ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№760 ИМЕНИ А. П. МАРЕСЬЕВА
129347, Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. 182-66-20, 182-66-19
«Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №760 им. А.П. Маресьева _____________ /Гармаш В.Ю./ «______»____________2014 г. | | «Согласовано» Руководитель МО ГБОУ СОШ № 760 им. А.П. Маресьева __________/Решетняк М.Г./ | | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ГБОУ СОШ №760 им. А.П. Маресьева _______________/Кулик В.Г/. |
Рабочая программа
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
по окружающему миру и ОБЖ во 2 классе
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от 25.08.14 г.
Москва
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы: А.А.Плешакова «Окружающий мир» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общении с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Из целей изучения предмета «Окружающий мир» вытекают следующие задачи:
формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети (Москва и Московская область), к России, её природе и культуре, истории;
формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание учебного материала во 2 классе.
Основная тема второго года обучения - «Круглый год в природе и культуре». Уникальное явление мировой культуры — календарь дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных, что и является основным принципом организации содержания программы 2 класса. Внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью как основе безопасности жизни и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Велико воздействие программы на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание их эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы и многоцветью народных календарных праздников.
Большое внимание уделяется знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях. Дети узнают названия наиболее распространенных в окружающей местности растений, грибов, насекомых, птиц и других животных, народные названия месяцев, погодоведческие приметы и присловия.
Не менее важно раскрытие и на естественно-научном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих в природе, между природой и человеком. Эти знания являются ядром экологического содержания программы. На многих конкретных примерах дети убеждаются в том, что в природе нет ничего лишнего, ненужного, в ней все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны, нужны друг другу, что наши предки прекрасно ощущали свою естественную связь с природой и что современный человек также обязан бережно сохранять, поддерживать эти связи.
В программе раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.
Программа второго года обучения включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя - работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, аудиозаписи.
Необходимы также экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края, встречи с народными мастерами, певцами, сказителями. На уроках и экскурсиях организуется не только фронтальная, но и групповая, индивидуальная работы, что позволяет полнее учитывать интересы и склонности детей, развивать активность, самостоятельность, творческие способности школьников.
В блоке внеклассной и внешкольной работы предусматривается проведение с детьми праздничных мероприятий на основе традиционного календаря народов своего края.
Вселенная, время, календарь (14 ч)
Россия на глобусе и карте. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Небесные тела. Звёзды и планеты. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли. Стороны горизонта. Компас. Изображение нашей Земли на глобусе. Единицы измерения времени. Объяснение смены времён года, смены дня и ночи. Составляющие погоды. Термометр. Календарь как явление культуры. Праздничные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь.
Осень (16 ч)
Народные названия осенних месяцев. Осенние явления в неживой природе. Старинные игры и праздники в осенний период. Звёздное небо. Созвездия. Травянистые растения осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников. Старинные осенние работы. Поверья и легенды о цветах. Разнообразие грибов, их роль в жизни леса. Осенние изменения в жизни пауков и насекомых. Перелётные и зимующие птицы. Связи между растениями и животными в осеннем лесу. Осенние работы в городах и сёлах. Правила здорового образа жизни в осенний период. Бережное отношение к растениям, животным, грибам.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии (ранней и поздней осенью) для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (13 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. Зимнее небо зимой в сравнении с осенью. Созвездие Орион. Сириус — самая яркая звезда на небе. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Зимние праздники. Лекарственные растения: их использование, правила сбора и хранения. Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.).
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (15 ч)
Народные названия весенних месяцев. Весенние приметы и присловья. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Насекомые весной. Их роль в природе. Необходимость бережного отношения к насекомым. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Результаты освоения курса.
При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ожидаемые результаты к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев;
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Календарно-тематическое планирование
уроков во 2 классе «б»
по предмету «Окружающий мир и ОБЖ»
на 2014-2015 учебный год.
I четверть (18 часов)
№ урока | Дата | Тема |
Тема: «Вселенная, время, календарь» (14 часов). |
1 | | Мы — союз народов России. |
2 | | Мы — жители Вселенной. |
3 | | Наш «космический» корабль — Земля (практическая работа с компасом ). |
4 | | Наш «космический» корабль — Земля. |
5 | | Время. |
6 | | Сутки и неделя. |
7 | | Месяц и год. |
8 | | Времена года. |
9 | | Погода ( практическая работа с термометром ). ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации. |
10 | | Календарь — хранитель времени, страж памяти. |
11 | | Красные дни календаря. |
12 | | Народный календарь. |
13 | | Экологический календарь. |
14 | | Повторение и закрепление пройденного материала. |
Тема: «Осень» (18 часов). |
15 | | Осенние месяцы. |
16 | | Осень в неживой природе. |
17 | | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. |
18 | | Осенняя экскурсия. |
II четверть (14 часов).
1 | | Звёздное небо осенью. |
2 | | Трава у нашего дома. ОБЖ. В лес за ягодами. |
3 | | Старинная женская работа. |
4 | | Деревья и кустарники осенью. ОБЖ. Ориентиры местности. |
5 | | Чудесные цветники осенью. |
6 | | Грибы. ОБЖ. В лес за грибами. |
7 | | Шестиногие и восьминогие. |
8 | | Птичьи секреты. |
9 | | Как разные животные готовятся к зиме. |
10 | | Невидимые нити в осеннем лесу. |
11 | | Осенний труд. |
12 | | Будь здоров! (Подвижные старинные игры). ОБЖ. Опасные игры. |
13 | | Охрана природы осенью. |
14 | | Повторение и закрепление пройденного материала. За страницами учебника. |
ΙΙΙ четверть (20 часов)
Тема: «Зима» (15 часов) |
1 | | Зимние месяцы. |
2 | | Зима – время науки и сказок. |
3 | | Зима в неживой природе. ОБЖ: «Опасности в зимний период». |
4 | | Звёздное небо зимой. |
5 | | Зима в мире растений. |
6 | | Зимние праздники. |
7 | | Растения в домашней аптечке. ОБЖ: «Оказание первой помощи». |
8 | | Зимняя жизнь птиц и зверей. |
9 | | Невидимые нити в зимнем лесу. |
10 | | В феврале зима с весной встречается первой. |
11 | | Зимний труд. |
12 | | Будь здоров. |
13 | | Охрана природы зимой. |
14 | | Зимняя экскурсия. |
15 | | Повторение и закрепление пройденного материала. |
| | Тема: «Весна и лето» (21 час) |
16 | | Весенние месяцы. |
17 | | Весна в неживой природе. ОБЖ: «Опасности в весенний период». |
18 | | Весна — утро года. |
19 | | Звёздное небо весной. |
20 | | Весеннее пробуждение растений. |
ӀV четверть (16 часов)
1 | | Чудесные цветники весной. |
2 | | Весна в мире насекомых. ОБЖ: «Осторожно: клещ» |
3 | | Весна в мире птиц и зверей. |
4 | | Невидимые нити в весеннем лесу. |
5 | | Весенний труд. |
6 | | Старинные весенние праздники. |
7 | | Весенняя экскурсия. |
8 | | Будь здоров. |
9 | | Охрана природы весной. |
10 | | Повторение пройденного материала. |
11 | | Лето красное. ОБЖ: «Основы безопасного поведения на воде». |
12 | | Летние праздники и труд. |
13 | | Повторение и закрепление пройденного материала. |
14 | | Итоговая контрольная работа за год. |
15 | | Анализ контрольной работы. |
16 | | Урок-путешествие «Времена года». |
Материально-техническое обеспечение:
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Учебник. 2 класс. В двух частях.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях.
А.А.Плешаков. «Зелёные страницы: книга для учащихся начальной школы».
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 2 класс. В двух
частях.
Компьютер.
Телевизор.
Детская художественная и справочная литература о природе, истории России, о жизни разных народов.
Географические настенные карты.
Компас.
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.