Муниципальное образовательное учреждение
«Зимстанская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по УВР: Директор МОУ «Зимстанская СОШ»
__________Королёва Е.Н. __________Кичун Г.А..
«____» __________ 201____ г. приказ № ____ от _201____
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
2 класс
Разработала:
Морохина П.И.
2017 -2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А.(Сборник рабочих программ «Школа России».Издательство «Просвещение», 2011)
.
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета «Окружающий мир».
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края
Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ̺
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Содержание рабочей программы
Где мы живем (4 ч). Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч). Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч). Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования .
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч). Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч). Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Формы организации урока:
· коллективная;
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная работа;
· работа в парах
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс
Раздел учебного курса, количество часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Формы контроля |
«Где мы живём?» (4 ч.) | Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | - различать государств. символы России; -различать национал. языки и государственный язык России; - извлекать сведения о символах России. - сравнивать город и село; -рассказывать о доме; -распределить обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о земляках; | Регулятивные: Понимать и сохранять учеб. задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебн. материале; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруднич-ве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Текущий |
«Природа» (20 ч.) | Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени (2ч) Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду.2 Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. | Научатся различать объекты живой и неживой природы. Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь между ними. Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Научатся делить растения и животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказыван.; задавать вопросы. | Текущий |
«Жизнь города и села» (11 ч.) | Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. В гости к зиме. | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Научатся выявлять особенности возведения городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Научатся наблюдать за зимними природными явлениями. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания | Текущий |
«Здоровье и безопасность» (9 ч.) | Строение тела человека Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здоров. образа жизни. Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. Научатся узнавать дорожные знаки, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. Научатся соблюдать правила безопасности Научатся объяснять опасность бытовых предметов Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. Научатся избегать опасности на воде и в лесу Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания. | Текущий |
«Общение» (7 ч.) | Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. | Научатся объяснять, что такое культура общения. Научатся составлять родословное древо своей семьи. Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. Научатся формулировать правила этикета Научатся вести себя в общест-венных местах. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; строить монологическое высказывание | Текущий |
«Путешествия» (18 ч.) | Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверх-ности Водные богатства. В гости к весне Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам Страны мира. Впереди лето. | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Научатся называть части реки; анализировать схему. Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремит. выполнить; учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: Задавать вопросы; строить понятные высказывания; формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра | Текущий Итоговой |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс
№ | Тема | | | | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | | Дата |
Содер-ие | Пр. часть | Текущ. и пром. контроль | Предметные | Метапредметные | Личностные | Матер. к уроку | | |
1 | Родная страна. | Имя родной страны – Россия, или Рос. Фед. Государ. символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонац-ая страна. Государ. язык. | | | Научатся различать государств. символы России от символов других стран; различать национальные языки. | Регулятивные: Понимать и сохранять учеб. задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебн. материале; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруднич-ве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. | - различать государств. символы России; -различать национал. языки и государств. язык России; - извлекать сведения о символах России. | Карта РФ | | |
2 | Город и село. | Характ. особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села. | Проект «Город и село». | | Научатся объяснять особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта. | - сравнив. город и село; -рассказывать о доме; -распред. обязанности по выполнен. проекта; -собирать информацию о земляках; | | | |
3 | Природа и рукотворный мир. | Объекты природы и предметы рукотворн. мира. Наше отношение к миру | | | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. | -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | Электронное приложенне к уроку | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | | | Пр. работа | Научатся оценивать свои достижения. | - определять «свой адрес» в мире; -сравнивать звёзды и планеты; -анализировать схему в учебнике, находить планету; -отвечать на итоговые вопросы, выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения. | | | |
5 | Неживая и живая природа. | Живая и неживая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между живой и неживой природой. | | | Научатся различать объекты живой и неживой природы. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказыван.; задавать вопросы. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. | -классифицировать объекты природы по существ. признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи между живой и неживой природой | Электронное приложенне к уроку | | |
6 | Явления природы. | Сезонные явления неживой и живой природы. Термометр – прибор для измерения температуры | | | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. | -различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений | термометры | | |
7 | Что такое погода. | Погода и погодные явления. Условные знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | | | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. | -наблюдать и описыв. состояние погоды; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды | Электронное приложенне к уроку | | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | экскурсия | | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. | -наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавлив. взаимозависимость; -определять природн. объекты с помощью атласа-определителя | | | |
9 | В гости к осени (урок). | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | | | Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь между ними. | -знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в природе родного края | | | |
10 | Звёздное небо. | Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | | | Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. | - находить созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информац. о созвездиях в дополнит. литературе | Электронное приложенне к уроку | | |
11 | Заглянем в кладовые земли. | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Пр. раб. | | Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. | - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита,рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы | Горные породы и минералы, лупа | | |
12 | Про воздух и про воду. | Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана. Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение. Охрана. | | | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. | - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - анализировать схемы, показывающие источники загрязнен. воздуха и воды; -описывать эстетичес. воздейств. созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | Электронное приложенне к уроку | | |
13 | Про воздух и про воду. | | | | Электронное приложенне к уроку | | |
14 | Какие бывают растения. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения Эстетическое воздействие растений на человека. | Пр. работа | | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. | -устанавливать по схеме различия между группами растений; - называть и классифиц. растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения | Электронное приложенне к уроку | | |
15 | Какие бывают животные. | Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от образа жизни. | | | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. | - соотносить группы животных и признаки; - знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, -сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животн. от его образа жизни | Электронное приложенне к уроку | | |
16 | Невидимые нити. . | Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей | | | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении взаимосвяз. | Электронное приложенне к уроку | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | Пр. работа | | Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. | -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -классифицировать культурные растения по определён. признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | гербарии | | |
18 | Дикие и домашние животные. | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. | | | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | Электронное приложенне к уроку | | |
19 | Комнатные растения. | Комнатные растения, роль в жизни человека Уход, происхождение комнатных растений. | Пр. работа | | Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. | - узнавать комнатные растения; -определять растения своего класса; -оценивать роль растений для здоровья | гербарии | | |
20 | Животные живого уголка. | Аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода. Роль содержан. животных для здоровья человека. | | | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. | - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -объяснять их роль в создании благоприятной психологич. атмосферы; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка | Электронное приложенне к уроку | | |
21 | Про кошек и собак. | Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. | | | Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы. | - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | Презентация | | |
22 | Красная книга. | Красная книга России. Сведения о растениях и животных. Меры по сохранен. и увеличен. численности растений и животных. | | | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. | - выявлять причины исчезновения растений и животных; - обсуждать меры по охране; -подготовить сообщение о растен. или животном | Презентация | | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. | Проект | | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. | - анализировать факторы, угрожающие живой природе; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическ. знаками; -составлять Красную книгу | | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Проверка знаний и умений. | | Пров. работа | Научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильн. / неправильн. ответов; -оценивать отношение к природе | | | |
25 | Что такое экономика. | Экономика и её составные части. Связи между частями экономики. Экономика родного края. Деньги. | | | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания | - учебно-познавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - рассказывать об отраслях экономики; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно; -извлекать сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | Электронное приложенне к уроку | | |
26 | Из чего что сделано. | Использование природн. материалов для изготовления предметов.Простейш. производственные цепочки. Уважение к труду людей. | Пр. работа | | Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. | - прослеживать производственные цепочки, моделировать; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | | | |
27 | Как построить дом. | Представление о технологии строит-ва городск. и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строит. техники | | | Научатся выявлять особенности возведения городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. | - рассказывать о строительстве городск. и сельского домов; -сравнивать технологию возведения городского дома и сельского; -рассказывать о строительных объектах | Электронное приложенне к уроку | | |
28 | Какой бывает транспорт. | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | | | Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. | - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера экстренного вызова | Электронное приложенне к уроку | | |
29 | Культура и образование. | Учреждения культуры и образования, роль в жизни человека и общества. Первый музей России | | | Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. | - различать учреждения культуры и образов-ия; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | Электронное приложенне к уроку | | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. | Проект | | .Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. | - рассказывать о профессиях своих родителей; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни | | | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | экскурсия | | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями. | - наблюдать над зимн. погодными явлениями; -исследовать пласт снега; -распознавать следы животных; -наблюдать за повед-ем зимующих птиц. | | | |
32 | В гости к зиме (урок). | Зимние явления в неживой и живой природе. | | | Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. | - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями; -формулировать правила безопасного поведения зимой; -вести наблюдения в природе | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Проверка знаний и умений. | | Пров. работа | Научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе; -формировать самооценку | | | |
34- 35 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». . | Представление результатов проектной деятельности | | | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | | | |
36 | Строение тела человека. | Внешнее и внутрен. строение тела человека. Местоположение органов и их работа. | | | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здоров. образа жизни. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентация на здоровый образ жизни. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - называть и показывать внешние части тела человека и положение внутренних органов -моделировать внутреннее строение тела человека | Электронное приложенне к уроку | | |
37 | Если хочешь быть здоров. | Режим дня 2-классн. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи | | | Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. | -составлять режим дня школьника; -обсуждать питание школьника; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их | | | |
38 | Берегись автомобиля! | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | | | Научатся узнавать дорожные знаки, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. | - моделировать сигналы светофоров; -различать дорож.знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге | Электронное приложенне к уроку | | |
39 | Школа пешехода | | Пр. работа | | Научатся соблюдать правила безопасности | -формулировать правила безопасности; -учиться соблюдать правила безопасности | Электронное приложенне к уроку | | |
40 | Домашние опасности. | Правила безопасного поведения в быту. | | | Научатся объяснять опасность бытовых предметов | - объяснять опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту | Электронное приложенне к уроку | | |
41 | Пожар. | Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | | | Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. | - характеризовать пожароопасн. предметы; -запомнить правила предупрежден. пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону | Электронное приложенне к уроку | | |
42 | На воде и в лесу. | Правила безопасного поведения в воде и в лесу. | | | Научатся избегать опасности на воде и в лесу | - характеризовать опасности пребывания у воды и в лесу; -различать съедобные и ядовитые грибы | Электронное приложенне к уроку | | |
43 | Опасные незнакомцы. | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции. | | | Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. | - характеризовать опасности при контактах с незнакомыми людьми; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС | Электронное приложенне к уроку | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Проверка знаний и умений. | | Пров.работа | Научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе | | | |
45 | Наша дружная семья. | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотн. в семье. | | | Научатся объяснять, что такое культура общения. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; строить монологическое высказывание | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -знание основных моральных норм. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -рассказывать о семейн. взаимоотношениях, общих занятиях; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного досуга | Р.т. | | |
46 | Проект «Родословная». | Подготовка к выполнению проекта: | Проект | | Научатся составлять родословное древо своей семьи. | - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. | | | |
47 | В школе. | Классный и школь-ный кол-лектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | | | Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. | рассказывать о школьн. коллективе, мероприятиях в классе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -моделировать ситуации общения на уроке и переменах. | | | |
48 | Правила вежливости. | Правила этики в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в обществ. транспорте | | | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. | -формулировать привила поведения в общественном транспорте; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | Электронное приложенне к уроку | | |
49 | Ты и твои друзья. | Правила поведения в гостях. | Пр. работа | | Научатся формулировать правила этикета | -обсуждать морально-этические аспекты дружбы; -формулиров. правила этикета в гостях. | | | |
50 | Мы – зрители и пассажиры. | Правила поведения в общественных местах | | | Научатся вести себя в общественных местах. | - обсуждать правила поведения в театре; - обсуждать правила поведения в обществен. транспорте | Электронное приложенне к уроку | | |
51 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Проверка знаний и умений. | | Пров. работа | Научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность ответов; -оценивать отношение к природе; -формиров. самооценку в соответствии с набранными баллами | | | |
52 | Посмотри вокруг. | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | | | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремит. выполнить; учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать действие | учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности | находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст; формулировать вывод о форме Земли | Карта Электронное приложенне к уроку | | |
53 | Ориентирование на местности. | Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. | | | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам | в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: Задавать вопросы; строить понятные высказывания; формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра | учебной деятельности широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентир-ия по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природ. признакам | Компас Электронное приложенне к уроку | | |
54 | Ориентирование на местности. | Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | | | компас | | |
55 | Формы земной поверхности. | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор | | | Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. | | | сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существен. признаков форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность края. | Карта РФ Электронное приложенне к уроку | | |
56 | Водные богатства. | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. | Пр. работа | | Научатся называть части реки; анализировать схему. | | | различать водоёмы естественного и искусственного происхождения; анализировать схему частей реки; рассказывать о водных богатствах своего края | Карта РФ, РК Электронное приложенне к уроку | | |
57 | В гости к весне (экскурсия). | Наблюдения над весенними явлениями природы. | Экскурсия | | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. | | | наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздейств. на человека | | | |
58 | В гости к весне (урок). | Весенние явления в неживой и живой природе. | | | Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. | | | рассказывать о своих весенн. наблюдениях; знакомиться с изменен-ми в природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в природе | | | |
59 | Россия на карте. | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. | | | Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны. | | | сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи на фотографиях с местоположением на физической карте; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Карта РФ | | |
60 | Проект «Города России». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы. | Проект | | Узнают новую информацию о городах России. | | | распределять обязанности по выполнению проекта; находить сведения об истории и достопримечательн. города; составлять презентацию своего исследования | Карта РФ | | |
61 | Путешествие по Москве. | Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримеча- тельности столицы. | | | Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. | | | находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов др. городов | Карта РФ | | |
62 | Московский Кремль. | Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | | | Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. | | | обсуждать значение Московского Кремля для жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение | Карта РФ | | |
63 | Город на Неве. | Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания. | | | Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. | | | находить Санкт-Петербург на карте; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов | Карта РФ | | |
64 | Путешествие по планете. | Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | | | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. | | | сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии с местоположением районов на карте мира | Карта мира | | |
65 | Путешествие по материкам. | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | | | Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. | | | находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков; готовить сообщения и выступать с ними | Карта мира | | |
66 | Страны мира. Проект «Страны мира» | Физические и политические карты. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материал. учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы | Проект | | Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. | | | находить на политической карте мира территорию Россию и друг. стран; определять, каким странам принадлежат флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о странах | Карта мира | | |
67 | Впереди лето. | Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. | | | Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом. | | | определять цветущие летом травы, насекомых и других животных; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям | Электронное приложенне к уроку | | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Проверка знаний и умений. | | Пров. работа | Научатся оценивать свои достижения. | | | выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность ответов; оценивать отношение к природе; формировать адекватную самооценку | | | |
68 | Годовая контрольная работа | | | Конт работа | Проверить полученные знания. | | | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их нагляд. материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других. | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради). Плешаков А.А. Окружающий мир. Программы для 1-4классов.М:Просвещение, 2011 Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 2 класс, М.: Просвещение, 2011. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 2 класс, М., Просвещение, 2014. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс, М.: ВАКО, 2007 Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009. | | |
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя | | |
Печатные пособия |
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России. Географические карты. Иллюстративные материалы. | | Например, репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | | |
Технические средства обучения |
Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор | | |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме) | | Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Медицинский термометр. Лупа, компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения. | | |