Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО ;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2018/2019 учебный год.
На основе:
примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
Программы курса «Окружающий мир», 1-4 классы. Автор-составитель А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1- 4 классы – М.: Просвещение, 2011
В соответствии с учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)
В целях ознакомления с этнокультурными ценностями родного края в программу включены 4 часа из курса «Азбука Смоленского края» (из расчёта 1 час в четверть). Уроки № 11, № 21,№ 39, № 57 в календарно-тематическом планировании отмечены *.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметные
обучающийся научится:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительному отношению к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окруж. мире.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Содержание курса
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физ. карте России). Водоёмы Смоленской области.
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природ. зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Эколог. проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Природные особенности Смоленской области. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы нашего края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в Смоленской области, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в Смоленской области, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Наши предки.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья-собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Места боевой славы Смоленщины.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси
Современная Россия (10 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны | 13 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 |
6 | Современная Россия | 10 |
| Всего часов | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Земля и человечество – 9 ч | | |
1 | Мир глазами астронома | 1 | |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | |
4 | Мир глазами географа. Проверка сформированности предметных умений и УУД (входная диагностика) | 1 | |
5 | Мир глазами историка | 1 | |
6 | Когда и где? | 1 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения «Земля и человечество» | 1 | |
| Природа России – 11 ч | | |
10 | Равнины и горы России | 1 | |
11 | Моря, озера и реки России. Водоёмы Смоленской области* Наши проекты «Смоленское Поозерье» | 1 | |
12 | Природные зоны России | 1 | |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | |
14 | Тундра | 1 | |
15 | Леса России | 1 | |
16 | Лес и человек | 1 | |
17 | Зона степей | 1 | |
18 | Пустыни | 1 | |
19 | У Черного моря | 1 | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | 1 | |
| Родной край – часть большой страны – 13 ч | | |
21 | Наш край. Поверхность нашего края. Природные особенности Смоленской области * | 1 | |
22 | Поверхность нашего края (экскурсия) | 1 | |
23 | Водные богатства | 1 | |
24 | Наши подземные богатства | 1 | |
25 | Земля-кормилица | 1 | |
26 | Жизнь леса | 1 | |
27 | Жизнь луга | 1 | |
28 | Экскурсия в лес и на луг. Провер. работа за 1 полугодие | 1 | |
29 | Жизнь в пресных водах | 1 | |
30 | Растениеводство в нашем крае | 1 | |
31 | Животноводство в нашем крае | 1 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения «Родной край - часть большой страны». Презентация проектов «Красная книга России» | 1 | |
33 | Экскурсия к водоему | 1 | |
| Страницы всемирной истории – 5 ч | | |
34 | Начало истории человечества | 1 | |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |
| Страницы истории России – 20 ч | | |
39 | Проверим себя и оценим свои достижения «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. Наши предки* | 1 | |
40 | Во времена Древней Руси | 1 | |
41 | Страна городов | 1 | |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |
44 | Русь расправляет крылья | 1 | |
45 | Куликовская битва | 1 | |
46 | Иван Третий | 1 | |
47 | Мастера печатных дел | 1 | |
48 | Патриоты России | 1 | |
49 | Петр Великий | 1 | |
50 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | |
51 | Екатерина Великая | 1 | |
52 | Отечественная война 1812 года | 1 | |
53 | Страницы истории XIX века | 1 | |
54 | Россия вступает в XX век. | 1 | |
55 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | |
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | |
57 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Места боевой славы Смоленщины* Наши проекты «Они защищали Родину» | 1 | |
58 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | |
| Современная Россия – 10 ч | | |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 | |
61 | Мы – граждане России Наши проекты «Россия –Родина моя» | 1 | |
62 | Славные символы России | 1 | |
63 | Такие разные праздники. Проверка сформированности предметных умений и УУД . | 1 | |
64 | Путешествие по России | 1 | |
65 | Путешествие по России | 1 | |
66 | Путешествие по России | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. | 1 | |
68 | Презентация проектов «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1 | |
| Всего часов | 68 | |
9