СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе (УМК "ПНШ")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программапоокружающему миру разработана на основе авторской программы и учебника «Окружающий мир». Трафимовой Г.В.. Трафимова С.А.. Федотовой О.П. 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе (УМК "ПНШ")»


Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю».

на методсовете зам. директора по УВР Директор

МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская

средняя средняя средняя

общеобразовательная общеобразовательная общеобразовательная

школа № 5 школа № 5 школа № 5

Протокол № 1 __________ Сафронова О.В. ___________ Брусенко В.В.

от «___»______20___г. «___»______20___г. от «___»______20___г.



Рабочая программа по учебному предмету


Предмет: окружающий мир

Учитель: Глушкова Л.А.

Класс: 1

Сроки реализации:1год














с. Южно – Александровска

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программапоокружающему миру разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.-

- примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение. 2011г.).соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.09):

- авторской программы и учебника «Окружающий мир». Трафимовой Г.В.. Трафимова С.А.. Федотовой О.П. 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/учебник 2011 г.-233с.)

В соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

-учебным планом МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5 на текущий учебный год( 132 ч.. в неделю - 4 ч)

- календарным учебным графиком ОУ на 2018 - 2019 уч.г.

УМК, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

Трафимова Г.В.. Трафимов С.А.. Федотова О.П. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. 2011г. - 80с. Трафимова Г.В., Трафимов С.А.. Федотова О.П. «Окружающий мир» в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник. 2012г. -44с.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.М. «Окружающий мир» - хрестоматия. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник. 2012г. - 80с.

Содержание учебного предмета

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем.что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведения в природе.







Цели и задачи обучения

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».

Цель обучения: формирование у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.  

Задачи:- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и общество-ведческих дисциплин;   

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  

Количество учебных часов, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий, проектов

Рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира и составлена на основе методических рекомендаций Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Федотовой О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: — М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 80с., в которых представлен вариант планирования на 66 часов (2 часа в неделю). Контрольные работы не предусмотрены.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:

индивидуальная работа по карточкам, устный опрос,пересказ текста, тесты.При разработке рабочей программы учтены особенности УМК «Перспективная начальная школа», которая содержит задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий,

Обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учится - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.




Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном мире перед человеком встает множество неожиданных, новых задач ,к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а еще в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемою информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явление окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Данный предмет создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. УМК «Перспективная начальная школа» направлена на решение проблемы экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребенком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путем непосредственного общения с окружающим миром, а опосредовано, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта будет только возрастать за счет широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающем мире. Роль предмета весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и по тому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет « Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального отношения к этому миру.



3.Описание места учебного предмета, курса «Окружающий мир» в учебном плане

Программа на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от б октября 2009г).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»

Основные содержательные линии « Окружающего мира» определены ФОГС, примерной программой и представлены в рабочей программами разделами: « Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и ее сезонные изменения», «Наша Родина - Россия».Основной способ познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контакте с незнакомыми людьми и т.д.)

Курс создает содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах );планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств причинно - следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких- либо гипотез; уроки - путешествия, уроки - заседания экологического совета, уроки - конференции.Учебно - познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 класс

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета курса «Окружающий мир»

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-ориентация на доброе отношение к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

-бережное отношение к природе, культуре родного края.

У первоклассника могут быть сформированы:

-желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умения сотрудничать;

-стремление к соблюдению морально- этических норм общения с людьми другой национальности;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание важности сохранения своего здоровья.

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учится высказывать свое предположение (версию)на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Действовать согласно плану, составленному учителем.

Оценивать (с помощью учителя, сорегуляция)результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника,в рабочей тетради, из собственных наблюдении объектов природы и культуры, личного опыта.

  • Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

  • Подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов.

  • Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки.

  • Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

  • Пользоваться простыми условными обозначениями.

Коммуникативные УУД

  • Строить речевое высказывание в устной форме.

Кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы.

  • Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, ига, диалог).

  • Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению.

  • Проявлять доброжелательное отношение к партерам.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • выполнять правила поведения в школе, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного перехода улиц, поведения у водоема, правила экологически грамотного поведения в природе;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира;

  • сравнивать, находить свойства и различия предметов, объединять их в группы;

  • называть признаки живых существ, существенные признаки (внешние) изучачаемых групп объектов окружающего мира, различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словестного описания представителей различных групп растений, грибов, животных; описывать, сравнивать, различать их по внешним признакам;

  • называть части тела человека;

-характеризовать признаки времен года;

-оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

  • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС


На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:


  • Оцениваетжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

  • Объясняет с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определяет и высказывает самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

совместно с учителем обнаруживает и формулируетучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • планирует учебную деятельность на уроке.

  • Высказывает свою версию, предлагает способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работает по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Познавательные УУД:

  • Ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывает новые знания: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.


Коммуникативные УУД:

  • Доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушает и понимает речь других.

  • Выразительно читает и пересказывает текст.

  • Вступает в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им.

  • выполнят различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

Базовый уровень:

  • связывает события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдает за погодой и описывать её;

  • умеет определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • оценивает правильность поведения людей в природе;

  • Различает объекты неживой и живой природы, приводит примеры

взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

  • устанавливает связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой

природе;

  • сравнивает внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,

млекопитающих;

  • группирует объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,

млекопитающие)

  • называетпризнакиотличающие домашних животных от диких;

  • сравнивает характерные для животных способы питания;

  • характеризует роль грибов в жизни человека;

  • ставит простейшие опыты исследуя свойства воды;

  • наблюдает и делает выводы по изучению свойств воздуха;

  • наблюдает и выявляет условия, необходимые для жизни растений;

  • работает со справочной литературой

  • определяет характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть

представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

  • понимает необходимость вести здоровый образ жизни.


Повышенный уровень:

  • обнаруживает различие между наблюдением и опытом как разными способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;

  • характеризует общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • отличает разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

  • называет группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

  • называет группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • знает средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  • знает фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар­шее поколение;


Раздела «Человек и общество»


Базовый уровень:

  • рассказывает об отдельных видах труда, связанных с природой; о значенииэтоготруда;

  • знает средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,режим труда и отдыха, физкультура);

  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

  • принимаетучастие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.

  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча­щиеся, родного города (села);

  • использует дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;

Повышенный уровень:


  • знает основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

  • называет государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

  • знает правила безопасного поведения в природ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  3 класс 

 Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3  классе является формирование следующих умений:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства  воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой  и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС



Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



Предметными результатами изучения предмета«Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

  • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

  • использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

  • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

  • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

  • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;


  • называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

  • характеризовать основные функции систем органов человека;

  • измерять температуру тела, вес и рост человека;

  • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.


6.Содержание учебного предмета

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире (8 часов)

  • Живая и неживая природа

  • Органы чувств человека

  • Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира

Практические работы: различие звуков определение вкуса, температуры, мягкости, твердости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 часов)

  • Признаки живой природы

  • Животные, насекомые, растения как часть живой природы о Части растения

  • Знакомство с разнообразием плодов и семян

Практические работы: наблюдение за прорастанием семян, ростом растений.

Природа и её сезонные изменения (38 часов)

  • Смена времен года

  • Изменения в неживой природе

  • Первоначальное представление о разном состоянии воды

  • Труд людей

  • Лекарственные растения

  • Безопасное поведение в природе

  • Экология

Красная книга РоссииНаша родина - Россия (10 часов)

  • Первоначальные представления о родном крае, о Родине

  • Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн

  • Экскурсия по достопримечательностям родного города

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • название своего города, номер своего дома, адрес школы;

  • названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

  • государственную символику России;

  • первый куплет и припев гимна России;

  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

  • правила поведения в городе во время экскурсии;

  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

  • название органов чувств и их функции;

  • названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

  • названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);

  • название каждого времени года и их последовательность;

  • основные признаки времени года;

  • правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

  • различать объекты природы и изделия человека;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать части растений, отображать их в рисунке;

  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

  • приводить примеры съедобных грибов своего края;

  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;

  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;

  • написания на конверте своего адреса;

  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

 Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы по данному курсу не предусмотрены.

Содержание учебного предмета


п\п

Тема раздела

Всего часов

Практические работы

Проверочные работы

Экскурсии

Тесты

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8 ч

2

-

-

-

2

Живая природа

10 ч

1

1

-

-

3

Природа и её сезонныеименения

38 ч

1

-

5

2

4

Наша Родина - Россия

10 ч

-

-

2


5

Итого

66 ч

4

1

7

2





Содержание учебного предмета 2 класс окружающий мир


11

Источники информации об окружающем нас мире, или Где и как найти ответы на вопросы

6

22

Планеты и звезды

5

33

Живая природа Земли

39

44

Человек разумный – часть природы

10

45

Наша Родина – Россия

8


итого

68ч



Содержание учебного предмета 3 класс Окружающий мир


Тема раздела

Кол-во часов

1

Изображение Земли на глобусе     

4

2

О чем рассказала карта.

7

3

Из чего все на свете.

4

4

Вода и ее свойства

5

5

Чудесные превращения воды в природе.

6

6

Воздух и его свойства.         

4

7

Движение воздуха. .       

5

8

Тайны недр земли        

7

9

Почва.

4

10

Природные сообщества.

6

11

Луг и человек.

7

12

Путешествие в прошлое.

9

итого


68



Содержание учебного предмета 4 класс Окружающий мир

№ п/п

Тема урока


Кол-во

часов

1

История отечества

7

2

Земля – планета Солнечной системы

4

3

Путешествие по природным зонам России

13

4

Родной край – часть великой России

10

5

Человеческий организм

11

6

Изучаем органы чувств

7

7

Путешествие по странам мира

6

8

Москва как летопись истории России

5

9

Мы – граждане России

5

итого

68 ч























Типовые задания для формирования УУД

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах; подведение итогов урока;

творческие задания;анализ текста

мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Познавательные

Работа с учебником, словарями и другими источниками информации.

Наблюдение явлений и объектов окружающего мира.

Обнаружение изменений, происходящих с предметами и явлениями. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения.

Проведение измерений с помощью простейших приборов.

Решение творческих задач: самостоятельно составить план действий (замысел), создавать творческие работы.

Сравни;

выдвижение гипотез и их обоснование;

постановка и решение проблемы.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»; «Установи правильный порядок…»;

поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; А как иначе?

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

































Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1-го класса


п\п


Тема урока

Планируемые

результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Кол-во ч

Дата пров.

Кор. дата



Содержание урока (Ученик должен знать)

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД


Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

1

Знакомство с учебником. Семья. н/д

Знать адрес: название сво­его поселка (города), назва­ние своей улицы,

номер сво­его дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы


Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализ объектов с целью выделения признаков

признаков (существенных, несущественных).

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий


Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество):

задания по форзацу учебника: 1-го класса: «Правила поведения в школе»;

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Прогнозировать различные ситуации поведения в школе.

способность к волевому усилию.

Прогнозировать различные ситуации поведения в школе.

1

6.09

Презента

ция



2

Где живет семья Ивановых, где живешь ты.

ПДД Улица: транспорт и пешеход ОБЖ

« Улица полна неожиданностей».

1

7.09


3

Мы познаем мир. ОБЖ. Наиболее безопасный путь в школу и домой

н/д

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов приро­ды; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рас­сказывать о своих наблюде­ниях

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

1

13.09

Урок- путешествие


4

Урок-практикум. Мы познаем мир с помощью органов чувств

Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов приро­ды (цвет, форму, сравни­тельные размеры);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование. Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

1

14.09


5

Мы познаем мир с помощью органов чувств ОБЖ: Безопасность в помещении.н/д

1

20.09

Урок-исследование


6

Что нас окружает. Живая и неживая природа ОБЖ: Безопасность в помещении.

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов нежи­вой природы изделия чело­века.


Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Выделение и формулирование
познавательной цели с помощью учителя.

Поиск и выделение необходимой информации

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

1

21.09


7

Урок-экскурсия по теме: «Что нас окружает». ПДД Организация дорожного движения. ОБЖ: Правила поведения на улицах и дороге.н/д

1

27.09

экскурсия



Живая природа

8

Животные - часть живой природы

Иметь представление о жи­вотных

Знать признаки живых ор­ганизмов; отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (на­секомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий

Формирование эмоционально позитивного от­ношения к процессу сотрудни­чества

Целеполагание как Постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Прогнозирование - предвосхищение результата эксперимента

1

28.09


9

Рыбы, птицы, насекомые, звери - животные

1

4.10


10

Дикие и домашние животные

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особен­ности внешнего вида и жиз­ни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Целеполагание как Постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


1

5.10


11

Дикие и домашние животные

1

11.10


12

Насекомые - часть живой природы


Знать отличительные при­знаки насекомых. Уметь раскрывать особен­ности внешнего вида и жиз­ни насекомых; называть на­секомых родного края

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

12.10


13

Растения - часть живой природы

Знать общие признаки для всех растений; название ор­ганов растений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, се­мена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части рас­тений, отображать их в ри­сунке

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


1

18.10


14

Деревья, кустарники, травянистые растения


1

19.10


15

Урок-экскурсия по теме: «Растения и их части» н/д

Знать общие признаки для всех растений; название ор­ганов растений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, се­мена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).


Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

1

25.10

экскурсия


16

Части растений

Уметь различать части рас­тений, отображать их в ри­сунке


Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и
самопринятия

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

Ориентация на партнера по об­щению


Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

1

26.10


17

Способы размножения растений

Знать способы распростра­нения семян.

Уметь анализировать строе­ние семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов

Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

1.11


18

Способы размножения растений

1

2.11


Природа и ее сезонные изменения

19

Природа и ее сезонные изменения


Знать основные признаки времен года, название каждо­го времени года и их последо­вательность; правила безо­пасности на воде в летнее время и на льду в зимнее вре­мя, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о се­зонных изменениях в природе

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности

Анализ объектов с целью выделения признаков

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий


Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

15.11


20

Жизнь растений осенью

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообра­зие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изме­нения природы осенью


Формирование единого, целостного образа мира


Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

Проводить несложные наблюдения.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию


1

16.11


21

Жизнь растений осенью

1

22.11


22

Урок-экскурсия: «Жизнь растений осенью» н/д

1

23.11 экскурсия


23

Труд людей осенью н/д

Знать о труде людей осенью в саду, огороде, поле. Уметь различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки


Потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению

Взаимоконтроль и взаимопо­мощь по ходу выполнения задания.


Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

1

29.11урок-практикум


24

Как животные готовятся к зиме

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изме­нения природы зимой


Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


1

30.11


25

Как животные готовятся к зиме

Умение договариваться, на­ходить общее решение,

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

1

6.12


26

Как животные готовятся к зиме

1

7.12


27

Пришла зима

Знать основные признаки времен года, название каж­дого времени года и их по­следовательность; правила безопасности на льду в зим­нее время, правила безопас­ности при катании с гор в зимнее время


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

13.12


28

Снежные загадки

Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь эле­ментарное представление об образовании снежинок

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению,

Умение слушать собеседника


Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

14.12


29

Урок-экскурсия: «Зима пришла». ПДД Переход через проезжую часть. н/д

Знать основные признаки времен года, название каж­дого времени года и их по­следовательность; правила безопасности на льду в зим­нее время, правила безопас­ности при катании с гор в зимнее время


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

20.12экскурсия


30

Жизнь лесных зверей зимой н/д

Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению

Взаимоконтроль и взаимопо­мощь по ходу выполнения задания.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;


1

21.12исследование


31

Жизнь лесных зверей зимой

Знать о зимовке животных. Уметь оказывать помощь животным зимой

1

27.12


32

Как помочь птицам зимой н/д

Знать признаки, по которым из всех животных выделяет­ся особая группа - группа птиц; виды зимующих птиц

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

28.12урок-практикум


33

Как помочь птицам зимой

Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обоб­щать жизненные наблюде­ния

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

29.12


34

Есть ли жизнь в воде

Знать признаки рыб; о жиз­ни некоторых животных и растений подо льдом

Формирование единого, целостного образа мира

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Умение договариваться, на­ходить общее решение,

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

10.01


35

Есть ли жизнь в воде


1

11.01


36

Как зимуют деревья, кустарники и травы н/д

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний пе­риод, делать выводы из наблюдений.

Иметь представление

о внутреннем строении почки

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств


Проводить несложные наблюдения и ставить опыты

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос

Прогнозирование - предвосхищение результата эксперимента

1

17.01урок-исследование


37

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Умение договариваться, на­ходить общее решение

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и ус­тупать

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


1

18.01


38

Урок-экскурсия: «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

ПДД Игры детей и дорожная безопасность. н/д

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

Анализ объектов с целью выделения признаков

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

24.01

экскурсия


Наша родина — Россия

39

Родной край

Знать название нашей пла­неты, родной страны, регио­на, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопри­мечательности родного края; называть виды растений и животных родного края

Формирование основ гражданской идентичности личности:

-чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России

Работать с картой

Карта Российской федерации – как иллюстрация строк Гимна: «От южных морей до полярного края раскинулись наши поля и луга»


Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;


1

25.01


40

Наша Родина – Россия

Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательно­сти столицы (Кремль), истори­ческой достопримечательно­сти Кремля (Спасская башня). Уметь описывать достопри­мечательности столицы России

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;


1

31.01


41

Наша Родина – Россия н/д

1

1.02

урок-путешествие


42

Москва – столица нашего государства

Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать досто­примечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы


Развитие Я-концепции и самооценки личности:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и
самопринятия

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе­ния от партнера по деятельно­сти.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

1

7.02


43

Москва – столица нашего государства

1

8.02


44

Экскурсия в город. Транспорт

ПДД Виды транспортных средств и дорожное движение. н/д

Знать правила поведения во время движения по горо­ду; виды городского транс­порта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных достопримеча­тельностях своего края


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

Анализ объектов с целью выделения признаков

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

14.02

экскурсия


45

Урок-экскурсия: «Наш город». ПДД Выбор безопасных маршрутов и культура транспортного поведения

н/д

1

15.02

экскурсия



Природа и ее сезонные изменения

46

Пришла весна

Знать основные признаки времен года; раннецветущие расте­ния.

Уметь анализировать на­блюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Формирование картины мира;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению

Взаимоконтроль и взаимопо­мощь по ходу выполнения задания.


Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


1

28.02


47

Первоцветы


Знать раннецветущие рас­тения, причины раннего цве­тения растения. Уметь отличать раннецве­тущие растения от осталь­ных растений

1

1.03


48

Первоцветы


Уметь устанавливать взаи­мосвязи в природе в весен­нее время; оберегать редкие и исчезающие растения род­ного края

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

7.03


49

Урок-экскурсия: «Жизнь растений весной» н/д

Знать основные признаки времен года, название каж­дого времени года и их по­следовательность;

Знать правила поведения на экскурсии; названия жи­вотных и растений родного края; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни

Анализ объектов с целью выделения признаков

Синтез — составление целого из частей

Выбор оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий

Умение договариваться, на­ходить общее решение

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и ус­тупать

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1

14.03 экскурсия


50

Как животные весну встречают

Знать об изменениях в жиз­ни животных весной. Уметь устанавливать взаи­мосвязи в природе; анализи­ровать и отвечать по рисунку

Формирование единого, целостного образа мира;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению


Прогнозирование - предвосхищение результата наблюдений

1

15.03


51

Как животные весну встречают

Выполнять правила охраны животных в весеннее время. Иметь представление о гнездовании птиц

Формирование единого, целостного образа мира;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости


Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Умение договариваться, на­ходить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия


1

21.03


52

Про больших и маленьких

Знать, как появляется по­томство у животных. Уметь сравнивать потомст­во и животных-родителей

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Прогнозирование - предвосхищение результата наблюдений

1

22.03


53

Про больших и маленьких

Знать, как появляется по­томство у животных. Уметь сравнивать потомст­во и животных-родителей

1

4.04


54

Про больших и маленьких


1

5.04


55

Лето пришло

Знать об основных измене­ниях с приходом лета в не­живой и живой природе. Уметь устанавливать взаи­мосвязи в природе в летний период

Формирование единого, целостного образа мира;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости


Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Прогнозирование - предвосхищение результата наблюдений


1

11.04


56

В лес по ягоды пойдем

Знать питательные и целеб­ные свойства ягод. Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Понимание возможности раз­ных оснований для оценки од­ного и того же предмета, пони­мание относительности оценок или подходов к выбору

Прогнозирование - предвосхищение результата наблюдений

1

12.04


57

С лукошком за грибами

Знать признаки и названия грибов, правила сбора гри­бов.

Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, при­водить примеры съедобных грибов своего края


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Владение определенными вер­бальными и невербальными средствами общения;

Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества

Прогнозирование - предвосхищение результата наблюдений

1

18.04


58

С лукошком за грибами

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение договариваться, на­ходить общее решение,

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия


1

19.04


59

Зеленая аптека

Знать лекарственные расте­ния, о целебной силе расте­ний, правила сбора.

Иметь представление о приемах использования лекарственных растений

Формирование единого, целостного образа мира;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;


Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Потребность в общении с взрослыми и сверстниками

Ориентация на партнера по об­щению

Понимание возможности раз­личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос


Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


1

25.04


60

Красная книга

н/д

Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаи­мосвязи в природе

1

26.04

урок-проект


61

Урок-экскурсия: «Лекарственные растения» ОБЖ. «Правила безопасности в любом виде транспорта».

н/д

Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную ин­формацию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и зака­ливающих процедурах

Развитие уважения и готовности выполнять совместно установленные договоренности и правила

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты

Следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе­ния от партнера по деятельно­сти.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

16.05

экскурсия


62

Природа и мы. ОБЖ. «Правила безопасности на водном и воздушном транспорте».

н/д

Знать, что обозначает тер­мин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, жи­вотные






Знание основных моральных норм (справедливое распределение,
взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе­ния от партнера по деятельно­сти.


Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


1

17.05урок-загадка


63

Промежуточная аттестация


Знать виды и формы помо­щи человека природе





1

18.05



64

Урок-игра

«Наш мир»н/д

Уметь соблюдать правила безопасности при проведе­нии опытов и уроков-экскурсий

Развитие уважения и готовности выполнять совместно установленные договоренности и правила

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение договариваться, на­ходить общее решение

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

1

23.05 Урок-игра



65

Природа и мы





Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо





Формирование мотивов достижения и социального признания;

мотива





Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков





Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе­ния от партнера по деятельно­сти.


Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


1

24.05



66

ПДД Ребёнок в общественном транспорте.


1

25.05





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программу обеспечивают:

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2017

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.(электронный)

Литература Для учителя:

  • Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 80с.

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 44с.

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» - хрестоматия. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 80с..(электронный)

  • Интернет- ресурсы.

Для ученика:

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 80с.

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 44с.

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» - хрестоматия. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2017г. – 80с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!