СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

______________ /Курмышова О. А./
«______»____________2017 г.




«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

__________/Сытдыкова М.А./



Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для 1 класса

учителя Пинаевой Валентины Николаевны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30.08.2017 г.




Москва

2017-2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ «Школа № 760 им. А.П.Маресьева» на 2017-2018 учебный год, на основе авторской программы по предмету «Окружающий мир» авторов Плешаков А.А. И Новицкая М.Ю.

Программа и материал УМК рассчитан на 2 часа в неделю.


Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются: формирование у ребёнка:

- формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

- формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

- построение модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.


Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 ч (33 учебные недели), по 2 часа в неделю.


Результаты изучения курса

Личностные результаты.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

1 класс:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- работать по предложенному плану совместно с учителем;

- отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя.

2 класс:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью;

- планировать учебную деятельность на уроке;

- воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать;

- высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

3 класс:

- формулировать тему и цели урока совместно с учителем;

- выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

4 класс:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

1 класс:

  • извлекать информацию из текста, рисунка, схематичного рисунка;

  • сравнивать и группировать предметы по одному основанию;

  • называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в последовательности;

  • подробно пересказывать небольшие тексты;

  • составлять ответы – высказывания.

2 класс:

- находить необходимую информацию для решения учебной задачи в один шаг;

- находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях;

- сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

- отличать высказывания от других предложений, отличать истинные и ложные высказывания;

- составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы).

- составлять план небольшого текста – повествования;

3 класс:

  • вычитывать все виды текстовой информации;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • пользоваться разными видами чтения;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов совместно с учителем.

4 класс:

  • овладевать гибким чтением;

  • составлять план письменного текста;

  • понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

1 класс:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения);

- слушать и понимать речь учителя;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика);

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с помощью учителя.

2 класс:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика);

- самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3 класс:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

4 класс:

- высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;

- принимать другую, непохожую на свою точку зрения;

- вычитывать с помощью учителя информацию, данную в неявном виде.

Предметные результаты:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.


Содержание курса

Мы и наш мир

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это всё, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Наш класс

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Наш дом и семья

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.

Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Город и село

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.

Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Родная страна

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

Человек и окружающий мир

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/ утро — день — вечер/ весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема раздела

Количество часов

Мы и наш мир

9

Наш класс

13

Наш дом и семья

18

Город и село

13

Родная страна

7

Окружающий мир

6

Всего

66


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела

Тема урока

Планируемые результаты




1 четверть (18 часов)



Мы и наш мир

(10 ч).

Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;




1


Что такое окружающий мир. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.


2


Природа. Мир и природа.


3


Неживая и живая природа.


4


Культура.


5


Природа в творчестве человека.


6


Мы – люди.


7


Как мы общаемся с миром. Опасные и чрезвычайные ситуации.


8


Люди – творцы культуры.


9


Обобщение и закрепление пройденного материала.


10


Экскурсия на пришкольную территорию.



Наш класс в школе

(12 ч).



Формирование эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Формирование установки на здоровый образ жизни; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

11


Наш класс в школе. Опасная ситуация в школе.


12


Мы – дружный класс. Безопасное поведение в школе.


13


Учитель – наставник и друг.


14


Природа в классе.


15


Как ухаживать за комнатными растениями.


16


Что растет у школы.


17


Мир за стеклянным берегом.


18


Кто ещё у нас живёт?




2 четверть (14 часов)


19


Какие бывают животные.


20


Делу – время. Режим дня.


21


Книга – наставник и друг. Выполнение правил поведения в классе и в школе.


22


Потехе – час. Правила игрового поведения.



Наш дом и семья

(14 ч).


Формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами.


23


Мы в семье.


24


Моя семья – часть моего народа.


25


Природа в доме. Опасность у тебя дома.


26


Откуда в наш дом приходит газ, вода, электричество. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.


27


Красивые камни в нашем доме.


28


Комнатные растения у нас дома.


29


Выйдем в сад. Безопасное поведение на улице.


30


Овощи и фрукты на нашем столе.


31


Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами. Ожог.


32


Дикорастущие и культурные растения




3 четверть (18 часов)


33


Собака в нашем доме. Как вести себя с домашними питомцами.


34


Кошка в нашем доме.


35


Домашние и дикие животные. Когда четвероногие друзья опасны.



36


С утра и до вечера. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь?



Город и село (13 ч).


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание ценности национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием данного предмета. Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

37


Мы в городе, селе. Как вести себя с незнакомыми людьми.


38


Красота любимого города и родного села. Как вести себя с незнакомыми людьми.


39


Природа в городе. Переход и светофор. Переходим улицу.


40


Что растёт в городе.


41


Чудесные цветники.


42


В ботаническом саду. Правила поведения в ботаническом саду.


43


Кто живёт в парке. Дорожные знаки.


44


В зоопарке. Правила поведения в зоопарке.


45


Войдём в музей. Правила поведения в музеях и библиотеках.


46


Заочная экскурсия по родному городу.


47


Мы помним наших земляков.


48


Все профессии важны.


49


Правила для пассажиров. Виды транспорта. Внимание авария! Как защитить себя во время аварии


50


Резервный урок.





4 четверть (16 часов)



Родная страна (7 ч).


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание ценности национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием данного предмета. Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

51


Россия — наша Родина. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме государственного флага.


52


Москва – столица России. Мы — путешественники.


53


Мы – семья народов России.


54


Природа России. Отдыхаем безопасно. Не трогай нас.


55


Охрана природы. Опасные растения и грибы.


56


Красная книга России.


57


Заповедные тропинки. Правила поведения в заповеднике.


58


Съедобные грибы и ягоды. Соберём грибы и ягоды.



Человек и окружающий мир

(4 ч).



Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


59


Взгляни на человека!


60


Всему свой черёд. Я люблю своих родных.


61


У каждого времени свой плод.


62


Я – часть мира.


63 - 66

Резервные уроки

(4 ч)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!