ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана на основе:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
- Основная образовательная программа основного общего образования;
- годовой календарный учебный график школы на текущий учебный год;
- учебный план школы на текущий учебный год;
- Примерная рабочая программа основного общего образования по окружающему миру для 1-4 классов образовательных организаций (Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. Москва, 2021 г.).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, утверждённая приказом директора школы № 92 от 06. 08. 2019 г
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России Приказ № 254 от 20.05.2020 г;
- Положение о Рабочей программе школы, утвержденное приказом № года.
Содержание учебного предмета
Человек и общество: Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте Государственные символы России, символика своего региона Россия — многонациональное государство Москва — столица России Святыни Москвы — святыни России Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) Герб Москвы Расположение Москвы на карте Города России. Народы России, их традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные и культурные достопримечательности Свой регион и его главный город на карте Значимые события истории родного края
Семейные ценности и традиции Родословная Составление схемы родословного древа, истории семьи
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края Значение труда в жизни человека и общества
Культура поведения в транспорте Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества
Человек и природа: Наблюдения, опыты, эксперименты, измерения Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба Планеты Изображения Земли: глобус, карта, план Карта мира Материки, океаны
Определение сторон горизонта при помощи компаса Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Заповедники, природные парки Охрана природы Правила нравственного поведения на природе
Многообразие растений Деревья, кустарники, травы Дикорастущие и культурные растения Связи в природе Годовой ход изменений в жизни растений
Многообразие животных Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков Связи в природе Годовой ход изменений в жизни животных
Правила безопасной жизни: Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания) Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках, при самостоятельном передвижении по улицам и дорогам Номера теле фонов экстренной помощи
Безопасность в сети Интернет: социальные сети (коммуникация в мессенджерах, социальные группы и сообщества)
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве че ловека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред
Формирование представлений о ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающегося следующих универсальных учебных действий к концу обучения в начальной школе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
Базовые логические действия:
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Коммуникативные
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на пред ложенные образцы
Регулятивные
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельно сти;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
3) Самооценка:
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соот-
носить свою оценку с оценкой учителя;
66 оценивать целесообразность выбранных способов действия,
при необходимости корректировать их.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Кол-во контрольных, лабораторных, практических, в т.ч. по развитию речи |
1 | Человек и общество | 16 | |
2 | Человек и природа | 34 | |
3 | Правила безопасной жизни | 12 | |
4 | Резерв | 6 | |
| Итого | 68 | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса
№ п/п | Дата | Кол-во часов на изучение темы | Название раздела, блока. Тема урока | Примечание |
По плану | По факту |
Человек и общество - 16ч.+4 ч резерв |
1 | | | 1 | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. | |
2 | | | 1 | Россия и её столица на карте. | |
3 | | | 1 | Государственные символы России. | |
4 | | | 1 | Символика своего региона. | |
5 | | | 1 | Россия — многонациональное государство. | |
6 | | | 1 | Москва — столица России. | |
7 | | | 1 | Святыни Москвы — святыни России. | |
8 | | | 1 | Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. | |
9 | | | | Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). | |
10 | | | 1 | Герб Москвы. Расположение Москвы на карте | |
11 | | | 1 | Города России. | |
12 | | | 1 | Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | |
13 | | | 1 | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | |
14 | | | 1 | Свой регион и его главный город на карте. Значимые события истории родного края. | |
15 | | | 1 | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. | |
16 | | | 1 | Значение труда в жизни человека и общества. | |
17 | | | 1 | Семейные ценности и традиции. | |
18 | | | 1 | Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. | |
19 | | | 1 | Культура поведения в транспорте. | |
20 | | | 1 | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | |
Человек и природа. 34 ч. +2 ч. резерв |
21 | | | 1 | Наблюдения, опыты, эксперименты, измерения. | |
22 | | | 1 | Природа и рукотворный мир | |
23 | | | 1 | Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. | |
24 | | | 1 | Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. | |
25 | | | 1 | Планеты | |
26 | | | 1 | Планеты | |
27 | | | 1 | Изображения Земли: глобус, карта, план. | |
28 | | | 1 | Изображения Земли: глобус, карта, план. | |
29 | | | 1 | Карта мира. | |
30 | | | 1 | Материки, океаны. | |
31 | | | 1 | Материки, океаны | |
32 | | | 1 | Красная книга России, её значение. | |
33 | | | 1 | Отдельные представители растений Красной книги. | |
34 | | | 1 | Отдельные представители растений Красной книги. | |
35 | | | 1 | Отдельные представители животных Красной книги. | |
36 | | | 1 | Отдельные представители животных Красной книги. | |
37 | | | 1 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | |
38 | | | 1 | Заповедники, природные парки. | |
39 | | | 1 | Заповедники, природные парки. | |
40 | | | 1 | Охрана природы. | |
41 | | | 1 | Правила нравственного поведения на природе. | |
42 | | | 1 | Многообразие растений. | |
43 | | | 1 | Многообразие растений. Деревья. | |
44 | | | 1 | Многообразие растений. Кустарники. | |
45 | | | 1 | Многообразие растений. Травы. | |
46 | | | 1 | Дикорастущие растения. | |
47 | | | 1 | Культурные растения. | |
48 | | | 1 | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. | |
49 | | | 1 | Общая характеристика насекомых. | |
50 | | | 1 | Общая характеристика рыб. | |
51 | | | 1 | Общая характеристика птиц. | |
52 | | | 1 | Общая характеристика зверей. | |
53 | | | 1 | Дикие и домашние животные | |
54 | | | 1 | Общая характеристика земноводных. | |
55 | | | 1 | Общая характеристика пресмыкающихся. | |
56 | | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Человек и природа». | |
Правила безопасной жизни.12 ч |
57 | | | 1 | Строение тела человека. | |
58 | | | 1 | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности). | |
59 | | | 1 | Рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | |
60 | | | 1 | Домашние опасности | |
61 | | | 1 | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | |
62 | | | 1 | Номера телефонов экстренной помощи. | |
63 | | | 1 | Пожар! | |
64 | | | 1 | На воде и в лесу. | |
65 | | | 1 | Опасные незнакомцы. | |
66 | | | 1 | Безопасность в сети Интернет: социальные сети (коммуникация в мессенджерах, социальные группы и сообщества). | |
67 | | | 1 | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). | |
68 | | | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | |
| | | | | |