ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-лицей «ВКШ» и на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России») без изменений.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей « ВКШ» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Предметные результаты:
Учащийся 3 класса научится:
-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы;
-определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-вырабатывать правильную осанку;
-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
-раскрывать роль экономики в нашей жизни;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи;
-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
-рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
-приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Учащиеся 3 классаполучат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание рабочей программы соответствует авторской без внесения изменений.
Календарно - тематический план
по окружающему миру
на 2019 – 2020 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Как устроен мир (6 ч.) |
1. | 1 | Ценность природы для людей. | 02.09-06.09 | |
2. | 2 | Человек – часть природы. | 02.09-06.09 | |
3 | 3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 09.09-13.09 | |
4 | 4 | Общество. «Мы – граждане России». | 09.09-13.09 | |
5 | 5 | Экологические связи и их разнообразие. | 16.09-20.09 | |
6 | 6 | Влияние человека на природу. | 16.09-20.09 | |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7 | 1 | Тела, вещества, частицы. | 23.09-27.09 | |
8 | 2 | Разнообразие веществ в окружающем мире. | 23.09-27.09 | |
9 | 3 | Воздух и его охрана. | 30.09-04.10 | |
10 | 4 | Значение воды для жизни на земле. | 30.09-04.10 | |
11 | 5 | Превращения и круговорот воды. | 14.10-18.10 | |
12 | 6 | Меры по охране чистоты воды. | 14.10-18.10 | |
13 | 7 | Почва как верхний плодородный слой земли. | 21.10-25.10 | |
14 | 8 | Разнообразие и виды растений. | 21.10-25.10 | |
15 | 9 | Роль растений в жизни животных и человека. | 28.10-01.11 | |
16 | 10 | Развитие растений из семян. | 28.10-01.11 | |
17 | 11 | Воздействие человека на мир растений. | 04.18-08.11 | |
18 | 12 | Многообразие животного мира. | 04.18-08.11 | |
19 | 13 | Кто что ест? | 11.11-15.11 | |
20 | 14 | Проект «Разнообразие природы родного края». | 11.11-15.11 | |
21 | 15 | Размножение и развитие животных разных групп. | 25.11-29.11 | |
22 | 16 | Охрана животных. Красная книга России. | 25.11-29.11 | |
23 | 17 | Взаимосвязи грибов с деревьями. | 02.12-06.12 | |
24 | 18 | Великий круговорот жизни. | 02.12-06.12 | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 | 1 | Понятие об органах и системе органов тела человека. | 09.12-13.12 | |
26 | 2 | Органы чувств человека, их роль в восприятии мира. | 09.12-13.12 | |
27 | 3 | Кожа, как орган защиты. | 16.12-20.12 | |
28 | 4 | Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. | 16.12-20.12 | |
29 | 5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 23.12-27.12 | |
30 | 6 | Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. | 23.12-27.12 | |
31 | 7 | Закаливание организма, предупреждение инфекционных болезней и аллергии. | 30.12-31.12 | |
32 | 8 | Правила и понятия о здоровом образе жизни. | 09.01-10.01 | |
33 | 9 | Проверим работа по разделу «Мы и наше здоровье». | 13.01-17.01 | |
34 | 10 | Презентация проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 13.01-17.01 | |
Наша безопасность (7 ч) |
35 | 1 | Действия при пожаре, аварии водопровода, утечка газа. | 20.01-24.01 | |
36 | 2 | Правила дорожного движения. | 20.01-24.01 | |
37 | 3 | Дорожные знаки. | 27.01-31.01 | |
38 | 4 | Проект «Кто нас защищает». | 27.01-31.01 | |
39 | 5 | Правила поведения в потенциально опасных местах. | 03.02-07.02 | |
40 | 6 | Опасности природного характера. | 03.02-07.02 | |
41 | 7 | Экологическая безопасность. | 10.02-14.02 | |
Чему учит экономика? (12 ч) |
42 | 1 | Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | 10.02-14.02 | |
43 | 2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 24.02-28.02 | |
44 | 3 | Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. | 24.02-28.02 | |
45 | 4 | Сельское хозяйство как составная часть экономики. | 02.03-06.03 | |
46 | 5 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | 02.03-06.03 | |
47 | 6 | Промышленность как составная часть экономики. | 09.03-13.03 | |
48 | 7 | Подготовка к выполнению проекта «Экономика родного края». | 09.03-13.03 | |
49 | 8 | Роль денег в экономике. | 16.03-20.03 | |
50 | 9 | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. | 16.03-20.03 | |
51 | 10 | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | 23.03-27.03 | |
52 | 11 | Воздействие экономики на окружающую среду. | 23.03-27.03 | |
53 | 12 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика?». | 30.03-03.04 | |
Путешествия по городам и странам (15 ч) |
54 | 1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 30.03-03.04 | |
55 | 2 | Достопримечательности городов Золотого кольца. | 13.04-17.04 | |
56 | 3 | Урок – викторина по Золотому кольцу. | 13.04-17.04 | |
57 | 4 | Подготовка к выполнению проекта «Музей путешествий» | 20.04-24.04 | |
58 | 5 | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | 20.04-24.04 | |
59 | 6 | Страны севера (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия). | 27.04-01.05 | |
60 | 7 | Страны Бенилюкса, их достопримечательности. | 27.04-01.05 | |
61 | 8 | Страны центра Европы, их достопримечательности. | 04.05-08.05 | |
62 | 9 | По Франции и Великобритании. | 04.05-08.05 | |
63 | 10 | Греция и Италия, их достопримечательности. | 11.05-15.05 | |
64 | 11 | По знаменитым местам мира. | 11.05-15.05 | |
65 | 12 | Проверочная работа«Путешествия по городам и странам». | 18.05-22.05 | |
66 | 13 | Подготовка к проекту «Страны мира» | 18.05-22.05 | |
67 | 14 | Защита проекта «Страны мира» | 25.05-29.05 25.05-29.05 | |
68 | 15 | Урок-игра «Окружающий нас мир» | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | |
по программе | 68 | | |
выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Чередова Е.Н./
10