муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Гимназия имени А.С. Пушкина»
| | «Утверждаю» Директор МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» Приказ от «31» августа 2018г. № 201 ______________ /Демина Л.И./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 2-В класс
Количество часов 67 ч.
Учитель Трифонова Л.В.
Программа разработана на основе авторской программы по окру-
жающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
2018 – 2019 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» для обучающихся 2 «В» класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина».
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2013.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2016.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2016.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2015.
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназии имени А. С. Пушкина» на изучение курса выделено во 2-в классе 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа сокращена до 67 ч. в связи с часами, выпавшими на праздничные дни.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины, окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшей изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
3. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
природе;
млекопитающих;
млекопитающие)
назвать признаки, отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу;
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
этого труда;
режим труда и отдыха, физкультура);
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
Победы, День города и т.д.
города (села);
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
4. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии второго класса:
источники информации об окружающем нас мире;
планеты и звезды;
свойства воздуха и воды;
неживая и живая природа Земли;
человек разумный — часть природы;
общий дедушка;
в родном краю.
Человек и природа (36 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Культурные и дикорастущие растения. Виды культурных растений (декоративные, овощные, плодовые, бахчевые, зерновые, бобовые и др.). Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия.
Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек разумный — как часть живой природы (человек млекопитающее). Внешнее строение человека. Отличие одного человека от другого по внешним признакам. Изучение окружающего мира с помощью органов чувств и информационных источников.
Человек и общество (21 ч)
Информационные источники: учебники, словари, справочники, художественная литература, электронные приложения, письма, общение со старшими и сверстниками, результаты опытов, экспериментов и наблюдений и т.д.
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Семья ребенка и его родословная.
Человек в ответе за тех животных, которых приручил. Красная книга России. Бережное отношение человека к природе. Правила поведения на природе. Труд людей при выращивании культурных растений.
Наша Родина — Россия. Конституция России — Основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила здорового образа жизни и безопасного поведения (11 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника.
Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения).
Питание и здоровье. Причины простудных заболеваний. Профилактика заболеваний.
Советы старших: освещение рабочего места школьника, правила предупреждения простудных заболеваний, правила поведения при простудных заболеваниях.
Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).
Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода.
Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи).
Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Экскурсии |
Человек и природа – 40 ч |
1 2 3 4 5 6 7 | Звёзды и планеты Условия жизни на планете Земля Разнообразие растений Культурные растения Грибы Человек и животные | 6 9 4 8 3 10 | | | |
Человек и общество – 24 ч |
8 9 10 | Обмен письмами. Общение со старшими Человек разумный – часть природы Наша Родина – Россия | 5 9 9 | | | |
Правила безопасного поведения – 4 ч |
11 12 | Режим дня Правила безопасного поведения на улице, в быту | 2 3 | | | |
| Итого: | 67 | | | |
6. Календарно - тематическое планирование
Номер урока | Дата проведения | Содержание (тема) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
План | Факт | |
1четверть | |
1 | 04.09 | | Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы». Письмо экологов школьникам. | 1 | — классификация объектов окружающего мира; —выделение отличительных признаков живой природы; — распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы); —обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы; — изучение разнообразия растений и животных родного края; —осуществление посильных осенних работ на участке; —сбор природного материала; — проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа; — работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); —самостоятельное маркирование; | |
2 | 06.09 | | Где и как найти ответы на вопросы. Мишины вопросы. | 1 | |
3 | 11.09 | | Советы старших. | 1 | |
4 | 13.09 | | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | 1 | |
5 | 18.09 | | Опыт и наблюдение. | 1 | |
6 | 20.09 | | Земля. Модель Земли. | 1 | — знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники; | |
7 | 25.09 | | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | |
8 | 27.09 | | Звёзды и созвездия. | 1 | —уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах; — знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус; — выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля; — выявление причины смены дня и ночи. | |
9 | 02.09 | | Планеты. | 1 | |
10 | 04.10 | | Проверочная работа в тестовой форме. Движение Земли вокруг Солнца | 1 | |
11 | 09.10 | | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | |
12 | 11.10 | | Тест «Условия жизни на планете Земля». | 1 | выбор правильного ответа; — работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений; —расширение представлений о значении воды для жизни на Земле; — определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств; | |
13 | 16.10 | | Свойства воздуха. (практическое занятие ) | 1 | |
14 | 18.10 | | Кому и для чего нужна вода? | 1 | |
15 | 23.10 | | Тест «Вода и её свойства.» | 1 | |
16 | 25.10 | | Проверочная работа в тестовой форме «Свойства воздуха и воды» | 1 | |
17 | 30.10 | | Экскурсия. Осенние работы на пришкольном участке. | 1 | |
18 | 01.11 | | Условия необходимые для развития растений. | 1 | обсуждение особенностей процесса питания растений; — высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп); — выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих; — подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края; — обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду; — составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края; — проведение наблюдений, постановка опытов. | |
2 четверть | | |
19 | 13.11 | | Корень, стебель лист. (Практическое занятие) | 1 | |
20 | 15.11 | | Питание растений. | 1 | |
21 | 20.11 | | Тест по теме «Солнце, воздух, вода и растения». Обобщение знаний. | 1 | |
22 | 22.11 | | Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. | 1 | |
23 | 27.11 | | Папоротники, мхи и водоросли. | 1 | |
24 | 29.11 | | Красная книга России. Правила поведения в природе | 1 | |
25 | 0412 | | Тест по теме «Разнообразие растений» Обобщение знаний. | 1 | |
26 | 06.12 | | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | |
27 | 11.12 | | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | |
28 | 13.12 | | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | |
29 | 18.12 | | Тест. Отчего зависит урожай зерновых? | 1 | |
30 | 20.12 | | Растения сада. | 1 | |
31 | 25.12 | | Сколько живут растения? Размножение растений своими частями. | 1 | |
32 | 27.12 | | Проверочная работа по темам четверти. | 1 | |
3 четверть | | |
33 | 10.01 | | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность их жизни». | 1 | |
34 | 15.01 | | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | — дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов; — обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности); |
35 | 17.01 | | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? | 1 |
36 | 22.01 | | Проверочная работа в тестовой форме по теме «Грибы». Обобщение пройденного материала. | 1 |
37 | 24.01 | | Разнообразие животных. | 1 | —классификация отличительных признаков животных разных групп; —повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации; — углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме; — повторение и расширение знаний о диких животных; — знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной; — обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга; — проведение наблюдений, постановка опытов. -знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме; — знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий; |
38 | 29.01 | | Насекомые. | 1 |
39 | 31.01 | | Рыбы. | 1 |
40 | 05.02 | | Земноводные. | 1 |
41 | 07.02 | | Пресмыкающиеся. | 1 |
42 | 12.02 | | Птицы. | 1 |
43 | 14.02 | | Звери. | 1 |
44 | 19.02 | | Как животные защищаются? | 1 |
45 | 21.02 | | Контроль знаний по текстам администрации | 1 |
46 | 26.02 | | Домашние животные. | 1 |
47 | 28.02 | | Живой уголок. Экскурсия на станцию юннатов. | 1 |
48 | 05.03 | | Значение диких животных. Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | 1 |
49 | 07.03 | | Тест Заповедники или заказники родного края.». | 1 | — участие в исследовательской деятельности; — проведение сравнений, выбор правильного ответа; — работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия); — самостоятельное маркирование; — описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; — обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье; — моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными пред метами; — обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми. |
50 | 12.03 | | Обобщение по теме «Человек и животное. Проверочная работа. | 1 |
51 | 14.03 | | Человек разумный-часть природы. Про тебя. | 1 |
52 | 19.03 | | Что умеет человек. | 1 |
53 | 21.03 | | Растим здоровым. | 1 | — понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; — использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека; — знакомство и применение основных правил личной гигиены; — классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения; — использование основных правил дорожного движения; -удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве; |
4 четверть |
54 | 02.04 | | Питание и здоровье. | 1 |
55 | 04.04 | | От кого зависит твой режим дня? | 1 |
56 | 09.04 | | Тест по теме «Человек разумный – часть природы». Обобщение знаний. | 1 |
57 | 11.04 | | Чистота – залог здоровья. Берегись простуды. | 1 |
58 | 16.04 | | Твоя безопасность на улице. | 1 |
59 | 18.04 | | Твоя безопасность дома. Тест по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 |
60 | 23.04 | | Проверочная работа по изученным темам. | 1 |
61 | 25.04 | | Имя города, села, посёлка. Урок-экскурсия по родному городу. | 1 |
62 | 30.04 | | История Московского Кремля. | 1 | — ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой; — изучение предприятий, обслуживающих жителей города(села); — расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах; — воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам; — моделирование (составление маршрута экскурсии). — знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий; |
63 | 07.05 | | Общий дедушка. Родословная. | 1 |
64 | 14.05 | | Итоговая комплексная работа. | |
65 | 16.05 | | День Победы. | 1 |
66-67 | 21.05-24.05 | | День Конституции России. Урок-обобщение. | 2 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания научно-методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» от «28» августа 2018 г. № 1 ___________ /Максименко Е.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Т. В. Астраханцева/ «28» августа 2018 г. |
11