СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

760 ИМЕНИ А. П. МАРЕСЬЕВА


129347, Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. 182-66-20, 182-66-19


«Утверждаю»
Директор
ГБОУ СОШ №760
им. А.П. Маресьева
_____________ /Гармаш В.Ю./
«______»____________2014 г.


«Согласовано»
Руководитель МО
ГБОУ СОШ № 760
им. А.П. Маресьева
__________/Решетняк М.Г./


«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР
ГБОУ СОШ №760
им. А.П. Маресьева

_______________/Кулик В.Г/.



Рабочая программа

учителя начальных классов

Пинаевой Валентины Николаевны

по окружающему миру и ОБЖ во 2 классе


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 25.08.14 г.




Москва

2014 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы: А.А.Плешакова «Окружающий мир» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общении с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

  • Из целей изучения предмета «Окружающий мир» вытекают следующие задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети (Москва и Московская область), к России, её природе и культуре, истории;

  • формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Содержание учебного материала во 2 классе.


Основная тема второго года обучения - «Круглый год в природе и культуре». Уникальное явление мировой культуры — календарь дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных, что и является основным принципом организации содержания программы 2 класса. Внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью как основе безопасности жизни и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Велико воздействие программы на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание их эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы и многоцветью народных календарных праздников.

Большое внимание уделяется знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях. Дети узнают названия наиболее распространенных в окружающей местности растений, грибов, насекомых, птиц и других животных, народные названия месяцев, погодоведческие приметы и присловия.

Не менее важно раскрытие и на естественно-научном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих в природе, между природой и человеком. Эти знания являются ядром экологического содержания программы. На многих конкретных примерах дети убеждаются в том, что в природе нет ничего лишнего, ненужного, в ней все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны, нужны друг другу, что наши предки прекрасно ощущали свою естественную связь с природой и что современный человек также обязан бережно сохранять, поддерживать эти связи.

В программе раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.

Программа второго года обучения включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя - работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, аудиозаписи.

Необходимы также экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края, встречи с народными мастерами, певцами, сказителями. На уроках и экскурсиях организуется не только фронтальная, но и групповая, индивидуальная работы, что позволяет полнее учитывать интересы и склонности детей, развивать активность, самостоятельность, творческие способности школьников.

В блоке внеклассной и внешкольной работы предусматривается проведение с детьми праздничных мероприятий на основе традиционного календаря народов своего края.


Вселенная, время, календарь (14 ч)

Россия на глобусе и карте. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Небесные тела. Звёзды и планеты. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли. Стороны горизонта. Компас. Изображение нашей Земли на глобусе. Единицы измерения времени. Объяснение смены времён года, смены дня и ночи. Составляющие погоды. Термометр. Календарь как явление культуры. Праздничные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь.


Осень (16 ч)

Народные названия осенних месяцев. Осенние явления в неживой природе. Старинные игры и праздники в осенний период. Звёздное небо. Созвездия. Травянистые растения осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников. Старинные осенние работы. Поверья и легенды о цветах. Разнообразие грибов, их роль в жизни леса. Осенние изменения в жизни пауков и насекомых. Перелётные и зимующие птицы. Связи между растениями и животными в осеннем лесу. Осенние работы в городах и сёлах. Правила здорового образа жизни в осенний период. Бережное отношение к растениям, животным, грибам.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии (ранней и поздней осенью) для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.


Зима (13 ч)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. Зимнее небо зимой в сравнении с осенью. Созвездие Орион. Сириус — самая яркая звезда на небе. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Зимние праздники. Лекарственные растения: их использование, правила сбора и хранения. Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.).

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.


Весна и лето (15 ч)

Народные названия весенних месяцев. Весенние приметы и присловья. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Насекомые весной. Их роль в природе. Необходимость бережного отношения к насекомым. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.


Результаты освоения курса.

При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Ожидаемые результаты к концу учебного года


Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

- некоторые экологические связи в природе;

- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

- изученные правила поведения в природе;

- особенности охраны здоровья в разное время года;

- народные названия месяцев;

- народные приметы и присловья о временах года;

- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

- главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

- объяснять на примерах некоторые экологические связи;

- выполнять изученные правила поведения в природе;

- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

- разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

- рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.


Календарно-тематическое планирование

уроков во 2 классе «б»

по предмету «Окружающий мир и ОБЖ»

на 2014-2015 учебный год.


I четверть (18 часов)


урока

Дата

Тема

Тема: «Вселенная, время, календарь» (14 часов).

1


Мы — союз народов России.

2


Мы — жители Вселенной.

3


Наш «космический» корабль — Земля (практическая работа с компасом ).

4


Наш «космический» корабль — Земля.

5


Время.

6


Сутки и неделя.

7


Месяц и год.

8


Времена года.

9


Погода ( практическая работа с термометром ).

ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

10


Календарь — хранитель времени, страж памяти.

11


Красные дни календаря.

12


Народный календарь.

13


Экологический календарь.

14


Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Осень» (18 часов).

15


Осенние месяцы.

16


Осень в неживой природе.

17


Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

18


Осенняя экскурсия.



II четверть (14 часов).



1


Звёздное небо осенью.

2


Трава у нашего дома.

ОБЖ. В лес за ягодами.

3


Старинная женская работа.

4


Деревья и кустарники осенью.

ОБЖ. Ориентиры местности.

5


Чудесные цветники осенью.

6


Грибы.

ОБЖ. В лес за грибами.

7


Шестиногие и восьминогие.

8


Птичьи секреты.

9


Как разные животные готовятся к зиме.

10


Невидимые нити в осеннем лесу.

11


Осенний труд.

12


Будь здоров! (Подвижные старинные игры).

ОБЖ. Опасные игры.

13


Охрана природы осенью.

14


Повторение и закрепление пройденного материала.

За страницами учебника.

ΙΙΙ четверть (20 часов)


Тема: «Зима» (15 часов)

1


Зимние месяцы.

2


Зима – время науки и сказок.

3


Зима в неживой природе.

ОБЖ: «Опасности в зимний период».

4


Звёздное небо зимой.

5


Зима в мире растений.

6


Зимние праздники.

7


Растения в домашней аптечке.

ОБЖ: «Оказание первой помощи».

8


Зимняя жизнь птиц и зверей.

9


Невидимые нити в зимнем лесу.

10


В феврале зима с весной встречается первой.

11


Зимний труд.

12


Будь здоров.

13


Охрана природы зимой.

14


Зимняя экскурсия.

15


Повторение и закрепление пройденного материала.



Тема: «Весна и лето» (21 час)

16


Весенние месяцы.

17


Весна в неживой природе.

ОБЖ: «Опасности в весенний период».

18


Весна — утро года.

19


Звёздное небо весной.

20


Весеннее пробуждение растений.





ӀV четверть (16 часов)



1


Чудесные цветники весной.

2


Весна в мире насекомых.

ОБЖ: «Осторожно: клещ»

3


Весна в мире птиц и зверей.

4


Невидимые нити в весеннем лесу.

5


Весенний труд.

6


Старинные весенние праздники.

7


Весенняя экскурсия.

8


Будь здоров.

9


Охрана природы весной.

10


Повторение пройденного материала.

11


Лето красное.

ОБЖ: «Основы безопасного поведения на воде».

12


Летние праздники и труд.

13


Повторение и закрепление пройденного материала.

14


Итоговая контрольная работа за год.

15


Анализ контрольной работы.

16


Урок-путешествие «Времена года».



Материально-техническое обеспечение:


  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Учебник. 2 класс. В двух частях.

  2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях.

  3. А.А.Плешаков. «Зелёные страницы: книга для учащихся начальной школы».

  4. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 2 класс. В двух

частях.

  1. Компьютер.

  2. Телевизор.

  3. Детская художественная и справочная литература о природе, истории России, о жизни разных народов.

  4. Географические настенные карты.

  5. Компас.

  6. Муляжи овощей, фруктов, грибов.

  7. Гербарии культурных и дикорастущих растений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!