СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс, к УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов с ОВЗ разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.

Адаптированная рабочая программа для 1-4 классов с ОВЗ предусматривает более детальный отбор принципов, форм и методов работы с учащимся. Для освоения программы учащимися предусмотрены особые методы и формы работы, позволяющие освоить курс. Такой способ организации образовательного пространства для воспитанника позволит работать на зону его ближайшего развития, корректировать уже имеющиеся недостатки развития школьника. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса. Предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Процесс обучения школьников по адаптированной программе имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала данной программы выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Общие цели начального образования с учётом специфики предмета: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используется учебно-методический комплекс «Школа России».

Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).

5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).

7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).

8. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. – 2-е изд. — М.: Просвещение – (Школа России).

9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях 3-е издание Москва «Просвещение» – (Школа России).

На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом начального общего образования в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс —66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68 ч (34 учебные недели).

В авторскую программу изменения не внесены.

Формы и средства контроля

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

В связи с тем, что в авторской программе А. В. Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011) не определено количество контрольных работ, при планировании и выполнении практической части учитываются рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области» (Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов).


Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формы контроля

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Контрольная работа





1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Комплексная контрольная работа




1




1




1




1


Формы организации учебного процесса и их сочетания:

1 класс

С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников, используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, атакже нетрадиционные, формы проведения урока: урок – игра, урок – путешествие, уроки – викторины, урок – сказка.

2-4 классы

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (творческих мастерских, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.






















ПЛАНИРОВАННЫЕ результаты изучения учебного предмета, КУРСА

В конце 1 класса учащиеся будут:

  • знать о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • знать строение и назначение термометра;

  • знать название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);

  • знать Луна - спутник Земли;

  • знать глобус - модель Земли;

  • знать условия жизни растений и животных;

  • знать характерные признаки времен года (продолжительность дня, вид осадков, состояние растений и животных); о значении совместного труда в обществе; правила поведения в общественных местах.


В результате изучения предмета учащиеся 2 класса:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

  • получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


В результате изучения предмета учащиеся 3 класса научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

  1. - устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  2. - описывать свойства воды (воздуха);

  3. - различать растения разных видов, описывать их;

  4. - объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  5. - объяснять отличие грибов от растений;

  6. - характеризовать животное как организм;

  7. - устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  8. - составлять описательный рассказ о животном;

  9. - приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  10. - характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

  11. - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п.разных эпох;

  12. - называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  13. работать с географической и исторической картами, контурной картой.

  14. - ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  15. - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  16. - приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

  17. - проводить несложные опыты по размножению растений;

  18. - проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  19. - рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  20. - ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

  21. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

В результате изучения предмета учащиеся 4 класса будут:


- знать Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • знать что изучает история, как историки узнают о прошлом. Как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;

  • знать некоторые современные экологические проблемы;

  • знать природные зоны России;

  • знать особенности природы своего края: формы земной поверхности. Полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • знать важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • уметь распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения. А также сельскохозяйственных животных своего края; проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма. Доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  1. 1. Формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

  2. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий.

  3. 3. Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов.

  4. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.

  6. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  1. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.

  2. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. 2. Освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера.

  3. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата.

  4. 4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  5. 5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  6. 6. Использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  7. 7. Активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  8. 8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».

  9. 9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  10. 10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  11. 11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  12. 12. Овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир».

  13. 13. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  14. 14. Умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

  15. Предметные результаты:

  16. 1. Понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы.

  17. 2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  18. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  19. 4. Освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  20. 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


1 класс


Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать воп­росы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.


Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро­приборами. Сборка простейшей электрической цепи (по ус­мотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растени­ями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.


Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают ди­нозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.


Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

2 класс


Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?


Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.


Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.


Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.


Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.


Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


3 класс


Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Природа, её разнообразие.


Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.


Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.


4 класс


Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.


Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.


Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.


Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.


Современная Россия ( 9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



тематическое планирование

1 КЛАСС

Количество часов в году: 66 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

п/п

урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

1

Задавайте вопросы

1


Раздел «Что и кто?»


20 ч

2

1

Что такое Родина?

1

3

2

Что мы знаем о народах России.

1

4

3

Что мы знаем о Москве?

1

5

4

Проект №1 «Моя малая Родина»

1

6

5

Что у нас над головой?

1

7

6

Что у нас под ногами?

1

8

7

Что общего у разных растений?

1

9

8

Что растёт на подоконнике?

1

10

9

Что растёт на клумбе?

1

11

10

Что это за листья?

1

12

11

Что такое хвоинки?

1

13

12

Кто такие насекомые?

1

14

13

Кто такие рыбы?

1

15

14

Кто такие птицы?

1

16

15

Кто такие звери?

1

17

16

Что окружает нас дома?

1

18

17

Что умеет компьютер?

1

19

18

Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

19

На что похожа наша планета?

1

21

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта №1 «Моя малая Родина»

1


Раздел «Как, откуда и куда?»


12 ч

22

1

Как живёт семья?

Проект №2 «Моя семья»

1

23

2

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

1

24

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

4

Как путешествует письмо?

1

26

5

Куда текут реки?

1

27

6

Откуда берутся снег и лед?

1

28

7

Как живут растения?

1

29

8

Как живут животные?

1

30

9

Как зимой помочь птицам?

1

31

10

Откуда берётся
и куда девается мусор?

1

32

11

Откуда в снежках грязь?

1

33

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта №2 «Моя семья»

1

Раздел «Где и когда?»


11 ч

34

1

Когда учиться интересно?

1

35

2

Проект №3 «Мой класс и моя школа»

1

36

3

Когда придёт суббота?

1

37

4

Когда наступит лето?

1

38

5

Где живут белые медведи?

1

39

6

Где живут слоны?

1

40

7

Где зимуют птицы?

1

41

8

Когда появилась одежда?

1

42

9

Когда изобрели велосипед?

1

43

10

Когда ты станешь взрослым?

1

44

11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта №3 «Мой класс и моя школа»

1

Раздел «Почему и зачем?»


22 ч

45

1

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1

46

2

Почему Луна бывает разной?

1

47

3

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

48

4

Почему звенит звонок?

1

49

5

Почему радуга разноцветная?

1

50

6

Почему мы любим кошек и собак?

1

51

7

Проект №4 «Мои домашние питомцы».

1

52

8

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

9

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

54

10

Зачем мы спим ночью?

1

55

11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

12

Почему нужно чистить зубы
и мыть руки?

1

57

13

Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

14

Зачем нужны автомобили?

1

59

15

Зачем нужны поезда?

1

60

16

Зачем строят корабли?

1

61

17

Зачем строят самолеты?

1

62

18

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

1

63

19

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

1

64


20

Зачем люди осваивают космос?

1

65

21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта №4 «Мои домашние питом­цы».

1







тематическое планирование

2 КЛАСС

Количество часов в году: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа


п/п

урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


Где мы живём


4 ч

1

1

Родная страна.

1

2

2

Город и село.

Проект №1 «Родной город (село)»

1

3

3

Природа и рукотворный мир.

1

4

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». Оценка достижений.

1


Природа


20 ч

5

1

Неживая и живая природа.

1

6

2

Явления природы.

1

7

3

Что такое погода.

1

8

4

В гости к осени (экскурсия).

1

9

5

В гости к осени (урок).

1

10

6

Звездное небо.

1

11

7

Заглянем в кладовые земли.

1

12


8

Про воздух и про воду.

1

13


9

Про воздух и про воду.

1

14

10

Какие бывают растения.

1

16

11

Какие бывают животные.

1

17

12

Невидимые нити

1

18

13

Дикорастущие и культурные растения

1

18

14

Дикие и домашние животные.

1

19

15

Комнатные растения.

1

20

16

Животные живого уголка.

1

21

17

Про кошек и собак.

1

22

18

Красная книга.

1

23

19

Будь природе другом.

Проект №2 «Красная книга», или «Возьмём под защиту»

1

24

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1


Жизнь города и села


10 ч

25

1

Что такое экономика.

1

26

2

Из чего что сделано.

1

27

3

Как построить дом.

1

28

4

Какой бывает транспорт.

1

29

5

Культура и образование.

1

30

6

Все профессии важны.

Проект №3 «Профессии»

1

31

7

В гости к зиме (экскурсия).

1

32

8

В гости к зиме (урок).

1

33

9

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

34

10

Презентация проектов «Родной город, село», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии».

1


Здоровье и безопасность


9 ч

35

1

Строение тела человека.

1

36

2

Если хочешь быть здоров.

1

37

3

Берегись автомобиля!

1

38

4

Школа пешехода.

1

39

5

Домашние опасности.

1

40

6

Пожар.

1

41

7

На воде и в лесу.

1

42

8

Опасные незнакомцы.

1

43

9

Проверим себя и свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1


Общение


7 ч

44

1

Наша дружная семья.

1

45

2

Проект №4 «Родословная».

1

46

3

В школе.

1

47

4

Правила вежливости.

1

48

5

Ты и твои друзья.

1

49

6

Мы - зрители и пассажиры.

1

50

7

Проверим себя и свои достижения по разделу «Общение».

1


Путешествия


18 ч

51

1

Посмотри вокруг.

1

52


2

Ориентирование на местности.

1

53


3

Ориентирование на местности.

1

54

4

Формы земной поверхности.

1

55

5

Водные богатства.

1

56

6

В гости к весне (экскурсия).

1

57

7

В гости к весне (урок).

1

58

8

Россия на карте.

1

59

9

Проект №5 «Города России»

1

60

10

Путешествие по Москве.

1

61

11

Московский Кремль.

1

62

12

Город на Неве.

1

63

13

Путешествие по планете.

1

64

14

Путешествие по материкам.

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

1

65

15

Анализ комплексной работы. Страны мира.

Проект №6 «Страны мира».

1

66

16

Впереди лето.

1

67

17

Проверим себя и свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68

18

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1



тематическое планирование

3 КЛАСС

Количество часов в году: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа


п/п

урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


Как устроен мир


6 ч

1

1

Природа

1

2

2

Человек

1

3

3

Проект № 1 «Богатства, отданные людям».

1

4

4

Общество

1

5

5

Что такое экология?

1

6

6

Природа в опасности

1


Эта удивительная природа


18 ч

7

1

Тела, вещества, частицы

1

8

2

Разнообразие веществ

1

9

3

Воздух и его охрана

1

10

4

Вода

1

11

5

Превращения и круговорот воды

1

12

6

Берегите воду!

1

13

7

Что такое почва?

1

14

8

Разнообразие растений

1

15

9

Солнце, растения и мы с вами

1

16

10

Размножение и развитие растений

1

17

11

Охрана растений

1

18

12

Разнообразие животных

1

19

13

Кто что ест.

1

20

14

Проект №2 «Разнообразие природы родного края»


21

15

Размножение и развитие животных

1

22

16

Охрана животных

1

23

17

В царстве грибов

1

24

18

Великий круговорот жизни

1


Мы и наше здоровье


10 ч

25

1

Организм человека

1

26

2

Органы чувств

1

27

3

Надёжная защита организма

1

28

4

Опора тела и движение

1

29

5

Наше питание.

Проект№3 Тема «Школа кулинаров»

1

30

6

Дыхание и кровообращение

1

31

7

Умей предупреждать болезни

1

32

8

Здоровый образ жизни

1

33

9

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

34

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1


Наша безопасность


7 ч

35

1

Огонь, вода и газ

1

36

2

Чтобы путь был счастливым

1

37

3

Дорожные знаки

1

38

4

Проект №4 «Кто нас защищает»

1

39

5

Опасные места

1

40

6

Природа и наша безопасность

1

41

7

Экологическая безопасность

1


Чему учит экономика


12 ч

42

1

Для чего нужна экономика

1

43

2

Природные богатства и труд людей — основа экономики

1

44

3

Полезные ископаемые

1

45

4

Растениеводство

1

46

5

Животноводство

1

47

6

Какая бывает промышленность

1

48

7

Проект №5 «Экономика родного края»

1

49

8

Что такое деньги

1

50

9

Государственный бюджет

1

51

10

Семейный бюджет

1

52

11

Экономика и экология

1


53

12

Экономика и экология

1


Путешествия по городам и странам

15 ч

54

1

Золотое кольцо России

1

55

2

Золотое кольцо России

1

56

3

Золотое кольцо России

1

57

4

Проект №6 «Музей путешествий»

1

58

5

Наши ближайшие соседи

1

59

6

На севере Европы

1

60

7

Что такое Бенилюкс

1

61

8

В центре Европы

1

62

9

По Франции и Великобритании (Франция).

1

63

10

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

64

11

На юге Европы.

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

1

65

12

Анализ комплексной работы. По знаменитым местам мира

1

66

13

Проверим себя и оценим свои достижения

1

67

14

Презентация проектов «Кто нас защищает»

1

68

15

Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1








тематическое планирование

4 КЛАСС

Количество часов в году: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа


п/п


урока в разделе

Наименование раздела программы, тема


Часы учебного времени


Земля и человечество


9 ч

1

1

Мир глазами астронома.

1

2

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

3

Звёздное небо - Великая книга Природы.

1

4

4

Мир глазами географа.

1

5

5

Мир глазами историка.

1

6

6

Когда и где?

1

7

7

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Проект №1 «Звёздное небо»

1

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Презентация проектов «Звездное небо»

1


Природа России


10 ч

10

1

Равнины и горы России.

1

11

2

Моря, озёра и реки России.

1

12

3

Природные зоны России.

1

13

4

Зона арктических пустынь.


14

5

Тундра.

1

15

6

Леса России.

1

16

7

Лес и человек.

1

17

8

Зона степей.

Проект №2 «Природа России»

1

18

9

Пустыни.

1

19

10

У Чёрного моря.

Презентация проектов «Природа России»

1


Родной край – часть большой страны


15 ч

20


Наш край.

1


21

2

Поверхность нашего края.

1

22

3

Водные богатства нашего края.

1

23

4

Наши подземные богатства.

1

24

5

Земля-кормилица.

1

25

6

Жизнь леса.

1

26

7

Жизнь луга.

1

27

8

Жизнь в пресных водах.

1

28

9

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

29

10

Экскурсия в природные сообщества родного края.

Проект №3 «Родной край»

1

30

11

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

31

12

Растениеводство в нашем крае.

1

32

13

Животноводство в нашем крае.

1

33

14

Проверим себя и свои достижения за первое полугодие

1

34

15

Презентация проектов «Родной край»

1


Страницы всемирной истории


5 ч

35

1

Начало истории человечества.

1

36

2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1


Страницы истории России


20 ч

40

1

Жизнь древних славян.

1

41

2

Во времена Древней Руси.

1

42

3

Страна городов.

1

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

44

5

Трудные времена на русской земле.

1

45

6

Русь расправляет крылья.

1

46

7

Куликовская битва.

1

47

8

Иван Третий.

1

48

9

Мастера печатных дел.

1

49

10

Патриоты России.

1

50

11

Пётр Великий.

1


51

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

52

13

Екатерина Великая.

1

53

14

Отечественная война 1812 года.

1

54

15

Страницы истории XIX века.

1

55

16

Россия вступает в XX век.

1

56

17

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Проект №4 «Страницы всемирной истории» или «Страницы истории Росиии»

1

57

18

Великая война и великая Победа.

1

58

19

Великая война и великая Победа.

1

59

20

Страна, открывшая путь в космос.

Презентация проектов «Страницы всемирной истории» или «Страницы истории России»

1


Современная Россия


9 ч

60

1

Основной закон России и права человека.

1

61

2

Мы – граждане России.

1

62

3

Славные символы России.

1

63

4

Такие разные праздники.

1

64

5

Путешествие по России.

Проект №5 «Современная Россия»

1

65

6

Путешествие по России.

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

1

66

7

Путешествие по России.

1

67

8

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

68

9

Презентация проектов «Современная Россия»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!