СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России", 4 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России", 4 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Школа России", 4 кл.»






Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО ;

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;

  • Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2018/2019 учебный год.

На основе:

  • примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;

  • Программы курса «Окружающий мир», 1-4 классы. Автор-составитель А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1- 4 классы – М.: Просвещение, 2011

В соответствии с учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)

В целях ознакомления с этнокультурными ценностями родного края в программу включены 4 часа из курса «Азбука Смоленского края» (из расчёта 1 час в четверть). Уроки № 11, № 21,№ 39, № 57 в календарно-тематическом планировании отмечены *.


Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметные

обучающийся научится:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

  • понимать особую роль России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • уважительному отношению к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоению доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окруж. мире.

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.


Содержание курса

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физ. карте России). Водоёмы Смоленской области.

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природ. зонах.

Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Эколог. проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.

Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Природные особенности Смоленской области. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы нашего края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в Смоленской области, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в Смоленской области, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Наши предки.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья-собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Места боевой славы Смоленщины.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси

Современная Россия (10 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России.


Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

13

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

10


Всего часов

68










Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


Земля и человечество – 9 ч



1

Мир глазами астронома

1


2

Планеты Солнечной системы

1


3

Звездное небо – Великая книга Природы

1


4

Мир глазами географа. Проверка сформированности предметных умений и УУД (входная диагностика)

1


5

Мир глазами историка

1


6

Когда и где?

1


7

Мир глазами эколога

1


8

Сокровища Земли под охраной человечества

1


9

Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения «Земля и человечество»

1



Природа России – 11 ч



10

Равнины и горы России

1


11

Моря, озера и реки России. Водоёмы Смоленской области*

Наши проекты «Смоленское Поозерье»

1


12

Природные зоны России

1


13

Зона арктических пустынь

1


14

Тундра

1


15

Леса России

1


16

Лес и человек

1


17

Зона степей

1


18

Пустыни

1


19

У Черного моря

1


20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1



Родной край – часть большой страны – 13 ч



21

Наш край. Поверхность нашего края. Природные особенности Смоленской области *

1


22

Поверхность нашего края (экскурсия)

1


23

Водные богатства

1


24

Наши подземные богатства

1


25

Земля-кормилица

1


26

Жизнь леса

1


27

Жизнь луга

1


28

Экскурсия в лес и на луг. Провер. работа за 1 полугодие

1


29

Жизнь в пресных водах

1


30

Растениеводство в нашем крае

1


31

Животноводство в нашем крае

1


32

Проверим себя и оценим свои достижения «Родной край - часть большой страны». Презентация проектов «Красная книга России»

1


33

Экскурсия к водоему

1



Страницы всемирной истории – 5 ч



34

Начало истории человечества

1


35

Мир древности: далекий и близкий

1


36

Средние века: время рыцарей и замков

1


37

Новое время: встреча Европы и Америки

1


38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1



Страницы истории России – 20 ч



39

Проверим себя и оценим свои достижения «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. Наши предки*

1


40

Во времена Древней Руси

1


41

Страна городов

1


42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1


43

Трудные времена на Русской земле

1


44

Русь расправляет крылья

1


45

Куликовская битва

1


46

Иван Третий

1


47

Мастера печатных дел

1


48

Патриоты России

1


49

Петр Великий

1


50

Михаил Васильевич Ломоносов

1


51

Екатерина Великая

1


52

Отечественная война 1812 года

1


53

Страницы истории XIX века

1


54

Россия вступает в XX век.

1


55

Страницы истории 1920–1930-х годов

1


56

Великая Отечественная война и Великая Победа

1


57

Великая Отечественная война и Великая Победа. Места боевой славы Смоленщины* Наши проекты «Они защищали Родину»

1


58

Промежуточная аттестация. Тест

1


59

Страна, открывшая путь в космос

1



Современная Россия – 10 ч



60

Проверим себя и оценим свои достижения «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

1


61

Мы – граждане России Наши проекты «Россия –Родина моя»

1


62

Славные символы России

1


63

Такие разные праздники. Проверка сформированности предметных умений и УУД .

1


64

Путешествие по России

1


65

Путешествие по России

1


66

Путешествие по России

1


67

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие.

1


68

Презентация проектов «Никто не забыт, ничто не забыто»

1



Всего часов

68



9





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!