |
36 | 3 | Когда придёт суббота? | 1 |
37 | 4 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | 5 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | 6 | Где живут слоны? | 1 |
40 | 7 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | 8 | Когда появилась одежда? | 1 |
42 | 9 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | 10 | Когда ты станешь взрослым? | 1 |
44 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта №3 «Мой класс и моя школа» | 1 |
Раздел «Почему и зачем?» | 22 ч |
45 | 1 | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 |
46 | 2 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | 3 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 |
48 | 4 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | 5 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | 7 | Проект №4 «Мои домашние питомцы». | 1 |
52 | 8 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53 | 9 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 |
54 | 10 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | 11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56 | 12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | 13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | 14 | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59 | 15 | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | 16 | Зачем строят корабли? | 1 |
61 | 17 | Зачем строят самолеты? | 1 |
62 | 18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | 19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | 20 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта №4 «Мои домашние питомцы». | 1 |
тематическое планирование
2 КЛАСС
Количество часов в году: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
Где мы живём | 4 ч |
1 | 1 | Родная страна. | 1 |
2 | 2 | Город и село. Проект №1 «Родной город (село)» | 1 |
3 | 3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». Оценка достижений. | 1 |
Природа | 20 ч |
5 | 1 | Неживая и живая природа. | 1 |
6 | 2 | Явления природы. | 1 |
7 | 3 | Что такое погода. | 1 |
8 | 4 | В гости к осени (экскурсия). | 1 |
9 | 5 | В гости к осени (урок). | 1 |
10 | 6 | Звездное небо. | 1 |
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. | 1 |
12 | 8 | Про воздух и про воду. | 1 |
13 | 9 | Про воздух и про воду. | 1 |
14 | 10 | Какие бывают растения. | 1 |
16 | 11 | Какие бывают животные. | 1 |
17 | 12 | Невидимые нити | 1 |
18 | 13 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
18 | 14 | Дикие и домашние животные. | 1 |
19 | 15 | Комнатные растения. | 1 |
20 | 16 | Животные живого уголка. | 1 |
21 | 17 | Про кошек и собак. | 1 |
22 | 18 | Красная книга. | 1 |
23 | 19 | Будь природе другом. Проект №2 «Красная книга», или «Возьмём под защиту» | 1 |
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
Жизнь города и села | 10 ч |
25 | 1 | Что такое экономика. | 1 |
26 | 2 | Из чего что сделано. | 1 |
27 | 3 | Как построить дом. | 1 |
28 | 4 | Какой бывает транспорт. | 1 |
29 | 5 | Культура и образование. | 1 |
30 | 6 | Все профессии важны. Проект №3 «Профессии» | 1 |
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | 8 | В гости к зиме (урок). | 1 |
33 | 9 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
34 | 10 | Презентация проектов «Родной город, село», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
Здоровье и безопасность | 9 ч |
35 | 1 | Строение тела человека. | 1 |
36 | 2 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
37 | 3 | Берегись автомобиля! | 1 |
38 | 4 | Школа пешехода. | 1 |
39 | 5 | Домашние опасности. | 1 |
40 | 6 | Пожар. | 1 |
41 | 7 | На воде и в лесу. | 1 |
42 | 8 | Опасные незнакомцы. | 1 |
43 | 9 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
Общение | 7 ч |
44 | 1 | Наша дружная семья. | 1 |
45 | 2 | Проект №4 «Родословная». | 1 |
46 | 3 | В школе. | 1 |
47 | 4 | Правила вежливости. | 1 |
48 | 5 | Ты и твои друзья. | 1 |
49 | 6 | Мы - зрители и пассажиры. | 1 |
50 | 7 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
Путешествия | 18 ч |
51 | 1 | Посмотри вокруг. | 1 |
52 | 2 | Ориентирование на местности. | 1 |
53 | 3 | Ориентирование на местности. | 1 |
54 | 4 | Формы земной поверхности. | 1 |
55 | 5 | Водные богатства. | 1 |
56 | 6 | В гости к весне (экскурсия). | 1 |
57 | 7 | В гости к весне (урок). | 1 |
58 | 8 | Россия на карте. | 1 |
59 | 9 | Проект №5 «Города России» | 1 |
60 | 10 | Путешествие по Москве. | 1 |
61 | 11 | Московский Кремль. | 1 |
62 | 12 | Город на Неве. | 1 |
63 | 13 | Путешествие по планете. | 1 |
64 | 14 | Путешествие по материкам. Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | 1 |
65 | 15 | Анализ комплексной работы. Страны мира. Проект №6 «Страны мира». | 1 |
66 | 16 | Впереди лето. | 1 |
67 | 17 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
68 | 18 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
тематическое планирование
3 КЛАСС
Количество часов в году: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
Как устроен мир | 6 ч |
1 | 1 | Природа | 1 |
2 | 2 | Человек | 1 |
3 | 3 | Проект № 1 «Богатства, отданные людям». | 1 |
4 | 4 | Общество | 1 |
5 | 5 | Что такое экология? | 1 |
6 | 6 | Природа в опасности | 1 |
Эта удивительная природа | 18 ч |
7 | 1 | Тела, вещества, частицы | 1 |
8 | 2 | Разнообразие веществ | 1 |
9 | 3 | Воздух и его охрана | 1 |
10 | 4 | Вода | 1 |
11 | 5 | Превращения и круговорот воды | 1 |
12 | 6 | Берегите воду! | 1 |
13 | 7 | Что такое почва? | 1 |
14 | 8 | Разнообразие растений | 1 |
15 | 9 | Солнце, растения и мы с вами | 1 |
16 | 10 | Размножение и развитие растений | 1 |
17 | 11 | Охрана растений | 1 |
18 | 12 | Разнообразие животных | 1 |
19 | 13 | Кто что ест. | 1 |
20 | 14 | Проект №2 «Разнообразие природы родного края» | |
21 | 15 | Размножение и развитие животных | 1 |
22 | 16 | Охрана животных | 1 |
23 | 17 | В царстве грибов | 1 |
24 | 18 | Великий круговорот жизни | 1 |
Мы и наше здоровье | 10 ч |
25 | 1 | Организм человека | 1 |
26 | 2 | Органы чувств | 1 |
27 | 3 | Надёжная защита организма | 1 |
28 | 4 | Опора тела и движение | 1 |
29 | 5 | Наше питание. Проект№3 Тема «Школа кулинаров» | 1 |
30 | 6 | Дыхание и кровообращение | 1 |
31 | 7 | Умей предупреждать болезни | 1 |
32 | 8 | Здоровый образ жизни | 1 |
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 |
34 | 10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 |
Наша безопасность | 7 ч |
35 | 1 | Огонь, вода и газ | 1 |
36 | 2 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
37 | 3 | Дорожные знаки | 1 |
38 | 4 | Проект №4 «Кто нас защищает» | 1 |
39 | 5 | Опасные места | 1 |
40 | 6 | Природа и наша безопасность | 1 |
41 | 7 | Экологическая безопасность | 1 |
Чему учит экономика | 12 ч |
42 | 1 | Для чего нужна экономика | 1 |
43 | 2 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 |
44 | 3 | Полезные ископаемые | 1 |
45 | 4 | Растениеводство | 1 |
46 | 5 | Животноводство | 1 |
47 | 6 | Какая бывает промышленность | 1 |
48 | 7 | Проект №5 «Экономика родного края» | 1 |
49 | 8 | Что такое деньги | 1 |
50 | 9 | Государственный бюджет | 1 |
51 | 10 | Семейный бюджет | 1 |
52 | 11 | Экономика и экология | 1 |
53 | 12 | Экономика и экология | 1 |
Путешествия по городам и странам | 15 ч |
54 | 1 | Золотое кольцо России | 1 |
55 | 2 | Золотое кольцо России | 1 |
56 | 3 | Золотое кольцо России | 1 |
57 | 4 | Проект №6 «Музей путешествий» | 1 |
58 | 5 | Наши ближайшие соседи | 1 |
59 | 6 | На севере Европы | 1 |
60 | 7 | Что такое Бенилюкс | 1 |
61 | 8 | В центре Европы | 1 |
62 | 9 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 |
63 | 10 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 |
64 | 11 | На юге Европы. Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | 1 |
65 | 12 | Анализ комплексной работы. По знаменитым местам мира | 1 |
66 | 13 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
67 | 14 | Презентация проектов «Кто нас защищает» | 1 |
68 | 15 | Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 |
тематическое планирование
4 КЛАСС
Количество часов в году: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени |
Земля и человечество | 9 ч |
1 | 1 | Мир глазами астронома. | 1 |
2 | 2 | Планеты Солнечной системы. | 1 |
3 | 3 | Звёздное небо - Великая книга Природы. | 1 |
4 | 4 | Мир глазами географа. | 1 |
5 | 5 | Мир глазами историка. | 1 |
6 | 6 | Когда и где? | 1 |
7 | 7 | Прошлое и настоящее глазами эколога. Проект №1 «Звёздное небо» | 1 |
8 | 8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 |
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Презентация проектов «Звездное небо» | 1 |
Природа России | 10 ч |
10 | 1 | Равнины и горы России. | 1 |
11 | 2 | Моря, озёра и реки России. | 1 |
12 | 3 | Природные зоны России. | 1 |
13 | 4 | Зона арктических пустынь. | |
14 | 5 | Тундра. | 1 |
15 | 6 | Леса России. | 1 |
16 | 7 | Лес и человек. | 1 |
17 | 8 | Зона степей. Проект №2 «Природа России» | 1 |
18 | 9 | Пустыни. | 1 |
19 | 10 | У Чёрного моря. Презентация проектов «Природа России» | 1 |
Родной край – часть большой страны | 15 ч |
20 | | Наш край. | 1 |
21 | 2 | Поверхность нашего края. | 1 |
22 | 3 | Водные богатства нашего края. | 1 |
23 | 4 | Наши подземные богатства. | 1 |
24 | 5 | Земля-кормилица. | 1 |
25 | 6 | Жизнь леса. | 1 |
26 | 7 | Жизнь луга. | 1 |
27 | 8 | Жизнь в пресных водах. | 1 |
28 | 9 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | 1 |
29 | 10 | Экскурсия в природные сообщества родного края. Проект №3 «Родной край» | 1 |
30 | 11 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | 1 |
31 | 12 | Растениеводство в нашем крае. | 1 |
32 | 13 | Животноводство в нашем крае. | 1 |
33 | 14 | Проверим себя и свои достижения за первое полугодие | 1 |
34 | 15 | Презентация проектов «Родной край» | 1 |
Страницы всемирной истории | 5 ч |
35 | 1 | Начало истории человечества. | 1 |
36 | 2 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 |
37 | 3 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 |
38 | 4 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 |
39 | 5 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 |
Страницы истории России | 20 ч |
40 | 1 | Жизнь древних славян. | 1 |
41 | 2 | Во времена Древней Руси. | 1 |
42 | 3 | Страна городов. | 1 |
43 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 |
44 | 5 | Трудные времена на русской земле. | 1 |
45 | 6 | Русь расправляет крылья. | 1 |
46 | 7 | Куликовская битва. | 1 |
47 | 8 | Иван Третий. | 1 |
48 | 9 | Мастера печатных дел. | 1 |
49 | 10 | Патриоты России. | 1 |
50 | 11 | Пётр Великий. | 1 |
51 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 |
52 | 13 | Екатерина Великая. | 1 |
53 | 14 | Отечественная война 1812 года. | 1 |
54 | 15 | Страницы истории XIX века. | 1 |
55 | 16 | Россия вступает в XX век. | 1 |
56 | 17 | Страницы истории 1920-1930-х годов. Проект №4 «Страницы всемирной истории» или «Страницы истории Росиии» | 1 |
57 | 18 | Великая война и великая Победа. | 1 |
58 | 19 | Великая война и великая Победа. | 1 |
59 | 20 | Страна, открывшая путь в космос. Презентация проектов «Страницы всемирной истории» или «Страницы истории России» | 1 |
Современная Россия | 9 ч |
60 | 1 | Основной закон России и права человека. | 1 |
61 | 2 | Мы – граждане России. | 1 |
62 | 3 | Славные символы России. | 1 |
63 | 4 | Такие разные праздники. | 1 |
64 | 5 | Путешествие по России. Проект №5 «Современная Россия» | 1 |
65 | 6 | Путешествие по России. Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | 1 |
66 | 7 | Путешествие по России. | 1 |
67 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 |
68 | 9 | Презентация проектов «Современная Россия» | 1 |