СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Программа "Школа Россиии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3



Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол заседания

от « 28 » августа 2017 г.

№ 1

Принято

Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3

от «30» августа 2017г.

№ 8

Утверждаю

Директор МБОУ ОСОШ № 3

________________

М.М. Кушнарева

Приказ от «31» августа 2017 г.

№ 267










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по окружающему миру

Уровень общего образования (класс) -

начальное общее образование, 4 «А» класс

Количество часов в неделю - 2 ч., по программе – 68 ч., за год - 67 ч.

Учебный год 2017-2018

Учитель Лесник Елена Владимировна












Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 12.08.2016 г. № 195 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;

- приказ МБОУ ОСОШ № 3 от 01.09.2017 № 282 «Об утверждении образовательной программы МБОУ ОСОШ № 3 на 2017-2018 учебный год».

Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 68 часов, 2 часа в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней и расписанием занятий на 2017-2018 уч. год программа реализуется в объёме 67 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала, объединения тем уроков:

урок № 40: «Жизнь древних славян».

Учебник А.А.Плешакова, Окружающий мир: Учебник для 4-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2017, УМК «Школа России», 1.1.3.1.3.4 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Цели и задачи курса.

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.







Метапредметные результаты
Регулятивные


  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

 Предметные результаты

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (15 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (8ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



















Структура курса

Тема (раздел)

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край - часть большой страны

15

5

Страницы всемирной истории

5

6

Страницы истории Отечества

20

7

Современная Россия

8

Итого:

67


Формы контроля

Кол-во часов

Формы контроля


Четверть

К-во час. в неделю

Всего часов


К/р

П/р

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

1

2

17


1


4


2

2

16


2


1


3

2

20


1


-


4

2

14


1


-


Итого

67


5


5






График контрольных работ


Тема (раздел)

Форма работы

Дата

1

Земля и человечество

Проверочная работа №1

27.09

2


Природа России

Проверочная работа № 2

10.11

3

Контрольная работа за 1 полугодие

Контрольная работа

20.12

4

Страницы всемирной истории

Проверочная работа № 3

26.01

5

Страницы истории России

Проверочная работа № 4

18.04

6

Контрольная работа за 2 полугодие

Контрольная работа

16.05







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

урока

в теме

Дата

Скоррек

тирован

ная дата,

пояснение

Тема урока

1 четверть - 17 часов

Земля и человечество - 9 часов

1

1

1.09


Мир глазами астронома

2

2

6.09


Планеты солнечной системы. Практическая работа № 1: "Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3

3

8.09


Звёздное небо – Великая книга Природы. 

4

4

13.09


Мир глазами географа.

5

5

15.09


Мир глазами историка.

6

6

20.09


Когда и где?

7

7

22.09


Мир глазами эколога.

8

8

27.09


Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа №1 по теме: "Земля и человечество".

9

9

29.09


Сокровища Земли под охраной человечества. 

Природа России - 10 часов

10

1

4.10


Равнины и горы России. Практическая работа № 2 по теме: «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».

11

2

6.10


Моря, озера и реки России.  Практическая работа № 3 по теме: «Работа с картой»

12

3

11.10


Природные зоны России. Практическая работа № 4 по теме: «Поиск и показ на карте природных зон России».

13

4

13.10


Зона арктических пустынь.

14

5

18.10


Тундра.

15

6

20.10


Леса России.

16

7

25.10


Лес и человек.

17

8

27.10


Зона степей.

2 четверть - 16 часов

18

9

8.11


Пустыни.

19

10

10.11


У Черного моря. Проверочная работа по № 2 по теме: "Природа России".

Родной край - часть большой страны - 15 часов.

20

1

15.11


Наш край.

21

2

17.11


Родной край – часть большой страны.

22

3

22.11


Поверхность нашего края.

23

4

24.11


Природное сообщество «Водоём».

24

5

29.11


Наши подземные богатства. 

Практическая работа № 5 по теме: «Определение свойств полезных ископаемых родного края».

25

6

1.12


Земля – кормилица. 

26

7

6.12


Растения и животные леса. 

Экскурсия «Смешанные леса родного края».

27

8

8.12


Жизнь леса. 

28

9

13.12


Жизнь луга.

29

10

15.12


Жизнь в пресных водах.

30

11

20.12


Контрольная работа за 1 полугодие.

31

12

22.12


Анализ контрольной работы.

32

13

27.12


Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

33

14

29.12


Растениеводство в нашем крае.

3 четверть - 20 часов

34

15

10.01


Животноводство в нашем крае. 

Страницы всемирной истории - 5 часов

35

1

12.01


Начало истории человечества.

36

2

17.01


Мир древности: далекий и близкий. 

37

3

19.01


Средние века: время рыцарей и замков.

38

4

24.01


Новое время: встреча Европы и Америки.

39

5

26.01


Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 3 по теме" Страницы всемирной истории"

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ - 20 часов

40

1

31.01


Жизнь древних славян.

41

2

2.02


Во времена Древней Руси. 

42

3

7.02


Страна городов. 

43

4

9.02


Из книжной сокровищницы Древней Руси. 

44

5

14.02


Трудные времена на Русской земле. 

45

6

16.02


Русь расправляет крылья. 

46

7

21.02


Куликовская битва. 

47

8

28.02


Иван Третий.

48

9

2.03


Мастера печатных дел.

49

10

7.03


Патриоты России.

50

11

14.03


Петр Великий.

51

12

16.03


Михаил Васильевич Ломоносов.

52

13

21.03


Екатерина Великая.

53

14

23.03


Отечественная война 1812 года.

4 четверть - 14 часов.

54

15

4.04


 Страницы истории 19 века.

55

16

6.04


Россия вступает в 20 век.

56

17

11.04


Страницы истории 1920-1930-х годов.

57

18

13.04


Великая Отечественная война и великая Победа. 

58

19

18.04


Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Проверочная работа № 4 по теме: "Страницы истории России".

59

20

20.04


Страна, открывшая путь в космос. 

Современная Россия - 8 часов

60

1

25.04


Основной закон России и права человека. 

61

2

27.05


Мы – граждане России.

62

3

4.05


Славные символы России. 

63

4

11.05


Такие разные праздники.

64

5

16.05


Контрольная работа за 2 полугодие.

65

6

18.05


Наши проекты.

66

7

23.05


Путешествие по России.

67

8

25.05


Итоговый урок.


























Критерии оценки уровня достижений обучающихся по окружающему миру


Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Критерии оценок за фронтальный опрос:

«5» - чёткие и краткие ответы без ошибок (не менее, чем на 3 контрольных вопроса) в которых ученик умело сопоставил факты; выбрал альтернативу и доказал свою точку зрения; умело сделал сравнение; проанализировал изученный материал и нашёл причину явления и т.п.; не более 1 недочёта.

«4» - чёткий, краткий ответ (не менее, чем на 3 вопроса), с отдельными неточностями в изложении материала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу.

«3» - неполный ответ с нарушениями логики изложения материала ( не менее, чем на 2 вопроса); наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов.

«2» - неполный ответ с нарушением логики, нераскрытостью обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу.

Критерии оценок за индивидуальный устный опрос:

«5» - в ответе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету; верное и умелое сопоставление фактов; правильное установление причинно-следственных, пространственных и временных связей; не более 1 недочёта.

«4» - достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объекта или явления, с отдельными неточностями в изложении материала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу.

«3» - неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов.

«2» -неполный ответ с нарушением логики, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу.

Критерии оценок за самостоятельную практическую работу:

«5» - в работе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выделены наиболее существенные признаки объекта; верное и умелое сопоставление фактов; правильное установление причинно- следственных, пространственных и временных связей; верно сделаны выводы из проведённых самостоятельных действий; не более 1 недочёта.

«4» - достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объекта или явления, с отдельными неточностями в выводах; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному материалу.

«3» - минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; нечёткие выводы; наличие 3 ошибок или 6 недочётов.

«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность в выводах; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Автор

Название

Год издания

Издательство

№ в перечне

Учебно - методический комплект


1

А. А. Плешаков

Окружающий мир: Учебник для 4 класса.


2017

Москва: Просвещение

1.1.3.1.3.4

Методическая литература

2

А. А. Плешаков

Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 4 класс.


2013




3

А. А. Плешаков

Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы

(1 – 4 классы)


2012

Москва: Просвещение


Справочная литература


1

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина,

Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения


2011

Москва Просвещение»


2

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе


2011

Москва «Просвещение»


3

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования


2011

Москва «Просвещение»


4

Кондаков К.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

в 2 частях

2011

Москва «Просвещение»


5

Данилюк А.

КондаковА.М.

Тишков В.А.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва «Просвещение»


Печатные пособия


1

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения


2

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)


3

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).


4

Географические и исторические настенные карты.


5

Атлас географических и исторических карт


6

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)


Компьютерные и информационно – коммуникативные средства


1

Персональный компьютер


2

Мультимедийный проектор и экран


3

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц


4

Магнитная доска


Экранно - звуковые пособия


1

Видеофильмы по предмету


2

Презентации по темам программы


Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование


1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды


2

Термометр медицинский


3

Лупа


4

Компасы


5

Секундомер


6

Микроскопы


7

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.


8

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).


9

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.


Натуральные объекты


1

Коллекции полезных ископаемых.


2

Коллекции плодов и семян растений.


3

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).


4

Живые объекты (комнатные растения)





Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:www.Nachalka.com.

  3. http:www.viku.rdf.ru.

  4. http:www.rusedu.ru.

  5. http://school-collection.edu.ru/

  6. www.center.fio.ru    

  7. http://www.maro.newmail.ru   

  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   

  9. http://www.int-edu.ni

  10. http://www.zankov.ru/



Оборудование

Мобильный компьютерный класс для кабинетов начальных классов

Оборудование

Учебно-лабораторное оборудование для кабинетов начальной школы
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!