от «____» августа 2019 г от «____ » августа 2019 г. от «_______» августа 2019 г
______________ Ракова Н.В. _________ Осипова И.Д.
_____________ Айбулова С.Б.
Баталовой Татьяны Викторовны.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
№ п/п | Дата | Содержание материала | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Деятельность учащихся | Корректировка |
предметные | метапредметные | личностные |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |
| | Россия – наша Родина. | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, гос-ые символы; духовный мир человека, культурные традиции. | |
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) | |
| | Культура и религия | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. | |
| 2. | Культура и религия | Формирование понимания связи между культурой и религией. | Формирование познавательных УУД: структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Культура и религия. Культурный человек, культура поведения. | |
| 3. | Возникновение религий. Древнейшие верования | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Пантеон Многобожие. Завет. Храм | |
| 4. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм | |
| 5. | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Веды, Типитака, Танах. | |
| 6. | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Тора, Библия, Коран. | |
| 7. | Хранители предания в религиях мира | Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама. | |
| 8. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование знания о возникновении в мире зла. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция. | |
| 9. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | | Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция | |
| 10. | Человек в религиозных традициях мира | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Молитва, таинства, намаз, мантра | |
| 11. | Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Храм, икона, синагога, мечеть | |
| 12. | Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Минарет, ступа, пагода | |
| 13. | Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Искусство. Икона, каллиграфия, арабески. | |
| 14. | Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | Семисвечник, способы изображения Будды | |
| 15. | Творческие работы ученика | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | | |
| 16. | Творческие работы ученика | |
| 17. | История религий в России | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. | |
| 18. | История религий в России | Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | |
| 19. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин | |
| 20. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | |
| 21. | Паломничества и святыни. | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Паломничество, мощи. Хадж. Накхор. | |
| 22. | Праздники и календари | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид. | |
| 23. | Праздники и календари | |
| 24. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Заповеди, притча, бодхисатва. | |
| 25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
| 26. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Милосердие, сострадание, милостыня. | |
| 27. | Семья. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Семья | |
| 28. | Долг, свобода, ответственность, труд. | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Долг, свобода, ответственность, труд. | |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | |
| 1. | Любовь и уважение к Отечеству. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | |
| 2. | Подготовка творческих проектов. | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России | Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | | | |
| 3. | Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | |
| 4. | Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | |
| 5. | Презентация творческих проектов | Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | |
| | | | |
Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.
Темы: «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах», «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».