![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/04/s_5ccd1eae9aa29/1151268_1.jpeg)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса МАОУ «Бургуйская СОШ» на 2018-2019 учебный год составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы под редакцией Плешакова А.А.
- Учебного плана МАОУ «Бургуйская СОШ».
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Бургуйская СОШ».
- Годового календарного учебного графика МАОУ «Бургуйская СОШ».
Планируемые результаты освоения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (9 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Где мы живём? (4 ч) |
1 | Родная страна. | 1 |
2 | Характерные особенности городских и сельских поселений. Подготовка к выполнению проекта «Родной город». | 1 |
3 | Объекты природы и предметы рукотворного мира. | 1 |
4 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Где мы живём?» Проект «Родное село». | 1 |
Природа (21ч) |
5 | Неживая и живая природа. | 1 |
6 | Явления природы. Практическая работа по теме «Термометр». | 1 |
7 | Погода и погодные явления. | 1 |
8 | Экскурсия «В гости к осени» (осенний парк). | 1 |
9 | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | 1 |
10 | Звёздное небо. | 1 |
11 | Горные породы и минералы. Практическая работа по теме «Состав гранита». | 1 |
12 | Воздух и его значение для растений, животных и человека. | 1 |
13 | Вода и её значение для растений, животных и человека. | 1 |
14 | Многообразие растений. | 1 |
15 | Многообразие животных. | 1 |
16 | Связи в природе, между природой и человеком. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 |
19 | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Практическая работа по теме «Правила ухода за комнатными растениями». | 1 |
20 | Животные живого уголка. Практическая работа по теме «Приёмы содержания животных живого уголка». | 1 |
21 | Кошки и собаки в доме человека. | 1 |
22 | Красная книга. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
23 | Что угрожает природе? | 1 |
24 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Природа». Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
25 | Контрольная работа (в форме тестирования) по теме «Природа». | 1 |
Жизнь города и села (9ч) |
26 | Использование природных материалов для изготовления предметов. | 1 |
27 | Представление о технологии строительства городского и сельского домов. | 1 |
28 | Виды транспорта. | 1 |
29 | Учреждения культуры и образования. | 1 |
30 | Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». | 1 |
31 | Экскурсия «В гости к зиме» (зимний парк). | 1 |
32 | Зимние явления в живой и неживой природе. | 1 |
33 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Жизнь города и села». Проект «Профессии». | 1 |
34 | Контрольная работа (в форме тестирования) по теме «Жизнь города и села». | 1 |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
35 | Анализ контрольной работы по теме «Жизнь города и села». Внешнее и внутреннее строение тела человека. | 1 |
36 | Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. | 1 |
37 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 |
38 | Правила безопасного поведения в быту. | 1 |
39 | Правила противопожарной безопасности. | 1 |
40 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1 |
41 | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. | 1 |
42 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
43 | Контрольная работа (в форме тестирования) по теме «Здоровье и безопасность». | 1 |
Общение (7ч) |
44 | Анализ контрольной работы по теме «Здоровье и безопасность». Семья как единство близких людей. | 1 |
45 | Классный и школьный коллектив. Подготовка к выполнению проекта «Родословная». | 1 |
46 | Правила этикета в общении. | 1 |
47 | Правила поведения в гостях. | 1 |
48 | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
49 | Контрольная работа (в форме тестирования) по теме «Общение». | 1 |
50 | Анализ контрольной работы по теме «Общение». Обобщение и оценка достижений по разделу «Общение». Проект «Родословная». | 1 |
Путешествия (18ч) |
51 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1 |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа по теме «Правила работы с компасом». | 1 |
53 | Ориентирование на местности. | 1 |
54 | Формы земной поверхности. | 1 |
55 | Водные богатства нашей планеты. Части реки. | 1 |
56 | Экскурсия «В гости к весне» (весенний парк). | 1 |
57 | Весенние явления в неживой и живой природе. | 1 |
58 | Россия на карте. | 1 |
59 | Москва – столица нашей Родины. Подготовка к выполнению проекта «Города России». | 1 |
60 | Московский Кремль. | 1 |
61 | Санкт-Петербург – северная столица России. | 1 |
62 | Проект «Города России». Карта мира. Океаны и материки. | 1 |
63 | Особенности природы и жизни людей на разных материках. | 1 |
64 | Страны мира. Подготовка к выполнению проекта «Страны мира». | 1 |
65 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Путешествия». | 1 |
66 | Контрольная работа (в форме тестирования) по теме «Путешествия». | 1 |
67 | Анализ контрольной работы по теме «Путешествия». Проект «Страны мира». | 1 |
68 | Летние явления в неживой и живой природе. | 1 |