СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 2 класса базовый уровень обучения НШ ХХI века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 2 класса базовый уровень обучения НШ ХХI века»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________











Рабочая программа

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 2 класса

базовый уровень обучения









Разработчик:

Методическое объединение

учителей начальных классов















2019 год

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для второго класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, примерной программой основного общего образования по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, учебным планом МАОУ СОШ № 50 на 2019—2020 учебный год.

В основу разработки программы положена авторская программа Плешакова А. А.

Программа обеспечена УМК «Школа России» для 2-х классов автора Плешакова А. А.

В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет ОКРУЖАЮЩИЙ МИР относятся к обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений.

На изучение предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР во втором классе в учебном плане МАОУ СОШ № 50 отведено 68 часов в год. Соответственно – 2 часа в неделю.

В программу включен надпредметный модуль «Мир деятельности», автор Петерсон Л.Г.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Изменение

Обоснование

1

Расширение программного содержания*

Реализация надпредметного модуля «Мир деятельности»

  • Учебный план школы, ПЗ

  • Цель: формирование УУД, предусмотренных ФГОС, умения учиться


2

Уроки в нетрадиционной форме: дидактические игры, тренинги и т.д.


  • Учебный план школы, ПЗ

  • Данные, полученные в результате проведения итоговых контрольных работ

3

Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем

  • Данные, полученные в результате проведения Единого регионального мониторинга ИМОНИ - 1























*Самостоятельное открытие, осваивание и применение новых знаний, умение справляться с затруднениями в учёбе и выполнение заданий любой сложности. Овладение навыками согласованной работы в группах, навыками, помогающими в учёбе (активность, терпение, трудолюбие, доброжелательность, честность, любознательность). Осознание необходимости учиться более увлечённо и результативно.

Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов, освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы. (См. Рабочая программа).

Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:

- проекты, в том числе тематические;

- индивидуально - групповая коррекционная деятельность;

- участие в школьных конференциях;

- участие в городских, областных конкурсах, олимпиадах.


Цель учебного курса: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

-социализация ребёнка;

-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

-воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,

  • технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон

(целенаправленно в метапредметном учебном модуле «Мир деятельности»)

  • информационно-коммуникационные технологии

  • технология проектной деятельности

  • здоровьесберегающие технологии

  • игровые технологии



















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

  • использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование по окружающему миру во 2-м Д классе


Тема

Общее кол-во часов

Кол-во обязатель-ной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

МиД

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия


Экскурсии

Другое

(связь с ВУД)

Где мы живем


5

3

1 ч (тема № 3)

Проект «Родной город» (1ч)






Природа


19

13

1 ч (тема № 8)

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» (1 ч)

ПР № 1 «Как измерить температуру» (1 ч)

ПР № 2 «Знакомство с горными породами и минералами» (1 ч)

ПР № 3 «Как ухаживать за комнатными растениями?» (1 ч)



Экскурсия в природу (1 ч)


Жизнь города и села


11

7

2 ч (тема № 13, № 18)

Проект «Профессии» (1ч)




Экскурсия в природу (1 ч)


Здоровье и безопасность


8

7



Познавательный практикум «Школа пешехода» (1ч)





Общение


8

6

1 ч (тема

№ 23)

Проект «Города России» (1ч)







Путешествия


17

12


Проект «Города России» (1ч)

Проект «Страны мира» (1ч)

ПР № 5 «Ориентирование по компасу» (1ч)



Экскурсия в природу (2 ч)


Итого


68

48

5

6

5



4



20 (29 %)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру

Раздел/учебная тема

Кол-во часов

Вид и форма контроля

(входной, текущий контроль, промежуточная аттестация)

Где мы живём – 5 часов

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках окружающего мира.

Родная страна

1

Текущий контроль

2

Город и село

1

Текущий контроль

3

Наши проекты «Родной город»

1

Текущий контроль

4

Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения

1

Входная диагностика. Тест № 1.

5

МиД Урок № 3. Проверяю свою работу. Подробный образец.

1

Надпредметный модуль «Мир деятельности»

Природа – 19 часов

6

Неживая и живая природа.

1

Текущий контроль

7

Явления природы.

1

Практическая работа № 1 «Как измерить температуру»

8

Что такое погода

1

Текущий контроль

9

В гости к осени. Неживая природа осенью.

1

Урок-экскурсия № 1.

10

В гости к осени. Живая природа осенью.

1

Текущий контроль

11

Звёздное небо

1

Текущий контроль

12

Заглянем в кладовые Земли.

1

Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами»

13

Про воздух. Про воду.

1

Текущий контроль

14

МиД. Урок № 8. Как самому построить новое знание.

1

Текущий контроль

15

Какие бывают растения.

1

Надпредметный модуль «Мир деятельности»

16

Какие бывают животные

1

Текущий контроль

17

Невидимые нити

1

Текущий контроль

18

Дикорастущие и культурные растения.

1

Текущий контроль

19

Дикие и домашние животные

1

Текущий контроль

20

Комнатные растения.

1

Текущий контроль

21

Животные живого уголка.

1

Практическая работа № 3 «Как ухаживать за комнатными растениями?»

22

Про кошек и собак

1

Текущий контроль

23

Красная книга. Наши проекты «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

Текущий контроль

24

Будь природе другом. Оценим свои достижения.

1

Тест №2.

Жизнь города и села – 11 часов

25

Что такое экономика

1

Текущий контроль

26

МиД. Урок № 13. Ставлю цель.

1

Надпредметный модуль «Мир деятельности»

27

Из чего что сделано

1

Текущий контроль

28

Как построить новый дом

1

Текущий контроль

29

Какой бывает транспорт

1

Текущий контроль

30

Культура и образование

1

Текущий контроль

31

Все профессии важны. Наши проекты «Профессии».

1

Текущий контроль

32

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

1

Урок-экскурсия № 2

33

В гости к зиме. Живая природа зимой.

1

Текущий контроль

34

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

Тест № 3.

35

МиД Урок № 18. Как выяснить, что я не умею.

1

Надпредметный модуль «Мир деятельности»

Здоровье и безопасность – 8 часов

36

Строение тела человека. Проверим свои знания

1

Текущий контроль

37

Если хочешь быть здоров.

1

Текущий контроль

38

Берегись автомобиля!

1

Практическая работа № 4 «Школа пешехода»

39

Домашние опасности

1

Текущий контроль

40

Пожар!

1

Текущий контроль

41

На воде и в лесу

1

Текущий контроль

42

Опасные незнакомцы.

1

Текущий контроль

43

Проверим себя и свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

Тест № 4.

Общение – 8 часов

44

Наша дружная семья.

1

Текущий контроль

45

Наши проекты «Родословная»

1

Текущий контроль

46

МиД Урок № 23. Учимся вместе. Мы разные – и в этом наша сила!

1

Надпредметный модуль «Мир деятельности»

47

В школе.

1

Текущий контроль

48

Правила вежливости.

1

Текущий контроль

49

Ты и твои друзья.

1

Текущий контроль

50

Мы – зрители и пассажиры.

1

Текущий контроль

51

Проверим себя и свои достижения по разделу «Общение»

1

Тест № 5.

Путешествия – 17 часов

52

Посмотри вокруг.

1

Текущий контроль

53

Ориентирование на местности.

1

Практическая работа № 5 «Ориентирование по компасу»

54

Ориентирование на местности.

1

Экскурсия № 3.

55

Формы земной поверхности.

1

Текущий контроль

56

Водные богатства.

1

Текущий контроль

57

В гости к весне.

1

Экскурсия № 4.

58

В гости к весне.

1

Текущий контроль

59

Россия на карте.

1

Текущий контроль

60

Наши проекты «Города России»

1

Текущий контроль

61

Путешествие по Москве.

1

Текущий контроль

62

Московский Кремль.

1

Текущий контроль

63

Город на Неве.

1

Текущий контроль

64

Путешествие по планете.

1

Текущий контроль

65

Путешествие по материкам.

1

Текущий контроль

66

Страны мира. Наши проекты «Страны мира».

1

Текущий контроль

67

Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия»

1

Тест № 6.

68

Впереди лето. Чему научились во втором классе?

1

Устное сообщение по теме 4 четверти







Перечень проверочных работ на 2019 – 2020 учебный год


работы

Учебная тема

Вид и форма контроля

Количество часов

1

Где мы живем

Тест № 1

1

2

Природа

Тест № 2

1

3

Жизнь города и села

Тест № 3

1

4

Здоровье и безопасность

Тест № 4

1

5

Общение  

Тест № 5

1

6

Путешествия

Тест № 6

1

7

Чему мы научились во втором классе

Устное сообщение по теме 4 четверти

1


Итого: тестов – 6, устное сообщение – 1.


Перечень практических работ на 2019 – 2020 учебный год


работы

Учебная тема

Вид работы

Количество часов

1

Как измерить температуру?

практическая работа

1

2

Знакомство с горными породами и минералами

практическая работа

1

3

Как ухаживать за комнатными растениями?

практическая работа

1

4

Школа пешехода

практическая работа

1

5

Ориентирование по компасу

практическая работа

1


Итого: практических работ - 5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!